"За едУ" может набрать 51%. Теоретически

Пятница, 1 марта 2002, 16:53
31 марта 2002 года блок "Против всех" набирает 10%. "Команда озимого поколения" - 25%. Еще по 5% - Морская партия и ЗУБР. Путем привлечения "Женщин за будущее" они формируют большинство, которое принимает новую Конституцию с пожизненным избранием Людмилы Кучмы президентом Украины и перенесением столицы в Минск.

Цель этой галиматьи - простимулировать аутсайдеров. Не сдавайтесь! Ведь шанс проскочить в парламент еще есть. По меньшей мере еще совсем недавно, за полтора месяца до выборов, половина сознательных граждан, которые пойдут голосовать, не знали, напротив какой партии или блока в бюллетене они поставят свой "крестик".

С 10 по 18 февраля Центр политических и электоральных исследований СОЦИС расспрашивал 4000 граждан об их предвыборных настроениях. Оказалось, что в день выборов явка должна составить 80-85%. Из них знают, за кого будут голосовать, 56%. 44% - это тот приз, остатки которого можно ухватить даже в последний день. Поэтому сейчас наступает время экзамена для штабов участников выборов и их политических разработок.

Пока же среди тех 56%, которые определились, предвыборная картина выглядит так:

Первая группа - это безусловные фавориты. Они уже сейчас могут идти к портному - прокалывать дырку в пиджаках для депутатского значка. И, по мнению социологов, это момент исторический - ведь впервые за десять лет в Украине появилась альтернатива коммунистам:
- "Наша Украина" - 28%;
- Коммунистическая партия - 24%

Вторая группа состоит из одного участника - СДПУ(О), у которой 9%. Партия Медведчука, по словам директора СОЦИСа Николая Чурилова, "крепко закрепилась" на третьей позиции и "наращивает отрыв" от преследователей. Сделать это, по мнению социолога, помогли ролики о социал-демократических странах Евросоюза. Выходит, не зря в половине стран ЕС эсдеки провела виртуальные перевороты:

Третья группа - это участники, у которых уменьшается армия сторонников. СОЦИС советует Литвину не обижаться и низкий рейтинг почитателей "еды" объясняет просто – блок власти обладает рейтингом властных институций:
- "За еду" - 9%;
- Партия зеленых - 5%;
- Женщины за будущее - 5%

Четвертая группа - партии и блоки, которые имеют шансы пройти в парламент:
- Блок Юлии Тимошенко - 3,7%;
- Социалистическая партия - 2,9%;
- "Новая Генерация" - 2,7%;
- "Яблоко" - 2,2%. (Данные округлены к большему показателю. Погрешность 1,6%.)

Всех других СОЦИС относит к пятой группе, которые ни на что на этих выборах уже могут не надеяться. Оговорку они сделали разве что для "Команды озимого поколения". Им предоставлен шанс найти выход своей самоуверенности и создать прецедент превращения рейтинга 0,1% хотя бы в 4% (не говоря уже об анонсированных 10-12%). Сейчас же социологи отмечают "активное завоевание КОПом медийного пространства".

Следует еще раз отметить: приведенные рейтинги отображают вкусы только 56% граждан, которые уже определились с выбором.

Другие 44% желающих прийти и проголосовать будут действовать скорее по зову сердца, реже - включать ум:

- Каждый третий, показывает исследование СОЦИСа, будет смотреть на лидера блока. И здесь социологи отводят теледебатам роль большого помощника электората. С одной стороны, эти люди могут сориентироваться на Ющенко. Однако какие личные черты лидер "Нашей Украины" проявит в открытом бою на дебатах? Тем более что оппонентом ему все телеканалы выбрали неудобного Медведчука.

- Каждый четвертый из этих 44%, которые не определились, будет сравнивать предвыборные программы. Они все напечатаны, и кто во что из наобещанного поверит - это проблема каждого избирателя.

- 19% из тех, кто не определился со вкусами, но решил проголосовать, пойдут и спросят совета у какого-то авторитета -родственника или начальника.

- 12%… просто не знают, как будут определяться.

- 5% придут и проголосуют… "наугад".

- 2%, только 2% почитают результаты соцопросов и подумают, выбрасывать ли им свой голос в шкатулку аутсайдера, который не проходит в парламент.

(Интересно, что за четыре года алгоритм действий людей, которые определяются в последние недели, почти не изменился. Как показывает исследование Социс-Гелап (нынешний СОЦИС) в феврале 1998, 4,2% тогда тоже голосовали бы наугад, а за советом обратились 21,5%. Менее популярным становится только чтение предвыборных программ - с 35% до 24%.)

Сегодня, соревнуясь за 44% "не определившихся", потенциально проходные могут повысить свои шансы. Однако не меньшей является вероятность оттока рейтинга, его размывание за счет увеличения показателей у оппонентов. Актуален этот риск вплоть до 31 марта. Кроме того, только само голосование даст ответ на вопрос о правдивости рейтингов социологов и их склонности к "проституированию".

Чтобы убедиться в разнице между тем, как бывает на бумаге и как выходит в жизни, достаточно взглянуть на прогнозы четырехлетней давности по исследованию "Социс-Гелапа", проведенному за полтора месяцы до выборов 1998 года:

- Тогда СДПУ Буздугана могла рассчитывать на 4,4% голосов, что было очень и очень неплохо при погрешности опроса в 2%. Но его электорат растащили другие участники и по итогам голосования социал-демократы получили 0,32%.

- В то же время СДПУ (Объединенная) с молодыми членами Виктором Медведчуком и Григорием Суркисом имела в рейтинге 2,1%, а на выборах набрала 4,1%. (Правда, до сих пор ходят легенды, для кого пожертвовала своим процентом Аграрная партия - "футболистам" или ПСПУ).

- Тогда же в 1998 печальноизвестный "Блок демократических партий НЭП" мог нарастить неплохой результат при рейтинге за полтора месяца до выборов 1,9%. Однако вышли позорные 1,23%.

- "Громада" при рейтинге 1,5% вышла на 4,68%.

- НДП с 2,5% поднялась до 5,01%

- Партия зеленых осуществила восхождение от 2,5% в рейтинге "Социс-Гелапа" до 5,44% в протоколе ЦИК.

- Народный Рух - с 5,4% до 9,4%.

- Блок Социалистической и Селянской партий, которому давали 3,2%, вышел на рубеж с 8,56%.

- А максимальный прирост рейтинга был у КПУ - с 17% до 24,65%.

Это было в 1998 году. Сейчас партии и блоки должны опять выставлять весь свой политический товар. Весь до остатка. Начинается полная распродажа технологий и ходов - до пустых прилавков, поскольку после 31 марта эта продукция уже никому не будет нужна.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования