Борьба за Мельниченко-депутата
Вторник, 5 февраля 2002, 13:11
Во вторник свой рабочий день человек в красной мантии Андрей Гнатенко посвятил одному незарегистрированному кандидату в народные депутаты. В руках этого судьи Верховного суда судьба не просто Николая Мельниченко. От него в большой степени зависит счастливое будущее политических элит Украины - поскольку за месяцы, пока в кабинете Кучмы работал включенный диктофон, на верховной аудиенции успели побывать представители чуть ли не всех сил. Возвращение майора с богатой фонотекой вУкраину может иметь непредвиденные последствия.
В первую очередь, стоит поблагодарить судью за терпение к прессе, которая иногда немного шумела, а иногда от скуки спала прямо за столом в зале заседаний. Ценой за терпение стали некоторые подробности из жизни нсамого загадочного украинского политика (теперь Мельниченко можно отнести к этой категории граждан).
Итак, например, в соответствии с зачитанной декларацией, в прошлом году Мельниченко получил на "жилье и питание" от "международных правозащитных организаций" 150 тысяч (хотя, осталось невыясненным чего именно - гривен или долларов). Есть у экс-майора в собственности автомобиль "Жигули". День рождения Мельниченко - 18 октября 1966, а жена моложе его на восемь лет - родилась в 1974.
Если же по сути, то в первый день слушаний иногда казалось: еще совсем немного - и аргументация Центризбиркома не выдержит. Однако ничего не произошло. Назвать сегодня победителя в деле Соцпартия против ЦИК, которая отказала в регистрации екс-майору, почти невозможно. Конечно, при том, что никто извне не будет влиять на судью. Возобновится слушание в пятницу.
Отказ Мельниченко базируется на ответах, полученных на запросы в Генпрокуратуру, МИД, Госуправление охраны и Госкомграницы. Очевидно, центральным пунктом, от которого будет отталкиваться ЦИК, станут действия экс-майора при получении заграничного паспорта.
Логика в следующем: если Мельниченко получил паспорт незаконно, то и его пребывание за пределами Украины является нелегальным. Таким образом, он не подпадает под действия условий, по которым закон о выборах позволяет баллотироваться тем, кто последние пять лет не жил в Украине (пункт 2 статьи 8 закона о выборах).
Центризбирком продолжает настаивать на том, что зарубежный паспорт Мельниченко был выписан нечестно, ибо при заполнении специальной формы он не отметил, что владеет государственной тайной. "В неустановленном месте подделал заявление на получение паспорта", - говорится в ответе ЦИК, полученном от Генпрокуратуры.
Еще один тонкий момент - это даты. Кроме того, что Мельниченко не указал об опасных знаниях, которые накопились в его голове во время работы в госохране, он написал в анкете, что "временно не работает". И поставил подпись - 30 октября 2000 года. Следите за цифрами, чтобы не запутаться. Увольнение Мельниченко из Госуправления охраны было оформлено приказом от 4 ноября. В самом приказе значилось - освобожден в запас СБУ с 1 ноября. А рапорт о намерении уйти в отставку он написал 23 октября.
Т.е., заполняя анкету, Мельниченко может и считал себя свободным от службы Кучмы, но еще два дня формально оставался сотрудником Госуправления охраны. Это и является "подделкой" документов, за что против него возбудили дело.
Более того, представительница интересов ЦИК на "процессе Мельниченко", член Центризбиркома Марина Ставнийчук пртивела документальное свидетельство "неправового" пребывания Мельниченко за границей. В мае 2001 посольство Украины в Вашингтоне направило в Госдепартамент США заявление, в котором сообщило, что действие зарубежного паспорта экс-майора приостановлено, а сам документ "аннулирован".
Соответственно, таким образом и пребывание Мельниченко за границей считается нелегальным - поскольку визы стояли в неправильном паспорте. Такова позиция Центризбиркома.
Этот момент с датами и умалчивание Мельниченко факта доступа к гостайне может оказаться слабым местом социалистов. И от того, примет ли судья во внимание этот момент, зависит успех Соцпартии. Представители же СПУ, как было видно на заседании во вторник, положили в основу своей стратегии попытку доказать, что Мельниченко до сих пор "проживает" в Украине.
Если игра будет проводиться по этому сценарию, тогда Мельниченко не будет касаться норма закона о выборах, по которой гражданин Украины может не жить на родине, но баллотироваться в депутаты (среди них, напомним, есть и "пребывание граждан Украины за ее границами в соответствии с действующими международными договорами Украины", т.е. по визам). Тогда и "неправильный" зарубежный паспорт с визами будет интересовать ЦИК в последнюю очередь.
Однако даже если стороны завязнут в этой теме, то у социалистов, кажется, не все потеряно. Можно ставить вопросы. Почему, например, посольство проинформировало Госдеп США об аннулировании паспорта, когда Мельниченко месяц прожил в Америке в статусе беженца? При этом он имел соответствующее удостоверение беженца и заграничный паспорт ему уже был не нужен - поскольку гражданином Украины он оставался по обычной синей книжечке.
Кроме того, непонятно следующее. В анкете на получение зарубежного паспорта Мельниченко указал, что он только-что ушел со своего бывшего места работы- "Управления государственной охраны". Но с такой специфической профессией паспорт ему все же дали. Что, кстати, и удивило судью.
Если же говорить о других аргументах Центризбиркома, то здесь представители социалистов - Сергей Салов и, в первую очередь, Сергей Головатый - выглядели не менее уверенно.
ЦИК устами Марины Ставнийчук считает, что Мельниченко в течение двух месяцев "незаконно находился на территории Чехии". То есть таким образом не выполняется цитированное выше требование закона о выборах. Как аргумент Ставнийчук привела такие данные: "У экс-майора была одноразовая виза для пребывания на территории Чешской республики в течение 90 дней. Он выехал в Чехию 26 ноября 2000 года, и таким образом, его виза закончилась 25 февраля 2001 года". А в США он уехал уже в апреле 2001. Следовательно, считает Ставнийчук, время до получения статуса беженца США майор жил в Чехии нелегально.
В то же время Александр Мороз объяснил, что за десять дней до окончания срока визы Мельниченко подал заявление на получение статуса беженца и остаток времени не территории Чехии жил законно – благодаря американо-чешскому двухстороннему соглашению.
Еще Центризбирком привлек в качестве доказательства письмо заместителя госсекретаря МИД Моцика, который утверждает, что "ни один с действующих международных договоров не предусматривает правовых оснований пребывания Мельниченко в США". А, следовательно, на него не распространяются условия, согласно которым можно не жить в Украине, но баллотироваться в депутаты (тот самый пункт 2 статьи 8 закона о выборах). Социалисты с этим, конечно не соглашаются. Хотя бы потому, что в функции заместителя госсекретаря не входит трактовка двухсторонних межгосударственных договоров.
Представительница ЦИК также отметила, что на Мельниченко не распространяется статья 12 Конвенции о статусе беженцев, на которой настаивал в своей речи Головатый. По словам Ставнийчук, норма этого международного документа не касается лиц, которые совершили тяжкое преступление на территории государства, которую они оставили. (А 12 статья Конвенции о статусе беженцев предусматривает, что, например, хотя Мельниченко и получил статус беженца в США, но его права определяются страной постоянного проживания, т.е. Украиной; в частности право выбирать и быть избранным.)
Однако Головатий после выступления Ставнийчук отметил: суд ни одной страны мира не признал за Мельниченко совершение тяжкого преступления, поэтому он все же подпадает под действие 12 статьи Конвенции ООН.
Главная дискуссия между Мариной Ставнийчук и представителями СПУ развернулась вокруг определения, которое было записано в решении ЦИК. Речь идет о том, что Мельниченко подал существенные недостоверные сведения относительно места и времени его проживания на территории Украины.
Представитель ЦИК с посылкой полученные данные от Госкомграницы и МИД утверждает, что Мельниченко не возвращался на территорию Украины после отъезда к Чехии, а поэтому Украина не может быть местом его проживания. В то же время Головатый несколько раз пытался услышать от Ставнийчук доказательства того, что Мельниченко привел недостоверные данные, то есть документы официальных органов, которые бы свидетельствовали о том, что экс-майор не проживает на территории Украины.
Отказавшись предоставить официальные данные, Ставнийчук сослалась на то, что в функции ЦИК не входит сбор официальных данных, а только сведения, что Мельниченко не проживает на территории Украины.
"Отказывая в регистрации кандидатом в депутаты Николаю Мельниченко, ЦИК нарушил нормы украинского и международного права", - заявил Головатый. По его словам, действия ЦИК "приобрели характер злоупотребления властными полномочиями", а также ЦИК "проявил дискриминацию по политическим признакам".
В своей речи на заседании Верховного суда Головатый навел перечень нарушений, допущенных ЦИК: семь положений Конституции Украины, два положения закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", одно положение закона "О Центральной избирательной комиссии", нарушение норм Конвенции ООН о статусе беженцев, Конвенции ООН о защите прав человека, Первого протокола к конвенции ООН по правам человека, Международного пакта о гражданских и политических правах
Головатый считает, что, препятствуя "Мельниченко в его избирательном праве", ЦИК нарушает не только его конституционные права, как гражданина, но и обязательства, взятые на себя Украиной согласно Международным договорам.
По мнению Сергея Головатого, предусмотренная в статье 8 закона "О выборах народных депутатов" норма об обязательном проживании на территории Украины кандидата в депутаты в течение 5 лет не касается Мельниченко. По словам депутата-бывшего министра юстиции, экс-майор был "гражданином Украины от рождения", а это положение имеет отношение к иностранным гражданам и лицам без украинского гражданства, которые стали гражданами Украины "путем натурализации".
По словам другого адвоката Мельниченко Сергея Салова, даже если на Мельниченко распространять норму восьмой статьи, то все ровно местом его проживания является Украина. Гражданский кодекс в первой части 18 статьи предусматривает, что "место проживания - это место, где лицо постоянно или преимущественно проживает". За последние 5 лет Мельниченко проживал на территории Украины 46 месяцев, или 77% из 5-летнего срока. Это значит, что подавляющую часть этого срока он проживал на территории Украины.
"Это дело возникло не как юридическое, а как политическое. Юридических оснований в этом деле нет", - отметил лидер социалистов Александр Мороз.
Месяц в жизни Мельниченко:
23 октября 2000 года - Мельниченко подал рапорт об увольнении из Управления государственной охраны
30 октября - заполнил заявление на получение заграничного паспорта
1 ноября - день, которым датировано его увольнение из Управления государственной охраны
2 ноября - получил заграничный паспорт
4 ноября - подписан приказ об увольнении Мельниченко в запас СБУ в звании майора
21 ноября - Мельниченко подал заявление на получение визы в Чехию
23 ноября - получил визу в Чехию
26 ноября - пересек границу Украины с Польшей на автобусе "Икарус"
В первую очередь, стоит поблагодарить судью за терпение к прессе, которая иногда немного шумела, а иногда от скуки спала прямо за столом в зале заседаний. Ценой за терпение стали некоторые подробности из жизни нсамого загадочного украинского политика (теперь Мельниченко можно отнести к этой категории граждан).
Итак, например, в соответствии с зачитанной декларацией, в прошлом году Мельниченко получил на "жилье и питание" от "международных правозащитных организаций" 150 тысяч (хотя, осталось невыясненным чего именно - гривен или долларов). Есть у экс-майора в собственности автомобиль "Жигули". День рождения Мельниченко - 18 октября 1966, а жена моложе его на восемь лет - родилась в 1974.
Если же по сути, то в первый день слушаний иногда казалось: еще совсем немного - и аргументация Центризбиркома не выдержит. Однако ничего не произошло. Назвать сегодня победителя в деле Соцпартия против ЦИК, которая отказала в регистрации екс-майору, почти невозможно. Конечно, при том, что никто извне не будет влиять на судью. Возобновится слушание в пятницу.
Отказ Мельниченко базируется на ответах, полученных на запросы в Генпрокуратуру, МИД, Госуправление охраны и Госкомграницы. Очевидно, центральным пунктом, от которого будет отталкиваться ЦИК, станут действия экс-майора при получении заграничного паспорта.
Логика в следующем: если Мельниченко получил паспорт незаконно, то и его пребывание за пределами Украины является нелегальным. Таким образом, он не подпадает под действия условий, по которым закон о выборах позволяет баллотироваться тем, кто последние пять лет не жил в Украине (пункт 2 статьи 8 закона о выборах).
Центризбирком продолжает настаивать на том, что зарубежный паспорт Мельниченко был выписан нечестно, ибо при заполнении специальной формы он не отметил, что владеет государственной тайной. "В неустановленном месте подделал заявление на получение паспорта", - говорится в ответе ЦИК, полученном от Генпрокуратуры.
Еще один тонкий момент - это даты. Кроме того, что Мельниченко не указал об опасных знаниях, которые накопились в его голове во время работы в госохране, он написал в анкете, что "временно не работает". И поставил подпись - 30 октября 2000 года. Следите за цифрами, чтобы не запутаться. Увольнение Мельниченко из Госуправления охраны было оформлено приказом от 4 ноября. В самом приказе значилось - освобожден в запас СБУ с 1 ноября. А рапорт о намерении уйти в отставку он написал 23 октября.
Т.е., заполняя анкету, Мельниченко может и считал себя свободным от службы Кучмы, но еще два дня формально оставался сотрудником Госуправления охраны. Это и является "подделкой" документов, за что против него возбудили дело.
Более того, представительница интересов ЦИК на "процессе Мельниченко", член Центризбиркома Марина Ставнийчук пртивела документальное свидетельство "неправового" пребывания Мельниченко за границей. В мае 2001 посольство Украины в Вашингтоне направило в Госдепартамент США заявление, в котором сообщило, что действие зарубежного паспорта экс-майора приостановлено, а сам документ "аннулирован".
Соответственно, таким образом и пребывание Мельниченко за границей считается нелегальным - поскольку визы стояли в неправильном паспорте. Такова позиция Центризбиркома.
Этот момент с датами и умалчивание Мельниченко факта доступа к гостайне может оказаться слабым местом социалистов. И от того, примет ли судья во внимание этот момент, зависит успех Соцпартии. Представители же СПУ, как было видно на заседании во вторник, положили в основу своей стратегии попытку доказать, что Мельниченко до сих пор "проживает" в Украине.
Если игра будет проводиться по этому сценарию, тогда Мельниченко не будет касаться норма закона о выборах, по которой гражданин Украины может не жить на родине, но баллотироваться в депутаты (среди них, напомним, есть и "пребывание граждан Украины за ее границами в соответствии с действующими международными договорами Украины", т.е. по визам). Тогда и "неправильный" зарубежный паспорт с визами будет интересовать ЦИК в последнюю очередь.
Однако даже если стороны завязнут в этой теме, то у социалистов, кажется, не все потеряно. Можно ставить вопросы. Почему, например, посольство проинформировало Госдеп США об аннулировании паспорта, когда Мельниченко месяц прожил в Америке в статусе беженца? При этом он имел соответствующее удостоверение беженца и заграничный паспорт ему уже был не нужен - поскольку гражданином Украины он оставался по обычной синей книжечке.
Кроме того, непонятно следующее. В анкете на получение зарубежного паспорта Мельниченко указал, что он только-что ушел со своего бывшего места работы- "Управления государственной охраны". Но с такой специфической профессией паспорт ему все же дали. Что, кстати, и удивило судью.
Если же говорить о других аргументах Центризбиркома, то здесь представители социалистов - Сергей Салов и, в первую очередь, Сергей Головатый - выглядели не менее уверенно.
ЦИК устами Марины Ставнийчук считает, что Мельниченко в течение двух месяцев "незаконно находился на территории Чехии". То есть таким образом не выполняется цитированное выше требование закона о выборах. Как аргумент Ставнийчук привела такие данные: "У экс-майора была одноразовая виза для пребывания на территории Чешской республики в течение 90 дней. Он выехал в Чехию 26 ноября 2000 года, и таким образом, его виза закончилась 25 февраля 2001 года". А в США он уехал уже в апреле 2001. Следовательно, считает Ставнийчук, время до получения статуса беженца США майор жил в Чехии нелегально.
В то же время Александр Мороз объяснил, что за десять дней до окончания срока визы Мельниченко подал заявление на получение статуса беженца и остаток времени не территории Чехии жил законно – благодаря американо-чешскому двухстороннему соглашению.
Еще Центризбирком привлек в качестве доказательства письмо заместителя госсекретаря МИД Моцика, который утверждает, что "ни один с действующих международных договоров не предусматривает правовых оснований пребывания Мельниченко в США". А, следовательно, на него не распространяются условия, согласно которым можно не жить в Украине, но баллотироваться в депутаты (тот самый пункт 2 статьи 8 закона о выборах). Социалисты с этим, конечно не соглашаются. Хотя бы потому, что в функции заместителя госсекретаря не входит трактовка двухсторонних межгосударственных договоров.
Представительница ЦИК также отметила, что на Мельниченко не распространяется статья 12 Конвенции о статусе беженцев, на которой настаивал в своей речи Головатый. По словам Ставнийчук, норма этого международного документа не касается лиц, которые совершили тяжкое преступление на территории государства, которую они оставили. (А 12 статья Конвенции о статусе беженцев предусматривает, что, например, хотя Мельниченко и получил статус беженца в США, но его права определяются страной постоянного проживания, т.е. Украиной; в частности право выбирать и быть избранным.)
Однако Головатий после выступления Ставнийчук отметил: суд ни одной страны мира не признал за Мельниченко совершение тяжкого преступления, поэтому он все же подпадает под действие 12 статьи Конвенции ООН.
Главная дискуссия между Мариной Ставнийчук и представителями СПУ развернулась вокруг определения, которое было записано в решении ЦИК. Речь идет о том, что Мельниченко подал существенные недостоверные сведения относительно места и времени его проживания на территории Украины.
Представитель ЦИК с посылкой полученные данные от Госкомграницы и МИД утверждает, что Мельниченко не возвращался на территорию Украины после отъезда к Чехии, а поэтому Украина не может быть местом его проживания. В то же время Головатый несколько раз пытался услышать от Ставнийчук доказательства того, что Мельниченко привел недостоверные данные, то есть документы официальных органов, которые бы свидетельствовали о том, что экс-майор не проживает на территории Украины.
Отказавшись предоставить официальные данные, Ставнийчук сослалась на то, что в функции ЦИК не входит сбор официальных данных, а только сведения, что Мельниченко не проживает на территории Украины.
"Отказывая в регистрации кандидатом в депутаты Николаю Мельниченко, ЦИК нарушил нормы украинского и международного права", - заявил Головатый. По его словам, действия ЦИК "приобрели характер злоупотребления властными полномочиями", а также ЦИК "проявил дискриминацию по политическим признакам".
В своей речи на заседании Верховного суда Головатый навел перечень нарушений, допущенных ЦИК: семь положений Конституции Украины, два положения закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", одно положение закона "О Центральной избирательной комиссии", нарушение норм Конвенции ООН о статусе беженцев, Конвенции ООН о защите прав человека, Первого протокола к конвенции ООН по правам человека, Международного пакта о гражданских и политических правах
Головатый считает, что, препятствуя "Мельниченко в его избирательном праве", ЦИК нарушает не только его конституционные права, как гражданина, но и обязательства, взятые на себя Украиной согласно Международным договорам.
По мнению Сергея Головатого, предусмотренная в статье 8 закона "О выборах народных депутатов" норма об обязательном проживании на территории Украины кандидата в депутаты в течение 5 лет не касается Мельниченко. По словам депутата-бывшего министра юстиции, экс-майор был "гражданином Украины от рождения", а это положение имеет отношение к иностранным гражданам и лицам без украинского гражданства, которые стали гражданами Украины "путем натурализации".
По словам другого адвоката Мельниченко Сергея Салова, даже если на Мельниченко распространять норму восьмой статьи, то все ровно местом его проживания является Украина. Гражданский кодекс в первой части 18 статьи предусматривает, что "место проживания - это место, где лицо постоянно или преимущественно проживает". За последние 5 лет Мельниченко проживал на территории Украины 46 месяцев, или 77% из 5-летнего срока. Это значит, что подавляющую часть этого срока он проживал на территории Украины.
"Это дело возникло не как юридическое, а как политическое. Юридических оснований в этом деле нет", - отметил лидер социалистов Александр Мороз.
Месяц в жизни Мельниченко:
23 октября 2000 года - Мельниченко подал рапорт об увольнении из Управления государственной охраны
30 октября - заполнил заявление на получение заграничного паспорта
1 ноября - день, которым датировано его увольнение из Управления государственной охраны
2 ноября - получил заграничный паспорт
4 ноября - подписан приказ об увольнении Мельниченко в запас СБУ в звании майора
21 ноября - Мельниченко подал заявление на получение визы в Чехию
23 ноября - получил визу в Чехию
26 ноября - пересек границу Украины с Польшей на автобусе "Икарус"