Памятка об админресурсе, или диалоги с Литвином
Среда, 20 февраля 2002, 18:34
После автокатастрофы в конце декабря Литвин сделался на удивление публичным человеком. Почти каждую неделю он делает или говорит такое, что вынуждает общественность еще несколько недель удивляться и обсуждать это событие. Так было со списанной статьей о гражданском обществе, так сообщалось (с посследующими исправлениями) о намерениях президента возглавить "ЕдУ", наконец, так было и с клеймлением социологов "проститутками".
Литвин еще на примере со статьей Томаса Каротерса объяснил, что это такой "пиар-ход". Принесет ли эта технология дополнительные голоса "заедистам" мы узнаем через полтора месяца, а пока что свой ответ уважаемому историку подготовили "развращенные" социологи с политологами. Даже не один ответ, а два: и на "проституток", и на просьбу Литвина объяснить ему, что такое админресурс.
Итак, для того, чтобы заполнить эту лакуну в понятийном аппарате сознания главы администрации президента (а также и 300 тысяч чиновников, которые составляют его армию), Николай Томенко (Институт политики) и Сергей Макеев (Институт социологии) в среду презентовали памятку: "Что такое административный ресурс". Познакомившись с ней, каждый человек, который умеет читать, может узнать, что админресурс - это политологическое понятие, которое характеризует ситуацию, в которой госслужащие используют свои должностные полномочия для достижения политических целей.
Кроме того, с точки зрения права, определение "админресурса" содержится в нескольких статьях "Закона о выборах". Уголовный кодекс Украины предусматривает и уголовную ответственность за преступления, которые ограничивают осуществление избирательных прав граждан. Чтобы не обременять чиновников нудными перечислениями сроков заключения, подчеркнул Томенко, в памятке приведены только минимальные и максимальные сроки лишения свободы. Например, осуществление влияния на результаты голосования оценивается максимум в 12 лет свободной жизни.
Томенко надеется, что эта памятка пригодится отечественной чиновничьей братии. А возможно - и не только им.
За "социологов" отвечал Сергей Макеев. Он пожаловался, что ему так и не удалось найти хотя бы одну уважаемую социологическую службу, которая бы не отвечала критериям "проституированности", ведь все опросы, что обнародуются последним временем, не дают блоку "За Единую Украину" более, чем 4-6%.
Но, по мнению Макеева, Литвин действительно имеет основания говорить о 25-процентной поддержке "За ЕдУ". Ведь исследования общественного мнения, которые имели место где-то год назад, в разгаре акций "Украина без Кучмы", засвидетельствовали, что в то кризисное время "гаранта" поддерживала четверть населения страны. Вопрос заключается только в том, как эти астрономические для этого блока проценты "конвертировать" в голоса 31 марта?
По наблюдению социолога, для этого сейчас используются две технологии: во-первых, распространяется информация, что Кучма когда-то все-таки возглавит партию, в которую эволюционирует блок, во-вторых, Кучма подписывает указы в поддержку "инициатив" "За ЕдУ". Однако, по мнению Макеева, даже при таком "властном" вмешательстве в жизнь общества вряд ли теперь поможет блоку набрать такие проценты.
Но 25% - это, как известно, программа максимум, но известна также и программа-минимум, которую должен осуществить блок 31 марта. Это - не менее призрачные (на первый взгляд) 15%. Они имеют несколько другую природу, чем вышеназванные 25%, и воплощают в себе мощь того самого административного влияния. Макеев назвал эту цифру "коэфициентом админресурса".
Из чего он состоит? А состоит он из тех "резервуаров" голосов, которые находятся под ногами власти и не разрабатывать которые было бы бессмысленной ошибкой. Следовательно, если выходить из предположения 1% голосов на выборах будет состоять из приблизительно 260-270 тысяч избирателей (как это было в 1998 году), то власть в своем распоряжении имеет: 300 тысячную армию (1%), милиция плюс внутреннее войско плюс налоговики (около 3%), полмиллиона обитателей "койко-мест" в больницах (2%), "незагруженную" молодежь на Востоке и Юге страны (около 2%).
Вместе все это составляет дополнительные 7-8%. А если прибавим эти проценты к реальной 6-процентной поддержке, которую демонстрируют опросы, то получим те самые минимальные 12-14%, на которые рассчитывают "заедисти". Не взять их (с учетом собственных ресурсов) они просто не могут.
Кроме того, отстаивать свое имя социологи будут еще и 31 марта. Во время презентации памятки Томенко отметил, что ведущие социологические конторы Украины (КМИС, "Социальный мониторинг", "Социс" и т.д.) проявили заинтересованность в проведении параллельного опроса избирателей в последний день марта. Если в этой акции примут участие хотя бы 5 служб, а каждая из которых проведет exit poll 5 тысяч человеков, то на выборке в 25 тысяч избирателей социологам удастся проверить и работу ЦИК, и собственную аккуратность.
Но даже если окажется, что между показателями exit poll и официальными результатами голосования будет существенная разница, это не будет служить основанием для признания результатов выборов недействительными. Однако, этот факт может побудить влиятельные политические силы каким-то чином отреагировать, поэтому есть надежда, что необходимый прецедент все же будет иметь место.
Памятка
Лидерам избирательного блока "За единую Украину!";
Владимиру Литвину
(главе Администрации Президента Украины),
Анатолию Кинаху
(Премьер-министру Украины),
Главам областных и районных государственных администраций, государственным служащим Украины.
ЧТО ТАКОЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
(политологическо-правовое разъяснение)
Административный ресурс - политологический термин, который употребляется для объяснения использования органами государственной власти и местного самоуправления или кандидатами в народные депутаты, являющимися государственными служащими, своих полномочий для достижения политических или корпоративных интересов путем нарушения норм действующего законодательства.
Правовое определение "административного ресурса" представлено в п. 16 ст. 56 "Ограничение ведения предвыборной агитации" и ст. 85 "Ответственность за нарушение законодательства Украины о выборах депутатов" Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины".
Перечень средств использования административного ресурса представлен в Уголовном кодексе Украины и Кодексе Украины об административных правонарушениях.
Действующий <и>Уголовный кодекс Украиныи> определяет три специальных состава преступлений против избирательных прав гражданина. Это:
1) препятствование осуществлению избирательного правая (ст. 157);
2) неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов или неправильное объявление результатов выборов (ст. 158);
3) нарушение тайны голосования (ст. 159).
Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 184-1 определяет перечень неправомерных действий относительно использования государственных средств и другого государственного имущества.
Наиболее распространенным способом применения административного ресурса является препятствование осуществлению избирательного права, а именно:
- препятствование насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным образом свободному осуществлению гражданином права выбирать и быть избранным народным депутатом Украины;
- препятствование вести предвыборную агитацию.
Использование административного ресурса, которое сопровождается нарушениями избирательного законодательства, является преступлением и, соответственно, карается:
за препятствование осуществлению избирательного права в зависимости
от влияния на результаты голосования или выборов:
- ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет;
- лишением свободы на срок от трех до пяти лет;
- лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
за неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов или неправильное объявление результатов выборов:
- ограничением свободы на срок от трех до пяти лет (минимальное);
- лишением свободы на срок от пяты до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (максимальное).
<і>за нарушение тайны голосованияі>:
- штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или лишением свободы на срок от одного до трех лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
за неправомерное использование государственных средств и государственного имущества:
- если убытки не превышают 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, наступает административная ответственность;
- если убытки составляют 100 и больше необлагаемых налогом минимумов доходов граждан наступает уголовная ответственность за статьей 364 Уголовного кодекса Украины:, согласно которой злоупотребление властью, или служебным положением, карается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок к двум месяцам (минимально), или лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.
Институт политики, 2002.
Литвин еще на примере со статьей Томаса Каротерса объяснил, что это такой "пиар-ход". Принесет ли эта технология дополнительные голоса "заедистам" мы узнаем через полтора месяца, а пока что свой ответ уважаемому историку подготовили "развращенные" социологи с политологами. Даже не один ответ, а два: и на "проституток", и на просьбу Литвина объяснить ему, что такое админресурс.
Итак, для того, чтобы заполнить эту лакуну в понятийном аппарате сознания главы администрации президента (а также и 300 тысяч чиновников, которые составляют его армию), Николай Томенко (Институт политики) и Сергей Макеев (Институт социологии) в среду презентовали памятку: "Что такое административный ресурс". Познакомившись с ней, каждый человек, который умеет читать, может узнать, что админресурс - это политологическое понятие, которое характеризует ситуацию, в которой госслужащие используют свои должностные полномочия для достижения политических целей.
Кроме того, с точки зрения права, определение "админресурса" содержится в нескольких статьях "Закона о выборах". Уголовный кодекс Украины предусматривает и уголовную ответственность за преступления, которые ограничивают осуществление избирательных прав граждан. Чтобы не обременять чиновников нудными перечислениями сроков заключения, подчеркнул Томенко, в памятке приведены только минимальные и максимальные сроки лишения свободы. Например, осуществление влияния на результаты голосования оценивается максимум в 12 лет свободной жизни.
Томенко надеется, что эта памятка пригодится отечественной чиновничьей братии. А возможно - и не только им.
За "социологов" отвечал Сергей Макеев. Он пожаловался, что ему так и не удалось найти хотя бы одну уважаемую социологическую службу, которая бы не отвечала критериям "проституированности", ведь все опросы, что обнародуются последним временем, не дают блоку "За Единую Украину" более, чем 4-6%.
Но, по мнению Макеева, Литвин действительно имеет основания говорить о 25-процентной поддержке "За ЕдУ". Ведь исследования общественного мнения, которые имели место где-то год назад, в разгаре акций "Украина без Кучмы", засвидетельствовали, что в то кризисное время "гаранта" поддерживала четверть населения страны. Вопрос заключается только в том, как эти астрономические для этого блока проценты "конвертировать" в голоса 31 марта?
По наблюдению социолога, для этого сейчас используются две технологии: во-первых, распространяется информация, что Кучма когда-то все-таки возглавит партию, в которую эволюционирует блок, во-вторых, Кучма подписывает указы в поддержку "инициатив" "За ЕдУ". Однако, по мнению Макеева, даже при таком "властном" вмешательстве в жизнь общества вряд ли теперь поможет блоку набрать такие проценты.
Но 25% - это, как известно, программа максимум, но известна также и программа-минимум, которую должен осуществить блок 31 марта. Это - не менее призрачные (на первый взгляд) 15%. Они имеют несколько другую природу, чем вышеназванные 25%, и воплощают в себе мощь того самого административного влияния. Макеев назвал эту цифру "коэфициентом админресурса".
Из чего он состоит? А состоит он из тех "резервуаров" голосов, которые находятся под ногами власти и не разрабатывать которые было бы бессмысленной ошибкой. Следовательно, если выходить из предположения 1% голосов на выборах будет состоять из приблизительно 260-270 тысяч избирателей (как это было в 1998 году), то власть в своем распоряжении имеет: 300 тысячную армию (1%), милиция плюс внутреннее войско плюс налоговики (около 3%), полмиллиона обитателей "койко-мест" в больницах (2%), "незагруженную" молодежь на Востоке и Юге страны (около 2%).
Вместе все это составляет дополнительные 7-8%. А если прибавим эти проценты к реальной 6-процентной поддержке, которую демонстрируют опросы, то получим те самые минимальные 12-14%, на которые рассчитывают "заедисти". Не взять их (с учетом собственных ресурсов) они просто не могут.
Кроме того, отстаивать свое имя социологи будут еще и 31 марта. Во время презентации памятки Томенко отметил, что ведущие социологические конторы Украины (КМИС, "Социальный мониторинг", "Социс" и т.д.) проявили заинтересованность в проведении параллельного опроса избирателей в последний день марта. Если в этой акции примут участие хотя бы 5 служб, а каждая из которых проведет exit poll 5 тысяч человеков, то на выборке в 25 тысяч избирателей социологам удастся проверить и работу ЦИК, и собственную аккуратность.
Но даже если окажется, что между показателями exit poll и официальными результатами голосования будет существенная разница, это не будет служить основанием для признания результатов выборов недействительными. Однако, этот факт может побудить влиятельные политические силы каким-то чином отреагировать, поэтому есть надежда, что необходимый прецедент все же будет иметь место.
Памятка
Лидерам избирательного блока "За единую Украину!";
Владимиру Литвину
(главе Администрации Президента Украины),
Анатолию Кинаху
(Премьер-министру Украины),
Главам областных и районных государственных администраций, государственным служащим Украины.
ЧТО ТАКОЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
(политологическо-правовое разъяснение)
Административный ресурс - политологический термин, который употребляется для объяснения использования органами государственной власти и местного самоуправления или кандидатами в народные депутаты, являющимися государственными служащими, своих полномочий для достижения политических или корпоративных интересов путем нарушения норм действующего законодательства.
Правовое определение "административного ресурса" представлено в п. 16 ст. 56 "Ограничение ведения предвыборной агитации" и ст. 85 "Ответственность за нарушение законодательства Украины о выборах депутатов" Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины".
Перечень средств использования административного ресурса представлен в Уголовном кодексе Украины и Кодексе Украины об административных правонарушениях.
Действующий <и>Уголовный кодекс Украиныи> определяет три специальных состава преступлений против избирательных прав гражданина. Это:
1) препятствование осуществлению избирательного правая (ст. 157);
2) неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов или неправильное объявление результатов выборов (ст. 158);
3) нарушение тайны голосования (ст. 159).
Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 184-1 определяет перечень неправомерных действий относительно использования государственных средств и другого государственного имущества.
Наиболее распространенным способом применения административного ресурса является препятствование осуществлению избирательного права, а именно:
- препятствование насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным образом свободному осуществлению гражданином права выбирать и быть избранным народным депутатом Украины;
- препятствование вести предвыборную агитацию.
Использование административного ресурса, которое сопровождается нарушениями избирательного законодательства, является преступлением и, соответственно, карается:
за препятствование осуществлению избирательного права в зависимости
от влияния на результаты голосования или выборов:
- ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет;
- лишением свободы на срок от трех до пяти лет;
- лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
за неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов или неправильное объявление результатов выборов:
- ограничением свободы на срок от трех до пяти лет (минимальное);
- лишением свободы на срок от пяты до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (максимальное).
<і>за нарушение тайны голосованияі>:
- штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или лишением свободы на срок от одного до трех лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
за неправомерное использование государственных средств и государственного имущества:
- если убытки не превышают 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, наступает административная ответственность;
- если убытки составляют 100 и больше необлагаемых налогом минимумов доходов граждан наступает уголовная ответственность за статьей 364 Уголовного кодекса Украины:, согласно которой злоупотребление властью, или служебным положением, карается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок к двум месяцам (минимально), или лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.
Институт политики, 2002.