Товарищи по оружию

Понедельник, 18 февраля 2002, 20:54
Ничего примечательного в Чинизелло Бальзамо нет – обычный рабочий городок на севере Италии, неподалеку от Милана. Никаких известных церквей или развалин. Никаких больших баров или ресторанов. Редкие набеги туристов. Богачи туда не ездят, или, по крайней мере, их там не видно. Все это вполне устраивало Леонида Минина: теневой израильский миллионер украинского происхождения не искал внимания.

Во время своих частых визитов в Чинизелло Бальзамо Минин предпочитал останавливаться в малоприметной гостинице "Европа" напротив главного собора городка, где за $75 можно заполучить двухместный номер и заниматься в нем всем, чем заблагорассудится. Чем и был занят Минин до раннего утра 5 августа 2000 года, когда полиция, действуя по наводке, вломилась в номер 341 и обнаружила в нем Минина в окружении четырех проституток, с 58 граммами кокаина и бриллиантами на полмиллиона долларов.

В результате обыска всплыл зеленый дипломат, набитый более чем полутора тысячами документов на английском, русском, голландском и французском. Через несколько месяцев, переведя и изучив бумаги, итальянские правоохранительные органы пришли к выводу, что им в руки попался международный торговец оружием.

По их словам, Минин поставлял оружие из Восточной Европы для режима Чарльза Тейлора в Либерии и Объединенному революционному фронту (ОРФ) - жестокой партизанской группировке, действующей в Сьерра Леоне. Но и первому, и второму, согласно эмбарго ООН, запрещено получать оружие.

Сейчас Минин находится в тюрьме и ожидает суда по обвинению в торговле оружием. В случае, если его признают виновным (а суд может состоятся уже в начале весны), то Минина ожидают 12 лет тюрьмы.

Бумажный след, на который встала полиция, дает редкостную возможность рассмотреть новый и, как правило, непрозрачный мир международных продавцов оружия, появившихся после окончания холодной войны. Он показывает, как новое поколение поставщиков черного рынка оружия помогли превратить страны бывшего Советского союза в склад оружия для незаконных режимов, повстанцев и террористических групп.

В конце 1997 года и в начале 1998 из Украины в сторону Пешавара в Пакистане летали груженные оружием самолеты. Уже оттуда это материально-техническое обеспечение перевозилось правительству талибов в Кабул. В течение девяностых Ирак и Югославия, находясь под действием эмбарго ООН, закупали с помощью нелегальных торговцев оружием из Восточной Европы вооружение на миллионы долларов.

И хотя в таких поставках, как правило, сложно отследить происхождение оружия, американские чиновники уверены, что нелегальное оружие каким-то образом попадает на рынки Сомали, Пакистана и Йемена, где их покупают террористические группы.

Основное направление незаконных поставок личного оружия – Африка, где за последние 10 лет вспыхнуло 11 крупных конфликтов, в которых были задействованы 32 страны. Самые кровавые из них, в результате которых десятки тысяч людей были убиты, пол-миллиона стали беженцами, и ее два миллиона были перемещены, - разгорелись в Либерии и Сьерра-Леоне.

Итальянские власти считают, что Минин, вероятно, имеет связи с другими торговцами оружием из Восточной Европы, которых арестовывали в их родных странах в течение последних нескольких лет.

Итальянцы не единственные, кто озабочен фигурами, подобными Минину. Американские чиновники и эксперты по безопасности считают, что торговля личным вооружением подбрасывает уголь в топку растущей мировой нестабильности, которая является плодородной почвой для террористов. "Хаос, царящий в некоторых районах Африки, создает "черные дыры", где террористы могут укрываться и скрывать свою деятельность", говорит американский чиновник, пожелавший остаться неназванным.

Одно из самых гостеприимных мест континента – это Либерия, где под прикрытием режима Тэйлора находят прибежище торговцы оружием, наркокурьеры, восточноевропейские мафиози и коммерсанты. Это касается и "Аль-Каиды" Усамы бин Ладена, которая, если верить сообщениям Washington Post, открыла в Либерии "лавку" и заработала миллионы долларов, покупая у правительства Тэйлора дешевые алмазы.

Львиная доля международной торговли оружием приходится на официальные сделки между крупными корпорациями и правительствами стран. В таких случаях частные дельцы не играют никакой роли.

Однако без них нельзя обойтись, когда речь заходит об обеспечении оружием режимов, находящихся под действием международных эмбарго, партизан и террористов, у которых нет легальных средств для его приобретения оружие. Торговцы прикрывают пути поставок с помощью сложных финансовых транзакций, которые делают практическим невозможным отслеживать поток денег, подкупают таможенников и других чиновников, чтобы отвлечь внимание от незаконных грузов, и подделывают документы, в особенности "сертификаты клиента", в которых указывается ложное назначение оружия. Будучи отправленным, груз "перенаправляется" в нужном направлении.

Во время Холодной войны, в частной торговле оружием доминировали несколько дельцов, тесно связанных с ЦРУ и КГБ. После развала Советского блока, на сцену вышло новое поколение торговцев. В их число входят многочисленные восточноевропейские преступники, которые, похоже, заняты не только оружием, но и продажей наркотиков, проституцией и другими криминальными занятиями. Торговцы оружием времен Холодной войны тоже не были образцами добропорядочности, однако время от времени ими двигали не только финансовые, но и идеологические мотивы. Минин, как и большинство представителей новой поросли, осуществлял незаконные сделки исключительно "из соображений чистой выгоды".

Сейчас совершенно невозможно установить точное количество оружия, проходящего через черный рынок. По различным оценкам, его стоимость составляет от сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов в год. Учитывая природу того, что они продают, частные торговцы играют особенно важную роль в нынешних геополитических отношениях.

Приблизительно 90% всех жертв войны погибают в результате применения легкого оружия – три миллиона человека за последние 10 лет. Некоторые эксперты даже называют его "настоящим оружием массового поражения сегодняшнего дня".

Однако правоохранительным органам очень сложно бороться с Мининым и ему подобными, поскольку они представляют собой "внегосударственную" угрозу. Как правило, они используют одну страну как базу для деятельности, вторую – как центр финансовых операций, третью – как источник оружия, четвертую – как место его хранения и так до бесконечности.

По мнению специалистов, их организация напоминает структуры наркокартелей. Они так хорошо прячут концы, что практически невозможно установить ни объемы их деятельности, ни даже того, кто в ней задействован.

Другая проблема в борьбе с нелегальной торговлей оружием заключается в том, что многие правительства (в том числе и США) используют "серый рынок" оружия и частных торговцев, чтобы защитить свои национальные интересы. Так, США патронировали поставки в Никарагуа, Афганистан, Анголу, Боснию.

Сейчас многие бывшие коммунистические страны находятся в крайней нужде и отчаянно нуждаются в твердой валюте, а продажа оружия – открыто или под прикрытием – видится им ее источником. Нелегальная торговля оружием коренится и в свирепствующей в рядах военных бюрократов Восточной Европы коррупции – многие военные чиновники разбогатели на взятках и откатах. Большинство грязных денег поступает от мафиозных структур, которые закупают оружие прямо на государственных предприятиях и военных складах.

Кроме Украины, другими основными поставщиками черного рынка оружия является Болгарияи Россия. По мнению экспертов, у стран бывшего соцблока просто не оставалось иного выхода, ведь никто не собирался покупать их машины, зато оружие пользуется определенным успехом.

Следователи, изучающие деятельность Минина, причем не только итальянские, но и американские, смогли раскрыть сложный ход его теневого бизнеса. Родившийся в 1947 году в Одессе Минин эмигрировал в Израиль в 70-х, после чего создал глобальную паутину компаний, большинство из которых работают в оффшоре.

Основной бизнес-проект Минина – это зарегистрированная в Монако компания Limad AG, имеющая офисы в Швейцарии, Китае и России. В сферу ее интересов, кроме продажи оружия, входят лесоматериалы, химические вещества, пищепродукты, одежда, металлический лом и нефть.

В отчете ООН от 2000 года, посвященном торговле оружием в Либерии, говорится о том, что Минин использует десятки псевдонимов и путешествует с паспортами Германии, Израиля, России, Боливии и Греции. В отчете, в частности, сказано: "Он имел отношение к восточноевропейским организованным преступным группировкам, продаже украденных предметов искусства, нелегальному владению огнестрельным оружием, продаже оружия".

Бизнес-партнеры Минина настолько же сомнительны, как и он. К ним относятся Владимир Мисурин, российский бандит, застреленный неподалеку от Брюсселя в 1994 году, Александр Ангерт, украинский мафиози и отбывающий срок убийца с нежным прозвищем "Ангел", а также Александр Жуков, украинский эмигрант, которого итальянские власти арестовали в апреле прошлого года и обвинили в нелегальных поставках оружия в Хорватию в течение войны на Болканах.

В конце девяностых Минин стал основным поставщиков оружия в Либерию, где после семилетней гражданской войны в 1997 году власть захватил Чарльз Тэйлор. В международной политике Тэйлор в основном известен своей помощью Революционному фронту Сьерры-Леоне, поставляя ему оружие, средства транспортировки и обучая боевиков фронта . ОРФ, который, как известно, регулярно отрезает части тела тем, кто выступает против них, взамен поставляет Тэйлору алмазы, незаконно добытые на территориях, которые фронт контролирует.

И хотя большинство либерийцев существуют в ужасающей бедности, у Тэйлора достаточно средств для личного пользования - чтобы покупать вооружение для обеспечения собственной безопасности. Алмазы ОРФ – основной источник его доходов, что, по мнению следователей, объясняет найденные у Минина во время ареста алмазы.

При Тэйлоре в Либерии процветали и другие торговцы оружием, например, Гус Кувенховен, голландец по национальности, владелец гостиницы Africa около Монровии, или Виктор Бут, русский торговец, проживающий сейчас в Объединенных арабских эмиратах. Однако именно Минин был торговцем с лучшими в стране связями, правда, из них он был и самым заметным.

Находясь в Либерии, он жил в резиденции неподалеку от гостинницы Кувенховена и повсюду появлялся в сопровождении трех телохранителей. Кроме того, было широко известно, что Минин – хронический кокаинист и частый посетитель местных проституток.

Кроме поставок оружия правительству Либерии, Минин также занимался продажей алмазов и руководил компанией Exotic Tropical Timber Enterprise, занимавшейся заготовкой и транспортировкой леса. По словам экспертов, Минин поставлял Тэйлору оружие в надежде заполучить эксклюзивное право на заготовку леса для своей фирмы.

Ключ успехов Минина заключался в его близких отношениях с Тэйлором. Они были настолько близки, что в конце 1998 году Минин отдал Тэйлору свой персональный самолет, чтобы тот использовал его в качестве президентского транспортного средства.
Только заполучив самолет, президент Либерии тут же отправился в Нигер, чтобы забрать груз оружия, привести его в Либерию и передать ОРФ. Через несколько дней после этого, повстанцы начали вести обширные военные действия, в результате которых погибли не менее пяти тысяч человек, а под контроль Фронта попали богатейшие месторождения алмазов.

Занимаясь таким бизнесом, Минин много путешествовал по Европе и Азии, однако основной базой для него оставалась Италия. В Чинизелло Бальзамо он, как правило, останавливался в "Европе", одним из владельцев которой был он сам. По словам следователей, Минин не очень любил ресторанную кухню, отдавая предпочтение украинской диете из капусты, картофеля и лука. Говорят также, что он отличался большими сексуальными аппетитами и употреблял наркотики, что и привело к его падению.

Ведет расследование по делу Минина Сальваторе ла Барбера, который вначале девяностых успешно расследовал дело о попытках влияния Коза Ностры на двух настроенных против мафии судей. Теперь ла Барбера - руководитель департамента организованной преступности в Милане. Он утверждает, что его встревожили материалы, поступившие в его офис из полиции Чинизелло Бальзамо.

Изучив дело Минина, итальянские служители закона теперь утверждают, что им удалось проследить две сделки, обвинения по которым ждут Минина в суде. Первая транзакция имела место в марте 1999 года, когда Минин помог транспортировать 68 тонн оружия из Украины в Буркина Фасо.

Эта африканская страна имеет право легально покупать оружие, однако в этом случае она послужила промежуточным пунктом операции. Оттуда за несколько ходок частный самолет Минина перевез оружие в Монровию. Часть груза получили в свое распоряжение войска Тэйлора, остальной было отправлено ОРФ.

Вторую сделку Минин организовал 16 месяцев спустя с помощью Валерия Черного, своего давнишнего московского партнера. Украина снова поставила оружие – 113 тонн материально-технического обеспечения, включая автоматы, гранатометы, приборы ночного видения и 8 миллионов комплектов боеприпасов, но на этот раз пунктом назначения служил Берег Слоновой Кости. Попав туда, оружие было переправлено на ожидавшем его самолете в Монровию. Заказчиком в этой сделке, согласно документам из папок Минина, был диктатор Кот д'Ивуар генерал Робер Геи, который был свержен в результате заговора три месяца спустя.

По мнению представителей итальянских правоохранительных органов, Минин вполне мог быть задействован и в других преступлениях, однако только в этих двух случаях они полностью уверены. Пока обвинители готовятся к судебным заседаниям, у Минина, похоже, наметились проблемы в организации своей защиты. Судя по всему, он очень темпераментный мужчина. Он уже отказался от четырех адвокатов, которые характеризуют его как "очень, очень тяжелого клиента".

Что касается линии защиты Минина, то известно, что на сегодняшний день он отрицает все обвинения. Минину не разрешено общение с прессой. Во время допросов он заявил, что все документы, найденные в его номере, принадлежали Валерию Черному, и что последний незаметно подсунул их в его дипломат во время их последней встречи в Болгарии, за несколько дней до ареста.

А в это время такие общественные организации, как Human Rights Watch и Global Witness настаивают, чтобы правительства предприняли шаги по ограничению черного рынка торговли оружием. Одно из предложений – создать централизованное международной агентство, занимающееся подтверждением сертификатов покупателей оружия, что поможет уменьшить количество случаев подделки документов.

Американские чиновники пока не раскрывают деталей намерений своего правительства. В разговорах без диктофона, они говорят о том, что большинства нелегальных сделок проводятся за пределами США, поэтому, даже обладая информацией о них, США могут только передать ее правоохранительным органам других стран. Велика вероятность, что свою роль сыграет давление на власти стран Восточной Европы в связи с их желанием присоединиться к НАТО. Именно это может побудить их самим воздействовать на торговлю оружием, ведущуюся на их территории.


Особое звучание этот материал в Washington Monthly приобретает, когда узнаешь о визите известного украинца Вадима Рабиновича в Либерию вместе с Леонидом Мининим в начале 1990-х годов.

Читайте журналистское расследование в газете "Грани-плюс":

Мертвые души Вадима Рабиновича

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: