На чем остановится приватизация "Укртелекома"?
Понедельник, 18 февраля 2002, 18:22
Сложно бежать впереди паровоза. Особенно когда этот паровоз – "Укртелеком" (http://www.ukrtel.net), крупнейшая украинская телекоммуникационная компания. Доход компании в 2001 году составил порядка 40% от общего дохода всего рынка информационно-коммуникационных технологий в Украине (а в отдельно взятом сегменте связи этот процент еще больше), и она только начала познавать сладкий и ранее запретный вкус приватизации.
На данный момент "паровоз" остановился на полустанке, и поэтому не представляет особой угрозы впереди бегущему человеку. Пассажиры выходят и заходят, и сколько их в итоге останется в этом поезде не известно. Известно лишь одно, что пока этот "бронепоезд стоит на запасном пути".
Сколько бы ни заявлял находящийся ныне в "предвыборном" отпуске председатель Фонда государственного имущества Украины Александр Бондарь на всех встречах и беседах с журналистами, что их глупые вопросы и пространные публикации по этой теме только мешают эффективной подготовке "Укртелекома" к приватизации , гораздо большую сумятицу в информационное пространство вокруг этого процесса вносят сами госчиновники и госдеятели.
Г-на Бондаря можно понять - нездоровая шумиха однозначно мешает любому процессу купли-продажи, а в случае с "Укртелекомом" особенно. Но не стоит забывать, что приватизация "Укртелекома" тема далекая от частных интересов отдельно взятого государственного органа.
Здесь переплетены интересы обычных граждан-налогоплательщиков, которые, как бы это громко ни звучало, так или иначе являются главными акционерами "Укртелекома", а также интересы рынка телекоммуникаций и услуг связи, на который продажа или непродажа "Укртелекома" безусловно повлияет.
Поэтому и есть все основания наблюдать за этим процессом весьма пристально, пытаясь отметить все негативные явления, дабы исключить их злокозненное влияние. И здесь гораздо важнее исправлять не журналистов, которые пишут об ошибках и проблемах, а сами ошибки и проблемы. Пока эта идея еще блуждает сумеречными "коридорами власти", и брать ее на вооружение пока никто особо не спешит.
При этом стоит отметить, что в Законе Украины "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" есть пункт в разделе "особенных принципов приватизации", в соответствии с которым должно осуществляться "полное, своевременное и достоверное информирование граждан об объекте и условиях приватизации" .
Начнем с итогов работы "Укртелекома" в 2001 году.
По итогам 2001 года ОАО "Укртелеком" предоставлено услуг связи на сумму 3,9 млрд. грн. Обеспечен прирост доходов в сравнении с предыдущим годом - более 500 млн. грн. при темпах роста 107%. Падение доходов в валютном эквиваленте, которое происходило с 1998 года по первый квартал 2000 года, удалось остановить только во втором полугодии 2000 года, а в 2001 году доходы компании увеличились до $733 млн., что без учета изменения тарифов на 8% больше результатов предыдущего года, об этом сообщается на официальном сайте ОАО "Укртелеком".
Напомним, что в 1998 году доходы ОАО "Укртелеком" были оценены в 2,295 млрд. грн. ($937 млн.). В 1999 году - 2,731 млрд. грн. ($661 млн.), в 2000 году - 3,428 млрд. грн. ($630 млн.).
В первом квартале 2001 года доходы ОАО "Укртелеком" составили 928 млн. грн., что на 61 млн. грн. больше соответствующего периода в 2000 году. Во втором квартале 2001 года - 968 млн. грн. доходов и на 72 млн. грн. больше аналогичного периода 2000 года. В третьем квартале 2001 года доход перешагнул отметку в миллиард гривен и составил 1,002 млрд. грн. - по сравнению с третьим кварталом 2000 года на 48 млн. грн. больше.
Самым результативным оказался четвертый квартал 2001 года, когда рост доходов составил 77 млн. грн. по отношению к четвертому кварталу 2000 года, а всего было получено 1,042 млрд. грн дохода. Среднеквартальный рост без учета изменения тарифов составил 7-8%.
Как сообщается, "Укртелеком" постоянно увеличивает объемы платежей в бюджет. На протяжении 2001 года в бюджеты различных уровней было перечислено 1,15 млрд. грн. В 2000 году эти поступления составили 896 млн. грн. В первом квартале 2001 года в бюджет было перечислено 284 млн. грн., во втором - 281 млн. грн., в третьем - 288 млн. грн., а в четвертом квартале 2001 года - 302 млн. грн. Платежи в бюджет выросли и в процентном соотношении к доходам компании - с 25% в 2000 году до 29,6% в 2001 году.
В прошлом году впервые удалось снизить абсолютный объем дебиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2002 года дебиторская задолженность за услуги связи составляла 607 млн. грн. На 1 января 2001 года этот показатель был на уровне 658 млн. грн. На 1 января 2000 года эта задолженность составляла 529 млн. грн., а на 1 января 1999 года - 475 млн. грн.
В 2001 году был достигнут наилучший показатель по уровню дебиторской задолженности по отношению к месячной сумме доходов. На 1 января 2002 года этот показатель уменьшился до отметки в 1,72 раза. По состоянию на 1 января 2001 года он был на уровне 1,97 раз. Наиболее негативный показатель был на 1 января 2000 года - 2,09 раза, а на 1 января 1999 года - 1,86 раз.
В предыдущие года темпы увеличения дебиторской задолженности приблизительно соответствовали темпам увеличения доходов. В 2001 году объем дебиторской задолженности был уменьшен на 51 млн. грн., т.е. удалось погасить кроме текущей задолженности еще и просроченную.
Уменьшение задолженности произошло по всем категориям потребителей, кроме бюджетных учреждений. Однако при этом отмечается, что впервые объем дебиторской задолженности бюджетных организаций не увеличился.
По результатам года объемы капиталовложений увеличились до 843 млн. грн. против 562 млн. грн. в 2000 году. Наибольший объем капиталовложений состоялся в четвертом квартале 2001 года - 349 млн. грн. в то время как в первом квартале 2001 года этот объем составлял 183 млн. грн., а во втором квартале произошло снижение этого показателя до 138 млн. грн. В третьем квартале 2001 года объем капиталовложений составил 173 млн. грн.
Тенденцию уменьшения объемов введения новых мощностей удалось приостановить во втором полугодии 2000 года. В 2001 году увеличены объемы введенных мощностей до 296 тыс. номеров против 225 тыс. в 2000 году. Наилучший показатель был достигнут в четвертом квартале 2001 года - 114 тысяч номеров. В первом квартале этот показатель находился на уровне - 46 тыс., во втором - 56 тыс., в третьем - 80 тысяч номеров.
Продолжается увеличение введения в сетях "Укртелекома" АТС отечественного производства. В 2001 году у отечественных производителей было куплено оборудования на 137 млн. грн. В 2000 году на эти цели было потрачено 90 млн. грн.
Такие вот радостные результаты. Стоит еще раз отметить, что по своим размахам и значимости на рынке информационно-коммуникационных технологий в Украине ОАО "Укртелеком" занимает стабильную лидирующую позицию с долей рынка в 36,5%. Подробнее об этих оценках читайте в истории "Сколько стоят украинские ИКТ?".
Из истории приватизации ОАО "Укртелеком":
Закон "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" был подписан Президентом Украины 16 июня 2000 года. Сразу же, в 2000 году, ожидать каких-либо активных действий по приватизации не стоило, но многие были почти уверены, что в 2001 году приватизация должна была начаться. И она началась.
26 июля 2001 года Кабинет Министров Украины утвердил распоряжение ї306 "План размещения акций ОАО Укртелеком". И хотя первоначальный план предполагал начать льготную продажу с 1 августа 2001 года, в последующих распоряжениях сроки изменились. Распоряжение ї397 от 21 августа меняет дату начала с 1 августа на 1 октября, а дату окончания - с 30 ноября на 1 декабря, таким образом на 2 месяца сокращая время, отведенное на льготную приватизацию. Однако за 1 день до окончания этого процесса (29 ноября) правительство выпускает новое распоряжение, в соответствии с которым сроки продлеваются на те же 2 месяца - до 1 февраля 2002 года.
Такая чехарда с планами и сроками не удивительна. Правительство, конечно, рассчитывало на прохождение первого этапа приватизации ОАО "Укртелеком" в 2001 году, но летняя неразбериха со сроками, вызванная, кроме всего прочего и сменой руководства Госкомсвязи, не позволила этим надеждам сбыться. (Мы еще вернемся к этой теме в самом конце. Она, как нам кажется, является важнейшим моментом истории "укртелекомовской" приватизации.) В ноябре правительству ничего другого не оставалось, как смириться с продлением сроков, чтобы выполнить план по количеству проданных акций.
Кроме сроков в этот план изменений не вносилось, и в соответствии с ним на льготную приватизацию выделялось 12,999% акций ОАО "Укртелеком" - 2 434 412 239 акций на общую сумму 608 млн. 603 тыс. гривен. На долю работников "Укртелекома" (124 085 человек), в соответствии с правительственным планом приходится 2,08%, на долю руководителей (6616 человек) 5% и самая большая доля выделена для покупки бывшими работниками "Укртелекома" (в основном, пенсионерами, которых по спискам оказалось 37 578 человек) - 5,919%.
В соответствии с этим же Планом, 50% плюс одна акция остается в собственности государства, а именно 9 363 124 001 акция на сумму 2 млрд. 340 млн. 781 тыс. гривен. 37% акций "Укртелекома" выставлены на открытые торги. Это 6 928 711 760 акций на сумму 1 732,177 млн. грн.
Общая же стоимость 100% акций "Укртелекома" определена суммой 4 млрд. 681 млн. 562 тыс. гривен. По среднему текущему курсу гривна-доллар (1 к 5,3) получается оценка ОАО "Укртелеком" в пределах до $883 млн. 313 тыс. Номинальная цена акций - 25 копеек (около 4,7 цента)
Пока мы располагаем предварительными данными по этому процессу. Окончательные результаты обещают предоставить 18 февраля. И вот здесь-то, может быть, мы и пытаемся бежать впереди "стоящего паровоза", но это оправдано тем, что предварительные результаты тоже результаты, и в итоге будет интересно сравнить их с окончательными.
В соответствии с определенным "Порядком проведения льготной продажи акций ОАО "Укртелеком", после завершения сроков этой продажи (после 1 февраля 2002 года) в течение 15 дней ФГИ должен рассмотреть и утвердить протоколы специальной комиссии и дать окончательные результаты. Пресс-конференция по этому поводу в "Укртелекоме" запланирована на 20 февраля.
Пока же результаты, которые были обнародованы 5 февраля в Фонде Госимущества, говорят о НЕВЫПОЛНЕНИИ поставленного плана по главному направлению. Из запланированных 12,999 процентов продано от силы 6,8%.
По предварительным данным по состоянию на 31 января 2002 года правом на льготную покупку акций воспользовалось более 147 712 человек, что составило более 87% от изначально внесенных в соответствующие списки (168 279 человек). И вот тут-то и начинаешь понимать, что с цифрами на сайте "Укртелекома" и информацией, распространенной Фондом Госимущества, что-то не так. По словам Олега Гайдука, наиболее успешно акции покупались работниками и руководителями предприятий. Эти категории, по информации на сайте "Укртелекома", выкупили почти 99% предназначенных для них акций.
В тоже время в сообщении Фонда Госкомимущества говорится о том, что такой возможностью воспользовались 98,2% работников и 94,2% руководителей ОАО "Укртелеком" (даже в среднем 99% не получается). Но самое большое несоответствие данных по количеству бывших работников "Укртелекома". По данным г-на Гайдука, этой категорией выкуплено приблизительно 70% причитающихся им акций, в то время как по информации ФГИ этот показатель всего 52,1%. Извините, но разница почти в 20% в данном случае означает денежный эквивалент порядка $1 млн.
Весьма странно будет выглядеть, если в окончательных результатах по итогам льготной приватизации и общий процент выполнения плана вырастет более чем на 1% (денежный эквивалент 46,81 млн. гривен). И самое странное заключается в том, что ФГИ озвучивал данные самого "Укртелекома" по состоянию на 31 января 2002 года, т.е. на момент окончания льготной приватизации. Здесь, конечно, лучше дождаться окончательных результатов, чтобы сравнить их с предварительными. В результате сравнения можно будет сделать соответствующие выводы, пока же можно лишь с большой долей безответственности заявлять о том, что руководство "Укртелекома" намеренно и всеми возможными способами завышает проданный процент акций предприятия. Или пытается это сделать.
Тут имеет смысл проанализировать количественный состав и распределение пакетов акций по категориям первых приватизаторов "Укртелекома". 124 085 работников "Укртелекома" в соответствии с планом должны были купить акций на сумму 97 млн. 376 тыс. грн. В среднем каждый работник должен был выложить около 784 гривен (392 грн. - при льготной покупке). По официальным же документам ФГИ каждый бывший или нынешний работник имел право купить пакет из 3600 акций за 382,5 грн. (при номинальной стоимости такого пакета в 765 грн.).
Может быть, за прошедшие полгода с момента утверждения плана размещения акций ОАО "Укртелеком" уменьшилось количество работников, но в Плановых цифрах и в официальных данных ФГИ уже ощущается разница порядка 20 гривен по номинальной стоимости (10 гривен при условии льготной продажи). Если помножить это на количество людей, то набегает кругленькая сумма.
Очевидно определенное отступление от ранее утвержденного плана Правительства. В соответствии с Планом правительства получается, что каждый нынешний работник "Укртелекома" имел право на покупку 3600 акций по несколько завышенной цене в 392 гривны. Также не соответствует и показатель по количеству людей, имеющих право участвовать в льготной приватизации. Всего категории нынешних работников планировалось продать 389 505 958 акций. Делим на 3600 и получаем в итоге, что по первоначальным планам правительства в льготной приватизации должно было участвовать около 108 196 человек, а в списках оказалось почти на 13 тысяч больше.
Следующая категория - руководители. 6 616 руководителей "Укртелекома", внесенных в приватизационные списки, должны были купить акций на сумму 234,078 млн. гривен. На каждого в среднем приходится 35 380 гривен, а по условиям льготной приватизации в два раза меньше - 17 690 гривен. Сумма, в общем-то, не маленькая, но, как для "руководителей "Укртелекома", и не большая. Видимо, они могут себе позволить вложить в родное предприятие более $3 тыс. за раз. Если, конечно, могут.
Но самая интересная категория у нас – "бывшие работники". Просьба обратить внимание на то, что 37 578 человек, внесенных в приватизационные списки по данной категории, должны были (т.е. "имели право") купить акций "Укртелекома" на сумму более 277,148 млн. гривен и получить наибольший пакет акций по итогам льготной приватизации. На каждого из них в среднем приходится денежный груз в 7 375 гривен (по льготной приватизации - более 3,6 тысяч грн.). Мне сложно представить пенсионера, пусть даже "укртелекомовского", способного и 100 грн. вложить в какое-то будущее, получение дивидендов и т.п. Чаще их жизнь ставит более приземленные задачи - выжить сегодня.
Оставим цифры, полученные в результате обработки ОФИЦИАЛЬНЫХ данных, без каких-либо комментариев, но однозначно, что у кого-то или плохо с математикой или еще с чем-то.
Эти проценты акций и льготная приватизация не оставили равнодушными некоторых иностранных журналистов. Так, например, 4 февраля в Financial Times была опубликована заметка под названием "Мертвые души" для Укртелекома", в которой говорится о хитрых задумках и игре с пакетами акций, практикуемых руководством "Укртелекома".
Правда, в ФГИ, эту статью назвали примером черного пиара. Вот что заявила заместитель председателя ФГИ и руководитель комиссии по льготной подписке акций "Укртелекома" Светлана Ледомская: "Списки выверены, и они перепроверялись. Комиссия квалифицировано работала. Мы почти полтора года готовили процедуру проведения льготной продажи, и когда мы утверждали протоколы по спискам, то по каждому человеку изучали ситуацию, и весь набор документов, которые должны быть представлены к льготной продаже (и паспортные данные, декларации), изучался".
Временно закрывая тему льготной приватизации "Укртелекома", нельзя не вспомнить о том, о чем AIN уже писал. Если в случае с "мертвыми душами" еще можно найти какие-то документальные доказательства того или иного факта, то в случае, который мы описывали 16 ноября 2001 года есть проблема, которую не под силу выявить ни одной комиссии ФГИ, сидящей в Киеве и работающей с документами.
В истории "Приватизация "по-укртелекомовски" мы сообщали о том, как выполнялся План по льготной приватизации на одном из крупнейших региональных предприятий "Укртелекома" - Центр электросвязи N1 города Кривого Рога (далее ЦЭС-1) (www.krog.dp.ukrtelecom.net). На сегодняшний день этот ЦЭС обслуживает около 140 тысяч абонентов, что по масштабам Украины представляет собой весьма немалую величину. Одним словом, крупное предприятие с количеством работников около 1300 человек.
Изначально на совещании у начальника ЦЭС-1 Марчана Анатолия Федоровича было объявлено, что наконец-то любой работник может написать заявление на открытие именного счета в банке и перечислить прямо из зарплаты сумму на покупку акций. Минимальный пакет акций можно взять на сумму 12 гривен 50 коп, а максимальный - 382 грн. 50 коп.
Были обрисованы радужные перспективы предприятия, сказаны слова о том, что это очень выгодное вложение денег, и многие на Украине и за ее пределами сейчас кусают себе локти, так как не имеют права купить акции ОАО "Укртелеком", ведь этим правом обладают только работники, пенсионеры Укртелекома и приравненные к ним.
Кроме того, руководством центра было высказано предположение, что те, кто не купит акции, то есть останется просто наемным работником, а не совладельцем, может быть ущемлен в социальных и других правах по сравнению с работниками - владельцами акций. Эта мысль не раз еще мелькала на различных оперативках, совещаниях и собраниях. Тут возникает вопрос: неужели руководители центра настолько глупы и невежественны, что не знают, что подобные утверждения противоречат Конституции Украины и КЗоТ?
Весьма малая часть работников купила по полному пакету акций, а большинство, испугавшись рассказов о возможных будущих проблемах, купило по минимальному пакету на сумму 12 грн. 50 коп. На этом закончился первый "бархатный" этап льготной приватизации в криворожском ЦЭС-1.
На оперативке 19.10.2001 у начальника Центра Марчана А.Ф. начальникам подразделений было дано указание до 25.10.2001 принудить всех работников купить акции на сумму не менее 120 грн., а тех, кто этого не сделает, заставить написать заявление об увольнении. Высказывание Марчана А.Ф. о необходимости срочного написания заявления либо на покупку акций, либо на увольнение было сообщено каждому работнику.
Шантаж принес свои плоды: осмелившихся не подчиниться можно было пересчитать по пальцам, и это из 1300 человек! И на оперативке 26.10.2001 Марчаном А.Ф. была поставлена новая цель: додавить всех работников до покупки полного пакета акций. Руководители подразделений сказали "Есть!" и побежали выполнять.
И как все это можно оценить? Правовой беспредел, самодурство, полная уверенность в безнаказанности за грубейшее нарушение прав человека и законодательства. Как минимум, нарушаются законы "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком", КЗоТ, Конституция Украины. Сплошная уголовщина. Люди настолько запуганы и боятся потерять работу, что никто из огромного коллектива не обратился в суд или прокуратуру за защитой своих прав.
В этой ситуации напрашивается вывод, что высшее и среднее руководство "Укртелекома", имея в своем непосредственном распоряжении свой пакет акций в 5%, будут де-факто, через систему запугиваний и угроз иметь в своем распоряжении и пакет акций, находящийся в трудовом коллективе.
Итак, о первом этапе приватизации ОАО "Укртелеком" мы временно закончили свой рассказ. И здесь пока существует больше вопросов, чем ответов. Соответственно, выводов особых делать пока не будем. Будем ждать официальных итоговых результатов. А пока попробуем посмотреть на перспективы дальнейшего процесса.
Во-первых, весьма вероятно, что льготная приватизация акций "Укртелекома" будет продолжена по группе "бывшие работники". По крайней мере, ФГИ не будет против этого, учитывая низкий показатель по выкупленным этой категорией акциям. Но окончательное решение будет приниматься специальной правительственной комиссией по приватизации "Укртелекома" под руководством первого вице-премьера Василия Рогового.
Собственно, эта комиссия и де-факто, и де-юре выполняет руководящие и определяющие функции в процессе приватизации "Укртелекома". И руководство ФГИ по особо острым вопросам постоянно переводит стрелки на Кабмин, обосновывая это тем, что функциональная задача ФГИ не принимать решения, а технически обеспечить приватизацию "Укртелекома" в 2002 году.
Эту задачу, по словам руководства ФГИ, никто не отменял, и они продолжают активную подготовку украинской телекоммуникационной конфетки к продаже стратегическим иностранным инвесторам.
По словам г-на Бондаря, 5 февраля был подписан первый вариант условий тэндера по приватизации "Укртелекома", и Фонд Госкомимущества работает по тому плану и срокам, которые определены специальной правительственной комиссией. При этом вопрос о том, будет ли пакет акций "Укртелекома" выставлен на открытые торги и какой размер будет у этого пакета (в виду невыполнения Плана по льготной приватизации) остается открытым.
Во-вторых, правительство занимается перестраховкой в вопросе приватизации "Укртелекома", а также 25% акций UMC. Об этом свидетельствует тот факт, что на заседании Кабмина 13 февраля был утвержден перечень 43 предприятий, пакеты акций которых подлежат продаже в 2002 году. "Укртелеком" и UMC, по словам и.о. председателя ФГИ Михаила Чечетова, в этот перечень не вошли, что дало некоторым наблюдателям сделать вывод о том, что приватизация этих предприятий в этом году осуществлена не будет.
Однако, как разъяснил г-н Чечетов, ФГИ не видит необходимости включать "Укртелеком" и UMC в перечень предприятий для приватизации, поскольку ранее правительство принимало принципиальные решения о продаже акций этих предприятий, но не устанавливало сроков. Об этом сообщает интернет-газета "Форум"
Почему правительство заняло такую позицию эмоционально понятно - оно не хочет повторения ситуации прошлого года. Тогда на приватизацию "Укртелекома" возлагали большие надежды, а она не смогла в полной мере состоятся даже на первом этапе, что повлияло на невыполнение ФГИ плана по приватизации на 2001 год и бюджет не получил ожидаемые поступления. Конечно, проблема была не только с приватизацией "Укртелекома", но все же многие в начале 2001 года рассчитывали на эту приватизацию как на козырную карту.
То, что принципиальное решение продавать "Укртелеком" принято - не новость. Иначе зачем же Фонду Госимущества заниматься уже не первый год подготовкой к приватизации этого объекта? Главный вопрос все же заключается в сроках и выражается одним словом "когда?". И ответить на этот вопрос сейчас не может никто.
Как разъяснял г-н Бондарь, процесс должен пройти все стадии: "Сейчас идет разработка условий конкурса, в соответствии с которыми должна проходить приватизация "Укртелекома", которые должны быть утверждены, правительственной комиссией. Дальше уже будут решаться вопросы целесообразности продавать в этот момент или, возможно, позднее". Предположительно это "дальше" может произойти в апреле-мае этого года. Но предположить, какое же решение будет принято правительством относительно конкретных сроков следующего этапа приватизации ОАО "Укртелеком", сейчас не берется никто. Или почти никто.
Как сообщает Интерфакс-Украина, в конце января глава специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко на коллегии Фонда госимущества Украины высказал мнение о том, что "на высоком уровне есть мнение – "Укртелеком" в этом году не продавать". Г-н Рябченко также высказал убеждение, что причиной этому является сложившаяся на рынке телекоммуникаций ситуация, и "вины Фонда госимущества тут нет".
Кроме того, глава комиссии ВР считает, что для успешной приватизации "Укртелекома" на конкурсе следует внести ряд изменений в действующее в этой сфере законодательство. В частности, нардеп предлагает в законе "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" отменить норму о дополнительной эмиссии акций, поскольку при ее наличии "ни один серьезный инвестор не примет участие в конкурсе".
Но тут мы переходим к следующему важному блоку вопросов: "Что мешает приватизации "Укртелекома"?. Кроме мнения г-на Рябченко мы располагаем и мнением специалистов из ФГИ. Так, по словам Александра Бондаря, на пути успешной подготовки и эффективной приватизации ОАО "Укртелеком" стоит ряд препятствий: "Во-первых, у нас совсем не принят закон об электросвязи. Рынок электросвязи не регламентирован законодательством, и это будет очень тяжело для потенциальных инвесторов.
Во-вторых, мы так и не смогли внести изменения в закон "Об особенностях приватизации "Укртелекома", которые предусматривают первичную эмиссию акций на долю "Укртелекома". Вы знаете, что это проблемный вопрос, и я бы не сказал, что он совсем не позволяет провести тэндер, но он может несколько снизить цену продажи. Но общая цена от этого не пострадает, потому что мы будем меньший пакет продавать.
Еще один нерешенный вопрос. У нас идет очень много заявлений, высказываний по поводу приватизации "Укртелекома", и они часто друг от друга сильно отличаются. Я, как должностное лицо, отвечаю за подготовку "Укртелекома" к приватизации. Я не могу поддавать сомнению некоторые вещи, которые вызывают сомнения у других должностных лиц, которые за эту подготовку не отвечают. Поэтому есть такие различия, и это несколько дезориентирует потенциальных инвесторов, поскольку они действительно не знают, что же хочет Украина и что решило руководство страны, хотя все решения письменные, в принципе, есть и соответствующие поручения тоже.
Есть также и определенные сложности с неоднозначностью оценки конъюнктуры. Она также в разных высказываниях кардинально отличается. Насколько у меня была последняя информация от Советника (по приватизации "Укртелекома" - прим. АИН), в этом году конъюнктура достаточно благоприятная для продажи "Укртелекома". Он дал анализ того, что рынок телекоммуникаций на Западе падает, но это дает освобождение средств для вложения в другие рынки, которые находятся на подъеме.
Есть определенные тенденции. Я от Советника слышу выводы, несколько несоответствующие некоторым заявлениям и прогнозам. Дело в том, что да, телекоммуникационный рынок на Западе перенасыщен сейчас инвестициями. И там в них просто больше не нуждаются. Но если говорить про наш рынок, про наш "Укртелеком", то у нас такой голод на инвестиции, что можно только вкладывать и вкладывать. И свободные средства для этого есть".
Что ж. С одной стороны вроде бы и конъюнктура есть, а с другой законов важных нет. Комментарий двоякий, но все же можно сделать вывод о том, что для окончания подготовки "Укртелекома" к максимально эффективной приватизации есть ряд важных препятствий. Воспримутся ли они в качестве действительно серьезных теми, кто будет принимать решение - вопрос опять пока без ответа. Но тут вступает в силу очередной фактор.
В-третьих, ФГИ не скрывает того, что в этом году на разные чаши весов плана приватизации в 2002 году поставлены "Укртелеком" и энергетические предприятия (облэнерго). Всего в 2002 году бюджет от приватизации ожидает 5 млрд. 825 млн. 112 тыс. гривен. От приватизации "Укртелекома" может поступить (в случае продажи 37%) 1 млрд. 732 млн. грн. От приватизации 12 облэнерго 1 млрд. 948 млн. грн. И как заявил г-н Бондарь (будучи еще не в отпуске): "Основные усилия делаем при подготовке "Укртелекома" и энергетики. Продажа или "Укртелекома", или энергетики - это выполнение годового задания бюджета.
Если мы удачно проведем тэндеры по энергетике, ну и так случится, что мы не сможем продать "Укртелеком", то мы выполним бюджет 2002 года. Это тот порядок цифр, на которые мы рассчитываем при нормальной подготовке. Именно так мы можем сказать и про "Укртелеком". Если нам удастся продать "Укртелеком" на тэндре, то это избавит нас от необходимости для выполнения плана продавать энергетику".
Разница между приватизацией "Укртелекома" и облэенерго есть существенная. "У нас есть разница в подготовке условий и процедур. Можно добавить, что по приватизации "Укртелекома" есть отдельный закон, чего нет по энергетике, и сказать, что нам все равно что продавать, значит подойти к этой ситуации, что Фонд сегодня начал продавать "Укртелеком", как какой-то магазин или склады.
Это дилетантский подход к делу. Если бы нам было все равно, мы бы уже давно "Укртелеком" продали и забыли про него. Формирование условий конкурса по таким объектам как "Укртелеком" и энергетика - политическое решение. Когда принималось решение по условиям конкурса по энергетике в 2001 году, Кабмин заседал пять часов один раз, а второй раз три или четыре часа. Я почти все время стоял на трибуне. Это вопрос, который будет решаться очень тяжело, и при участии очень большого количества людей и аргументов, на основании которых будет принятое решение", - заявил Александр Бондарь.
Теперь есть и еще одно и, видимо, главное отличие - облэнерго находятся в утвержденном Кабмином списке предприятий подлежащих приватизации в 2002 году, а "Укртелеком" в этом списке отсутствует. Г-н Чечетов после заседания Кабмина 13 февраля заявил: "Все заряжено на то, чтобы приватизация состоялась до конца года. Вместе с тем я не исключаю возможность переноса приватизации. Гарантии дает только Господь Бог".
Выводы: сделать однозначный вывод будет или не будет продан "Укртелеком" в этом году, как уже неоднократно отмечалось, сейчас невозможно. Конечно, большинство факторов свидетельствуют о том, что эта продажа может НЕ СОСТОЯТСЯ.
Плохо это или хорошо - вопрос отдельный, по поводу которого, надеюсь, в АИНе будет сказано еще не мало в других материалах. Хочется привести лишь одну общую оценку по этому поводу "со стороны". В одном из информационных материалов на официальном сайте ОАО "Укртелеком" советник по приватизации Укртелекома Стив Джонсон отметил, что "приватизация "Укртелекома" является уникальной даже на фоне приватизации телекоммуникационных компаний в Восточной Европе".
Ее цель, по мнению советника, не только привлечение инвестиций и превращение телекоммуникационного бизнеса в Украине в прибыльный, но и повышение имиджа страны.
Важным является и мнение другого специалиста, исполнительного директора "Межрегиональной финансовой компании" Эрика Наймана, которое он высказал в интервью агентству УФС. Стоит отметить, что "Межрегиональная Финансовая Компания" является генеральным менеджером по размещению опционов "Укртелекома" (это опционы на получение телефонного номера и подключение к сети электросвязи ОАО "Укртелеком"), а генеральный директор МФК, Левченко Михаил Петрович, является внештатным консультантом Председателя Правления ОАО "Укртелеком" по вопросам приватизации.
В первую очередь г-н Найман дает оценку стоимости ОАО "Укртелеком": "Согласно методу дисконтирования денежных потоков (денежные потоки были продисконтированы нами по ставке 25%), стоимость ОАО "Укртелеком", включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC, по нашим оценкам, составляет около $1,5 млрд. При оценке ОАО "Укртелеком" по методу аналогов продаж в качестве базы для сравнения мы использовали цены, по которым инвесторы покупали государственные пакеты акций телекоммуникационных компаний восточно-европейских стран и стран бывшего Советского Союза во время приватизации этих компаний.
Сравнительная оценка была произведена исходя из стоимости одной телефонной линии, определенной как отношение стоимости компании к количеству телефонных линий.
Стоимость ОАО "Укртелеком" (включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC) исходя из вышеуказанной стоимости одной телефонной линии ($287) составляет около $3,2 млрд. (исходя из 8550 тыс. линий). Для определения текущей рыночной стоимости ОАО "Укртелеком" по методу сравнения финансовых коэффициентов мы использовали сравнительный анализ финансовых показателей телекоммуникационных компаний восточно-европейских стран, а также России.
В частности, мы брали в расчет ожидаемые итоги 2001г.: значения чистой выручки ОАО "Укртелеком" в размере $597 млн., EBITDA - $251 млн. и чистой прибыли - $108 млн. В соответствии с этим методом стоимость ОАО "Укртелеком" (включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC), по нашим оценкам, составляет около $2,2 млрд".
Важной является и оценка рыночной внутренней и внешней конъюнктуры: "Современная стратегия развития ОАО "Укртелеком" - это сохранение и укрепление лидирующих позиций на национальном рынке традиционных услуг связи, завоевание позиций на других наиболее перспективных секторах телекоммуникационных услуг, создание и реализация эффективной бизнес-модели, основанной на внедрении современных технологий и предоставлении качественного сервиса и ориентированной на получение прибыли.
Заниженные оценки ОАО "Укртелеком", проводимые некоторыми аналитиками, вызваны в первую очередь их пессимизмом по отношению к Украине, а также мировым рынкам акций телекоммуникационных компаний в целом. В то же время, значительный рост инвестиционной привлекательности России, произошедший в последний год, позволяет надеяться на оживление украинского фондового рынка, который обычно с некоторым запаздыванием реагирует на подобные изменения. Соответственно можно ожидать роста котировок акций "Укртелекома", как потенциально наиболее интересных "голубых фишек" на отечественном рынке ценных бумаг.
Стабильному увеличению капитализации "Укртелекома" может также способствовать повышение кредитного рейтинга Украины, произведенное в конце 2001 года мировым рейтинговым агентством Standard & Poor's".
Г-н Найман также высказывает предположение о том, что дальнейшего переноса сроков завершения льготной подписки не будет. "Свое мнение мы основываем на том, что средства от приватизации ОАО "Укртелеком" заложены в государственный бюджет, а значит, затягивание этого процесса может повлиять на недовыполнение доходной части бюджета".
Рассматривая нюансы и моменты, связанные с приватизацией "по-укртелекомовски", вспомним один летний сюжет, а именно отставку бывшего председателя Госкомсвязи Олега Шевчука, которая произошла 20 июля 2001 года после заседания Совета Национальной безопасности и обороны Украины.
В качестве основной причины признания неудовлетворительных результатов работы Госкомсвязи тогда еще председателю Госкомсвязи Олегу Шевчуку инкриминировалась "поспешность" этого комитета в вопросах приватизации "Укртелекома".
Вот что сообщали сетевые медиа в то время:
Подробности: "На заседании (СНБОУ - прим. АИН) отмечалось, что недостаточно учтены интересы государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникаций".
UA Today: "Сейчас однозначно не нужно спешить с приватизацией ради приватизации", - сказал Е.Марчук, комментируя сложившуюся в отрасли ситуацию". Да и сам г-н Шевчук связал свою отставку с темой приватизации. В своем заявлении он допустил, что его отставка была вызвана "желанием отдельных сил в стране сменить направление приватизации в отрасли. Эти политические силы хотят привлечь нестратегического инвестора, которого не устраивают конкурентные условия продажи наравне с известными западными телекоммуникационными брэндами. Очевидно, такой инвестор находится в России. Последние события на политической арене в отрасли иллюстрируют мои выводы".
Эти летние события прошлого года можно сравнить с некоторыми документами того же периода и получить вполне однозначный вывод: после отставки Шевчука приватизация "Укртелекома" резко ускорилась, вопреки всем возможным ожиданиям. Причем не просто ускорилась, она стремительно понеслась.
Распоряжением от 26 июля утверждается первоначальная дата начала льготной приватизации на 1 августа, т.е. за 4 рабочих дня до начала. Хотя потом, 21 августа, очередным распоряжением сроки и сдвигаются на октябрь, но есть реальный факт определенной спешки, которая началась после смены руководства Госкомсвязи. Перенос сроков только дополнительно свидетельствует о том, что после отставки Шевчука кто-то начал уж слишком сильно торопиться с приватизацией "Укртелекома", даже не просчитывая реальные сроки, а просто желая быстрее эту приватизацию начать. А начать - самое главное. Начать в августе, дотянуть до февраля - нормальное явление для нашей местности.
Исходя из всего вышесказанного, хочется сделать один свой собственный, может быть крамольный, но не претендующий на истину вывод о ситуации с приватизацией "Укртелекома".
"Свои" люди под эгидой приватизации "Укртелекома" решили заполучить себе лакомый кусочек пирога. Процентов 5 - нормально, а лучше 10%, но это как получится. Напомним, что в нашем случае речь идет о суммах порядка $40-90 млн., но, такой пакет во время льготной приватизации можно получить за сумму в два раза меньшую. Эти проценты нужны, скорее, не для того, чтобы контролировать или управлять "Укртелекомом" - достаточно просто присутствие, а также дивиденды.
Пускать же иностранного инвестора в "Укртелеком" никто и не собирается. Все это шоу было устроено ради первого этапа - льготной приватизации. И поэтому вот именно сейчас уж и спешить никуда нам с приватизацией "Укртелекома" не стоит. Зачем же нам отдавать такой лакомый кусок государственного добра. А то, что денег нет на развитие - не беда. Оно на самом деле и не нужно, ведь "последствия бурного развития информационной сферы, глобализационных процессов сопровождаются появлением принципиально новых угроз интересам личности, общества, государства, национальной и государственной идентичности членов мирового сообщества" и т.д.
Очень надеюсь, что мои выводы и мнение окажутся ложными.
На данный момент "паровоз" остановился на полустанке, и поэтому не представляет особой угрозы впереди бегущему человеку. Пассажиры выходят и заходят, и сколько их в итоге останется в этом поезде не известно. Известно лишь одно, что пока этот "бронепоезд стоит на запасном пути".
Сколько бы ни заявлял находящийся ныне в "предвыборном" отпуске председатель Фонда государственного имущества Украины Александр Бондарь на всех встречах и беседах с журналистами, что их глупые вопросы и пространные публикации по этой теме только мешают эффективной подготовке "Укртелекома" к приватизации , гораздо большую сумятицу в информационное пространство вокруг этого процесса вносят сами госчиновники и госдеятели.
Г-на Бондаря можно понять - нездоровая шумиха однозначно мешает любому процессу купли-продажи, а в случае с "Укртелекомом" особенно. Но не стоит забывать, что приватизация "Укртелекома" тема далекая от частных интересов отдельно взятого государственного органа.
Здесь переплетены интересы обычных граждан-налогоплательщиков, которые, как бы это громко ни звучало, так или иначе являются главными акционерами "Укртелекома", а также интересы рынка телекоммуникаций и услуг связи, на который продажа или непродажа "Укртелекома" безусловно повлияет.
Поэтому и есть все основания наблюдать за этим процессом весьма пристально, пытаясь отметить все негативные явления, дабы исключить их злокозненное влияние. И здесь гораздо важнее исправлять не журналистов, которые пишут об ошибках и проблемах, а сами ошибки и проблемы. Пока эта идея еще блуждает сумеречными "коридорами власти", и брать ее на вооружение пока никто особо не спешит.
При этом стоит отметить, что в Законе Украины "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" есть пункт в разделе "особенных принципов приватизации", в соответствии с которым должно осуществляться "полное, своевременное и достоверное информирование граждан об объекте и условиях приватизации" .
Начнем с итогов работы "Укртелекома" в 2001 году.
По итогам 2001 года ОАО "Укртелеком" предоставлено услуг связи на сумму 3,9 млрд. грн. Обеспечен прирост доходов в сравнении с предыдущим годом - более 500 млн. грн. при темпах роста 107%. Падение доходов в валютном эквиваленте, которое происходило с 1998 года по первый квартал 2000 года, удалось остановить только во втором полугодии 2000 года, а в 2001 году доходы компании увеличились до $733 млн., что без учета изменения тарифов на 8% больше результатов предыдущего года, об этом сообщается на официальном сайте ОАО "Укртелеком".
Напомним, что в 1998 году доходы ОАО "Укртелеком" были оценены в 2,295 млрд. грн. ($937 млн.). В 1999 году - 2,731 млрд. грн. ($661 млн.), в 2000 году - 3,428 млрд. грн. ($630 млн.).
В первом квартале 2001 года доходы ОАО "Укртелеком" составили 928 млн. грн., что на 61 млн. грн. больше соответствующего периода в 2000 году. Во втором квартале 2001 года - 968 млн. грн. доходов и на 72 млн. грн. больше аналогичного периода 2000 года. В третьем квартале 2001 года доход перешагнул отметку в миллиард гривен и составил 1,002 млрд. грн. - по сравнению с третьим кварталом 2000 года на 48 млн. грн. больше.
Самым результативным оказался четвертый квартал 2001 года, когда рост доходов составил 77 млн. грн. по отношению к четвертому кварталу 2000 года, а всего было получено 1,042 млрд. грн дохода. Среднеквартальный рост без учета изменения тарифов составил 7-8%.
Как сообщается, "Укртелеком" постоянно увеличивает объемы платежей в бюджет. На протяжении 2001 года в бюджеты различных уровней было перечислено 1,15 млрд. грн. В 2000 году эти поступления составили 896 млн. грн. В первом квартале 2001 года в бюджет было перечислено 284 млн. грн., во втором - 281 млн. грн., в третьем - 288 млн. грн., а в четвертом квартале 2001 года - 302 млн. грн. Платежи в бюджет выросли и в процентном соотношении к доходам компании - с 25% в 2000 году до 29,6% в 2001 году.
В прошлом году впервые удалось снизить абсолютный объем дебиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2002 года дебиторская задолженность за услуги связи составляла 607 млн. грн. На 1 января 2001 года этот показатель был на уровне 658 млн. грн. На 1 января 2000 года эта задолженность составляла 529 млн. грн., а на 1 января 1999 года - 475 млн. грн.
В 2001 году был достигнут наилучший показатель по уровню дебиторской задолженности по отношению к месячной сумме доходов. На 1 января 2002 года этот показатель уменьшился до отметки в 1,72 раза. По состоянию на 1 января 2001 года он был на уровне 1,97 раз. Наиболее негативный показатель был на 1 января 2000 года - 2,09 раза, а на 1 января 1999 года - 1,86 раз.
В предыдущие года темпы увеличения дебиторской задолженности приблизительно соответствовали темпам увеличения доходов. В 2001 году объем дебиторской задолженности был уменьшен на 51 млн. грн., т.е. удалось погасить кроме текущей задолженности еще и просроченную.
Уменьшение задолженности произошло по всем категориям потребителей, кроме бюджетных учреждений. Однако при этом отмечается, что впервые объем дебиторской задолженности бюджетных организаций не увеличился.
По результатам года объемы капиталовложений увеличились до 843 млн. грн. против 562 млн. грн. в 2000 году. Наибольший объем капиталовложений состоялся в четвертом квартале 2001 года - 349 млн. грн. в то время как в первом квартале 2001 года этот объем составлял 183 млн. грн., а во втором квартале произошло снижение этого показателя до 138 млн. грн. В третьем квартале 2001 года объем капиталовложений составил 173 млн. грн.
Тенденцию уменьшения объемов введения новых мощностей удалось приостановить во втором полугодии 2000 года. В 2001 году увеличены объемы введенных мощностей до 296 тыс. номеров против 225 тыс. в 2000 году. Наилучший показатель был достигнут в четвертом квартале 2001 года - 114 тысяч номеров. В первом квартале этот показатель находился на уровне - 46 тыс., во втором - 56 тыс., в третьем - 80 тысяч номеров.
Продолжается увеличение введения в сетях "Укртелекома" АТС отечественного производства. В 2001 году у отечественных производителей было куплено оборудования на 137 млн. грн. В 2000 году на эти цели было потрачено 90 млн. грн.
Такие вот радостные результаты. Стоит еще раз отметить, что по своим размахам и значимости на рынке информационно-коммуникационных технологий в Украине ОАО "Укртелеком" занимает стабильную лидирующую позицию с долей рынка в 36,5%. Подробнее об этих оценках читайте в истории "Сколько стоят украинские ИКТ?".
Из истории приватизации ОАО "Укртелеком":
Закон "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" был подписан Президентом Украины 16 июня 2000 года. Сразу же, в 2000 году, ожидать каких-либо активных действий по приватизации не стоило, но многие были почти уверены, что в 2001 году приватизация должна была начаться. И она началась.
26 июля 2001 года Кабинет Министров Украины утвердил распоряжение ї306 "План размещения акций ОАО Укртелеком". И хотя первоначальный план предполагал начать льготную продажу с 1 августа 2001 года, в последующих распоряжениях сроки изменились. Распоряжение ї397 от 21 августа меняет дату начала с 1 августа на 1 октября, а дату окончания - с 30 ноября на 1 декабря, таким образом на 2 месяца сокращая время, отведенное на льготную приватизацию. Однако за 1 день до окончания этого процесса (29 ноября) правительство выпускает новое распоряжение, в соответствии с которым сроки продлеваются на те же 2 месяца - до 1 февраля 2002 года.
Такая чехарда с планами и сроками не удивительна. Правительство, конечно, рассчитывало на прохождение первого этапа приватизации ОАО "Укртелеком" в 2001 году, но летняя неразбериха со сроками, вызванная, кроме всего прочего и сменой руководства Госкомсвязи, не позволила этим надеждам сбыться. (Мы еще вернемся к этой теме в самом конце. Она, как нам кажется, является важнейшим моментом истории "укртелекомовской" приватизации.) В ноябре правительству ничего другого не оставалось, как смириться с продлением сроков, чтобы выполнить план по количеству проданных акций.
Кроме сроков в этот план изменений не вносилось, и в соответствии с ним на льготную приватизацию выделялось 12,999% акций ОАО "Укртелеком" - 2 434 412 239 акций на общую сумму 608 млн. 603 тыс. гривен. На долю работников "Укртелекома" (124 085 человек), в соответствии с правительственным планом приходится 2,08%, на долю руководителей (6616 человек) 5% и самая большая доля выделена для покупки бывшими работниками "Укртелекома" (в основном, пенсионерами, которых по спискам оказалось 37 578 человек) - 5,919%.
В соответствии с этим же Планом, 50% плюс одна акция остается в собственности государства, а именно 9 363 124 001 акция на сумму 2 млрд. 340 млн. 781 тыс. гривен. 37% акций "Укртелекома" выставлены на открытые торги. Это 6 928 711 760 акций на сумму 1 732,177 млн. грн.
Общая же стоимость 100% акций "Укртелекома" определена суммой 4 млрд. 681 млн. 562 тыс. гривен. По среднему текущему курсу гривна-доллар (1 к 5,3) получается оценка ОАО "Укртелеком" в пределах до $883 млн. 313 тыс. Номинальная цена акций - 25 копеек (около 4,7 цента)
Пока мы располагаем предварительными данными по этому процессу. Окончательные результаты обещают предоставить 18 февраля. И вот здесь-то, может быть, мы и пытаемся бежать впереди "стоящего паровоза", но это оправдано тем, что предварительные результаты тоже результаты, и в итоге будет интересно сравнить их с окончательными.
В соответствии с определенным "Порядком проведения льготной продажи акций ОАО "Укртелеком", после завершения сроков этой продажи (после 1 февраля 2002 года) в течение 15 дней ФГИ должен рассмотреть и утвердить протоколы специальной комиссии и дать окончательные результаты. Пресс-конференция по этому поводу в "Укртелекоме" запланирована на 20 февраля.
Пока же результаты, которые были обнародованы 5 февраля в Фонде Госимущества, говорят о НЕВЫПОЛНЕНИИ поставленного плана по главному направлению. Из запланированных 12,999 процентов продано от силы 6,8%.
По предварительным данным по состоянию на 31 января 2002 года правом на льготную покупку акций воспользовалось более 147 712 человек, что составило более 87% от изначально внесенных в соответствующие списки (168 279 человек). И вот тут-то и начинаешь понимать, что с цифрами на сайте "Укртелекома" и информацией, распространенной Фондом Госимущества, что-то не так. По словам Олега Гайдука, наиболее успешно акции покупались работниками и руководителями предприятий. Эти категории, по информации на сайте "Укртелекома", выкупили почти 99% предназначенных для них акций.
В тоже время в сообщении Фонда Госкомимущества говорится о том, что такой возможностью воспользовались 98,2% работников и 94,2% руководителей ОАО "Укртелеком" (даже в среднем 99% не получается). Но самое большое несоответствие данных по количеству бывших работников "Укртелекома". По данным г-на Гайдука, этой категорией выкуплено приблизительно 70% причитающихся им акций, в то время как по информации ФГИ этот показатель всего 52,1%. Извините, но разница почти в 20% в данном случае означает денежный эквивалент порядка $1 млн.
Весьма странно будет выглядеть, если в окончательных результатах по итогам льготной приватизации и общий процент выполнения плана вырастет более чем на 1% (денежный эквивалент 46,81 млн. гривен). И самое странное заключается в том, что ФГИ озвучивал данные самого "Укртелекома" по состоянию на 31 января 2002 года, т.е. на момент окончания льготной приватизации. Здесь, конечно, лучше дождаться окончательных результатов, чтобы сравнить их с предварительными. В результате сравнения можно будет сделать соответствующие выводы, пока же можно лишь с большой долей безответственности заявлять о том, что руководство "Укртелекома" намеренно и всеми возможными способами завышает проданный процент акций предприятия. Или пытается это сделать.
Тут имеет смысл проанализировать количественный состав и распределение пакетов акций по категориям первых приватизаторов "Укртелекома". 124 085 работников "Укртелекома" в соответствии с планом должны были купить акций на сумму 97 млн. 376 тыс. грн. В среднем каждый работник должен был выложить около 784 гривен (392 грн. - при льготной покупке). По официальным же документам ФГИ каждый бывший или нынешний работник имел право купить пакет из 3600 акций за 382,5 грн. (при номинальной стоимости такого пакета в 765 грн.).
Может быть, за прошедшие полгода с момента утверждения плана размещения акций ОАО "Укртелеком" уменьшилось количество работников, но в Плановых цифрах и в официальных данных ФГИ уже ощущается разница порядка 20 гривен по номинальной стоимости (10 гривен при условии льготной продажи). Если помножить это на количество людей, то набегает кругленькая сумма.
Очевидно определенное отступление от ранее утвержденного плана Правительства. В соответствии с Планом правительства получается, что каждый нынешний работник "Укртелекома" имел право на покупку 3600 акций по несколько завышенной цене в 392 гривны. Также не соответствует и показатель по количеству людей, имеющих право участвовать в льготной приватизации. Всего категории нынешних работников планировалось продать 389 505 958 акций. Делим на 3600 и получаем в итоге, что по первоначальным планам правительства в льготной приватизации должно было участвовать около 108 196 человек, а в списках оказалось почти на 13 тысяч больше.
Следующая категория - руководители. 6 616 руководителей "Укртелекома", внесенных в приватизационные списки, должны были купить акций на сумму 234,078 млн. гривен. На каждого в среднем приходится 35 380 гривен, а по условиям льготной приватизации в два раза меньше - 17 690 гривен. Сумма, в общем-то, не маленькая, но, как для "руководителей "Укртелекома", и не большая. Видимо, они могут себе позволить вложить в родное предприятие более $3 тыс. за раз. Если, конечно, могут.
Но самая интересная категория у нас – "бывшие работники". Просьба обратить внимание на то, что 37 578 человек, внесенных в приватизационные списки по данной категории, должны были (т.е. "имели право") купить акций "Укртелекома" на сумму более 277,148 млн. гривен и получить наибольший пакет акций по итогам льготной приватизации. На каждого из них в среднем приходится денежный груз в 7 375 гривен (по льготной приватизации - более 3,6 тысяч грн.). Мне сложно представить пенсионера, пусть даже "укртелекомовского", способного и 100 грн. вложить в какое-то будущее, получение дивидендов и т.п. Чаще их жизнь ставит более приземленные задачи - выжить сегодня.
Оставим цифры, полученные в результате обработки ОФИЦИАЛЬНЫХ данных, без каких-либо комментариев, но однозначно, что у кого-то или плохо с математикой или еще с чем-то.
Эти проценты акций и льготная приватизация не оставили равнодушными некоторых иностранных журналистов. Так, например, 4 февраля в Financial Times была опубликована заметка под названием "Мертвые души" для Укртелекома", в которой говорится о хитрых задумках и игре с пакетами акций, практикуемых руководством "Укртелекома".
Правда, в ФГИ, эту статью назвали примером черного пиара. Вот что заявила заместитель председателя ФГИ и руководитель комиссии по льготной подписке акций "Укртелекома" Светлана Ледомская: "Списки выверены, и они перепроверялись. Комиссия квалифицировано работала. Мы почти полтора года готовили процедуру проведения льготной продажи, и когда мы утверждали протоколы по спискам, то по каждому человеку изучали ситуацию, и весь набор документов, которые должны быть представлены к льготной продаже (и паспортные данные, декларации), изучался".
Временно закрывая тему льготной приватизации "Укртелекома", нельзя не вспомнить о том, о чем AIN уже писал. Если в случае с "мертвыми душами" еще можно найти какие-то документальные доказательства того или иного факта, то в случае, который мы описывали 16 ноября 2001 года есть проблема, которую не под силу выявить ни одной комиссии ФГИ, сидящей в Киеве и работающей с документами.
В истории "Приватизация "по-укртелекомовски" мы сообщали о том, как выполнялся План по льготной приватизации на одном из крупнейших региональных предприятий "Укртелекома" - Центр электросвязи N1 города Кривого Рога (далее ЦЭС-1) (www.krog.dp.ukrtelecom.net). На сегодняшний день этот ЦЭС обслуживает около 140 тысяч абонентов, что по масштабам Украины представляет собой весьма немалую величину. Одним словом, крупное предприятие с количеством работников около 1300 человек.
Изначально на совещании у начальника ЦЭС-1 Марчана Анатолия Федоровича было объявлено, что наконец-то любой работник может написать заявление на открытие именного счета в банке и перечислить прямо из зарплаты сумму на покупку акций. Минимальный пакет акций можно взять на сумму 12 гривен 50 коп, а максимальный - 382 грн. 50 коп.
Были обрисованы радужные перспективы предприятия, сказаны слова о том, что это очень выгодное вложение денег, и многие на Украине и за ее пределами сейчас кусают себе локти, так как не имеют права купить акции ОАО "Укртелеком", ведь этим правом обладают только работники, пенсионеры Укртелекома и приравненные к ним.
Кроме того, руководством центра было высказано предположение, что те, кто не купит акции, то есть останется просто наемным работником, а не совладельцем, может быть ущемлен в социальных и других правах по сравнению с работниками - владельцами акций. Эта мысль не раз еще мелькала на различных оперативках, совещаниях и собраниях. Тут возникает вопрос: неужели руководители центра настолько глупы и невежественны, что не знают, что подобные утверждения противоречат Конституции Украины и КЗоТ?
Весьма малая часть работников купила по полному пакету акций, а большинство, испугавшись рассказов о возможных будущих проблемах, купило по минимальному пакету на сумму 12 грн. 50 коп. На этом закончился первый "бархатный" этап льготной приватизации в криворожском ЦЭС-1.
На оперативке 19.10.2001 у начальника Центра Марчана А.Ф. начальникам подразделений было дано указание до 25.10.2001 принудить всех работников купить акции на сумму не менее 120 грн., а тех, кто этого не сделает, заставить написать заявление об увольнении. Высказывание Марчана А.Ф. о необходимости срочного написания заявления либо на покупку акций, либо на увольнение было сообщено каждому работнику.
Шантаж принес свои плоды: осмелившихся не подчиниться можно было пересчитать по пальцам, и это из 1300 человек! И на оперативке 26.10.2001 Марчаном А.Ф. была поставлена новая цель: додавить всех работников до покупки полного пакета акций. Руководители подразделений сказали "Есть!" и побежали выполнять.
И как все это можно оценить? Правовой беспредел, самодурство, полная уверенность в безнаказанности за грубейшее нарушение прав человека и законодательства. Как минимум, нарушаются законы "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком", КЗоТ, Конституция Украины. Сплошная уголовщина. Люди настолько запуганы и боятся потерять работу, что никто из огромного коллектива не обратился в суд или прокуратуру за защитой своих прав.
В этой ситуации напрашивается вывод, что высшее и среднее руководство "Укртелекома", имея в своем непосредственном распоряжении свой пакет акций в 5%, будут де-факто, через систему запугиваний и угроз иметь в своем распоряжении и пакет акций, находящийся в трудовом коллективе.
Итак, о первом этапе приватизации ОАО "Укртелеком" мы временно закончили свой рассказ. И здесь пока существует больше вопросов, чем ответов. Соответственно, выводов особых делать пока не будем. Будем ждать официальных итоговых результатов. А пока попробуем посмотреть на перспективы дальнейшего процесса.
Во-первых, весьма вероятно, что льготная приватизация акций "Укртелекома" будет продолжена по группе "бывшие работники". По крайней мере, ФГИ не будет против этого, учитывая низкий показатель по выкупленным этой категорией акциям. Но окончательное решение будет приниматься специальной правительственной комиссией по приватизации "Укртелекома" под руководством первого вице-премьера Василия Рогового.
Собственно, эта комиссия и де-факто, и де-юре выполняет руководящие и определяющие функции в процессе приватизации "Укртелекома". И руководство ФГИ по особо острым вопросам постоянно переводит стрелки на Кабмин, обосновывая это тем, что функциональная задача ФГИ не принимать решения, а технически обеспечить приватизацию "Укртелекома" в 2002 году.
Эту задачу, по словам руководства ФГИ, никто не отменял, и они продолжают активную подготовку украинской телекоммуникационной конфетки к продаже стратегическим иностранным инвесторам.
По словам г-на Бондаря, 5 февраля был подписан первый вариант условий тэндера по приватизации "Укртелекома", и Фонд Госкомимущества работает по тому плану и срокам, которые определены специальной правительственной комиссией. При этом вопрос о том, будет ли пакет акций "Укртелекома" выставлен на открытые торги и какой размер будет у этого пакета (в виду невыполнения Плана по льготной приватизации) остается открытым.
Во-вторых, правительство занимается перестраховкой в вопросе приватизации "Укртелекома", а также 25% акций UMC. Об этом свидетельствует тот факт, что на заседании Кабмина 13 февраля был утвержден перечень 43 предприятий, пакеты акций которых подлежат продаже в 2002 году. "Укртелеком" и UMC, по словам и.о. председателя ФГИ Михаила Чечетова, в этот перечень не вошли, что дало некоторым наблюдателям сделать вывод о том, что приватизация этих предприятий в этом году осуществлена не будет.
Однако, как разъяснил г-н Чечетов, ФГИ не видит необходимости включать "Укртелеком" и UMC в перечень предприятий для приватизации, поскольку ранее правительство принимало принципиальные решения о продаже акций этих предприятий, но не устанавливало сроков. Об этом сообщает интернет-газета "Форум"
Почему правительство заняло такую позицию эмоционально понятно - оно не хочет повторения ситуации прошлого года. Тогда на приватизацию "Укртелекома" возлагали большие надежды, а она не смогла в полной мере состоятся даже на первом этапе, что повлияло на невыполнение ФГИ плана по приватизации на 2001 год и бюджет не получил ожидаемые поступления. Конечно, проблема была не только с приватизацией "Укртелекома", но все же многие в начале 2001 года рассчитывали на эту приватизацию как на козырную карту.
То, что принципиальное решение продавать "Укртелеком" принято - не новость. Иначе зачем же Фонду Госимущества заниматься уже не первый год подготовкой к приватизации этого объекта? Главный вопрос все же заключается в сроках и выражается одним словом "когда?". И ответить на этот вопрос сейчас не может никто.
Как разъяснял г-н Бондарь, процесс должен пройти все стадии: "Сейчас идет разработка условий конкурса, в соответствии с которыми должна проходить приватизация "Укртелекома", которые должны быть утверждены, правительственной комиссией. Дальше уже будут решаться вопросы целесообразности продавать в этот момент или, возможно, позднее". Предположительно это "дальше" может произойти в апреле-мае этого года. Но предположить, какое же решение будет принято правительством относительно конкретных сроков следующего этапа приватизации ОАО "Укртелеком", сейчас не берется никто. Или почти никто.
Как сообщает Интерфакс-Украина, в конце января глава специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко на коллегии Фонда госимущества Украины высказал мнение о том, что "на высоком уровне есть мнение – "Укртелеком" в этом году не продавать". Г-н Рябченко также высказал убеждение, что причиной этому является сложившаяся на рынке телекоммуникаций ситуация, и "вины Фонда госимущества тут нет".
Кроме того, глава комиссии ВР считает, что для успешной приватизации "Укртелекома" на конкурсе следует внести ряд изменений в действующее в этой сфере законодательство. В частности, нардеп предлагает в законе "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" отменить норму о дополнительной эмиссии акций, поскольку при ее наличии "ни один серьезный инвестор не примет участие в конкурсе".
Но тут мы переходим к следующему важному блоку вопросов: "Что мешает приватизации "Укртелекома"?. Кроме мнения г-на Рябченко мы располагаем и мнением специалистов из ФГИ. Так, по словам Александра Бондаря, на пути успешной подготовки и эффективной приватизации ОАО "Укртелеком" стоит ряд препятствий: "Во-первых, у нас совсем не принят закон об электросвязи. Рынок электросвязи не регламентирован законодательством, и это будет очень тяжело для потенциальных инвесторов.
Во-вторых, мы так и не смогли внести изменения в закон "Об особенностях приватизации "Укртелекома", которые предусматривают первичную эмиссию акций на долю "Укртелекома". Вы знаете, что это проблемный вопрос, и я бы не сказал, что он совсем не позволяет провести тэндер, но он может несколько снизить цену продажи. Но общая цена от этого не пострадает, потому что мы будем меньший пакет продавать.
Еще один нерешенный вопрос. У нас идет очень много заявлений, высказываний по поводу приватизации "Укртелекома", и они часто друг от друга сильно отличаются. Я, как должностное лицо, отвечаю за подготовку "Укртелекома" к приватизации. Я не могу поддавать сомнению некоторые вещи, которые вызывают сомнения у других должностных лиц, которые за эту подготовку не отвечают. Поэтому есть такие различия, и это несколько дезориентирует потенциальных инвесторов, поскольку они действительно не знают, что же хочет Украина и что решило руководство страны, хотя все решения письменные, в принципе, есть и соответствующие поручения тоже.
Есть также и определенные сложности с неоднозначностью оценки конъюнктуры. Она также в разных высказываниях кардинально отличается. Насколько у меня была последняя информация от Советника (по приватизации "Укртелекома" - прим. АИН), в этом году конъюнктура достаточно благоприятная для продажи "Укртелекома". Он дал анализ того, что рынок телекоммуникаций на Западе падает, но это дает освобождение средств для вложения в другие рынки, которые находятся на подъеме.
Есть определенные тенденции. Я от Советника слышу выводы, несколько несоответствующие некоторым заявлениям и прогнозам. Дело в том, что да, телекоммуникационный рынок на Западе перенасыщен сейчас инвестициями. И там в них просто больше не нуждаются. Но если говорить про наш рынок, про наш "Укртелеком", то у нас такой голод на инвестиции, что можно только вкладывать и вкладывать. И свободные средства для этого есть".
Что ж. С одной стороны вроде бы и конъюнктура есть, а с другой законов важных нет. Комментарий двоякий, но все же можно сделать вывод о том, что для окончания подготовки "Укртелекома" к максимально эффективной приватизации есть ряд важных препятствий. Воспримутся ли они в качестве действительно серьезных теми, кто будет принимать решение - вопрос опять пока без ответа. Но тут вступает в силу очередной фактор.
В-третьих, ФГИ не скрывает того, что в этом году на разные чаши весов плана приватизации в 2002 году поставлены "Укртелеком" и энергетические предприятия (облэнерго). Всего в 2002 году бюджет от приватизации ожидает 5 млрд. 825 млн. 112 тыс. гривен. От приватизации "Укртелекома" может поступить (в случае продажи 37%) 1 млрд. 732 млн. грн. От приватизации 12 облэнерго 1 млрд. 948 млн. грн. И как заявил г-н Бондарь (будучи еще не в отпуске): "Основные усилия делаем при подготовке "Укртелекома" и энергетики. Продажа или "Укртелекома", или энергетики - это выполнение годового задания бюджета.
Если мы удачно проведем тэндеры по энергетике, ну и так случится, что мы не сможем продать "Укртелеком", то мы выполним бюджет 2002 года. Это тот порядок цифр, на которые мы рассчитываем при нормальной подготовке. Именно так мы можем сказать и про "Укртелеком". Если нам удастся продать "Укртелеком" на тэндре, то это избавит нас от необходимости для выполнения плана продавать энергетику".
Разница между приватизацией "Укртелекома" и облэенерго есть существенная. "У нас есть разница в подготовке условий и процедур. Можно добавить, что по приватизации "Укртелекома" есть отдельный закон, чего нет по энергетике, и сказать, что нам все равно что продавать, значит подойти к этой ситуации, что Фонд сегодня начал продавать "Укртелеком", как какой-то магазин или склады.
Это дилетантский подход к делу. Если бы нам было все равно, мы бы уже давно "Укртелеком" продали и забыли про него. Формирование условий конкурса по таким объектам как "Укртелеком" и энергетика - политическое решение. Когда принималось решение по условиям конкурса по энергетике в 2001 году, Кабмин заседал пять часов один раз, а второй раз три или четыре часа. Я почти все время стоял на трибуне. Это вопрос, который будет решаться очень тяжело, и при участии очень большого количества людей и аргументов, на основании которых будет принятое решение", - заявил Александр Бондарь.
Теперь есть и еще одно и, видимо, главное отличие - облэнерго находятся в утвержденном Кабмином списке предприятий подлежащих приватизации в 2002 году, а "Укртелеком" в этом списке отсутствует. Г-н Чечетов после заседания Кабмина 13 февраля заявил: "Все заряжено на то, чтобы приватизация состоялась до конца года. Вместе с тем я не исключаю возможность переноса приватизации. Гарантии дает только Господь Бог".
Выводы: сделать однозначный вывод будет или не будет продан "Укртелеком" в этом году, как уже неоднократно отмечалось, сейчас невозможно. Конечно, большинство факторов свидетельствуют о том, что эта продажа может НЕ СОСТОЯТСЯ.
Плохо это или хорошо - вопрос отдельный, по поводу которого, надеюсь, в АИНе будет сказано еще не мало в других материалах. Хочется привести лишь одну общую оценку по этому поводу "со стороны". В одном из информационных материалов на официальном сайте ОАО "Укртелеком" советник по приватизации Укртелекома Стив Джонсон отметил, что "приватизация "Укртелекома" является уникальной даже на фоне приватизации телекоммуникационных компаний в Восточной Европе".
Ее цель, по мнению советника, не только привлечение инвестиций и превращение телекоммуникационного бизнеса в Украине в прибыльный, но и повышение имиджа страны.
Важным является и мнение другого специалиста, исполнительного директора "Межрегиональной финансовой компании" Эрика Наймана, которое он высказал в интервью агентству УФС. Стоит отметить, что "Межрегиональная Финансовая Компания" является генеральным менеджером по размещению опционов "Укртелекома" (это опционы на получение телефонного номера и подключение к сети электросвязи ОАО "Укртелеком"), а генеральный директор МФК, Левченко Михаил Петрович, является внештатным консультантом Председателя Правления ОАО "Укртелеком" по вопросам приватизации.
В первую очередь г-н Найман дает оценку стоимости ОАО "Укртелеком": "Согласно методу дисконтирования денежных потоков (денежные потоки были продисконтированы нами по ставке 25%), стоимость ОАО "Укртелеком", включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC, по нашим оценкам, составляет около $1,5 млрд. При оценке ОАО "Укртелеком" по методу аналогов продаж в качестве базы для сравнения мы использовали цены, по которым инвесторы покупали государственные пакеты акций телекоммуникационных компаний восточно-европейских стран и стран бывшего Советского Союза во время приватизации этих компаний.
Сравнительная оценка была произведена исходя из стоимости одной телефонной линии, определенной как отношение стоимости компании к количеству телефонных линий.
Стоимость ОАО "Укртелеком" (включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC) исходя из вышеуказанной стоимости одной телефонной линии ($287) составляет около $3,2 млрд. (исходя из 8550 тыс. линий). Для определения текущей рыночной стоимости ОАО "Укртелеком" по методу сравнения финансовых коэффициентов мы использовали сравнительный анализ финансовых показателей телекоммуникационных компаний восточно-европейских стран, а также России.
В частности, мы брали в расчет ожидаемые итоги 2001г.: значения чистой выручки ОАО "Укртелеком" в размере $597 млн., EBITDA - $251 млн. и чистой прибыли - $108 млн. В соответствии с этим методом стоимость ОАО "Укртелеком" (включая 90% акций ЗАО UTEL и 51% акций ЗАО UMC), по нашим оценкам, составляет около $2,2 млрд".
Важной является и оценка рыночной внутренней и внешней конъюнктуры: "Современная стратегия развития ОАО "Укртелеком" - это сохранение и укрепление лидирующих позиций на национальном рынке традиционных услуг связи, завоевание позиций на других наиболее перспективных секторах телекоммуникационных услуг, создание и реализация эффективной бизнес-модели, основанной на внедрении современных технологий и предоставлении качественного сервиса и ориентированной на получение прибыли.
Заниженные оценки ОАО "Укртелеком", проводимые некоторыми аналитиками, вызваны в первую очередь их пессимизмом по отношению к Украине, а также мировым рынкам акций телекоммуникационных компаний в целом. В то же время, значительный рост инвестиционной привлекательности России, произошедший в последний год, позволяет надеяться на оживление украинского фондового рынка, который обычно с некоторым запаздыванием реагирует на подобные изменения. Соответственно можно ожидать роста котировок акций "Укртелекома", как потенциально наиболее интересных "голубых фишек" на отечественном рынке ценных бумаг.
Стабильному увеличению капитализации "Укртелекома" может также способствовать повышение кредитного рейтинга Украины, произведенное в конце 2001 года мировым рейтинговым агентством Standard & Poor's".
Г-н Найман также высказывает предположение о том, что дальнейшего переноса сроков завершения льготной подписки не будет. "Свое мнение мы основываем на том, что средства от приватизации ОАО "Укртелеком" заложены в государственный бюджет, а значит, затягивание этого процесса может повлиять на недовыполнение доходной части бюджета".
Рассматривая нюансы и моменты, связанные с приватизацией "по-укртелекомовски", вспомним один летний сюжет, а именно отставку бывшего председателя Госкомсвязи Олега Шевчука, которая произошла 20 июля 2001 года после заседания Совета Национальной безопасности и обороны Украины.
В качестве основной причины признания неудовлетворительных результатов работы Госкомсвязи тогда еще председателю Госкомсвязи Олегу Шевчуку инкриминировалась "поспешность" этого комитета в вопросах приватизации "Укртелекома".
Вот что сообщали сетевые медиа в то время:
Подробности: "На заседании (СНБОУ - прим. АИН) отмечалось, что недостаточно учтены интересы государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникаций".
UA Today: "Сейчас однозначно не нужно спешить с приватизацией ради приватизации", - сказал Е.Марчук, комментируя сложившуюся в отрасли ситуацию". Да и сам г-н Шевчук связал свою отставку с темой приватизации. В своем заявлении он допустил, что его отставка была вызвана "желанием отдельных сил в стране сменить направление приватизации в отрасли. Эти политические силы хотят привлечь нестратегического инвестора, которого не устраивают конкурентные условия продажи наравне с известными западными телекоммуникационными брэндами. Очевидно, такой инвестор находится в России. Последние события на политической арене в отрасли иллюстрируют мои выводы".
Эти летние события прошлого года можно сравнить с некоторыми документами того же периода и получить вполне однозначный вывод: после отставки Шевчука приватизация "Укртелекома" резко ускорилась, вопреки всем возможным ожиданиям. Причем не просто ускорилась, она стремительно понеслась.
Распоряжением от 26 июля утверждается первоначальная дата начала льготной приватизации на 1 августа, т.е. за 4 рабочих дня до начала. Хотя потом, 21 августа, очередным распоряжением сроки и сдвигаются на октябрь, но есть реальный факт определенной спешки, которая началась после смены руководства Госкомсвязи. Перенос сроков только дополнительно свидетельствует о том, что после отставки Шевчука кто-то начал уж слишком сильно торопиться с приватизацией "Укртелекома", даже не просчитывая реальные сроки, а просто желая быстрее эту приватизацию начать. А начать - самое главное. Начать в августе, дотянуть до февраля - нормальное явление для нашей местности.
Исходя из всего вышесказанного, хочется сделать один свой собственный, может быть крамольный, но не претендующий на истину вывод о ситуации с приватизацией "Укртелекома".
"Свои" люди под эгидой приватизации "Укртелекома" решили заполучить себе лакомый кусочек пирога. Процентов 5 - нормально, а лучше 10%, но это как получится. Напомним, что в нашем случае речь идет о суммах порядка $40-90 млн., но, такой пакет во время льготной приватизации можно получить за сумму в два раза меньшую. Эти проценты нужны, скорее, не для того, чтобы контролировать или управлять "Укртелекомом" - достаточно просто присутствие, а также дивиденды.
Пускать же иностранного инвестора в "Укртелеком" никто и не собирается. Все это шоу было устроено ради первого этапа - льготной приватизации. И поэтому вот именно сейчас уж и спешить никуда нам с приватизацией "Укртелекома" не стоит. Зачем же нам отдавать такой лакомый кусок государственного добра. А то, что денег нет на развитие - не беда. Оно на самом деле и не нужно, ведь "последствия бурного развития информационной сферы, глобализационных процессов сопровождаются появлением принципиально новых угроз интересам личности, общества, государства, национальной и государственной идентичности членов мирового сообщества" и т.д.
Очень надеюсь, что мои выводы и мнение окажутся ложными.