Резолюция Сената США по Украине: необходимы прозрачные выборы
(СУЩЕСТВЕННО ИСПРАВЛЕНАЯ ВЕРСИЯ!)
Среда, 13 февраля 2002, 23:00
Уважаемые читатели! В данном материале "Украинской правды", опубликованном на сайте 14 февраля, была допущена существенная ошибка при переводе с английского языка. Мы просим Вас, уважаемые читатели, принять наши извинения и пользоваться исправленной версией перевода проекта резолюции Сената США.
7 февраля Сенат США рассмотрел резолюцию, касающуюся хода избирательной кампании в Украине, но пока не проголосовал. Представляя ее сенатор Бен Кэмбелл отметил, что этот документ является свидетельством заинтересованности США в демократическом развитии Украины. Однако сейчас страна находится в критической ситуации, поскольку только результаты парламентских выборов ответят на вопрос, будет Украина двигаться вперед либо назад.
В резолюции изложены основные моменты, вызывающие беспокойство США, такие как, например, несовершенство избирательного законодательства, проблемы, сопровождавшие предыдущие выборы, неоднозначное поведение властей в расследовании убийства Георгия Гонгадзе. Кроме того, документ содержит основные рекомендации Сената касательно проведения нынешних выборов: соблюдение демократических норм, допуск международных наблюдателей, спаведливое соблюдение нового законодательства.
Эта резолюция была представлена в Сенате США 7 февраля сенаторами Беном Найтхорсом Кэмпбеллом (Ben Nighthorse Campbell) от штата Колорадо, сенатором Кристофером Доддом (Christopher J.Dodd) от штата Коннектикут, сенатором Сэмом Браунбэком (Sam Brownback) от штата Канзас и присоединившейся сенатором Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) от Нью-Йорка.
Резолюция Сената 205:
Настоять на том, чтобы правительство Украины обеспечило демократическую, прозрачную и честную избирательную кампанию, предваряющую парламентские выборы 31 марта 2002 года.
Поскольку Украина находится на критической стадии на пути развития в сторону полностью демократического общества, и парламентские выборы 31 марта 2002 года, третьи парламентские выборы после обретения независимости более 10 лет назад, сыграют важную роль в демонстрации того, продолжает ли Украина идти по пути демократизации или по-прежнему переживает задержки на пути своего демократического развития;
Поскольку власти Украины могут доказать свою приверженность принципам демократии, проведя по-настоящему свободную и честную избирательную кампанию, в которой у всех кандидатов будет доступ к новостям в печатных СМИ, на радио, телевидении и в интернет-изданиях, а на национальных телеканалах будут проводиться дебаты, что позволит различным политическим партиям и блокам соревноваться в одинаковых условиях, а избирателям – получить объективную информацию о кандидатах;
Поскольку ошибочный избирательный процесс, который противоречит демократическим нормам Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) в вопросе проведения выборов, может потенциально ослабить усилия, предпринимаемые Украиной, чтобы интегрироваться в западные структуры;
Поскольку в последние годы коррупция органов власти и преследования СМИ вызвали обеспокоенность по поводу намерений властей Украины следовать по пути демократии, прав человека и соблюдения верховенства закона, поставив под сомнение способности этих властей проводить свободные и честные выборы;
Поскольку Украина после обретения независимости в 1991году, стала одним из крупнейших реципиентов помощи США, предназначенной для иностранных государств;
Поскольку Украине выделено $154,000,000 в качестве технической помощи согласно закону 107-115 ( в финансовом 2002 году), что на $16,000,000 меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом в связи с обеспокоенностью США продолжающимися отсрочками в проведении необходимых реформ и нераскрытыми убийств ведущих диссидентов и журналистов;
Поскольку закон 107-115 требует отчет Государственного департамента об успехах украинских властей в расследовании и справедливом наказании лиц, виновных в убийстве украинских журналистов;
Поскольку исчезновение и убийство журналиста Георгия Гонгадзе 16 сентября 2000 года по-прежнему не раскрыто;
Поскольку президентские выборы в 1999 году, согласно конечному отчету Комиссии по демократии и правам человека ОБСЕ, были отмечены нарушениями украинского закона о выборах и не соответствовали большому количеству демократических норм по проведению выборов, включенных в Копенгагенский протокол ОБСЕ от 1990 года;
Поскольку в течение президентской кампании в 1999 году государственные СМИ заняли предубежденную позицию, а те сотрудники СМИ, которые не поддерживали президента, подвергались преследованию со стороны властей, а поддержка президента со стороны государственных структур и чиновников была повсеместной и систематической;
Поскольку закон о выборах народных депутатов, подписанный президентом Леонидом Кучмой 30 октября 2001 года, в отчете ОБСЕ от 26 ноября 2001 года хоть и был определен, как улучшающий избирательный кодекс Украины и обеспечивающий механизмы реализации намерений Украины провести демократические выборы, все упускает ряд важных моментов, в первую очередь, в нем не прописана роль местных негосударственных организаций в наблюдении за выборами;
Поскольку согласно международным экспертам по медиа, Закон о выборах двусмысленно определяет принципы проведения избирательной кампании, и это может привести к судебным санкциям против украинских СМИ;
Поскольку украинский парламент 13 декабря 2001 отклонил проект закон о политической рекламе и агитации, который бы ограничил свободу слова в период избирательной кампании, отдав слишком много полномочий государственным структурам, что повлекло бы за собой угрозу независимым СМИ;
Поскольку Госдепартамент выделил $4,700,000 для осуществления мониторинга и программ помощи в проведении парламентских выборов 2002 года;
Поскольку процесс подготовки к парламентским выборам 2002 периодически нарушался в период, предшествовавший официальному старту избирательной кампании 1 января 2002; и
Поскольку в ежемесячных отчетах за ноябрь и декабрь, подготовленных Комитетом избирателей Украины, местной, незаангажированной, неправительственной организацией, основанной в 1994 году, чтобы наблюдать за проведением национальных избирательных кампаний и голосованием в Украине, перечисляются пять основных типов нарушений политических прав и свобод в течение периода, предшествовавшего избирательной кампании, среди которых:
1. Использование служебного положения в целях поддержки конкретных политических сил;
2. Давление властей на оппозицию и независимые СМИ;
3. Распространение бесплатной материальной помощи и услуг, чтобы повлиять на избирателей;
4. Принуждение вступить в политическую партию и делать вклад в избирательную кампанию; и
5. Распространение анонимной и компроментирующей информации о политических оппонентах:
В связи с этим Сенат:
1. Подтверждает прочные отношения между США и Украиной, установленные после обретения ею Независимости более 10 лет назад, признавая, что Украина сможет стать полноценным партером западных институций только тогда, когда она полностью примет демократические принципы;
2.Выражает поддержку народу Украины в его усилиях по установлению демократии, верховенства закона и уважения прав человека в Украине;
3. Призывает власть Украины к беспристрастному воплощению в жизнь недавно принятого избирательного закона, который включает такие положения:
а. Прозрачность процедуры выборов;
б. Привлечение международных наблюдателей;
в. Представленность в избирательных комиссиях различных партий;
г. Равный доступ к СМИ всех участников выборов;
д. Апелляции к избирательным комиссиям и в судебной системе; и
е. Административные наказания за нарушения в ходе выборов;
4. Настаивает, чтобы власти Украины соблюдали нормы демократических выборов, как это указано в Копенгагенском протоколе ОБСЕ 1990 года, касательно всего периода избирательной кампании и дня выборов, а также отреагировали на пункты, изложенные Комиссией по правам человека ОБСЕ в конечном отчете по президентской кампании 1999 года - таких как вмешательство государства в кампанию и давление на медиа; и
5. Призывает правительство Украины позволить осуществить наблюдение за выборами со стороны Комиссии по правам человека, а также другим странам-членам ОБСЕ, частным структурам и организациям, местного и иностранного происхождения, позволить полный доступ ко всем аспектам избирательного процесса, включая:
1. Доступ к политическим событиям, открытым для посещения, в течение избирательной кампании;
2. Доступ к процедуре голосования и подсчета голосов на избирательных участках, а также к заседаниям избирательных комиссий в день выборов, включая процедуру оглашения результатов, по ходу их поступления;
3. Доступ к оформлению результатов, внесению изменений и рассмотрению жалоб.
7 февраля Сенат США рассмотрел резолюцию, касающуюся хода избирательной кампании в Украине, но пока не проголосовал. Представляя ее сенатор Бен Кэмбелл отметил, что этот документ является свидетельством заинтересованности США в демократическом развитии Украины. Однако сейчас страна находится в критической ситуации, поскольку только результаты парламентских выборов ответят на вопрос, будет Украина двигаться вперед либо назад.
В резолюции изложены основные моменты, вызывающие беспокойство США, такие как, например, несовершенство избирательного законодательства, проблемы, сопровождавшие предыдущие выборы, неоднозначное поведение властей в расследовании убийства Георгия Гонгадзе. Кроме того, документ содержит основные рекомендации Сената касательно проведения нынешних выборов: соблюдение демократических норм, допуск международных наблюдателей, спаведливое соблюдение нового законодательства.
Эта резолюция была представлена в Сенате США 7 февраля сенаторами Беном Найтхорсом Кэмпбеллом (Ben Nighthorse Campbell) от штата Колорадо, сенатором Кристофером Доддом (Christopher J.Dodd) от штата Коннектикут, сенатором Сэмом Браунбэком (Sam Brownback) от штата Канзас и присоединившейся сенатором Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) от Нью-Йорка.
Резолюция Сената 205:
Настоять на том, чтобы правительство Украины обеспечило демократическую, прозрачную и честную избирательную кампанию, предваряющую парламентские выборы 31 марта 2002 года.
Поскольку Украина находится на критической стадии на пути развития в сторону полностью демократического общества, и парламентские выборы 31 марта 2002 года, третьи парламентские выборы после обретения независимости более 10 лет назад, сыграют важную роль в демонстрации того, продолжает ли Украина идти по пути демократизации или по-прежнему переживает задержки на пути своего демократического развития;
Поскольку власти Украины могут доказать свою приверженность принципам демократии, проведя по-настоящему свободную и честную избирательную кампанию, в которой у всех кандидатов будет доступ к новостям в печатных СМИ, на радио, телевидении и в интернет-изданиях, а на национальных телеканалах будут проводиться дебаты, что позволит различным политическим партиям и блокам соревноваться в одинаковых условиях, а избирателям – получить объективную информацию о кандидатах;
Поскольку ошибочный избирательный процесс, который противоречит демократическим нормам Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) в вопросе проведения выборов, может потенциально ослабить усилия, предпринимаемые Украиной, чтобы интегрироваться в западные структуры;
Поскольку в последние годы коррупция органов власти и преследования СМИ вызвали обеспокоенность по поводу намерений властей Украины следовать по пути демократии, прав человека и соблюдения верховенства закона, поставив под сомнение способности этих властей проводить свободные и честные выборы;
Поскольку Украина после обретения независимости в 1991году, стала одним из крупнейших реципиентов помощи США, предназначенной для иностранных государств;
Поскольку Украине выделено $154,000,000 в качестве технической помощи согласно закону 107-115 ( в финансовом 2002 году), что на $16,000,000 меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом в связи с обеспокоенностью США продолжающимися отсрочками в проведении необходимых реформ и нераскрытыми убийств ведущих диссидентов и журналистов;
Поскольку закон 107-115 требует отчет Государственного департамента об успехах украинских властей в расследовании и справедливом наказании лиц, виновных в убийстве украинских журналистов;
Поскольку исчезновение и убийство журналиста Георгия Гонгадзе 16 сентября 2000 года по-прежнему не раскрыто;
Поскольку президентские выборы в 1999 году, согласно конечному отчету Комиссии по демократии и правам человека ОБСЕ, были отмечены нарушениями украинского закона о выборах и не соответствовали большому количеству демократических норм по проведению выборов, включенных в Копенгагенский протокол ОБСЕ от 1990 года;
Поскольку в течение президентской кампании в 1999 году государственные СМИ заняли предубежденную позицию, а те сотрудники СМИ, которые не поддерживали президента, подвергались преследованию со стороны властей, а поддержка президента со стороны государственных структур и чиновников была повсеместной и систематической;
Поскольку закон о выборах народных депутатов, подписанный президентом Леонидом Кучмой 30 октября 2001 года, в отчете ОБСЕ от 26 ноября 2001 года хоть и был определен, как улучшающий избирательный кодекс Украины и обеспечивающий механизмы реализации намерений Украины провести демократические выборы, все упускает ряд важных моментов, в первую очередь, в нем не прописана роль местных негосударственных организаций в наблюдении за выборами;
Поскольку согласно международным экспертам по медиа, Закон о выборах двусмысленно определяет принципы проведения избирательной кампании, и это может привести к судебным санкциям против украинских СМИ;
Поскольку украинский парламент 13 декабря 2001 отклонил проект закон о политической рекламе и агитации, который бы ограничил свободу слова в период избирательной кампании, отдав слишком много полномочий государственным структурам, что повлекло бы за собой угрозу независимым СМИ;
Поскольку Госдепартамент выделил $4,700,000 для осуществления мониторинга и программ помощи в проведении парламентских выборов 2002 года;
Поскольку процесс подготовки к парламентским выборам 2002 периодически нарушался в период, предшествовавший официальному старту избирательной кампании 1 января 2002; и
Поскольку в ежемесячных отчетах за ноябрь и декабрь, подготовленных Комитетом избирателей Украины, местной, незаангажированной, неправительственной организацией, основанной в 1994 году, чтобы наблюдать за проведением национальных избирательных кампаний и голосованием в Украине, перечисляются пять основных типов нарушений политических прав и свобод в течение периода, предшествовавшего избирательной кампании, среди которых:
1. Использование служебного положения в целях поддержки конкретных политических сил;
2. Давление властей на оппозицию и независимые СМИ;
3. Распространение бесплатной материальной помощи и услуг, чтобы повлиять на избирателей;
4. Принуждение вступить в политическую партию и делать вклад в избирательную кампанию; и
5. Распространение анонимной и компроментирующей информации о политических оппонентах:
В связи с этим Сенат:
1. Подтверждает прочные отношения между США и Украиной, установленные после обретения ею Независимости более 10 лет назад, признавая, что Украина сможет стать полноценным партером западных институций только тогда, когда она полностью примет демократические принципы;
2.Выражает поддержку народу Украины в его усилиях по установлению демократии, верховенства закона и уважения прав человека в Украине;
3. Призывает власть Украины к беспристрастному воплощению в жизнь недавно принятого избирательного закона, который включает такие положения:
а. Прозрачность процедуры выборов;
б. Привлечение международных наблюдателей;
в. Представленность в избирательных комиссиях различных партий;
г. Равный доступ к СМИ всех участников выборов;
д. Апелляции к избирательным комиссиям и в судебной системе; и
е. Административные наказания за нарушения в ходе выборов;
4. Настаивает, чтобы власти Украины соблюдали нормы демократических выборов, как это указано в Копенгагенском протоколе ОБСЕ 1990 года, касательно всего периода избирательной кампании и дня выборов, а также отреагировали на пункты, изложенные Комиссией по правам человека ОБСЕ в конечном отчете по президентской кампании 1999 года - таких как вмешательство государства в кампанию и давление на медиа; и
5. Призывает правительство Украины позволить осуществить наблюдение за выборами со стороны Комиссии по правам человека, а также другим странам-членам ОБСЕ, частным структурам и организациям, местного и иностранного происхождения, позволить полный доступ ко всем аспектам избирательного процесса, включая:
1. Доступ к политическим событиям, открытым для посещения, в течение избирательной кампании;
2. Доступ к процедуре голосования и подсчета голосов на избирательных участках, а также к заседаниям избирательных комиссий в день выборов, включая процедуру оглашения результатов, по ходу их поступления;
3. Доступ к оформлению результатов, внесению изменений и рассмотрению жалоб.