Николай Мельниченко: "Считаю своим святым долгом продолжать борьбу"

Четверг, 31 января 2002, 10:13
Эксклюзивное интервью бывшего охранника президента Украины Кучмы еженедельнику "Свобода" (Нью-Йорк)

Имя бывшего охранника Президента Украины Кучмы Николая Мельниченко, бесспорно, войдет в новейшую историю Украины. То, что он сделал, одни называют подвигом, другие - изменой. Окончательно акценты в этой полудетективной истории расставит только время. А пока что на Николая Мельниченко "охотятся" журналисты. И не только.

В одно прекрасное утро в квартире майора Мельниченко раздался телефонный звонок - агенты ФБР предупреждали: "Будьте осторожны, за вами следят киллеры, ограничьте свои поездки, встречи с незнакомыми людьми, полностью откажитесь от интервью и публичных выступлений". Но, к таким предупреждениям майор Мельниченко относится достаточно пренебрежительно: "Властьпредержащим в Украине сейчас невыгодно меня убивать – очень легко тогда будет вычислить заказчиков".

Хотя сказать, что Николай Мельниченко совсем пренебрегает своей безопасностью, было бы неправдой. Одним из элементов конспирации майора в США, где он получил политическое убежище, является его вынужденная "нелюбовь" к прессе. Последние полгода на многочисленные предложения "акул" пера дать интервью он вежливо отвечал отказом. Исключение для еженедельника "Свобода" майор Мельниченко сделал не только потому, что ценит его славную историю и непредвзятость, но и в первую очередь потому, что на днях произошли события, о которых, по мнению Николая Мельниченко, должна знать украинская община Америки.


- И какие же это события, господин Мельниченко?

- На прошлой неделе мои адвокаты сообщили, что суд северного округа штата Калифорния принял решение удовлетворить иск Министерства юстиции США о передаче ему всех записей, которые я сделал в кабинете Леонида Кучмы. 16 января 2002 года судья Сюзан Илстон решением CR 01-0304 MISC SI постановила: "Обязать Николая Мельниченко передать все записи, сделанные в кабинете Леонида Кучмы, в распоряжение Министерства юстиции США". Представители Министерства юстиции обратились в суд, ибо на свои неоднократные обращения лично ко мне отдать им пленки с записями, получали отказ.

С самого начала я был против того, чтобы отдавать имеющиеся в наличии в меня записи в чье-либо распоряжение, кроме легитимных институций Украины. Потому что в этих записях содержится информация, которая является государственной тайной Украины. И не только Украины, но и таких государств как Англия, Германия, Испания, Турция, Россия. Я против решения суда как гражданин и патриот Украины, хотя и готов помочь американским правоохранителям расследовать конкретные преступления, но, не нарушая законов Украины. Уже на аэродроме имени Кеннеди, куда я прибыл из одной европейской страны, представители американских спецслужб поинтересовались, готов ли я передать американской стороне записи разговоров Кучмы. Я отказался.

Негативно воспринял и информацию о решении суда в Калифорнии. Хотя я понимаю, что судьи, принимая решение, заботились в первую очередь об интересах США. Теперь буду искать выход из этой ситуации. Кстати, обращался здесь за помощью ко многим законодателям украинского происхождения. Но они, как только слышат фамилию Мельниченко, от страха теряют дар речи. Единственный, кто не отказал мне во встрече, это президент Всемирного конгресса украинцев Аскольд Лозинский.

- Вы говорите, что в записях, которые вы сделали в кабинете Кучмы, есть информация, которая является государственной тайной Украины. Что это за информация?

- В записях речь идет о торговле оружием есть и другая тайная информация: некоторые аспекты отношений с другими государствами, доклады представителей Кабинета Министров о состоянии украинской экономики, золотом и валютном запасах Украины и тому подобное.

- Но почему это так интересует американцев? Я думаю, что о состоянии украинской экономики и золото-валютных запасах Украины они знают и без ваших записей.

- Американцы хотят иметь все пленки в первую очередь для того, чтобы с их помощью расследовать целый ряд уголовных преступлений на территории США. Это в первую очередь дело Лазаренко, отмывание на территории Америки "грязных" денег другими должностными лицами Украины, среди которых и люди из окружения президента Кучмы. Минюст США не стал бы так настойчиво домогаться этих записей, если бы не был убежден в их аутентичности. Так что это решение суда еще раз подтверждает, что записи, которыми я владею, настоящие, я не подделывал их на каком-то фантастическом компьютере, о чем до сих пор твердит кучмовская пропаганда.

С другой стороны, мне не хочется передавать все записи, ведь это в конечном результате причинит вред нашей стране. Но, к сожалению, украинская сторона ничего не сделала, чтобы все эти записи не попали в Министерство юстиции США. Еще в октябре прошлого года я через народного депутата Украины Григория Омельченко официально призывал представителей украинской власти защитить государственные тайны Украины и обратиться с соответствующим письмом в Министерство юстиции США.

Григорий Омельченко послал тогда Президенту Украины, премьер-министру, генеральному прокурору, председателю Верховной Рады и в другие государственные институции депутатский запрос с требованием защитить государственные интересы Украины и не допустить разглашения государственных тайн нашей страны. Однако на его запрос так никто и не отреагировал.

- Господин Мельниченко, а почему вы не реагируете на многочисленные обвинения в ваш адрес со стороны украинской власти? Почему вы молчите? Это, кстати, дает основания кое-кому утверждать, что никаких новых материалов, которые бы разоблачали киевскую власть, у вас нет.

- Сенсационных фактов, которые развенчивают нынешний режим в Украине, у меня настолько много, что кто угодно, кому небезразлична судьба Украины, ознакомившись с ними, потерял бы покой. Потому что жить с этим очень тяжело. Тяжело осознавать, что нашу страну, дорвавшись до власти, бесстыдно грабят люди без чести и совести, тяжело жить с чувством собственного бессилия, тяжело читать чепуху о себе и том деле, которое я сделал.

В любой стране мира было бы достаточно одного процента той информации, которой я владею, чтобы президент ушел в отставку и пересел из своего кабинета на скамью подсудимых. В любой, но только не в нашей.

Нужно еще долго и настойчиво работать, бороться, биться не на жизнь, а на смерть, чтобы украинский народ понял, кто им правит, и какие черные дела за его спиной делаются. Вы не первый, кто спрашивает меня, почему я молчу, почему не даю прессе новые факты.

Я не могу этого сделать, ибо убежден: пока что это несвоевременно. Можно заработать популистский авторитет, но загубить дело. Такую информацию нельзя раздавать направо и налево всем желающим, я передаю ее исключительно официальным лицам Украины.

Первым таким человеком был народный депутат Украины Александр Мороз. Когда исчез журналист Георгий Гонгадзе, и вся Украина искала ответ на вопросы, что с ним случилось, я понял, что дальше молчать нельзя. И передал записи в кабинете Кучмы, которые неопровержимо доказывают его причастность к исчезновению и дальнейшей гибели этого независимого журналиста.

Много записей, в которых есть информация о Гонгадзе, о факте избиения народного депутата Украины Ельяшкевича, торговле оружием, отмывке "грязных" денег на территории США я передал следственной комиссии Верховной Рады Украины, которой теперь руководит народный депутат Украины Александр Жир.

Мне бы очень хотелось сказать людям всю правду. Дать вашему еженедельнику, например, распечатки разговоров Кучмы, после знакомства с которыми даже у самых больших сторонников украинского президента не останется сомнений, что он не только совершил целый ряд уголовных преступлений, перевел на свои счета сотни миллионов долларов, но и возглавляет украинскую мафию, которая давно срослась с властью.

Но, повторяю, обнародовать эти факты еще не время. Нужно, чтобы делали это после надлежащих экспертиз и правовых оценок уполномоченные лица или структуры Украины. Другое дело, что таких лиц и институций, которые заинтересованы в объективном расследовании, сегодня в Украине очень мало.

Генеральная прокуратура, например, это карманная структура Леонида Кучмы, которой он сам дает указания, как устанавливать "истину". Даже в следственной комиссии Верховной Рады не все заинтересованы в том, чтобы правда восторжествовала.

Бывший ее голова Александр Лавринович, например, всячески тормозил ход объективного расследования. Когда на его же обращение к Федеральному бюро расследования с просьбой провести фоноскопическую экспертизу сделанных мной аудиозаписей ФБР ответило согласием, Лавринович скрыл от других членов комиссии и содержание, и сам факт получения письма.

Между тем, американская сторона соглашалась в нем провести экспертизу еще 12 апреля прошлого года и если бы не манипулирование Лавриновича, то уже сегодня мы имели бы результаты экспертизы.

- Готовы ли вы к общению с украинскими правоохранительными органами?

- Я неоднократно заявлял, в том числе и в письменной форме, о своей готовности дать детальные показания следователям Генеральной прокуратуры Украины на территории США. Но законники господина Потебенько отвечали на это, что не могут меня здесь допросить, ибо, мол, между США и Украиной нет договора о взаимной правовой помощи. Но это неправда!

Такое соглашение есть и подписано оно было еще в 1996 году. Но в Генпрокуратуре боятся меня допрашивать. Потому что, если я дам показания, они вынуждены будут возбудить целый ряд уголовных дел и, прежде всего, против Леонида Кучмы.

Хотя я не заинтересован в новых скандалах ради скандалов. Я только хочу, чтобы следователи, которые служат закону и только ему, провели беспристрастное расследование на основании фактов, которые у меня есть, и каждому воздали по заслугам. Ведь это так элементарно: есть факты, есть доказательства, нет только желания и смелости расследовать преступные дела тех, кто сегодня правит Украиной.

- Отсутствие полных и однозначных выводов экспертов об аутентичности сделанных в кабинете Президента Кучмы записей позволило одному из самых приближенных к Леониду Кучмы олигархов Сергею Тигипко заказать в фирме "Крол" свою экспертизу, и в очередной раз обмануть народ Украины. Поскольку ему после этой псевдоэкспертизы еще раз сообщили, что все пленки подделаны. Проводится ли экспертиза пленок настоящими специалистами, и на каком она сейчас этапе?

- Первая экспертиза была проведена Международным институтом прессы в Вене. Хотя на самом деле под его эгидой действовал Freedom House. Именно он нанял неизвестных мне экспертов и заказал им экспертизу. В спешке несколько народных депутатов Украины передали тогда этим экспертам 45 часов записей разговоров в кабинете Кучмы, не позаботившись даже о том, чтобы оформить соответствующее соглашение и узнать о технических возможностях Международного института прессы.

Уже после окончания экспертизы выяснилось, что эксперты толком и не знали, что конкретно они должны были доказывать и над чем работать. Всем хотелось немедленно услышать от них ответ. Но технические эксперты - это не политики и не журналисты. У них другая функция и другой язык.

К сожалению, эксперты Международного института прессы об этом забыли и действовали непрофессионально. Они даже не обращались ко мне с элементарными вопросами, как я это делал, на какой технике, в каком режиме. Вот только одно из многочисленных доказательств их непрофессиональности.

Федеральное бюро расследования в письме к комиссии Верховной Рады, которой тогда руководил Александр Лавринович, пишет: "Перед тем, как принять пленки Кучмы для идентификации, ФБР должны быть предоставлены оригинальные записи и детальные объяснения лица, которое эти записи производило. Для проведения экспертизы необходимы также именно то оборудование и те самые периферийные устройства, которые были использованы при проведении оригинальных записей".

Международный же институт прессы никаких объяснений у меня не брал и оригиналов техники, на которой я записывал разговоры, от меня не требовал. Так что говорить о качестве этой экспертизы, как видим, не приходится.

Экспертизу же фирмы "Крол" я вообще не считаю экспертизой. Это выводы "ни о чем", сделаны дилетантами за солидное вознаграждение от господина Тигипко. Если бы Кучма действительно был невиновен и хотел доказать это всему миру, то уже на следующий день после выступления Мороза в Верховной Раде он обратился бы к самым лучшим экспертам, услугами которых пользуется Федеральное бюро расследования США, с помощью которых, кстати, я сегодня и пытаюсь провести техническую экспертизу совсем другого уровня.

Наученный горьким опытом, я шаг за шагом стремлюсь, чтобы в первую очередь свое слово сказали технические эксперты. По их просьбе я передал им оригиналы сделанных записей, всю аппаратуру и периферийные устройства, с помощью которых делались эти записи, и подробно рассказал, каким способом записывались разговоры в кабинете Леонида Кучмы.

И в ближайшее время дело наконец будет закончено. Вот тогда и наступит время для интервью, телевизионных передач и выступлений политиков.

- А кто финансирует эту работу?

- Верховная Рада Украины приняла решение о выделении для проведения экспертизы 500 тысяч гривен. Это, кстати,мизерная сумма по сравнению с той, которую заплатил "Кролу" Тигипко.

- Недавно стало известно, что Центральная избирательная комиссия отказала вам в регистрации кандидатом в народные депутаты Украины. Почему вы решили баллотироваться на выборах в Верховную Раду, и каким видите дальнейшее развитие событий?

- Я украинец, люблю Украину и хочу ей добра. Я мог бы беззаботно жить возле президентской кормушки и не замечать того, что делают с Украиной те, кому народ доверил власть. Уже теперь в США я мог бы крутить налево и направо записями, которые имею. Поверьте, покупателей этого "товара" хватает. Предлагают большие деньги, чтобы выкупить у меня "компромат" на себя, украинские олигархи, политики.

Были гонцы и от Кучмы. Предлагали миллионы, чтобы я прекратил борьбу и отдал записи "хозяину". Но я им ответил, что благодарен за предложение, денег мне действительно не хватает, но "товар" не продается. Цель у меня была иная, когда я начинал записывать разговоры в кабинете Кучмы. Не продавать я собирался это "добро", а передать прокурорам, чтобы послушали и поняли, кто сидит на верхушке украинской власти, и что они творят.

Чем больше я узнавал, чем занимаются эти "слуги народа", тем более убеждался, что не смогу мириться с этим, не смогу пассивно наблюдать, как обворовывается и обманывается наш народ. Когда я решил передать часть записей Александру Морозу, то был убежден, что после их обнародования Кучма и его окружение будут немедленно отстранены от власти.

Но, как мы знаем, этого не случилось. И это еще раз доказало, насколько далеко находится Украина от стран с настоящей демократией. И я считаю своим святым долгом продолжать борьбу.

Для этого и дал согласие зарегистрироваться кандидатом в народные депутаты Украины от Социалистической партии. Почему именно от Социалистической? А потому, что ее возглавляет один из немногих честных политиков в Украине Александр Мороз.

У меня есть много часов записей разговоров Кучмы с тогдашними и главой Службы безопасности, и генеральным прокурором, и министром внутренних дел. Всем им Кучма приказывал что-нибудь "накопать" на Мороза. Часто он даже кричал на них, топал ногами, требуя очернить Мороза. Но как ни старались кучмовские сатрапы, как ни лезли из кожи вон, ничего "накопать" так и не смогли. Кстати, они так честно и сознавались: "Нет ничего на Мороза, ничегошеньки!"

То, что председатель Центризбиркома господин Рябец еще до получения моего заявления поспешил отказать мне в регистрации, неожиданностью для меня не стало. Этот деятель, как и генеральный прокурор Украины Потебенько, целиком и полностью зависит от Кучмы. Его указания он выполняет, ему служит. У меня не было никаких иллюзий, что меня допустят к депутатскому мандату.

Но я хочу, чтобы Украина и целый мир еще раз убедились, какую страну строят Кучма и его окружение. С мандатом депутата или без него я все равно буду продолжать борьбу. Вплоть до того времени, пока украинский народ не будет хозяином на своей земле, а власть, которую он будет выбирать, не будет обманывать, а будет служить ему.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования