"Недовыполненный заказ" без контрольного выстрела. Кто и как написал книжку о пани Юле?

Среда, 30 января 2002, 19:17
Сначала был портрет, это был портрет Юлии, и был он возле станции метро "Арсенальная". Юноша и девушка под стендом с изображением миловидного личика пани Тимошенко собирали подписи за принятие парламентом закона об обязательных теледебатах. Конечно же, подписался, хотя аргументация о необходимости подписной кампании не удовлетворила - мол, если собрать много автографов за равенство прав власти и оппозиции в предвыборном эфире, это станет существенным давлением общественности, что может заставить президента не прибегать к вето, а подтолкнуть к соответствующим лоббистским действиям Совет Европы и так далее.

Парень, который аргументировал, прижимал к животу кучу сложенных друг на друга книжек. Именно эти брошюры формата А5 с мелованной обложкой служили призом за каждую подпись - по экземпляру за штуку. С книжки смотрела Юлия Тимошенко с разделенным по вертикали лицом - позитив и негатив. Название - "Невыполненный заказ". Автор Р. Лоза.

У распространителей нетрудно было выспросить, что такие же книжки на таких же условиях распространяют и в других точках Киева. Исполнитель - давний знакомый - Молодежный штаб Блока Юлии Тимошенко. Тираж брошюры, отпечатанный издательством "Такі справи", поражал солидностью - 500 тысяч. Однако проанализировать эту новинку предвыборных технологий побуждало даже не это.

С первых страниц книги, прочитанных тут же в метро, выяснилось, что имеем дело со сравнительно новым продуктом имиджмейкерской идеи. Если точнее - политического пиара, как это модно нынче называть, к тому же - или черного, или белого? Уже перечитав произведение пана Р. Лозы о житие и принципах пани Юли с ручкой в руках (сделано немало интересных замечаний), при помощи двух телефонных звонков сделал вывод: пиар в данном случае, то есть "связь с общественностью" как миссия брошюры, по-видимому, все-таки, черно-белый. Искренне-неискренний. Действенный ли - это совсем другой вопрос. А пока что делайте вывод по поводу этой книжечки, интересной не столько содержанием, сколько интригой создания, по порядку.

Автор

"Эту книгу под псевдонимом г. Лоза написал известный журналист, телеведущий и писатель, автор самых популярных телепрограмм и телесериалов, чье творчество знают все не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Он не поставил свою фамилию на обложке, боясь преследований с боку действующей в Украине власти", - читаем на обороте, замечая в то же время, что здесь и далее все цитаты переведены с русского.

Уже это определение, добавленное к "Р. Лоза", наталкивает на подозрение о реальной фигуре автора. Некоторое подражание стиля и привычек (как-то курение "душистого "Кемела", дружба с "несколькими влиятельными дядями, которые вершат судьбу нашей бедной Украины", использование кое-где новоукраинско-блатных оборотов и тому подобное) плюс инициалы в самом конце текста, "агитируют" за автора "Дня рождения Буржуя" и прочих шедевров Юрия Рогозу.

Однако сам ли он писал, помогал кто, или настоящие писцы сделали так, чтобы читатель "перевел стрелки" на этого успешного поп-литератора? Единственный момент выпадает из канвы - писатель, разглядывая себя в зеркале перед первой поездкой на пригородную дачу героини, "расчесывал длинные волосы". Но ведь и в тексте "Р. Лоза" оговаривает, что не подписался под произведением, так как "забоялся", а "береженного Бог бережет".

Вопрос, он или не он, мало что значил бы в данном контексте, если бы не предистория. Как вытекает из части первой очерка ("Странное предложение"), это произведение писателю заказала не будущая героиня - Юлия Тимошенко, а - "совсем другой человек - богатый и политически могущественный". Подразумевалось, что этот олигарх брошюрой с многокилотонным зарядом компромата собирался наповал убить конкурентку-олигархиню", а за мастерское выполнение заказа писаке были обещаны огромные пачки долларов, которые "оттягивают карманы", даже еще не материализовавшись.

Наиболее пикантный момент в этом, и в то же время момент, в который едва ли не сложнее всего поверить, что "Р. Лоза", собравшись словесно уничтожить "заказанный" объект, после первой же встречи с ним слышит в сознании условный "клац". Оказывается, это когда совесть уже не хочет выполнять грязный заказ, а разбирается, "ху из ху". Причем "переключает" уже после первой же встречи с Юлией Владимировной, у которой волосы каштанового цвета, и глаза - "спелые каштаны", а главное - совесть на самом деле самая чистая, такие же и намерения, и мысли.

Сначала автор долго стоит и курит не такой уж и полезный "Кемел" под яблоньками возле арендованной партией "Батькивщина" скромной дачи, стоит и размышляет над человеческой сутью. А позже ему уже хочется кричать на всю Украину о том, что пани Юля (а именно так героиню обычно называет "Р. Лоза", на 56-й странице признаваясь ей в любви и безоговорочной вере) может только негромко, сдержанно, хотя и убедительно говорить.

Без сомнения, не слишком разнообразный стиль автора и многократно повторенные оценки высказываний Тимошенко в "дачных" интервью свидетельствуют об ультракрайней заидеологизированности текста. Как следует из писательских признаний, это из-за того, что он действительно более чем проникся мировоззрением своей героини. Этим самим объясняется и категорический отказ олигарху, который хотел "закопать" Юлю, дописывать книжку по его сценарию.

"Да? Ну, хорошо, как хочешь... Мы ее и так зароем..." - ответил заказчик по телефону, будучи явно в ночном клубе (а где ж еще?). А наш автор решил дописать, по-видимому, "самую главную книгу своей жизни", даже не представляя, поможет ли она - "сбивчивая и странная" - чем-то пани Юле. Это сказано в последних строках, но еще на 8-й странице "Р. Лоза" признает, что на самом деле пишет книгу для людей, хотя, "известно, замажут, задавят мою маленькую и болезненную рукописную правду сотнями лживых, но ярких телепрограмм, плакатов напечатают тысячи (ведь денег наших у НИХ хватает!), может еще что-то выдумают".

Текст написан двумя шрифтами- курсивом, похожим на авторский рукописный, и прямым - это "буквы твердые и четкие, как сами слова пани Юли". Ситуацию с автором, с его называнием Билла Гейтса "Гейтсцом", а также митинговыми перекосами изложения разберем ниже. А пока

Героиня

Собственно, хотя сквозь весь очерк сквозит эта самая Юлина самоуверенность, убежденность в собственной правоте, та самая однозначность и ее пиар-менеджеров и пиар-рядовых, содержание полученного продукта интересно тем, что: а) читается быстро и интересно, как карманный детектив какой-то там Марининой-Шмарининой; б) пусть даже и "грузит", но представляет идеологическое направление, отличное от пропаганды официальных СМИ; в) является все-таки новым способом подачи материала (об агитации, запрещенной до 9 февраля, промолчим); г) распространяется в тысячу раз большим тиражом, нежели какое-то там "Золото Бешенного".

Правда, или неправда, а из "Невыполненного заказа" мы узнаем, что Юля родилась в очень бедной семье, где мама тяжело зарабатывала на хлеб, иногда она шила шторы из лоскутков. Муж Юлии, как-то работая три ночи на разгрузке горячего каучука, получил всего 50 копеек, а сама Тимошенко (кстати, ее девичья фамилия так и не названа, хотя было бы интересно), была "пристроена на "работенку", которая называлась "транспортировка крупногабаритных шин". Эти самые колеса, скатываясь сверху, не всегда слушались Юлиной "укладки", поэтому за заторы и задержку технологического процесса она даже оказалась должна заводу, где подрабатывала. А еще - Александр не смог купить дочери Жене стакан томатного сока, поскольку деньги были израсходованы на хлеб. Плакать хотелось и дочурке, и мужу, и автору. Только не Юле - почти через весь текст она проходит как настоящая "железная леди".

Ее лозунг: "Я смогла построить собственную жизнь, которая начиналась с трудности и бедности, и я смогу помочь вам, разобравшись в тех проблемах, которые сегодня уничтожают страну". Начав с видеопроката, Тимошенко, по данным нашей книжки, стала первым в Украине предпринимателем, который построил два завода "с нуля, на полях, где трава росла", и теперь на этих заводах квалифицированный рабочий получает столько, сколько депутат Верховной Рады.

Политиком она стала, когда, баллотируясь впервые в ВС, встретила в землянке на покрытом инеем поле босоногую бабулю, именно тогда окончательно поняла, что и как следует делать со страной.

Первым законом, который выдала бы Ю.Т., был бы даже не акт о прекращении преступной приватизации, а о выводе из-под контроля криминальных групп средств массовой информации. Тимошенко неплохо отзывается о Ющенко, даже лучше - о Морозе, рассказывает, как порвала с Лазаренко еще задолго до его краха. Власть пыталась привлечь ее на свою сторону, чтобы "дерибанить" и делить лакомые кусочки Украины, но Юля не согласилась, особенно, будучи на должности вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса в правительстве Ющенко.

Это общеизвестно, кроме некоторых нюансов телефонных разговоров, а вот то, что в СИЗО ее вынуждали наложить на себя руки - новая подробность. Но через все испытания прошли и ее муж, и она, а у некогда предательского-аллегорического судьи (все проницательные увидят в нем Николая Замковенко) снова появилась душа, он подтвердил невиновность Юли и спасся.

Период, за который Тимошенко с командой патриотов может спасти страну, - максимум три года. Мотивация: "Тот, кто не может и не знает, как сделать свободной и счастливой свою страну, не обязан посвящать этому свою жизнь. Я – ДОЛЖНА, ПОТОМУ ЧТО Я МОГУ". Так выделено в книжке, что означает уверенность автора в том, что героиня добьется президентской должности. О том, что будущего президента-женщину пророчил Павел Глоба, не вспоминается. Действительно, прагматизм и материализм иногда не лишние даже в достаточно демагогичной стихие.

 
Юрий Рогоза, член головки списка блока НРУ Бойко
 
Черно-белый, бело-черное

Вызвонить "известного журналиста, телеведущего и писателя", т.е. подозреваемого Юрия Рогозу, было не очень сложно. По телефонам "Рух-пресс" Дмитрия Пономарчука трубку взяла женщина, которая представилась "пресс-секретарем Андрея Чорновола". Присутствие Рогозы ("Р. Лозы"?) в пятерке "избирательного блока "Народный Рух Украины" добавляло пикантности ситуации: неужели человек, привлеченный в качестве свадебного генерала в одну политическую силу не слишком "удачно" помог раскрутиться лидеру конкурирующего блока? "

"Я уже начинаю привыкать к тому, что ничему не следует удивляться", сказал литератор-кандидат в нардепы Рогоза в интервью "Украине молодой". "Мне еще месяц или два назад начали сообщать, якобы я пишу книжку о Юлии Тимошенко. И это в то время, когда я иду в Верховную Раду от НРУ. Но, по-видимому, сегодня кому-то нужно разыграть какую-то карту. Я же надеюсь на плодотворную работу и на выборах, и в парламенте. А есть еще творчество, книжки, которые я всегда подписывал своим настоящим именем. Зачем понадобился такой запутанный ход тем, кто это выдумал, я не знаю. Однако все тайное когда-то становится явным и известным всем. Мне тоже интересно будет узнать, чего хотели политические технологи".

На вопрос "УМ", писал ли Юрий Рогоза вообще когда-то биографические книжки, или подобные произведения по заказу, "отец Буржуя" ответил: "Нет. Поскольку я пишу всегда "фикшн", т.е. выдумываю все. Я в своей жизни не писал документальные книги и сценарии, если мне не изменяет память. Я отрицаю свою причастность к упомянутому вами произведению. Когда я ее куплю, если найду там что-то более конкретное, чем намек, по-видимому, юристы будут выяснять отношения. Если нет - это будет мыльный пузырь. Не знаю, кому пришло в голову так использовать мою скромную персону".

Казалось бы, вопрос исчерпан, пиар - черный. Однако вечерний звонок вашего покорного слуги к "источникам" из штаба Блока Юлии Тимошенко закрутил пружину интриги вокруг "Невыполненного заказа" еще больше, чем казалось в начале. Инициатива очерка исходила именно от господина Рогозы, и, во всяком случае, начинал писать он.

Более того, - был очень не против 40-го места в избирательном списке БЮТи, которое считал проходным. Но потом - исчез, получив выгодное приглашение из другого блока. А гонорар за работу не брал, добавляют "тимошенковцы", уточняя, что процентов 60 работы над "Невыполненным заказом" доделали имиджмейкеры Юлии Владимировны.

Как стало также известно "УМ", за первые пару дней обмена книжки на подписи за теледебаты в Киеве разошлось свыше восьми тысяч экземпляров. Всего, напомню, 500 тысяч штук. Раздача продолжается. Избирательная кампания - действительно далеко не самая чистая в нашей недолгой истории – только набирает оборотов.