Блок Тимошенко может только намекать на причастность власти

Вторник, 29 января 2002, 22:15
Соратники Юлии Тимошенко не могут определиться, было ли вторничное ДТП покушением на их лидера. Во всяком случае, перед прессой они демонстрировали искусство говорить намеками, но отнюдь не ставить четкую точку. Поэтому на вопрос о причастности к аварии врагов, скорее всего, будет ответ "нет" - ибо в другом случае оппозиционеры уже давно выступили бы с "решительным протестом".

Заместитель Тимошенко в "Батькивщине" Александр Турчинов после туманного комментария для прессы по словам продиктовал УП: "Мы не можем исключать причастность власти". Т.е. такая версия оппозиционеров автоматически заносится в набор гипотез.


 
 
Подозрение на власть бросает один темный факт в аварии и большая заинтересованность в этом режима.

Как рассказал Турчинов, для выяснения истины соратники Тимошенко создали "свою оперативную группу". Сразу после аварии на месте происшествия оказался депутат от "Батькивщины", и ГАИшник-свидетель столкновения "однозначно" указал ему на вину водителя "Жигулей". Однако прошло время, и "показания изменились".

Возможно, милиционер выбился из сценария Банковой, и потом это "слабое звено" пришлось исправлять. Кто его знает, не было ли первой реакцией милиционера, который занял сторону более сильного в этом ДТП, выгородить владельца "Мерседеса". Когда же узнал, что ездит в представительском авто не министр, а оппозиционерка, то историю пришлось немного отредактировать. А, может, ГАИшник просто запутался.

Кроме этого момента публике не известны другие факты в пользу заговора против Тимошенко. Только предположения. Главное из них базируется на том, что власть априори заинтересована в нейтрализации Тимошенко.

Прошедшая неделя стала бенефисом лидера БЮТи. Она улыбалась в телекамеры, заткнув за пояс Генпрокуратуру. Она точно не проиграла дебаты Медведчуку на "Свободе". И она с большим успехом посетила Западный регион.

"Если бы машина Юлии Владимировны не была бронированной, и если бы не подушки безопасности, шансов выжить не было", - отметил Турчинов. Однако можно ли убить "Жигулями"? Машина, которая врезалась в машину Тимошенко, была хотя и старой, но тяжелой - загруженной овощами капустой, помидорами…

Однако водитель "Жигулей" в любом случае не знал, что у Тимошенко бронированный "Мерседес". Если это было покушением или же случайностью (но такой, которая могла привести к летальному исходу), то Тимошенко спасли немецкие автомобилестроители. Машина - во всяком случае, внешне - не производит впечатления жертвы заговора.

Не стоит также забывать, что существует еще один метод устранения со сцены - запугивание. С другой стороны, к Тимошенко такой подход абсолютно не приемлем. Лидер БЮТи - последняя из политиков, на которую действуют подобные методы. Если уже выбирать из виртуальных планов злоумышленников, то куда более достоверной является версия временной, но полной нейтрализации Тимошенко.

Нужно ли это власти? Киевский суд и так отменил решение о возврате Тимошенко иммунитета народного депутата - и присутствие или отсутствие оппозиционерки на судебном заседании вряд ли что-то изменило бы. И ее выезд за пределы Киева снова стал бы незаконным - пусть соратники и говорят, что она собиралась во вторник ехать на Донеччину. Однако разница между невыездной Тимошенко и Тимошенко с диагнозом "сотрясение мозга" все же есть. Можно часами клясться в гуманизме и преданности принципам гражданского общества, но недееспособная Тимошенко власти больше симпатична.

Рассуждая о других сценариях, можно опустить бессмысленный вариант о причастности самой Тимошенко к нападению на себя. Во-первых, для этого нужна не совсем адекватная психика. Во-вторых, картинка "Тимошенко в бинтах" хотя и вызовет сочувствие электората, но практически полностью парализует ее управленческие функции. В-третьих, слишком высокий риск, что течение событий при реализации плана "самонападения" может выйти из-под контроля.

Симуляция отпадает сама собой. Прав Турчинов, когда говорит, что диагноз Тимошенко поставили в "Феофании" - больнице, которая содержится на балансе Управления делами администрации президента. "Структуры, которую сложно заподозрить в симпатиях к нашей силе".

Остается еще одна версия - все произошло случайно. Никакого преступного плана не было. Тогда вопрос в том, на самом ли деле власть, оценив ситуацию на месте, просто решила повесить на лидера БЮТи вину за аварию? Или, может, водитель Тимошенко действительно был не прав? Однако после того, как силовики своим же собственным поведением уже очень давно закрепили за собой имидж лжецов, доверия к официальной версии о нарушении правил со стороны "Мерседеса" не будет. Приходиться только ждать нереального - что кто-то в чем-то сознается.


P.S. Каковы политические последствия аварии, в которую попала Юлия Тимошенко?

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала "Політична думка": Я не знаю всех деталей столкновения, но для широкой общественности, для восприятия рядовых граждан, у нас количество аварий с политиками больше, чем их удельный вес в обществе. Это вызывает определенные подозрения, почему же именно политики становятся жертвами ДТП?

Если же по существу, то это первая авария с известным политиком, который влияет на население, имеет определенную харизму, имеет огромный потенциал расширения своего влияния и имеет потенциал поддержки избирателей.

Это звучит цинично, но если Юлии Тимошенко придется долго лечиться, она потеряет инициативу личного общения с избирателями, в после этого - и возможность донести видение о выходе из кризиса. С точки зрения политтехнологии, это минус ее блоку, ее штабу, тому, кто ждет ее победы.

Если говорить об избирательном контексте, как минимум конкуренты Юлии Тимошенко должны высказать ей сочувствие. К сожалению, я не услышал такой реакции от коллег по цеху, не почувствовал духа корпоративности.

Есть один момент, который касается любого человека. У нас безопасность на дорогах - не на надлежащем уровне. У нас политическая ситуация зависит от правил дорожного движения.

И еще. Я не хотел бы, чтобы масс-медиа и политики сочувствовали Литвину и забыли о рядовом человеке, который погиб в той аварии. Сочувствие должно быть поровну всем.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: Политические последствия будут зависеть от того, насколько серьезны полученные Тимошенко травмы. Я надеюсь, что они предоставят ей возможность участвовать в предвыборной кампании. Если да, тогда никаких последствий авария не будет иметь - кроме того, что добавит два-три пункта ее рейтингу из-за сочувствия к ней.

Если же травмы ограничат ее участие в выборах, тогда авария отразится на шансах блока Тимошенко преодолеть четырехпроцентный барьер.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования