Украину зовут в американскую трубу
Вторник, 29 января 2002, 15:33
Инвесторы Баку - Джейхана могут привлечь украинские фирмы в качестве подрядчиков
Госдепартамент США предложил украинским компаниям поучаствовать в строительстве нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан из Азербайджана через Грузию в Турцию. По мнению экспертов, привлекая украинских подрядчиков, США пытаются удешевить свой дорогостоящий проект.
О намерении привлечь украинские компании к участию в проекте вчера объявил главный советник госсекретаря США по вопросам энергетической отрасли Каспийского региона Стивен Манн на встрече с премьер-министром Анатолием Кинахом. "Я знаю, что украинские фирмы имеют большой опыт в нефтяной и газовой промышленности, особенно по строительству трубопроводов и компрессорных станций", - сказал он.
Первые контракты с украинскими компаниям, по заверениям Манна, могут быть заключены в марте.
США считают нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан основным проектом транспортировки нефти из Каспийского региона в Европу. Предполагается, что мощность первой очереди нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан составит 30 млн т. В спонсорскую группу строительства трубы входят ГНКАР (45% ), BP (25,72% ), Unocal (7,74% ), Statoil (6,45% ), TPAO (5,08% ), ENI (5% ), Itochu (2,96% ) и Delta Hess (2,05%). В конце октября итальянская компания ENI перекупила у ГНКАР 5% ее долевого участия, которое первоначально было равно 50%.
По данным Валерия Кузьменко, эксперта института проблем международной безопасности Украины, власти страны уже согласились на участие в проекте местных компаний, хотя объемы заказа пока не названы. "Инвесторам трубопровода Баку - Джейхан нужно уменьшить стоимость проекта до $2,3 млрд, поэтому дешевые украинские трубы и услуги строителей будут очень кстати. А Украине необходимо загрузить свои собственные трубные заводы, лишившиеся рынка сбыта в России", - отмечает Кузьменко.
Как сообщил "Ведомостям" Михаил Гончар, советник главы "Укртранснафты", США предложили Украине два сценария участия в строительстве нефтепровода. Первый предполагает участие украинских компаний в тендере по выбору подрядчиков Баку - Джейхана, который проводит турецкая корпорация Botas, с объемом заказа не менее $1 млрд. По второму варианту украинские фирмы ограничатся поставкой материалов и выполнением субподрядов для победителя этого тендера.
По мнению аналитика "НИКойла" Геннадия Красовского, Украине предложили финансировать проект нефтепровода, конкурирующий с проектом строительства нефтепровода Одесса - Броды. На последний уже истрачено более $200 млн. "Трубопровод Одесса - Броды" тоже рассчитан на поставки каспийской нефти, но, участвуя в строительстве трубопровода Баку - Джейхан, Украина рискует никогда не вернуть вложенные деньги", - отмечает Красовский. Однако, по мнению аналитика, выбора у Украины нет: с ее участием или без него Баку - Джейхан будет построен. "А дешевые украинские материалы и рабочая сила ускорят этот процесс", - добавляет Красовский.
Однако Стивен Манн уверяет, что построенный Украиной в 2001 г. нефтепровод Одесса - Броды может использоваться для транспортировки каспийской нефти параллельно с нефтепроводом Баку - Тбилиси - Джейхан. "Эти два трубопровода ориентированы на разные рынки, и я не вижу конкуренции между ними", - говорит Манн.
Госдепартамент США предложил украинским компаниям поучаствовать в строительстве нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан из Азербайджана через Грузию в Турцию. По мнению экспертов, привлекая украинских подрядчиков, США пытаются удешевить свой дорогостоящий проект.
О намерении привлечь украинские компании к участию в проекте вчера объявил главный советник госсекретаря США по вопросам энергетической отрасли Каспийского региона Стивен Манн на встрече с премьер-министром Анатолием Кинахом. "Я знаю, что украинские фирмы имеют большой опыт в нефтяной и газовой промышленности, особенно по строительству трубопроводов и компрессорных станций", - сказал он.
Первые контракты с украинскими компаниям, по заверениям Манна, могут быть заключены в марте.
США считают нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан основным проектом транспортировки нефти из Каспийского региона в Европу. Предполагается, что мощность первой очереди нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан составит 30 млн т. В спонсорскую группу строительства трубы входят ГНКАР (45% ), BP (25,72% ), Unocal (7,74% ), Statoil (6,45% ), TPAO (5,08% ), ENI (5% ), Itochu (2,96% ) и Delta Hess (2,05%). В конце октября итальянская компания ENI перекупила у ГНКАР 5% ее долевого участия, которое первоначально было равно 50%.
По данным Валерия Кузьменко, эксперта института проблем международной безопасности Украины, власти страны уже согласились на участие в проекте местных компаний, хотя объемы заказа пока не названы. "Инвесторам трубопровода Баку - Джейхан нужно уменьшить стоимость проекта до $2,3 млрд, поэтому дешевые украинские трубы и услуги строителей будут очень кстати. А Украине необходимо загрузить свои собственные трубные заводы, лишившиеся рынка сбыта в России", - отмечает Кузьменко.
Как сообщил "Ведомостям" Михаил Гончар, советник главы "Укртранснафты", США предложили Украине два сценария участия в строительстве нефтепровода. Первый предполагает участие украинских компаний в тендере по выбору подрядчиков Баку - Джейхана, который проводит турецкая корпорация Botas, с объемом заказа не менее $1 млрд. По второму варианту украинские фирмы ограничатся поставкой материалов и выполнением субподрядов для победителя этого тендера.
По мнению аналитика "НИКойла" Геннадия Красовского, Украине предложили финансировать проект нефтепровода, конкурирующий с проектом строительства нефтепровода Одесса - Броды. На последний уже истрачено более $200 млн. "Трубопровод Одесса - Броды" тоже рассчитан на поставки каспийской нефти, но, участвуя в строительстве трубопровода Баку - Джейхан, Украина рискует никогда не вернуть вложенные деньги", - отмечает Красовский. Однако, по мнению аналитика, выбора у Украины нет: с ее участием или без него Баку - Джейхан будет построен. "А дешевые украинские материалы и рабочая сила ускорят этот процесс", - добавляет Красовский.
Однако Стивен Манн уверяет, что построенный Украиной в 2001 г. нефтепровод Одесса - Броды может использоваться для транспортировки каспийской нефти параллельно с нефтепроводом Баку - Тбилиси - Джейхан. "Эти два трубопровода ориентированы на разные рынки, и я не вижу конкуренции между ними", - говорит Манн.