Запрет на предвыборную агитацию – защита от неизобретательного дурака

Пятница, 18 января 2002, 13:56
Не зря говорят, что можно придумать защиту от дурака, но только от неизобретательного. В Крыму изобретательных людей более чем достаточно, и среди них встречаются и недураки. А потому здесь весьма увлекательно наблюдать, как различные партии и отдельные политики изощряются на предмет своей предвыборной рекламы в условиях ее временного запрета. У некоторых получается очень убедительно.

К примеру, партия "Яблуко" на своих биг-бордах, где раньше красовался Бродский, теперь вместо его победоносной физиономии разместила… угадайте с 3-х раз…правильно – большое зеленое яблоко. Здесь же многозначительная надпись: "Усi бачили, як падають яблука. Тiльки Ньютон подумав чому?"

И, не дай Бог, чтобы не только Ньютон задумался и по своей зловредности заподозрил, что это скрытая реклама. В нижнем углу огромного биг-борда специально для очень внимательных мелким шрифтом написано: "Торгова марка "Гостинець". Кто –то хочет сказать, что это очередные "Рога и копыта"? А где доказательства? В общем, все получилось как в анекдоте, в котором новый русский выходит из Эрмитажа:

- Да... Чистенько, чистенько... Скромно, но чистенько.

Не отстал от Бродского по части затуманивания мозгов Центизбиркому на предмет своей законопослушности и Леонид Грач. Правда, его рекламные находки более изысканны. На его личных биг-бордах, где совсем недавно главный крымский коммунист с империалистическо-голливудской улыбкой бескорыстно поздравлял крымчан с Новым годом, висят на абсолютно белом фоне загадочные слова: "Всему свое время". Все они разного цвета. Последнее, естественно, красного.

Того, кто придумал таким образом заставить избирателя каждый день подниматься на заре и бежать к плакату, чтобы узнать, пришло, наконец, время или еще немножко подождать, подвела память. В смысле, хорошая память симферопольцев, которые сразу вспомнили, как несколько лет назад по Центральному тогда еще телевидению сразу после рекламы о прокладках, превращающих критические дни в мгновения неподдельного счастья, выскакивал на экран какой-то невыразительный мужичонка и с интонацией графа Дракулы чревовещал: "Придет время, и я все скажу".

Потом к общему разочарованию оказалось, что это реклама-интрига печально знаменитого "МММ", вскоре канувшего в Лету от груза невыполненных рекламных обещаний и проклятий обманутых телезрителей-оптимистов. Вот так и проходит мирская слава: хотели, как лучше, а получилось "МММ".

Не гнушается поиздеваться над выборным законодательством и партия "Союз" – с недавнего времени составляющая Русского блока. Правда, она и не подумала убрать свои предвыборные призывы с биг-бордов и рекламных растяжек над всеми улицами Симферополя. Куда ни кинь утомленный взгляд, везде "Союз – за союз России, Украины и Белоруссии" и "Крым – сердце Союза". И на сердце контролирующих органов, такое нарушение выборного законодательства абсолютно не давит. Как говорится, носорог очень плохо видит. Но при его весе это не его проблемы.

У крымского Избиркома проблемное зрение – неизлечимый порок его пока еще младенческого, но вполне сформировавшегося организма. "Родил" его Леонид Грач не более месяца назад, а дитятко уже так натешилось, что многие уже плачут горькими слезами. Характерность врожденной болезни этого уважаемого органа в том, что когда нужно попортить нервы политическим противникам отца-прародителя, наступают периоды прозрения, а потом опять полная слепота.

Видимо, именно в такой трагический момент председатель Избиркома Иван Поляков не заметил прямого нарушения законодательства в парламентской газете "Крымские известия", которая недавно опубликовала Постановление Пленума Республиканского совета ветеранов войны, труда и военной службы под нехитрым призывом "Ветераны – за поддержку блока Леонида Грача". (Номером раньше газета сообщила, что на самом Пленуме, состоявшемся, кстати, в зале заседаний парламента автономии, присутствовал и председатель Избиркома).

В опубликованном документе, в частности, говорится: "Пленум считает целесообразным сориентировать городские, районные , первичные и однополчанские организации на поддержку списков кандидатов в народные депутаты Украины и кандидатов в народные депутаты Украины по мажоритарным округам от тех политических блоков и партий, а также самовыдвиженцев, программы и практическая деятельность которых…отвечают социально-экономическим, духовным интересам ветеранов войны, всего старшего поколения". Чтобы ветераны ненароком не дезориентировались, далее следовал точный указатель: " Наиболее полно этому отвечает "Блок Леонида Грача".

В безобидной публикации затем шли рекомендации, как все должно происходить в жизни: "дойти до каждого челна организации, помочь им не только правильно сориентироваться на предстоящих выборах, … а и сделать это обязательно лично, не передоверяя своего права другим лицам, уберечь от искушения каждого продать свой голос".

С протестом против действий парламентской газеты, позволившей себе проигнорировать запрещение законом предвыборной агитации, выступило пока одно только объединение "Свободный выбор", которое продекларировало своей целью проводить мониторинг исполнения избирательного законодательства. В своем обращении в Республиканский комитет по информации и Прокурору Крыма "Свободный выбор" напомнил, что по закону о выборах в украинский парламент предвыборная агитация начинается с 9 февраля, а, согласно Постановлению местного Избиркома, начинать агитировать за претендентов занять место в крымском парламенте можно только с 14 февраля.

Так как Леонид Грач состоит в избирательном списке Компартии Украины под номером 11 и, кроме того, уже заявил, что будет баллотироваться кандидатом в депутаты Верховной Рады Крыма, то подконтрольная ему газета нарушила и общеукраинское, и местное законодательство.

Председатель Избиркома Иван Поляков, общаясь на сей предмет с журналистами, перечислял те же законы и даты, но у него опять что-то случилось со зрением как раз в тот момент, когда пресса попыталась вернуть мысль председателя Избиркома к практическим выводам по "Крымским известиям". На окаменевшее лицо главного избирательного контролера в этот момент было больно смотреть, но он так и не позволил малодушному "да" подтвердить крамолу.

Его можно понять, ведь если так бессовестно придираться, то уважаемую газету уже давно надо закрывать. Только за первые две недели января она, как подсчитал Комитет по мониторингу свободы прессы в Крыму, написала о Леониде Граче 31 раз. И что характерно, о премьере Валерии Горбатове – тоже не последнем человеке в Крыму - та же газета за это время ни вспоминала ни разу. Такому же забвению был подвергнут и представитель президента в автономии Анатолий Корнейчук. (В порядке мести "Крымская газета" – издание правительства 13 раз писала о Горбатове и только 3 раза о Граче).

А если начать считать, сколько раз здесь шла скрытая реклама соратников Грача по партии и блоку, то легче это не заметить. Впрочем, в этом жанре в "Крымских известиях" иногда появляются незабываемые шедевры. Несколько дней назад здесь был на целой полосе размещен очерк о замечательном человеке – члене Президиума ВР Крыма и, естественно, коммунисте Афанасии Яковлевиче Иванове, служившем до депутатства в Симферопольском СИЗО.

Материал под названием "Две светлые повести" под рубрикой "Женское счастье" открыл читателю, что под суровыми и по-мужски неброскими чертами депутата-коммуниста на самом деле скрывается "серый соловей". Именно так назвала Иванова в одном из своих стихотворений жена соловья, у которой корреспондент и выпытывала секреты мастерства жить под одной крышей с политиком.

Открылись буквально душераздирающие вещи. Оказывается, враги Афанасия Яковлевича и раньше не дремали: "С подругою школьною я повстречалась./ Она сокрушалась и все удивлялась:/ Но как же такое могло вдруг случиться, / Красавицей будучи в серость влюбиться?"

Объяснения с жениной бессовестной подругой вылились в добротную предвыборную агитку: "Он серость?"- гневно спрашивает Ольга Иванова, уточняя "Иль серая масть соловья?". Оказалось, все-таки масть. Потому что Афанасий "сердцем богатый и яркий душой", что "он ночи не спал и нашу малышку так нежно качал", что "тяжелые сумки – неженский удел – он сам каждый день их носить захотел".

Далее следовал рассказ, как много Афанасий Яковлевич работает, спит по 4 часа в сутки, борется с преступностью, а его жена в это время болеет душой не только за него, но и за то "чтобы ситуация на Крымском полуострове изменилась в лучшую сторону". Очерк закончился нестандартно: "Вот такие они – Ивановы". И только отдельные читатели-циники сразу прибавили: "Вот такой он - северный олень".

А, может, зря крымский Избирком не замечает скрытые и явные нарушения выборного законодательства в парламентской газете? Ведь она своей каждодневной назойливой и грубой предвыборной рекламой делает только дурную услугу коммунистам. Помните совет начинающим собаководам? "Если ваш любимец слегка пожевал ваши новые туфли, то в качестве воспитательной меры заставьте его съесть их до конца. Туфли-то все равно выбрасывать, а вот педагогический эффект трудно описать в нескольких словах".

Полезно контролирующим за исполнением законодательства органам и посмотреть в Крыму телевизор. За мучительными метаниями канала Гостелерадиокомпании "Крым" неподготовленному взгляду просто больно наблюдать. Прямая политическая реклама здесь, правда, только в программе "Парламентский час", которую ведет журналист, предусмотрительно заявленный Рескомом Компартии в списках своих кандидатов на выборы.

Зато скрытая реклама и антиреклама практически в каждом выпуске новостей. Премьер Горбатов в них весь белый и пушистый, спикер Леонид Грач – черный и колючий. И если ему обстоятельства вынуждают делать комплименты, то они звучат в стиле: "Вам очень идет эта прическа! Совершенно не представляем вас лысым". Иногда, по привычке, мелькнет открытое лицо и кудрявая голова бывшего премьера Куницына.

Зато на частном телеканале "Черноморской" телерадиокомпании сплошной парад 3-х лиц: бывшего вице-премьера Андрея Сенченко (владельца компании) и 3-х его соратников – экс-вице-премьера Сергея Велижанского, экс-министра финансов Людмилы Денисовой и президента ЧТРК Татьяны Красиковой. Вся компания вместе, пока еще неофициально, называется общественным комитетом "Прозрачная власть". Именно под этим брэндом она собирается идти на выборы, предварительно позаимствовав его у супер-популярной одноименной программы журналистки Валентины Самар, которая предпочла после этого уйти из телекомпании.

Программы, в которой до недавнего времени имели возможность откровенно высказываться представители всех политических сил и журналисты, теперь нет. Зато видеоролики с брэндом "Прозрачная власть" крутятся ежечасно и обещают спасти Крым от коррупции, бессердечных чиновников, разрухи, наркомании и прочих гадостей.

Почему-то пока прощается "Черноморке" и прямая каждодневная политическая реклама Украинской Морской партии. Возможно потому, что ее лидер Сергей Кивалов, недавно заявивший об участии партии в выборах, является главой Высшего совета юстиции Украины и лучше кого бы то ни было знает законы.

В общем, Крым решил не переживать напрасно о многострадальных законах. К нарушению запрета предвыборной агитации, судя по всему, здесь просто решили относиться, как к одному из циничных законов Паркинсона: "Врут все, но это не имеет значения, потому что никто не слушает".