Избирательная кампания стартовала. Первые нелады

Понедельник, 14 января 2002, 16:48
Как именно административный ресурс действует уже сегодня? Чем вызвана "миграция" избирательного округа из Херсонской области в Закарпатье? Почему "Громада", которая, кстати, отказалась сообщить УП, возьмет ли она участие в выборах, выставляет в окружкомы аж 186 лиц? Является ли предвыборной агитацией биографические фильмы о лидерах партий, где их лидерство освещается как выполнение должностных обязанностей?

Самое начало предвыборной кампании - это время, когда можно говорить только об особенностях формирования одномандатных округов, прозрачности составления окружных избирательных комиссий и о том, смогут ли политические силы не прибегать к агитации в те дни, когда она запрещена.

Информацию о течении первых недель кампании предоставил Комитет избирателей Украины, проанализировавший скрытые причины изменения границ округов, хаос в создании окружкомов и беспорядки в законодательстве, которое касается несвоевременной политической пропаганды.

Одномандатные избирательные округа почти не изменились по сравнению с выборами 1998 года. Единственные примеры значительных изменений - Закарпатская и Херсонская области, а также - города Киев и Львов. В 10 областях Украины границы и центры избирательных округов не изменились вообще.

Достаточно неожиданным было уменьшение количества округов в Херсонской области (с 6 до 5) и одновременное увеличение количества округов в Закарпатской области (с 5 до 6). По официальной версии, причиной переноса избирательного округа стало то, что в течение последнего времени в Закарпатье на 50 тысяч человек увеличилось количество избирателей. На языке цифр это значит, что в Закарпатской области в целом избирателей больше, чем в Херсонской (933,2 тыс. против 924,4). Особенно странным факт прироста населения в Закарпатье на фоне присущей ему трудовой миграции и проблем, которые преследовали регион в последнее временем.

По мнению КИУ, такой перенос очень выгоден власти страны, ведь Херсонщина традиционно является составной "красного пояса", а ее социально-экономические показатели - почти самые плохие по Украине. А обитатели Закарпатья, как показывает история, склонны голосовать за кандидатов, которые стоят на “государственнических" позициях.

Изменения в пределах избирательных округов Киева и Львова вызваны административным перераспределением, которое произошло в этих городах.

Изменения, которые произошли в половине областей Украины, как правило, оформлялись, как попытка уровнять количество избирателей, но, по мнению представителей КИУ, также отображают попытку местной власти повлиять на избирательной процесс в округах.

Наиболее распространенными проявлениями подобного влияния были такие. Во-первых, "осложнение жизни" действующему депутату, который не нравится местной власти, путем изъятия из округа тех территорий, где он пользуется наибольшей поддержкой, или присоединения к округу местностей, которые имеют плохие социально-экономические показатели. Во-вторых, "облегчение жизни" кандидату, который поддерживается властью, при помощи предыдущих методов, использованных с точностью до наоборот. В-третьих, перенос центров избирательных округов в населенные пункты, где власть имеет наибольшее административное влияние.

Комитет избирателей приводит несколько красноречивых примеров. Так, в Черкасской области от округа 201 отрезаны куски Канивского района (6 сельсоветов) и переданы округу № 196. Изменение на руку депутату по и.о. № 201 О.Марченко ("Демсоюз"), позиции которого сильные в целом по округу, но слабые именно в Каневском районе. Изменение не на руку депутату по и.о. №196 О.Юхимец (КПУ), позиции которой сильны только по Золотоношесскому району. С другой стороны такой передел увеличивает шансы кандидата по и.о. №196 от СДПУ(О) Б.Губского, который будет использовать в свою пользу админресурс всего Каневского района. Стоит отметить, что губернатор области - член СДПУ(О).

В Черновицкой области часть округа № 203 (Заставнинский р-н) передано в округ № 205. Изменение не на руку депутату по и.о. № 203 Г.Филипчуку, которому активно противодействует областная исполнительная власть. Конкурент Филипчука по округу, первый заместитель председателя облгосадминистрации г. Шевчук имеет наименьшую поддержку именно в Заставнинском р-не. Электорат 205-го избирательного округа, который традиционно имеет левую ориентацию, будет разбавлен национально-сознательными избирателями Заставнивского района.

В Киевской области изменились центры 4-х округов, причем все эти изменения связаны с попыткой власти увеличить административное влияние на выборы депутатов по мажоритарным округам. Например, центр округа № 94 переместился из Василькова в Обухов. В этом округе планирует опять баллотироваться в народные депутаты Украины жена главы Киевской областной государственной администрации Татьяна Засуха, которая на этих выборах уже не будет иметь возможности полностью влиять на членов окружной избирательной комиссии в Василькове, где сформировано ядро оппозиционных сил Киевской области. А Обуховская власть отличается особой услужливостью по отношению к областной власти.

Центр округа № 95 переместился из Киева в Ирпень, где планирует баллотироваться Петр Мельник (НДП), ректор налоговой Академии, которая находится в том же Ирпене.

По оценке КИУ, незначительные изменения в распределении мажоритарных избирательных округов, можно в известной степени объяснить принципиальной позицией ЦИК, которая не очень благосклонно отнеслась к разнообразным переделам границ избирательных округов.

По данным КИУ, окружные избирательные комиссии формировались с формальным соблюдением нормы законодательства, но этот процесс происходил в сложных условиях - отдельные политические силы не следовали нормам представления представителей в комиссии, должностные лица вмешивались в процесс формирования окружкомов, прозрачности почти не было. Следует отметить, что большую роль в том, что окружные комиссии сформированы согласно положениям Закона о выборах народных депутатов, сыграла Центральная избирательная комиссия, которая провела большую организационную и просветительскую работу и не допустила включения в состав комиссий, лиц, которые не имеют права там быть.

Во многих случаях процесс предоставления кандидатур к избирательным комиссии происходил в условияхзакрытости. Местные ячейки партий отказывались (иногда в грубой форме) предоставлять наблюдателям КИУ данных о лицах, которых они предлагают в ОИК. Возможно, это было вызвано тем, что отдельные политические силы до последнего момента не знали, смогут ли они стопроцентно покрыть все округа региона, поэтому вели активные переговоры с представителями власти или других партий.

КИУ имеет достаточно свидетельств того, когда членами комиссий становились лица, предложенные партиям для предоставления органами исполнительной власти. Очень часто, члены комиссий (некоторые из них занимают руководящие должности) не могли дать четкий ответ наблюдателям на вопрос, какую партию они представляют, хотя в ЦИК находятся их заявления о согласии участвовать в работе комиссии.

Такие случаи, в первую очередь, касались партий, которые не имели хорошо развитых региональных структур - в частности Партия Регионов, ПППУ, "Трудовая Украина", НДП, АПУ, "Женщины за будущее", НРУ за единство, Партия Зеленых Украины, реже - "ДемСоюз" и СДПУ(о). Хотя известные случаи, когда подобные предложения делались и партиям, которые декларируют оппозиционное отношение к власти. Так, в одном из районов Донецка председатель районной организации Партии Регионов обратился к райисполкому СПУ с предложением включить в комиссии от СПУ лица, предложенных ПР. Эти предложения даже обсуждались на обкоме СПУ.

КИУ также известны факты, когда членами комиссий становились лица, которые состоят на государственной службе. Хотя после разъяснений ЦИК они формально слагали с себя полномочия, но в действительности продолжали занимать свои рабочие места и выполнять служебные обязанности.

Другим фактом, который настораживает КИУ, является направление представителей в комиссиям теми партиями, которые публично не заявляли о своем намерении участвовать в будущих выборах, или даже заявляли о принципиальном неучастии. По информации КВУ представителям таких партий за введение представителей к комиссиям предлагалось определенное материальное вознаграждение. В первую очередь, недоумение вызывает партия "Громада", которая, имея приоритетное право включения своих членов в комиссии, подала по всей Украине 186 человек.

Поскольку кандидаты, которые будут зарегистрированы в мажоритарных округах, не имеют прямого представительства в окружных комиссиях, то сейчас они ведут интенсивную работу с членами новообразованных комиссий на предмет обеспечения себе поддержкой большинства членов ОИК во время формирования комиссий участков и в день голосования.

Но, если вышеупомянутые факты нельзя квалифицировать, как нарушение норм действующего законодательства, то большую тревогу в КИУ вызывает факт срыва или проведения с нарушениями нескольких первых заседаний окружных комиссий. Так, по информации КИУ, комиссии не обеспечены методическими материалами, большинство членов комиссий совершенно незнакомы с избирательным законодательством, на заседаниях не велись протоколы и присутствовали представители органов исполнительной власти без соответствующего решения ОИК. Некоторые члены комиссий уже заявили об отказе участвовать в заседаниях комиссий.

Досадный инцидент произошел на первом заседании ОИК №25 (Днепропетровска область), Возник жесткий спор между головой и членом комиссии по поводу языка, на котором будут вестись заседания. Спор перерос в ссору с привлечением правоохранительных органов. Таким образом, заседание было сорвано.

Членов комиссии №132 (Николаевская область) оповестили по телефону о заседании комиссии только за два часа до начала, и большинство из них просто не успели вовремя получиться с других городов.

Члены окружной избирательной комиссии № 99 по выборам в Верховную Раду Украины, которые прибыли на свое первое заседание 12 января в горисполком, обнаружили, что на рабочих местах отсутствуют секретарь городского совета и все заместители городского председателя. Окружной комиссии не выделили ни помещение, ни телефоны, предусмотренные действующим законодательством, отсутствует и сейф для хранения документации и печати окружной комиссии.

Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" предусмотрено, что предвыборная агитация начинается за 50 дней до дня выборов. До 31 декабря политические партии проводили то, что можно было квалифицировать, как агитацию, абсолютно открыто, мотивируя свою деятельность тем, что избирательная кампания еще не началась, а следовательно нарушать нечего. Сейчас, после начала избирательного процесса, политическии партии и кандидаты активно прибегают к применению механизмов, которые позволяют обойти избирательное законодательство.

КИУ отмечает, что материалов, которые так или иначе можно расценивать, как предвыборную агитацию после 31 декабря не стало меньше, но эти материалы стали носить более скрытый характер и не содержат прямых призывов голосовать за конкретных участников избирательного процесса.

Стоит отметить, что, невзирая на детализацию ряда норм Закона, все же вопросы агитации, а точнее - ограничений при ее проведении, выписаны недостаточно. Так, в Законе не дано определение предвыборной агитации. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос, по мнению специалистов КИУ, необходимо дать ответ во всяком случае на следующие вопросы. Является ли предвыборной агитацией применения названия партии (избирательного блока) без призывов голосовать за нее? Являются ли предвыборной агитацией календари, плакаты, буклеты, и тому подобное, партий, с символикой, контактной информацией, но без призывов голосовать за эти партии? Является ли предвыборной агитацией биографические фильмы о лидерах партий (блоков), где их лидерство освещается, как выполнения должностных обязательств?

На эти вопросы ответов нет - поскольку толковать законодательство Украини может только Конституционный Суд. ЦИК пытается дать хотя бы какие-то объяснения, но это не в ее компетенции.

Кроме того, в отечественном законодательстве не установлена ответственность за нарушение норм о предвыборной агитации. Ст. 49 Закона о выборах народных депутатов только устанавливает случаи, когда кандидат или партия (блок) могут быть снятые с регистрации.

Однако несоблюдение положений о проведении агитации не может быть причиной снятия с регистрации политической партии (блока) или кандидата в одномандатном избирательном округе. Ни в Уголовном, ни в Гражданско-процессуальном, ни в Кодексе "Об административных правонарушениях" ответственности также не предусмотрено.

Единственной возможностью наказать нарушителей является вынесение предупреждений. Однако, в период между 31 декабря и 25 января, пока партии и кандидаты не зарегистрированы как субъекты избирательного процесса, наказать их практически не возможно.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования