Украину заставят платить за газ по протоколу
Среда, 5 декабря 2001, 11:39
В Москве прошло заседание российско-украинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Главный итог – Украина пошла на уступки России в вопросе о форме оплаты газа.
Предыдущее заседание комиссии состоялось, когда российским премьером еще был Евгений Примаков. С тех пор премьеры часто менялись и в Москве, и в Киеве, и предпочитали решать двусторонние проблемы в ходе рабочих встреч.
Последнее время такие контакты начинают приносить результаты, тем более что сближение соседних государств началось на уровне президентов – с Кучмой Путин встречается даже чаще, чем с союзником Лукашенко. В результате начали решать главную экономическую проблему – украинские долги за газ.
В начале октября даже история со сбитым Ту-154 не помешала премьерам двух стран – Михаилу Касьянову и Анатолию Кинаху – договориться о реструктуризации украинского долга за газ. Кстати, на выгодных для Украины условиях. Кроме того, после долгого перерыва энергетические системы двух стран возобновили работу в параллельном режиме.
Так что у российского премьера были основания сказать при открытии заседания комиссии, что "за прошедшее время мы рассмотрели некоторые проблемы, которые уже не являются проблемами".
Михаил Касьянов заявил, что уже в первом квартале будущего года будут согласованы основные документы по созданию между Украиной и Россией зоны свободной торговли. Российско-украинский торговый оборот растет и в этом году достигнет $11–12 млрд.
Что касается газовой проблемы, то стороны согласились подписать протокол о поставках российского газа на Украину в 2002 году, в котором были бы определены объемы поставок, сроки и формы оплаты газа. Документ должны были подписать уже во вторник, но отложили это событие на две недели. Однако Россия, похоже, все-таки добилась от Украины некоторых уступок.
Как сообщил после окончания заседания Михаил Касьянов, Россия будет оплачивать часть транзита своего газа через Украину деньгами, что гораздо выгоднее. До сих пор Москва платила за транзит самим газом, который можно было отправить на экспорт по более высокой цене.
Анатолий Кинах дал понять, что гарантией надежности Украины как партнера могут стать ее активы – он предложил российским предпринимателям более активное участие в приватизации госсобственности на Украине и совместных проектах. Россия, по словам Михаила Касьянова, готова участвовать в строительстве новых энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые должны компенсировать энергосистеме Украины закрытие Чернобыльской станции. Кроме того, Москва и Киев совместно разрабатывают новые модели самолетов – Ан-70, Ан-140 и Ту-334, которыми будут постепенно заменять свой устаревший авиапарк.
Ну а среди нерешенных проблем в отношениях Москвы и Киева на первое место выходит теперь не "газовая", а "трубная". Украинские трубные заводы – традиционные конкуренты российских, и в этом году Москва ввела квоту на поставки труб с Украины. Вместо 1 млн тонн украинские предприятия продадут в 2001 году всего 620 тыс. тонн труб.
Причем российские производители требуют еще уменьшить квоту в будущем году. Они опасаются, что из-за падения цен на нефть российские компании сократят закупки новых труб и рынок сузится. Киев требует отмены квот, но Россия сейчас занимает жесткую позицию – или квоты или высокие (фактически запретительные) импортные пошлины для труб. В такой ситуации сохранение ограничений для Украины может стать компромиссом, устраивающем обе стороны.
Завершив работу комиссии, Касьянов и Кинах договорились не расставаться больше надолго и собирать межправительственную комиссию каждые полгода. Следующее заседание намечено провести в июле 2002 года в Киеве.
Все о газе и трубах
Газ остался президентам Премьеры России и Украины его поделить не смогли, Коммерсантъ
Касьянов и Кинах нашли общий язык, Время новостей
Второй заход Украина все еще хочет поставлять свои трубы в Россию, Известия
Предыдущее заседание комиссии состоялось, когда российским премьером еще был Евгений Примаков. С тех пор премьеры часто менялись и в Москве, и в Киеве, и предпочитали решать двусторонние проблемы в ходе рабочих встреч.
Последнее время такие контакты начинают приносить результаты, тем более что сближение соседних государств началось на уровне президентов – с Кучмой Путин встречается даже чаще, чем с союзником Лукашенко. В результате начали решать главную экономическую проблему – украинские долги за газ.
В начале октября даже история со сбитым Ту-154 не помешала премьерам двух стран – Михаилу Касьянову и Анатолию Кинаху – договориться о реструктуризации украинского долга за газ. Кстати, на выгодных для Украины условиях. Кроме того, после долгого перерыва энергетические системы двух стран возобновили работу в параллельном режиме.
Так что у российского премьера были основания сказать при открытии заседания комиссии, что "за прошедшее время мы рассмотрели некоторые проблемы, которые уже не являются проблемами".
Михаил Касьянов заявил, что уже в первом квартале будущего года будут согласованы основные документы по созданию между Украиной и Россией зоны свободной торговли. Российско-украинский торговый оборот растет и в этом году достигнет $11–12 млрд.
Что касается газовой проблемы, то стороны согласились подписать протокол о поставках российского газа на Украину в 2002 году, в котором были бы определены объемы поставок, сроки и формы оплаты газа. Документ должны были подписать уже во вторник, но отложили это событие на две недели. Однако Россия, похоже, все-таки добилась от Украины некоторых уступок.
Как сообщил после окончания заседания Михаил Касьянов, Россия будет оплачивать часть транзита своего газа через Украину деньгами, что гораздо выгоднее. До сих пор Москва платила за транзит самим газом, который можно было отправить на экспорт по более высокой цене.
Анатолий Кинах дал понять, что гарантией надежности Украины как партнера могут стать ее активы – он предложил российским предпринимателям более активное участие в приватизации госсобственности на Украине и совместных проектах. Россия, по словам Михаила Касьянова, готова участвовать в строительстве новых энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые должны компенсировать энергосистеме Украины закрытие Чернобыльской станции. Кроме того, Москва и Киев совместно разрабатывают новые модели самолетов – Ан-70, Ан-140 и Ту-334, которыми будут постепенно заменять свой устаревший авиапарк.
Ну а среди нерешенных проблем в отношениях Москвы и Киева на первое место выходит теперь не "газовая", а "трубная". Украинские трубные заводы – традиционные конкуренты российских, и в этом году Москва ввела квоту на поставки труб с Украины. Вместо 1 млн тонн украинские предприятия продадут в 2001 году всего 620 тыс. тонн труб.
Причем российские производители требуют еще уменьшить квоту в будущем году. Они опасаются, что из-за падения цен на нефть российские компании сократят закупки новых труб и рынок сузится. Киев требует отмены квот, но Россия сейчас занимает жесткую позицию – или квоты или высокие (фактически запретительные) импортные пошлины для труб. В такой ситуации сохранение ограничений для Украины может стать компромиссом, устраивающем обе стороны.
Завершив работу комиссии, Касьянов и Кинах договорились не расставаться больше надолго и собирать межправительственную комиссию каждые полгода. Следующее заседание намечено провести в июле 2002 года в Киеве.
Все о газе и трубах
Газ остался президентам Премьеры России и Украины его поделить не смогли, Коммерсантъ
Касьянов и Кинах нашли общий язык, Время новостей
Второй заход Украина все еще хочет поставлять свои трубы в Россию, Известия