Россия и Украина раскладывают нефтяной пасьянс

Вторник, 4 декабря 2001, 14:06
В декабре на Украине будут готовы под прокачку каспийской нефти трубопровод Одесса — Броды и терминал "Южный". Они могут "запереть" отечественную нефть, прокачиваемую по системе трубопроводов "Дружба" в Европу. Единственный выход для России — участвовать в проекте Баку — Джейхан, который "вытолкнет" каспийскую нефть за пределы Черного моря и оставит без нее "трубу" Одесса — Броды.

Как уже заявлял председатель правления украинской компании "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Любомир Буняк, "с учетом расположения Украины на пересечении путей между Азией и Европой терминал "Южный" и трубопровод Одесса — Броды можно использовать для транзита нефти из региона Каспийского моря в Центральную и Западную Европу".

Иными словами, Украина намерена перехватить у нас доходы за транзит нефти из Азербайджана и Казахстана. У Киева существует договоренность с Варшавой о продлении нефтепровода до Плоцка, где расположен крупнейший польский НПЗ, а затем и до Гданьска. Ведутся переговоры со Словакией и Чехией о транзите нефти в эти страны. Устанавливаются контакты с компаниями, в частности, казахскими, добывающими каспийскую нефть. Тогда систему трубопроводов "Дружба", по которой российская нефть экспортируется в Восточную Европу, можно будет сдавать в утиль.

Пропускная способность нефтепровода Одесса — Броды составит сначала 12 млн т в год. При увеличении его мощности — до 40 млн т исключительно каспийской нефти. Вся она пойдет в Европу, на традиционные российские рынки. Украина рассчитывает поставлять нефть Словакии, Чехии, Венгрии, Польше и Румынии. В перспективе — Австрии, Германии, Хорватии, а впоследствии предполагается выход к экспортным нефтяным терминалам Балтийского, Северного и Средиземного морей.

Каспийская нефть — легкая и малосернистая. Она станет удачливым конкурентом тяжелой и сернистой urals, которую экспортирует Россия. Конечно, любое государство имеет право строить трубопроводы по своей территории, рассчитывая на доходы от транзита. Но Россия должна реагировать на украинскую инициативу, иначе ее традиционные рынки окажутся занятыми конкурентами.

У нас нет надежд на увеличение перевозки нефти танкерами через Босфор. Сегодня в Средиземноморье рынок российской, казахстанской и азербайджанской нефти составляет 65 млн т. Вся она транспортируется по проливу Босфор. В обратном направлении идет до 10 млн т, закупаемых Румынией и Болгарией. Максимальная пропускная способность пролива составляет 70 млн т нефти. Иными словами, предел достигнут фактически уже сегодня. Но в ближайшее время транспортировка казахстанской и азербайджанской нефти на европейские рынки резко возрастет — дополнительно до 35 млн тонн. В этой ситуации Украина предлагает прикаспийским странам вроде бы эффективный вариант с трубопроводом Одесса — Броды. Другое дело, что он невыгоден России.

Единственная альтернатива украинскому предложению — транспортировка каспийской нефти из Баку до турецкого средиземноморского порта Джейхан. Россия не считала возможным участвовать в этом дорогом и рискованном проекте прежде всего потому, что он являлся конкурентом трубопровода Баку — Новороссийск. Не так давно все, к сожалению, изменилось. В казахстанской части Каспия найдена большая нефть, что гарантированно обеспечивает загрузку трубопровода на Джейхан. А Турция предоставила проекту неслыханные налоговые льготы, после чего его рентабельность из нулевой стала положительной и достигла 24,5%. При таких условиях инвесторы будут расталкивать друг друга локтями. И неучастие российских компаний в этом проекте не будет иметь для него ровно никаких последствий.

Минимизировать потери российских компаний (а заодно и оставить без каспийской нефти "трубу" Одесса — Броды) можно. Для этого необходимо войти в число акционеров проекта Баку — Джейхан и постараться повлиять на распределение потоков нефти с Каспия. Например, "затянуть" транзит казахстанской нефти на российскую территорию, через Астрахань и Махачкалу и далее - на Баку.

Российские компании уже предлагали Украине изменить направление работы нефтепровода Одесса — Броды на обратное — Броды — Одесса. С тем чтобы использовать этот трубопровод для экспорта западносибирской нефти. Тогда потоки в Восточную Европу остались бы неизменными, а Украина все равно получала бы доходы от транзита. Однако Киев пока отмалчивается. Чтобы усилить свои позиции, Россия должна решиться на участие в "трубе" Баку — Джейхан.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования