Кучма: Расширение присутствия российского капитала в Украине отношу к безусловно положительным факторам

Понедельник, 3 декабря 2001, 11:46
Президент любой страны призван отстаивать ее позиции в мире. Леонид Кучма, давший "Ведомостям" это интервью перед визитом в Москву, - не исключение. На российско-украинские отношения он смотрит единственно под углом национальных интересов. Он сетует, что Россия ставит искусственные барьеры режиму свободной торговли, но при этом не желает вступать в таможенное сообщество пяти стран СНГ, чтобы убрать эти барьеры окончательно.

Кучма настаивает на том, чтобы косвенные налоги на российские энергоносители поступали в украинский бюджет, не интересуясь, какой убыток это нанесет экономике соседнего государства. Кучма стремится и политическую независимость Украины соблюсти, и капитал на России заработать.

Он приветствует 12-летнюю передышку по газовым долгам, которую предоставила Россия, и тут же требует отказаться от квотирования экспорта украинских труб. Кучма явно озабочен тем, как слабо проникают инвестиции в экономику братских государств, но не без ведома высшего руководства Киева РАО ЕЭС было отказано в приватизации украинских облэнерго.

Компания Чубайса до сих пор не может экспортировать электроэнергию через территорию Украины. Кучму можно поздравить с тем, как он сумел консолидировать национальную элиту на российском направлении: здесь украинские представители дискутируют с невиданным упорством и чаще всего уходят из-за стола переговоров с победным счетом.


- Какие, на ваш взгляд, главные изменения произошли в экономических отношениях Украины и России за прошедшее десятилетие?

- Мы исходим прежде всего из того, что Россия - наш главный экономический и торговый партнер. Ее доля составляет треть от общего объема товарооборота Украины. Главным достижением этого периода считаю подписание в 1997 г. программы долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и Россией. Хотя однозначную оценку нашим экономическим связям за последние 10 лет дать довольно сложно, все-таки, думаю, они развивались в духе прагматизма и взаимной выгоды. Были взлеты, были и падения. Например, если в 1996 г. объем внешней торговли между нашими странами составил $18 млрд, то в 1999 г. - лишь $10 млрд. А в текущем году, вероятно, выйдем на $12 млрд. На этих показателях отрицательно сказался не только кризис 1998 г. , но и, как мне представляется, искусственные барьеры и препятствия на пути введения режима свободной торговли между Украиной и Россией.

Тем не менее не только развиваются традиционные формы экономических связей, но и прокладывают себе дорогу новые, более эффективные. Помимо обычной производственной кооперации получили широкое распространение реализация совместных программ и создание совместных предприятий, открытие российских предприятий в Украине, участие российских компаний в приватизации украинских объектов.

К сожалению, окончательно устранить все прямые и косвенные препоны во взаимной торговле пока не удается. Считаю, что здесь мы должны придерживаться общепринятых и проверенных практикой международных норм и стандартов. Нынешние же ограничения в торговле идут во вред как нашим, так и вашим производителям и рынкам. Соответственно, их преодоление пойдет на пользу обеим странам.

При всем позитиве последних лет считаю нынешний уровень сотрудничества в этой сфере не соответствующим потенциалу ни Украины, ни России. Вот и в текущем году темпы роста товарооборота снизились более чем вдвое и составили лишь 5%. Если не предпринять срочных и действенных мер, отрицательная динамика может сохраниться или, более того, усугубиться. Поэтому мы с Владимиром Владимировичем Путиным поручили правительствам разработать новое соглашение о свободной торговле, которое позволило бы избежать исключений из режима свободной торговли.

Одновременно на всех переговорах поднимается вопрос об отмене взимания российской стороной экспортного НДС и таможенной пошлины на нефть и газ в торговле с Украиной. Такая практика ставит нашу страну в заведомо неравноправное положение.

- Основные российские инвестиции приходятся сегодня на украинскую нефтепереработку и нефтехимию. В этой связи считаете ли вы уровень взаимных инвестиций достаточным?

- Объемы взаимных инвестиций остаются совершенно незначительными. За 10 лет в экономику Украины вложено только $287 млн российского капитала. Это не превышает 7% от общего объема иностранных инвестиций. А украинские инвестиции в российскую экономику в несколько раз меньше. Вместе с тем есть основания полагать, что с общим улучшением экономической ситуации в обеих странах инвестиционный процесс существенно активизируется. Во всяком случае, препятствующих этому существенных объективных предпосылок сейчас нет.

- Каково ваше отношение к проблеме взаимных антидемпинговых расследований? Есть ли перспективы решения этой проблемы?

- Как известно, с недавних пор вопрос применения ограничительных мер во взаимной торговле стал одной из главных тем на украинско-российских торгово-экономических переговорах. Это связано в первую очередь с тем, что наши страны, их субъекты хозяйствования являются давними и традиционными партнерами, а следовательно, нарушение таких установившихся связей может привести к негативным последствиям как для Украины, так и для России. Сейчас, например, Российская Федерация ввела ограничительные меры на импорт из Украины крахмальной патоки, карамели, крахмала, труб. Проводятся также расследования в отношении импорта арматуры и компрессоров для холодильного оборудования. Стоит ли говорить, что столь значительные изменения - и, к сожалению, не в лучшую сторону - не пройдут бесследно для обеих сторон? А в конечном проигрыше окажутся, как всегда, и производители и потребители.

Для сравнения: Украина применяет ограничительные меры в отношении импорта товаров из Российской Федерации на общую сумму, не превышающую $2,5 млн.
Нужен спокойный и заинтересованный взаимный диалог по этому поводу. Данные вопросы мы обсуждали с президентом России во время сочинской встречи в августе и достигли серьезного прогресса в их решении. В октябре правительствами наших стран подписан меморандум о принципах неприменения специальных мер в двусторонней торговле.

Таким образом, налицо обоюдное желание исходить в подобных случаях из принципов равенства и взаимной выгоды.

- Каковы результаты украинско-российского сотрудничества в аэрокосмической отрасли?

- Уже сегодня кооперация разработчиков и изготовителей ракетно-космической техники позволяет реализовать такие совместные перспективные проекты, как космический ракетный комплекс "Днепр" на основе выводимой из эксплуатации боевой ракеты СС-18, модернизация комплекса "Циклон", проведение запусков ракет-носителей "Зенит" с космодрома Байконур (проект "Наземный старт") , создание космического аппарата дистанционного зондирования Земли "Сич-1М". В июле 1999 г. успешно осуществлен совместный запуск космического аппарата дистанционного зондирования Земли "Океан-О".

С учетом специфики космических отраслей Украины и России, исторически сложившегося их взаимного проникновения вполне логичными были бы более тесная интеграция их научно-технических и промышленных объектов, совместное участие в международных программах и проектах. Тем более что такой положительный опыт уже есть: имею в виду проекты "Морской старт" и "Днепр".

- Как вы оцениваете приход российских инвесторов на украинские предприятия, которые испытывали наибольшие проблемы, такие, например, как Николаевский глиноземный завод, Одесский НПЗ, "Лисичанскнефтеоргсинтез"?

- Не могу согласиться с их определением как наиболее проблемных. Эти предприятия относятся к наиболее привлекательным объектам приватизации. Так, Николаевский глиноземный - одно из мощнейших в бывшем СССР производств по переработке бокситов, достаточно стабильно работавшее даже в годы финансового кризиса и неплатежей. "ЛиНОС" - в числе самых крупных нефтеперерабатывающих заводов Европы. В конце концов, сам факт прихода на эти предприятия российских инвесторов лишь подтверждает их привлекательность и перспективность.

Расширение присутствия российского капитала на украинском рынке отношу к безусловно положительным факторам. В этом еще одно подтверждение того, что период отчужденности, попыток создать в отличие от интегрирующейся и кооперирующейся Европы самодостаточные экономики, позади. На смену политическим амбициям приходят аргументы экономической целесообразности. Поэтому остается только всячески приветствовать любое движение в этом направлении.

- Вы брали под личный контроль приватизацию и поиск инвесторов для ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез". Устраивает ли вас работа ПИИ "ТНК-Украина" на ОАО "ЛиНОС"?

- Важно, чтобы предприятие такого масштаба работало стабильно, исправно платило налоги государству, а своим работникам - заработную плату. В этом плане у меня нет оснований для недовольства или беспокойства. Прошел лишь год после приобретения Тюменской нефтяной компанией контрольного пакета акций Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, но положительные изменения уже очевидны. По итогам работы в нынешнем году "ЛиНОС" восстановил свои ведущие позиции на украинском рынке. По сравнению с прошлым годом объемы переработки нефти увеличились здесь в 3,5 раза, в несколько раз возросло производство бензина, дизельного топлива, мазута.

Реализуемая здесь политика снижения цен позволила удешевить светлые нефтепродукты на украинском рынке и без напряжения проходить пики потребления во время весенних и осенних сельскохозяйственных работ. На предприятии стабильно выплачивается заработная плата, реконструируются производственные мощности. Благодаря расширению ассортимента продукции постепенно налаживается выпуск отечественных добавок для получения высокооктановых марок бензина.

Надеюсь, что Тюменская нефтяная компания будет не менее плодотворно работать в Украине и впредь.

- Как-то в интервью одному из украинских изданий вы заметили, что компания "ЛУКОЙЛ" не выполняет своих инвестиционных обязательств по загрузке Одесского НПЗ. Тогда вы говорили, что "такие инвесторы нам не нужны". Изменилось ли отношение к работе "ЛУКОЙЛа" сегодня?

- Группа компаний "ЛУКОЙЛ" пришла в Украину в качестве собственника Одесского нефтеперерабатывающего завода только в апреле 1999 г. Вполне естественно, что некоторое время потребовалось на "притирание" к новому рынку, условиям работы в Украине вообще. В силу этого, как представляется, компания старалась особо не рисковать своими капиталами.

Согласно договору купли-продажи "ЛУКОЙЛ" должен был ежегодно поставлять на Одесский НПЗ для переработки 2,4 млн т нефти в течение пяти лет. Однако реальные объемы поставки составили с апреля 2000 г. по апрель 2001 г. только 1,83 млн т.

Вполне естественно, что это привлекло к себе внимание. В ходе последовавших переговоров с руководством "ЛУКОЙЛа", в том числе и с моим участием, удалось снять все без исключения спорные вопросы. Украина пошла на сокращение ранее оговоренных объемов поставки нефти из России, "ЛУКОЙЛ", со своей стороны, взялся до конца нынешнего года оперативно осуществить обширный комплекс работ по модернизации Одесского НПЗ для увеличения глубины переработки нефти. Общая стоимость этих работ - около $16,8 млн.

Такие шаги отвечают интересам как Украины, так и России. Сократив свои сегодняшние расходы по эксплуатации морально устаревшего оборудования, "ЛУКОЙЛ" сможет не только выйти на прежние объемы переработки, но и значительно их превзойти.

- В свое время некоторые аналитики связывали назначение Виктора Черномырдина на должность посла России в Украине с ростом активности "Газпрома", настаивавшего на продаже Украиной своей газотранспортной системы. Каково ваше отношение к назначению Виктора Степановича и к возможности продажи системы?

- Я с удовлетворением встретил информацию об этом назначении. За время работы в РАО "Газпром", а затем во главе правительства России Виктор Степанович проявил себя настоящим профессионалом и дальновидным политиком, не склонным обострять ситуацию, принимать скоропалительные решения.

С приездом Виктора Степановича Черномырдина в Киев украинско-российским отношениям был придан новый импульс, это бесспорно - имею в виду и особенно близкий ему топливно-энергетический комплекс. Об этом наглядно свидетельствует статистика. В августе текущего года объемы поставок нефти из России возросли по сравнению с июлем в 2,4 раза. Восстановлена параллельная работа энергосистем Украины и России, что открывает неплохие перспективы совместного экспорта электроэнергии в Европу. В конструктивное русло входят переговоры о поставках и транзите российского природного газа и расчетах за него.

При этом, хочу подчеркнуть, ни о каком давлении нет и речи - есть нормальная конструктивная работа по разрешению накопившихся вопросов и проблем.

Что касается дальнейшей судьбы газотранспортной системы Украины, то поиск наиболее эффективных и приемлемых путей ее эксплуатации продолжается. На данный момент есть, как минимум, три возможных варианта - приватизация, концессия, или аренда, и создание совместного предприятия. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, которые надо всесторонне и тщательно взвесить.

Для того чтобы сделать окончательный выбор, предстоит еще очень много работы. Это, прежде всего, обследование технического состояния трубы, сравнительная финансовая оценка всех вариантов, определение необходимых на ближайшее время объемов капиталовложений в реконструкцию и расширение транзитного потенциала украинской газотранспортной системы. Наконец, необходимы, на мой взгляд, весьма непростые переговоры с владельцами газа и его потенциальными потребителями.

Мы благодарны российской стороне - нашему основному партнеру в реализации газотранспортных проектов - за понимание и отсутствие давления в этом вопросе. Уверен, что в принятых Украиной решениях будут учтены интересы РАО "Газпром" и России в целом.