Деятельность Компартии Украины теперь не запрещена

Суббота, 29 декабря 2001, 15:50
Конституционный суд Украины признал неконституционными указы Президиума Верховной Рады "О временном приостановлении деятельности Компартии Украины" от 26 августа 1991 г. и "О запрете деятельности Компартии Украины" от 30 августа 1991 г.

В субботу КС огласил принятое 27 декабря решение в деле по конституционному представлению народных депутатов. Данные указы утрачивают силу со дня принятия Конституционным судом решения по делу.

Как отмечается в пресс-релизе, суд считает, что Компартия Украины, зарегистрированная 22 июля 1991 года не является правопреемником КПСС и Компартии Украины в составе КПСС.

КС считает, что Компартия Украины имела статус самостоятельной политической организации и ее программные цели и действия в период 19-21 августа 1991 года не противоречили определенным на конституционном уровне условиям создания и деятельности политических партий и общественных организаций.

В соответствии с постановлением Верховной Рады УССР о провозглашении независимости Украины от 24 августа 1991 года, с этого момента действительными на территории Украины объявлялись только ее Конституция, законы и законодательные акты Украины. Вместе с тем, согласно ст. 4 Конституции УССР, которая действовала в момент принятия указанного постановления, государственные и общественные организации, должностные лица должны были придерживаться Конституции СССР, Конституции УССР и советских законов, в том числе, об общественных объединениях (от 9 октября 1990 года), согласно которому объединение граждан может быть ликвидировано только решением суда.

Эта норма полностью соответствует положениям ст. 37 действующей в Украине Конституции, отмечает КС.

Президиум Верховной Рады Украины, признав наличие антиконституционной деятельности должностных лиц Компартии Украины и запретив ее, тем самым взял на себя функции следственных и судебных органов, что противоречит конституционному принципу разделения функций власти в Украине на законодательную, исполнительную и судебную.

КС также отметил, что КПСС и Компартия Украины в составе КПСС на этот момент "не были политическими партиями и общественными организациями в понимании статей 15, 36, 37 действующей ныне Конституции". При этом суд напоминает, что, согласно статье 6-й Конституций СССР и УССР КПСС определялась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций и, по сути, не относилась к общественным организациям. Эти же функции она фактически продолжала осуществлять и после исключения 24 октября 1990 года из Конституции УССР статьи 6-й.

Поэтому вывод КС Украины о неконституционности указов президиума Верховной Рады Украины от 26 и 30 августа 1991 года не влечет за собой правовых последствий касательно обращенного в государственную собственность имущества КПСС и структуры этой партии, которая действовала в Украине до 22 июля 1991 года (закон Украины "Об обращении имущества Компартии Украины и КПСС в государственную собственность" от 20 декабря 1991 года).

Компартия Украины как общественное объединение была зарегистрирована Министерство юстиции Украинской ССР 22 июля 1991 года. Деятельность объединения распространялась на территории Украинской ССР. Регистрация объединения была проведена как новосозданной политической партии на основе постановления президиума Верховной Рады УССР.

КС также напомнил, что Генеральная прокуратура Украины "не установила уголовных обвинений руководства Компартии Украины в поддержке своими действиями государственного переворота 19-21 августа 1991 года и содействии тем самым его осуществлению на территории Украины". В связи с этим было принято соответствующее постановление президиума Верховной Рады Украины от 14 мая 1993 года.

Представление 139 народных депутатов Украины от 23 января 1997 года вопросу о неконституционности решений о временном прекращении, а затем и запрете деятельности КПУ. Это обращение было одним из первых обращений к КС после его образования. Основанием для запрета стали выводы временной комиссии о причастности руководителей Компартии к августовскому путчу. Депутаты в обращении подчеркивали, что прокуратурой УССР фактов причастности к путчу установлено не было. По мнению авторов обращения, вопрос о запрете в 1991 году мог решаться только в судебном порядке в соответствии с законом "Об общественных организациях" УССР (от 9 октября 1990 года) и после проведения компетентными органами расследования по выдвинутым против партии обвинениям.

В ноябре 2001 г. лидеры КПУ обратились в КС в связи с задержкой в решении по указанному делу. В обращении отмечалось, что на протяжении почти двух лет конституционное производство по данному делу не открывалось. Рассмотрение дела в открытом конституционном производстве началось лишь 17 февраля 1999 года и длилось до 15 февраля 2000 года.

Интерфакс-Украина