Трубопровод Одесса-Броды: туман сгущается
Четверг, 20 декабря 2001, 20:12
Торжественное открытие терминала украинского нефтепровода Одесса-Броды так и не поставило точку в авантюрной истории этого проекта. Пока над трассой и над терминалом "Пивденный" возле Одессы высится лес вопросительных знаков. И, прежде всего, нет никакой ясности с тем, кто же все-таки будет поставлять нефть для прокачки по новому трубопроводу, а также сколько это будет стоить.
Ни одна из компаний, работающих по транспортным схемам через Черное море, не выразила желания воспользоваться новым маршрутом. Да и с потребителями перспективы пока туманны, хотя два из них уже были названы. В июле этого года, как несколько раз с торжеством объявляли в Министерстве топлива и энергетики Украины, заявки якобы подали словацкая Transpetrol - на 150 тысяч тонн в месяц, а также украинская фирма "Нефтехимик Прикарпатья" для Надвирненского НПЗ - на один миллион тонн нефти в год.
С тех пор список потенциальных клиентов нефтепровода не увеличился, несмотря на все старания компании оператора - компании "Укртранснафта", специально созданной в августе для эксплуатации новой трассы. Наоборот, представители ряда компаний, например Chevron, прямо заявляли по разным поводам, что не рассматривают маршрут Одесса-Броды в качестве какой-либо альтернативы другим вариантам - таким как Баку-Джейхан.
Председатель правления "Укртранснафты" Александр Тодийчук признает, что проблема существует. В интервью украинскому "Зеркалу недели" он заявил: "Мы намерены транспортировать нефть для нефтеперерабатывающих заводов в Украине. Мы хотим, чтобы те НПЗ, в которых еще остался существенный госпакет акций, получили от правительства четкую ориентацию на наш проект… Разумеется, все это произойдет не завтра. В одночасье невозможно переориентировать украинские НПЗ на нефть другого сорта, как и сразу не убедить владельцев нефти в том, что именно украинский нефтяной маршрут - наиболее экономически (да и политически) оправдан".
"Нефтяные компании нам пока сочувствуют или признают, что это были невероятные усилия - построить нефтепровод, - добавил Тодийчук. - Но они говорят, что еще не решили: нужен ли им этот путь доставки нефти или нет".
Правда, в начале декабря новым нефтепроводом заинтересовался посол Азербайджана на Украине Талят Алиев, но переговоры он провел только с одесскими властями - с первым вице-губернатором Николаем Тындюком и городским головой Русланом Боделаном. К тому же азербайджанского дипломата больше интересовали условия участия в международном консорциуме, который должен быть сформирован для эксплуатации трассы, а не возможности прокачки конкретных партий нефти.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров так прокомментировал для RusEnergy.com ситуацию вокруг нефтепровода Одесса-Броды: "Нежелание поставщиков каспийской нефти экспортировать свою нефть по этому трубопроводу - понятно. Более легкая каспийская нефть, будет смешиваться с российской экспортной смесью Urals. Главная причина отказа каспийских нефтедобытчиков - отсутствие системы компенсации за ухудшение качества нефти, так как каспийская нефть стоит дороже российской экспортной смеси Urals".
Рынок Восточной и Центральной Европы, на который нацелилась украинская труба в ее нынешнем варианте, перенасыщен, и к тому же растут чересчур медленными темпами, чтобы можно было всерьез рассчитывать на появление на нем ниши для новых поставщиков. Теоретически, нынешние потребители нефти в этом регионе могли бы соблазниться, скажем, значительными скидками и сменить поставщиков. Однако и здесь украинскому нефтепроводу похвастаться нечем.
По оценкам Министерства топлива и энергетики Украины, тариф на перевалку нефти из танкеров в "Пивденном" в трубопроводную систему составит 40 центов за тонну, а тариф на ее прокачку - 59 центов за 100 т/км. Первая очередь системы рассчитана на транспортировку 9 млн. тонн нефти в год, а вторая, которая предусматривает строительство двух новых компрессорных станций, доведет годовую мощность трассы до 25-40 млн. тонн.
Минувшим летом украинские власти обещали разработать для нефтепровода некий многоуровневый тариф в зависимости от объемов и условий перекачки нефти, и опубликовать его в начале октября. Сейчас срок оглашения тарифов формально отложен до начала будущего года.
Начальник департамента стратегического развития "Уктранснафты" Максим Вакуленко сказал RusEnergy.com: "Примерные тарифы уже определены, но я не могу их вам дать, так они не являются окончательными и будут еще меняться. Окончательные данные мы дадим только после подписания более серьезных контрактов на использование нефтепровода".
Тем не менее, из источников в "Укртранснафте" стало известно, что транспортировка тонны нефти до Бродов обойдется клиенту примерно в 5,6 доллара, а с учетом перевалки в "Пивденном" - 6 долларов. По другим источникам, украинцы рассчитывают получать за транспортировку тонны нефти по своему трубопроводу 5,53 доллара.
Читайте также
Россия и Украина раскладывают нефтяной пасьянс
Ни одна из компаний, работающих по транспортным схемам через Черное море, не выразила желания воспользоваться новым маршрутом. Да и с потребителями перспективы пока туманны, хотя два из них уже были названы. В июле этого года, как несколько раз с торжеством объявляли в Министерстве топлива и энергетики Украины, заявки якобы подали словацкая Transpetrol - на 150 тысяч тонн в месяц, а также украинская фирма "Нефтехимик Прикарпатья" для Надвирненского НПЗ - на один миллион тонн нефти в год.
С тех пор список потенциальных клиентов нефтепровода не увеличился, несмотря на все старания компании оператора - компании "Укртранснафта", специально созданной в августе для эксплуатации новой трассы. Наоборот, представители ряда компаний, например Chevron, прямо заявляли по разным поводам, что не рассматривают маршрут Одесса-Броды в качестве какой-либо альтернативы другим вариантам - таким как Баку-Джейхан.
Председатель правления "Укртранснафты" Александр Тодийчук признает, что проблема существует. В интервью украинскому "Зеркалу недели" он заявил: "Мы намерены транспортировать нефть для нефтеперерабатывающих заводов в Украине. Мы хотим, чтобы те НПЗ, в которых еще остался существенный госпакет акций, получили от правительства четкую ориентацию на наш проект… Разумеется, все это произойдет не завтра. В одночасье невозможно переориентировать украинские НПЗ на нефть другого сорта, как и сразу не убедить владельцев нефти в том, что именно украинский нефтяной маршрут - наиболее экономически (да и политически) оправдан".
"Нефтяные компании нам пока сочувствуют или признают, что это были невероятные усилия - построить нефтепровод, - добавил Тодийчук. - Но они говорят, что еще не решили: нужен ли им этот путь доставки нефти или нет".
Правда, в начале декабря новым нефтепроводом заинтересовался посол Азербайджана на Украине Талят Алиев, но переговоры он провел только с одесскими властями - с первым вице-губернатором Николаем Тындюком и городским головой Русланом Боделаном. К тому же азербайджанского дипломата больше интересовали условия участия в международном консорциуме, который должен быть сформирован для эксплуатации трассы, а не возможности прокачки конкретных партий нефти.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров так прокомментировал для RusEnergy.com ситуацию вокруг нефтепровода Одесса-Броды: "Нежелание поставщиков каспийской нефти экспортировать свою нефть по этому трубопроводу - понятно. Более легкая каспийская нефть, будет смешиваться с российской экспортной смесью Urals. Главная причина отказа каспийских нефтедобытчиков - отсутствие системы компенсации за ухудшение качества нефти, так как каспийская нефть стоит дороже российской экспортной смеси Urals".
Рынок Восточной и Центральной Европы, на который нацелилась украинская труба в ее нынешнем варианте, перенасыщен, и к тому же растут чересчур медленными темпами, чтобы можно было всерьез рассчитывать на появление на нем ниши для новых поставщиков. Теоретически, нынешние потребители нефти в этом регионе могли бы соблазниться, скажем, значительными скидками и сменить поставщиков. Однако и здесь украинскому нефтепроводу похвастаться нечем.
По оценкам Министерства топлива и энергетики Украины, тариф на перевалку нефти из танкеров в "Пивденном" в трубопроводную систему составит 40 центов за тонну, а тариф на ее прокачку - 59 центов за 100 т/км. Первая очередь системы рассчитана на транспортировку 9 млн. тонн нефти в год, а вторая, которая предусматривает строительство двух новых компрессорных станций, доведет годовую мощность трассы до 25-40 млн. тонн.
Минувшим летом украинские власти обещали разработать для нефтепровода некий многоуровневый тариф в зависимости от объемов и условий перекачки нефти, и опубликовать его в начале октября. Сейчас срок оглашения тарифов формально отложен до начала будущего года.
Начальник департамента стратегического развития "Уктранснафты" Максим Вакуленко сказал RusEnergy.com: "Примерные тарифы уже определены, но я не могу их вам дать, так они не являются окончательными и будут еще меняться. Окончательные данные мы дадим только после подписания более серьезных контрактов на использование нефтепровода".
Тем не менее, из источников в "Укртранснафте" стало известно, что транспортировка тонны нефти до Бродов обойдется клиенту примерно в 5,6 доллара, а с учетом перевалки в "Пивденном" - 6 долларов. По другим источникам, украинцы рассчитывают получать за транспортировку тонны нефти по своему трубопроводу 5,53 доллара.
Читайте также
Россия и Украина раскладывают нефтяной пасьянс