Поправка Джексона-Вэника в обмен на Фельдмана

Понедельник, 17 декабря 2001, 13:41
Эксперты по Украине конгресса США озабочены. Представители международных организаций в защиту прав человека возмущены. Причина - очередные новости с Украины.

К режиму Кучмы здесь давно относятся как к международному скунсу, при приближении которого порядочные люди предусмотрительно закрывают нос. Но на этот раз случилось нечто экстраординарное. Представители сразу двух ветвей власти на Украине - генеральной прокуратуры и суда - публично признали, что киевским властям плевать на международное право.

Тем самым был брошен вызов Организации Объединенных Наций и всему международному правопорядку. Что это - чиновничье головотяпство или принципиальная позиция режима Кучмы? В этом теперь предстоит разобраться международному сообществу. А всему виной - дело Бориса Фельдмана, которое в генеральной прокуратуре Украины окрестили "делом трех евреев".

После двухдневных заседаний Артемовский суд г. Луганска принял решение предать суду бывшего совладельца банка "Славянский" Бориса Фельдмана. Начало судебного процесса назначено на 24 января. Луганск был выбран не случайно. Власти надеялись избежать международной огласки и состряпать дельце "без шума и пыли". Кажущаяся безнаказанность позволила прокурорам и судье предстать во всей красе и, не стесняясь, открыто выражать свои мысли. В результате - очередная международная замазка режима Кучмы, полные последствия которой предсказать пока трудно.

Дело в том, что в ходе слушаний адвокат Бориса Фельдмана, Андрей Федур, призвал суд принять во внимание международные конвенции и пакты по правам человека, которые, по его мнению, были грубо нарушены прокуратурой и налоговой инспекцией в деле Фельдмана.

На это в общем-то справедливое требование прокурор Валентина Нудько эмоционально заявила буквально следующее: "Вы нам тут голову международными конвенциями не морочьте. Мы будем здесь руководствоваться уголовно-процессуальным кодексом Украины". Озадаченный адвокат попробовал было сослаться на Международный Суд, но тут же нарвался на гневную реплику прокурора Владимира Гузыря. Последний потребовал, чтобы "Его Честь", то есть судья Станислав Лубяной, признал ссылку адвоката на международный суд угрозой в адрес Луганского суда. Судья, ничтоже сумняшися, принял сторону прокуроров. Ссылки на международное право были объявлены демагогией и абстракцией, не имеющими к Украине никакого отношения. Не больше - не меньше. А зря.

Как известно даже первокурсникам юридических вузов Украины, в мировой практике существует принцип приоритета международного права над правом национальным. Другими словами, если внутреннее законодательство какого-то государства вступает в противоречие с международным правом, то вступают в силу нормы международного права. Это универсальный принцип, действующий на территории практически всех членов Организации Объединенных Наций, не говоря уже о членах Совета Безопасности, в число которых, как известно, входит Украина. Кроме того, есть целый ряд международных пактов и конвенций - в том числе по правам человека, - которые подписаны Украиной и обязаны применяться на ее территории.

Последнее время вызов международному правопорядку бросали Милошевич, бин Ладен и мулла Омар, лидер афганских талибов. Теперь это сделали в Луганске представители генеральной прокуратуры Украины и "Его Честь" судья Лубяной. Можно допустить, что речь идет об элементарной профессиональной безграмотности. Однако на самом деле нити дела Фельдмана тянутся гораздо выше луганского суда.

Как известно из пленок Мельниченко, дело против банка "Славянский" было состряпано по личному указанию Кучмы его главным фискалом Азаровым. При этом президент принял это дело настолько близко к сердцу, что напрямую связал его исход с собственной судьбой. "Если мы сейчас банк "Славянский" отпустим, п...ц нам" - этот перл Кучмы свидетельствует о том, что ставки в деле Бориса Фельдмана действительно высоки. Их причины американским экспертам по Украине прекрасно известны.

Известно, например, что киевские власти фактически разграбили "Славянский", позволив приближенным к правящему режиму лицам по дешевке скупит его активы на сумму около 100 миллионов долларов США. Теперь эти деньги находятся в карманах верных сатрапов Кучмы.

Также известно, что в свое время банк имел неосторожность выдать крупные кредиты структурам, близким к правящей верхушке. Макеевский металлургический комбинат, к примеру, получил от банка около 20 миллионов долларов США. Теперь, после наезда на банк и его закрытия, эти кредиты отдавать не надо. Не пришлось их отдавать и "Криворожстали", руководимой в то время Олегом Дубиной, нынешним первым вице-премьером Украины.

Таким образом, "Славянский" был ограблен дважды. Видимо, в этом и состоит универсальная схема наезда на "любой банк" Украины, о которой с гордостью поведал Кучме Азаров и которая стала достоянием гласности благодаря пленкам Мельниченко: дать "не нашему" банку опериться, затем взять у него кредиты, потом на банк наехать, захватить его активы, банк закрыть и кредиты не отдавать.

Наверное, по понятиям президента Кучмы, это и есть рыночная экономика "по-украински". На правовом языке любой цивилизованной страны это явление характеризуется как грабеж, возможный только в криминальном государстве, которое управляется по методам бандитской шайки.

В этой связи прошедшие в Луганске слушания суда можно назвать такими весьма условно. Если "папа" дал указание, что в случае провала всем "п...ц", то как прикажете действовать "Его Чести" и прокурорам. Выбор, прямо скажем, не велик. Проявление профессиональной или просто человеческой порядочности, как говорится, чревато... Остается верно служить режиму, даже если при этом придется Ваньку валять и публично демонстрировать свою профнепригодность.

Вы только вчитайтесь в эти цитаты!

Судья Лубяной: "Мы можем до бесконечности ссылаться на статьи законодательства, гражданин Фельдман, но мы здесь занимаемся очень конкретными проблемами. И давайте не превращать заседание в околоправовые выступления... Мы еще не в процессе, и поэтому здесь нет никакого права на защиту".

Прокурор Гузырь: "Я хочу обратить Ваше внимание на то, что призывы и угрозы подсудимого Фельдмана и адвоката Федура обратиться в Европейский суд в порядочном обществе оскорбительны и вообще неуместны".

Прокурор Нудько, отмахнувшись от международных конвенций, заявила, что суд будет пользоваться только украинскими правовыми нормами. Хоть бы заглянула, сердешная, в ту же Конституцию Украины, где в статье 9 черным по белому написано: "Чинні міжнародні договори, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України". А ведь конвенции по правам человека, на которые ссылался адвокат Федур, ратифицированы Верховной Радой.

Или открыла бы Уголовный кодекс Украины на третьей статье второго раздела. В части первой этой статьи указывается: "Законодавство України про кримінальну відповідальність становить Кримінальний кодекс України, який грунтується на Конституції України ( 254к/96-ВР ) та загальновизнаних принципах і нормах міжнародного права". А в пятой части той же статьи говорится: "Закони України про кримінальну відповідальність повинні відповідати положенням, що містяться в чинних міжнародних договорах, згоду на обов'язковість яких надано Верховною Радою України".

Не верю, что луганскому судье и прокурорам эти нормы не известны. Без знания этих принципов на второй курс юрфака в наши дни не переведут. Знают, но готовы публично выставить себя на посмешище, лишь бы выполнить верховный заказ. Сотрудник конгресса США, которому я дал почитать цитаты служителей луганской Фемиды, мрачно прокомментировал: "Бедная страна, которой управляют такие люди. Они не способны даже видимость правосудия создать".

Если украинским прокурорам нет дела до международного сообщества, то последнему, к счастью, не безразлична Украина и состояние дел в области прав человека. По единодушному мнению американских экспертов по Украине, с которыми мне довелось переговорить по делу банка "Славянский", усердие, с которым режим Кучмы клепает это дело, свидетельствует о том, что оно носит политический характер. А бестолковость исполнителей этого дешевого спектакля с головой выдает его заказчиков. Нравится это луганскому судье или нет, но к настоящему времени созданы все предпосылки для рассмотрения этого дела в Международном Суде, и в этом - великая заслуга того же судьи Лубяного и прокуроров Гузыря и Нудько.

И чтобы не произошло дальше на слушаниях в Луганске, в Вашингтоне Борис Фельдман считается политическим узником. Первым политическим узником Украины со дня обретения ею независимости! Помимо всего прочего, в правовом плане это означает, что поправка Джексона-Вэника с Украины в ближайшее время снята не будет. А значит - не будут нормализованы торгово-экономические отношения между Украиной и США. Ничего не получится и с европейской интеграцией. Печальная получается картина, когда вся страна вынуждена страдать от собственного гаранта.



Дополнение. Выдержка из бюллетеня UCSJ, Союза советов в поддержку евреев бывшего Советского Союза

Пятница, 7 декабря 2001

Украинские власти превращают банкира в политического узника
Хотя два суда признали его дело безосновательным, Борис Фельдман находится в тюрьме почти два года.

Борис Фельдман, один из основных пайщиков украинского банка "Славянский", находится в тюрьме с февраля 2000 года. Он обвиняется в серьезных нарушениях закона, которые однако пока не подтверждены ни одним судом. Но если его когда-нибудь и осудят, содержание его под стражей является незаконным. Имеются также заслуживающие доверия сообщения, что к нему применяются пытки, а его преследование отдает антисемитизмом.

По сообщениям информированных лиц в украинском парламенте, проблемы с законом у Фельдмана начались с попытки украинской налоговой инспекции выжать из него $16 миллионов в виде налогов на основании якобы имевших место нарушений в деятельности банка. Гражданский суд постановил, что указанные обвинения безосновательны. Тогда налоговая инспекция открыла против него уголовное дело на тех же самых основаниях и в феврале 2000 года бросила его в тюрьму, где он и находится по сей день. 27 сентября 2001 года Печерский суд в Киеве постановил, что содержание Фельдмана под стражей является незаконным и он должен быть немедленно освобожден.

Однако Фельдмана не освободили. Вместо этого в тот же день заместитель генерального прокурора Украины издал предписание продолжать содержание его под стражей и объявил решение суда незаконным. Согласно украинскому законодательству, прокурор не имеет права отменять судебное решение; это может сделать только суд вышестоящей инстанции. В ходе этого дела правительственные структуры отобрали у Фельдмана и других пайщиков принадлежащие им акции банка и продали их менее чем за 10 процентов их стоимости, что также является нарушением закона.

Дело Фельдмана отдает не просто душком антисемитизма. Выступая в парламенте 25 ноября, депутат-коммунист Павло Баулин разразился нападками на, как он выразился, "еврейско-голубую" мафию. По его утверждениям, Фельдман является человеком, чья команда "держит в своих руках все государственные финансы", и подверг UCSJ за призывы к его освобождению.

Незаконное содержание под стражей гражданина на этапе следствия и продолжающееся заточение его в тюрьме после оправдания судом являются фундаментальным нарушением международно признанных прав человека. Возможность того, что Фельдман и его банк стали объектами преследований из-за того, что основной пайщик является евреем, а также утверждения, что он подвергся пыткам в попытках выбить у него признание, являются факторами, которые отягощают указанные нарушения; как отягощает их тот факт, что власти отказали ему в освобождении под залог. В нескольких случаях его адвокатам было отказано в свидании с подзащитным. Он также содержался в тюрьме с опасными преступниками. Даже если окажется, что Фельдман виновен в сомнительных банковских сделках, его продолжающееся содержание в тюрьме делает его политическим узником и жертвой мстительных высокопоставленных врагов".


В оригинале

Bigotry Monitor: Volume One, Number 22 (December 7, 2001)

Volume One, Number 22

BIGOTRY MONITOR - A Weekly Human Rights Newsletter on Antisemitism, Xenophobia, and Religious Persecution in the Former Communist World and Western Europe

EDITOR: CHARLES FENYVESI

(News and Editorial Policy within the sole discretion of the editor)

Published by UCSJ: Union of Councils for Jews in the Former Soviet Union

[…]

UKRAINIAN AUTHORITIES TURN BANKER INTO POLITICAL PRISONER

Though Two Courts Dismissed the Case, Boris Feldman Has Been Imprisoned for Nearly Two Years Boris Feldman, a major shareholder of Ukraine's Slavyansky Bank, has been held in jail since February 2000. He stands accused of serious violations of the law that no court has established as yet. But even if he is convicted one day, his imprisonment is illegal. There are also credible reports of torture having been used, and his persecution gives off the odor of antisemitism.

According to informed sources in the Ukrainian parliament, Feldman's legal problems originated with an attempt by the Ukrainian tax police to extort from him $16 million in taxes based on his alleged misconduct in the affairs of the bank. A civil court ruled that the charges were unfounded. But then the tax police opened a criminal case against him, based on the same accusations of misconduct, and in February 2000 put him in jail where he has been ever since. On September 27, 2001, the Pechersky city court in Kyiv ruled that his imprisonment was illegal and ordered his immediate release.

Feldman was not released. Instead, on the day of the city court's action, Ukraine's deputy prosecutor general issued an order keeping him in jail by declaring the court's decision illegal. According to Ukrainian law, a prosecutor cannot overrule a court decision; only a higher court can do that. In the course of the proceedings, the government also stripped Feldman, together with many small shareholders, of their shares in the bank and sold the bank at less than 10 percent of its value - an action that also violates the law.

The case against Feldman has more than just a whiff of antisemitism. In a speech in parliament on November 25, Communist deputy Pavlo Baulin attacked what he called the "Jewish-gay mafia." He fumed against Feldman as the man whose group "holds all of the state's finances in its hands" and condemned UCSJ for calling for his release.

A citizen's illegal pre-trial and post-acquittal imprisonment, accompanied by illegal judicial decisions by a prosecutor, constitute fundamental violations of internationally recognized human rights. The possibility that Feldman and his bank were singled out because the major shareholder is Jewish, and allegations that he was tortured in an effort to force a confession, are factors that compound the violations, as does the fact that the authorities refused to grant him bail. On occasion, his attorneys have been denied access to him. He has been confined in a facility that houses dangerous criminals. Even if Feldman turns out to be guilty of the shady banking practices so far unproven in court, his continuing detention makes him a political prisoner and a victim of vengeful enemies in high places.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования