Звездные супруги балетного Нью-Йорка

Среда, 7 ноября 2001, 19:11
Американский балетный театр (АБТ) и Нью-Йорк-Сити-Балет (НЙСБ) - две самые большие балетные трупы Нью-Йорка. Обе бесспорно входят в первую пятерку наиболее выдающихся труп мира. Но специализируются они на различном репертуаре.

Если НЙСБ отдает преимущество "абстрактным" балетам, в частности произведениям своего основателя Джорджа Балачина, то АБТ занимается преимущественно постановками "полнометражных" драматических балетов - классикой 19-го века и балетами позднейших мастеров, как Кеннет МакМиллан и Джон Кранко. Правда, НЙСБ постоянно расширяет свой репертуар балетной классики (в частности балеты на музыку Чайковского), а АБТ не чурается современных, абстрактных балетов (в том числе произведения Баланчина).

Все же, в Нью-Йорке принято считать, что на НЙСБ ходят на балеты, а на АБТ ходят на танцоров. Это никак не значит, что танцоры НЙСБ неинтересны, или что АБТ ставит неудачные балеты. Но НЙСБ действительно акцентирует на приоритете хореографии, тогда как АБТ сознательно лелеет звезд. В течение своего существования, АБТ всегда сплачивала выдающихся танцоров со всего мира: Антон Долин, Нора Кей, Хъю Ленг, Алисия Алонсо, Игорь Юскевич, Карл Фраччи, Ерик Брун, Рудольф Нуреев, Синтия Грегори и так далее.

Нынче премьеры АБТ не менее яркие. Парадоксальная ситуация заключается в том, что несмотря на подчеркнутую "американскость" трупы, большинство ее звезд - иностранцы. Так, кроме семерых американских премьеров (в том числе Сюзан Джаффе, Джули Кент и Итан Стифел), к передовым танцорам принадлежат трое украинцев (Дворовенко, Белоцерковский и Владимир Малахов), два аргентинца (Палома Еррера, Хулио Бокка), грузинка (Нина Ананиашвили), кубинец (Хосе Мануель Каррене), испанец (Анхел Корелья), итальянка (Алессандра Ферри) и француз (Гийом Граффен).

 
 
Именно про Ирину Дворовенко Максима Белоцерковского нужно знать. Не было бы преувеличением сказать, что Дворовенко и Белоцерковский - золотая пара нью-йоркского балета. Публика просто неистовствует от на общих выступлениях. Кроме того, что они супружеская пара, Ирина и Максим идеально подходят друг другу физически.

Их поразительное стилистическое единство обусловлено одинаковой школой. Однако в них есть и контрастные черты. Приходит на ум известное изречение легендарной актрисы Кетрин Хепберн о несравненном танцевальном дуэте Джинджер Роджер и Фреда Астера: "Fred gave Ginger class, Ginger gave Fred sex".

Белоцерковский всегда принадлежал к наиболее элегантным, наиболее воспитанным танцорам - романтический принц от природы. Дворовенко его редкой изысканностью похвалиться не могла, а в нем не было ее поразительной технической виртуозности. Она принадлежит к тем феерверкам, чье техническое умение вызывает полное доверие - за нее никогда не страшно. Но со временем Максим догнал технику своей жены.

За последние три года его физическая виртуозность стремительно выросла, до такой меры, что нынче он смело может соревноваться со своими коллегами (а многие считают, что состав мужчин-танцоров в АБТ - наиболее сильный в мире) в области бравурной техники. Тем временем, Ирина у свою супруга переняла художественную тонкость и аристократичность. Поэтому смело можно сказать, что оба стали лучшими танцорами, когда прибыли в Америку.

 
 
Репертуар Дворовенко до сих пор сосредоточивается на классических и классико-драматических балетах. Однако стилистический диапазон Белоцерковского очень расширился. Кроме того, что он играет всех романтико-классических героев, хореографы часто его используют в своих новых произведениях и смело, можно сказать, что он овладел и модерн-балетом, и чистым модерном. Когда АБТ впервые поставил произведение основательницы американского модерна Марты Грехем, Белоцерковского выбрали на премьеру.

Нынче Ирина Дворовенко и Максим Белоцерковский живут очарованной жизнью. У них есть все возможности себя реализовать в искусстве, публика их боготворит, они появляются в наивысших социальных кругах, ведь денежным нью-йоркчанам всегда приятно включить красивых и талантливых знаменитостей в свой круг знакомых. Но не всегда было так.

Ведь им пришлось начинать свои американские карьеры с кордебалета, невзирая на то, что в Украине они в кордебалете никогда не танцевали. В 1994-96 гг. Дворовенко фактически сидела без работы - в состав АБТ ее сразу не взяли. Это наталкивает на грустный вывод, что в мире к украинцам (в конечном счете, к большинству выходцев из Восточной Европы) действительно относятся, как к людям второго сорта. Им приходится бороться дольше и тяжелее, чтобы добиться своей цели. Почему?

 
 
Ирина Дворовенко родилась в Киеве 1973 г. в семье танцоров. Она закончила Киевское хореографическое училище в 1990 году, и тогда же получила серебряную медаль на международном конкурсе балета в Джексоне (США). В том же году она стала солисткой Киевского театра оперы и балета. В 1991 г. Дворовенко получает бронзовую медаль на международном балетном конкурсе в Осаке, через год - золотую медаль на первом балетном конкурсе им. Дягилева в Москве и становится ведущей солисткой Национальной оперы Украины.

В 1993 году Максим и Ирина сыграли свадьбу. В 1994 г. Ирина получает гран-при на первом балетном конкурсе им. Сергея Лифаря в Киеве, а уже в 1996 году стала членом кордебалета Американского балетного театра (Нью-Йорк). Через год Ирина стала солисткой АБТ, и только 2000 году получила звание балерины АБТ.

Максим Белоцерковский родился тоже в Киеве, в 1972 году, но в семье инженеров. После окончания в 1990 году Киевского хореографического училища в 1990 году стал солистом Национальной оперы Болгарии, а через год стал солистом Киевского театра оперы и балета, потом ведущим солистом. В 1994 году стал членом кордебалета Американского балетного театра (Нью-Йорк), потом становится солистом АБТ, и в 2000 году получает звание премьера АБТ.

 
 
Дворовенко и Белоцерковский встретились в школе, поженились и теперь танцуют вместе. Они напоминают сказку о Золушке, только в этой сказке две Золушки. Следовательно, и судьба была вдвое сложной.

Ирина и Максим вместе росли, потом вместе занимались в одном киевском хореографическом училище, а танцевать вместе начали в 1993 году в туре "Русские звезды", а потом вскоре поженились. Теперь они наиболее известные супруги на балетной сцене Америки.

Балетный критик New York Times Анна Киссельгофф (Anna Kisselgoff) не один раз использовала прилагательное "блестящие", когда писала рецензии о выступлениях украинской пары, а после их "Дон Кихота" 1999 года написала: "Они двигаются во всепоглощающей гармонии, даже дыхание одно в их союзе".

Максим о киевской жизни вспоминает вот как: "В балетной школе не было ни каких бойфрендов и подруг, там в первую очередь нужно было стать профессионалом на сцене. Ты должен был стать человеком. Ира и я жили недалеко друг друга, а поэтому ходили в школу вместе. Мы все время проводили в разных классах, встречались только в перерывах. Шутили, смеялись, общались и все.

Потом, когда прошло некоторое время, мы поняли, что очень хорошо друг друга знаем. Я не думаю, что мы в 16-18 еще были детьми, которые только и думают о любви и сексе. Мы мечтали о своей карьере, жизни, и во всех наших мыслях был балет".

 
 
Ирина почти повторяет за Максимом: "Конечно же, когда мне были еще 14 или 15 лет, я хотела встретить такого мужчину, который бы был хорошим мужем и партнером. Именно поэтому мой выбор пал на Максима. Никто об этом не знает, но именно я решила, что мы должны танцевать вместе.

Максим тогда уехал в Болгарию на год, а я пошла к его родителям и попросила, что они вернули его домой, ибо мне очень нужен партнер".

Максим же в свою очередь мечтал найти партнершу, которая бы также замечательно понимала его. По его словам, он достал видоезапись Рудольф Нуриева и Марго Фонтейн, мечтал, чтобы и у него также были такие отношения и взаимопонимания на сцене с его партнершей.

Следовательно, все случилось именно так, как и мечтала Ирина - в 1993 году они с Максимом вместе с московскими танцорами приняли участие в американском туре. Организаторы тура решили, что Максим взял с собой свою подругу, и тому поселили их в один номер. Ошибка так и не была исправлена, и потому вскоре Ирина и Максим поженились.

В 1994 году Максим подписал контракт с Американским балетным театром. Ирина осталась без работы. Она говорит, что ей было тяжело, ведь приходилась выступать на любых представлениях. "Мне было нелегко, но я знала, чего хочу".

Ирине, наконец, удалось подписать контракт с АБТ, но ей не удавалось попасть в основной состав. Однажды был случай, но Ирина, к сожалению, получила травму, и пришлось отменить выступление. Но "звездное время" не обошло ее. В 1997 году Ирина вышла в дубле "Лебединого озера" вместо Аманди МакКерроу. Так Ирина в течение нескольких представлений выступала в роли Одетты-Одилии, а потом посыпались сумасшедшие отзывы. И уже с того времени Дворовенко и Белоцерковский работают вместе.

 
 
Максим говорит, что время, проведенное в АБТ, изменило его, он отточил технику, и усовершенствовал свои драматические навыки благодаря большому количеству ролей. "Я "вырос" немного позже, чем Ира. Она еще до окончания школы уже была очень технической балериной, она могла заставить зрителей не отрываться взглядом от ее руки. А я только сейчас стал до конца выражать себя, как танцор, и как актер".

Ирина говорит, что когда она работает с другими партнерами, она иногда оглядывается, "но с Максимом, я ощущаю себя полностью свободной, абсолютно. Если кто-то из нас на сцене, а кто-то за кулисами - это очень сложно. Я начинаю нервничать, мне плохо".

"Я думаю, это из-за того, что мы чувствуем друг друга, мы смотрим на вещи одинаково. Мы все делаем вместе, почти никогда отдельно, мы знаем, что мы хотим сделать в той или иной ситуации. С другим партнером я даже не могу полностью раскрыться. С Ирой я могу просто закрыть глаза, и знаю, что она хочет от меня. Это просто мистика.

Но это не значит, что мы во всем соглашаемся. Нет, у нас есть тоже разногласия. Но в плане работы мы абсолютно похожи".

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования