Блок Тимошенко: "Титаник" или "Аврора"?

Среда, 7 ноября 2001, 17:29
В среду с политического поля Украины окончательно исчезло название "Форум нацспасения". Брэнд, рожденный 9 февраля в кинозале Верховной Рады после объединения 15 граждан, а летом переродженный в коалицию 7 партий под руководством Тимошенко, перестал существовать после переименования блока экс-вице-премьера.

Кроме этого, день революционеров 7 ноября принес еще одно событие. Отказ от названия "ФНС" и новое имя партийного объединения "Блок Юлии Тимошенко" стали выстрелом пистолета, который начал предвыборную кампанию в президенты данной оппозиционерки.

Собственно, при всех подозрениях на самолюбование, использование собственного имени в названии блока – не грех, а сочетание приятного с полезным. То же самое – дать свое имя "Нашей Украине" – собирается сделать Ющенко. А, например, в 1999 с названием "Блок Жириновского" сторонники почти невостребованной психо-либерал-демократии добыли 6% мест в Госдуме России. В случае же с Тимошенко и ее амбициями переименование было просто необходимым.

Во-первых, на слово "Тимошенко" народ реагирует намного более тепло, чем на абстрактное "ФНП". Если у аббревиатуры по последним обнародованным исследованиям было 2-2,6%, то у самой Тимошенко уровень доверия в три-пять раз выше: 10% в опросе Украинского института социальных исследований совместно с Центром "Социальный мониторинг", 6% по данным Центра Разумкова, 4,5% насчитал центр "Социополис". В самом "Блоке Юлии Тимошенко" свой нынешний уровень оценивают в 7,1%.

Во-вторых, переименование стало просто одномоментным PR-шагом. Не известно, кто тот автор, который сократил название "Блок Юлии Тимошенко" до слова "БьЮТи" (beauty, что в переводе с языка Шекспира значит скромно – "красота"). Заместитель главы коалиции Анатолий Матвиенко говорит это у него само так сымпровизировалось. А, мол, если народ будет считать, что в блоке кто-то занимается самолюбованням, то это вы, журналисты, тему развили. В любом случае -шаг удачный, так как сейчас фамилию Тимошенко, почти изолированной от прессы, можно вспоминать и без какого-то специального информационного повода, а просто чтобы поизгаляться над названием.

В-третьих, и, может, в этом самые широкие стратегические перспективы переименования блока – теперь весь штаб коалиции, вся политическая машина начинает работать на одно-единственное имя. Тем более, что сейчас, на время предвыборной кампании, заявил Матвиенко, "политические партии [участники блока] де-факто останавливают свою работу". "Наши усилия направляются на донесение до избирателя идей блока".

То есть, оно будто бы и предвыборная борьба, и семь партий, консолидированных антикучмистской идеей, и общий список блока – но на выходе все равно получаете одного-единственного главного героя. "Речь идет не об амбициях, а о персонификации ответственности", - объясняет и в то же время подтверждает предположение Тимошенко. "Блок не ставит цель 2002. Наша цель - новая Украина, которая присутствует в наших мечтах с новым президентом. Выборы 2002 – шаг к этой цели", - не стал скрывать Матвиенко.

Ющенко и/против Тимошенко

О том, что борьба будет репетицией соревнований-2004, не говорят разве что сами два деятеля, которым и положено об этом молчать. Понятно и то, что бороться Тимошенко придется как с откровенными врагами – различными кучмистами и олигархами, так и за электорат Ющенко. По мнению политолога Владимира Полохало, сейчас противостояние между структурами премьера и экс-премьера не будет публичным. "Они не рискнут пойти грубо против Мороза и Тимошенко, потому что это даст им взрыв популярности. Но на скрытом уровне будут бороться против региональных структур, так как у них [партий Ющенко] их формируют люди, зависимые от власти".

С мини-стрессом, вызванным отказом экс-премьера, в блоке Тимошенко разобрались быстро. "Ющенко нашу протянутую руку не увидел, или сделал вид, что не увидел. Это - шаг неопытного политика. Не политика, который ставит на первое место идею объединения патриотических сил", - объяснил Матвиенко без слез на глазах.

В то же время члены коалиции Ющенко тоже совсем не переживают. "Если бы выборы проходили по чисто пропорциональной системе, тогда мы должны были бы приложить все усилия, чтобы идти на выборы одним списком. Сегодня нужно ставить вопрос так, чтобы на мажоритарных округах мы друг друга усиливали, а не боролись, тем самым давая победу третьему кандидату. Есть очень много возможностей для сотрудничества – через реальную оценку возможностей кандидатов на мажоритарных округах и своевременное снятие слабых кандидатур", - сообщил УП лидер УНР Юрий Костенко.

Он считает, что друг другу блоки не будут вредить, и призывал к "толерантной избирательной кампании". "В этой кампании "Батькивщина" может спокойно работать в центре и на востоке Украины и забирать тот электорат, который не пойдет за "Нашей Украиной". Главное, чтобы мы не обливали друг друга политической грязью".

Еще один лидер партии-участника "Нашей Украины", Виктор Мусияка из "Вперед, Украина!", считает участие Тимошенко и Ющенко в выборах по-отдельности "логичным" результатом. "Есть границы, которые не дают нам сойтись в едином порыве. Наш электорат похож, но имеет разные точки зрения на решение проблем – одни поддерживают радикальный путь, другие - более умеренный. Поэтому каждый должен взять свое".

Владимир Филенко, заместитель председателя ПРП, считает, что последствия такого отмежевания станут известны позднее – они будут "зависеть от окончательного формирования блока Ющенко". "Если будет перекос в провластную часть, это даст возможность "ФНС" провозгласить себя единственной оппозиционной структурой. Тогда "Наша Украина" может часть симпатиков потерять. Последствия не будут фатальными, но тогда у "ФНС" появляется шанс преодолеть 4-процентный барьер".

В то же время, как отметил Полохало в интервью УП, блоки Мороза и Тимошенко "имеют реальные шансы пройти в парламент". "Когда мы говорим об электоральных моделях, та или другая политическая сила может иметь максимум и минимум електоральной поддержки. Максимум електоральной поддержки у Тимошенко – 15%, у Мороза – 20%. Это та часть общества, которая способна доверять им при том, если бы была равная электоральная борьба. А это значит, что в нынешних условиях они способны набрать 5%. Может, нужно быть немного более умеренным, и мобилизовать не только протестний электорат".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования