Пятый элемент

Понедельник, 5 ноября 2001, 15:44
Язык цифр волновал Шанель еще в те времена, когда она жила в монастырском приюте. Пол в часовне, в которой воспитанницы замаливали свои детские грехи, был выложен мозаикой, образованной повторением одной и той же цифры. Может быть, пятерки...

Запах женщины

Коко Шанель прожила жизнь, одержимая своей легендой. В этой легенде не было места тоскливому детству сироты и бурной юности содержанки. Уже став великой Мадемуазель, она виртуозно уходила от всех неприятных вопросов и придумала себе несколько вариантов прошлого.

В истории создания, наверное, самых знаменитых духов столетия, Chanel N5, тоже не обошлось без легенд. По одной из них, великий князь Дмитрий Павлович Романов (тот самый, который участвовал вместе со своим двоюродным братом Феликсом Юсуповым в убийстве Распутина) познакомил Коко с придворным парфюмером русской императрицы Эрнестом Бо.

Знания, которыми обладал Бо в области парфюмерии, были поистине безграничными. В своей лаборатории в Грассе он колдовал с альдегидами и синтетическими душистыми веществами. Шанель отрицала идею одного цветочного запаха - лилии, розы или ландыша - и искала способ создания устойчивых составных духов: идея совершенно новая для того времени. "Нет ничего более банального, чем женщина, источающая аромат цветка. Вероятно, естественно пахнущие духи должны быть созданы только синтетическим путем", - такими парадоксами Шанель изумляла своего парфюмера.

Повинуясь капризам мадемуазель, Эрнест Бо создал целую гамму пробных духов, пронумеровав каждый флакончик. Шанель остановила свой выбор на пятом, предложив добавить запах жасмина. "Почему именно пятый?" - спросил Бо. "Пятого мая, то есть пятого числа пятого месяца, состоится мой показ. Я думаю, что ваша пятая попытка принесет мне удачу", - ответила она и увековечила цифру 5 своим именем.

Chanel N5 поступили в продажу в 1921 году и в одночасье стали бестселлером. Напрасно конкуренты из знаменитой парфюмерной фирмы "Коти" обвиняли Шанель в том, что она переманила их лучшего химика, якобы знавшего формулу устойчивых духов. Имя перебежчика (если таковой имелся на самом деле) так никогда и не всплыло.

Шанель вполне осознанно придала флакону "номер пять" четкую геометрическую форму - на манер упаковки мужского одеколона. Она столько позаимствовала из мужского гардероба и так решительно вытеснила из женского сознания корсет - символ вечной зависимости от мира мужчин, - что придать своим духам форму, содержащую намеки на какие-то чисто женские соблазны, означало бы для нее отказ от фирменного стиля. Своим новым флаконом Шанель хотела отметить смену эпох. Переход к эре примата содержания над формой.

С появлением "номера пять" все остальные духи потеряли актуальность, а Шанель навсегда обеспечила себе финансовую независимость.


В одном флаконе


Подавляющее большинство населения одной шестой части суши узнало о Chanel N5 из фильма Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". В одном эпизоде капитан милиции проявляет недюжинные знания о парфюмерных изысках "загнивающего" Запада.

Страж порядка обнюхивает визитную карточку сексопильной блондинки (в фильме ее играет Светлана Светличная) и произносит: "Шанель N5". С тех пор и до недавнего времени Chanel N5 в нашей стране были недосягаемым символом забугорной жизни. Из заграничных командировок партийные и профсоюзные боссы привозили вожделенный флакончик женам и любовницам, пышнотелые работницы органов по распределению жилплощади часто получали его в виде взятки. Приятель моих родителей смог вовремя защитить диссертацию, подарив Chanel N5 жене завлаба. Нельзя обойти вниманием и "ночных фей" из "Интуриста".

В отличие от вышеперечисленных категорий они честно зарабатывали на свой "пятый номер", и шлейф знаменитого запаха дразнил воображение советского инженера, который брел в вечерний час по улице Горького после затянувшегося профсоюзного собрания. Так что узкой прослойке творческой интеллигенции в лице балетных и оперных прим, привозивших заветный парфюм с гастролей, было не под силу облагородить уже устоявшийся стереотип.

А просвещенное мужское население страны в возрасте от 15 до 75 лет провело немало бессонных ночей, узнав о привычке Мэрилин Монро заменять пижаму пятью капельками Chanel N5.

"Железный занавес" рухнул. Сначала открылись границы, затем ларьки кооператоров. На прилавках появились подозрительные пузыречки со знакомой монограммой в виде двойного "С". Обрадованные женщины бросились их покупать, в глубине души понимая, что это обман. Но миф о Chanel N5 был так же стоек, как и их аромат.

Разочарование, постигшее бедных женщин, не поддается описанию. Обманутые мечтательницы с тем же пылом, с которым еще недавно пели осанну предмету своей страсти, начали превозносить "Красную Москву", в которой-де можно найти все оттенки недоступного "пятого номера". На самом деле, не надо обладать сверхтонким обонянием, чтобы понять, что разница между этими запахами так же велика, как между "Запорожцем" и "Бентли".

Возрождение подлинных ценностей началось с открытия фирменного бутика Chanel в Москве и приезда французской актрисы Кароль Буке, в течение пятнадцати лет являвшейся лицом Chanel N5. Кароль Буке снималась у Бертрана Блие и Луиса Бунюэля. Последний с истинно испанским пылом признавался, что пригласил актрису сниматься в фильме "Смутный объект желания" за ее "французское качество". Это качество сыграло не последнюю роль в выборе Дома Chanel.

До Кароль Буке лицом рекламной кампании фирменных духов была Катрин Денев, сыгравшая все у того же Бунюэля Дневную красавицу. За изысканной и неприступной красотой этих женщин проступают черты состоявшейся личности. А Коко Шанель ценила это в женщинах выше всего.


Не родись бескрылым

Для французов девушка Шанель N5 - такой же символ страны, как Марианна. Поэтому арт-директора Дома, не скупясь, вознаграждают самых известных режиссеров. Ролики с участием Катрин Денев и Кароль Буке делали Кен Рассел и Ридли Скотт. А новое лицо Chanel N5, супермодель Эстеллу Уорен, снимал создатель "Пятого элемента" Люк Бессон. Юная канадская красотка в галерее девушек Chanel выглядит неожиданно и кажется невольной уступкой слегка истеричному культу тела последних лет.

Отдал дань феномену Chanel N5 и король поп-арта Энди Уорхол. В 1985 году он создал шелкографию, в которой увековечил знаменитый флакон. Постеры с этим изображением появились в витринах всех крупнейших магазинов Америки в год 75-летнего юбилея легендарных духов.

В этом году Chanel N5 исполняется 80 лет. Они по-прежнему популярны во всем мире, потому что созданы женщиной, не устававшей повторять: "Если ты родился без крыльев, то не мешай им вырасти".