Пленки Мельниченко могут свидетельствовать о коррупции президента, но бывший охранник отказывается передавать их департаменту юстиции США

Понедельник, 5 ноября 2001, 10:55
Financial Times

Бывший охранник президента, который сейчас живет в США, не соглашается отдавать американскому министерству юстиции находящиеся в его распоряжении записи, которые, как он утверждает, доказывают причастность президента Украины Леонида Кучмы к коррупции, сообщает его адвокат.

Специалист по электронике Мыкола Мельниченко, который работал в личной охране Кучмы, заявляет о наличии у него сотен часов записей, на которых записано происходящее в кабинете Кучмы с сентября 1999 по сентябрь 2000.

Записи, размещенные в Интернете и в прессе оппозиционным украинским политиком в прошлом году, привели к скандалу, когда оказалось, что они свидетельствуют о причастности Кучмы к убийству журналиста и другим преступлениям. За этим последовали месяцы протестов на улицах с призывом к отставке Кучмы.

Повестка в суд совпала с растущим давлением на Украину, чтобы она оказала помощь в поиске грязных денег. Премьер-министр Анатолий Кинах после встречи с вице-президентом Диком Чейни на прошлой неделе сказал, что они согласились предпринимать совместные усилия по контролю за отмыванием денег.

Специальная группа по борьбе с отмыванием денег, сформированная G7, наказала Украину в прошлом году, включив ее в список стран, которые отказываются сотрудничать с этой группой.

Адвокат утверждает, что майор Мельниченко возражает против требования отдать все его записи, поскольку он убежден, что в них есть информация, которая представляет государственную тайну.

Мельниченко, который укрывается в США, заявил, что исходил из патриотических соображений, когда обнародовал пленки. Официальный Киев при этом его называет предателем, которого следует вернуть в Украину и осудить за клевету.

Кучма заявил, что записи являются "грубой фальсификацией", скомбинированной из составленных вместе слов из отдельных предложений. Однако он и другие официальные лица также подтвердили, что некоторые пассажи являются аутентичными записями частных бесед в его кабинете. Кучма говорит, что, по его мнению, за этим стоят мощные спецслужбы, которые каким-то образом использовали установленную еще во времена СССР систему, когда его кабинет был кабинетом главы Компартии Украины.

Почему департамент юстиции затребовал политически важные пленки, не совсем ясно. Представители департамента заявили, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, ссылаясь на федеральный закон, который запрещает департамент разглашать, какие свидетельства они разыскивают.

Однако если Мельниченко все же согласится отдать пленки, это даст следователям в США обширную библиотеку информации о международной преступности. Мельниченко говорит, что необнародованные пленки включают разговоры о международной контрабанде оружия. Другие пленки, переданные журналистам, свидетельствуют о том, что Кучма обсуждал, как манипулировать американским расследованием по отмыванию денег.

По одной из версий, департамент юстиции выполнил запрос адвокатов бывшего премьер-министра Павла Лазаренко, который находится в Калифорнийской тюрьме с 1999 года. Его обвиняют в отмывании 114 миллионов долларов через американские банки и инвестиции. Его адвокаты планируют использовать записи, чтобы показать Кучму в плохом свете, чтобы на его фоне Лазаренко выглядел чуть лучше.

В марте прошлого года адвокаты Лазаренко получили 35 часов записи, предоставленные оппозиционными политиками Международному институту прессы, через запрос представителей департамента юстиции США.

Профессор Йельского университета Кейт Дарден говорит, что этот спор остановил реализацию проекта по публикации расшифровок записей. "Наша цель – получить эти записи и сделать их публичными. Мы чувствуем, что это чрезвычайно важно для изучения современного состояния Украины", говорит он.

Дарден сообщил, что 35 записей, предоставленных МИП, которые он также разместил в Интернете, содержит достаточно информации о коррупции и частном использовании общественных фондов. Украинские оппозиционные политики также стремятся заполучить продолжение записей, но говорят, что они понимают доводы Мельниченко, который отказывается предоставить пленки американскому суду.