ТУНДРА хочет переплюнуть всех

Воскресенье, 25 ноября 2001, 18:52
Не менее 30% голосов по партийному списку в регионе – это самая скромная задача из тех, которые поставила харьковская НДП перед блоком "За ЕдУ". На выборах сельских, поселковых и городских голов цель - победить в 70% населенных пунктов, и взять все 100% мажоритарных округов в Верховную Раду и в местные советы.

В последнем случае речь правда, не о том, чтобы во всех советах от села до Харькова заседали исключительно члены одной коалиции (как это было во времена "нерушимого блока" коммунистов и беспартийных), но о том, чтобы в каждом совете ТУНДРА имела прочное большинство (на фоне которого любая оппозиция смотрелась бы так же нелепо и обреченно, как жирафы или шимпанзе в тундре).

Харьковская область, конечно, оплот НДП. Самая крупная парторганизация страны, несмотря на трудности партии в национальном масштабе, растет, как на дрожжах. Если верить справке, обнародованной в конце сентября на коллегии обладминистрации, в области числится 23 тысячи членов этой партии. А в пятницу на областной конференции сообщили, что в рядах областной дважды народной партии насчитывается свыше 31.000 членов. За пару месяцев парторганизация увеличилась почти на четверть!

Но, все-таки набрать 30% - значит на 2% превзойти результат, полученный Леонидом Кучмой в области в первом туре президентских выборов 1999-го. А тогдашний электорат президента все-таки имел базу пошире, нежели 4 партии, создавшие ТУНДРу.

На выборах 1998-го эти партии и их прямые прародители имели куда более скромный результат – НДП (возглавляемая тогдашним губернатором Деминым) - 6,1%, аграрии- 2,9%. А еще слабее АПУ выступили Партия регионального возрождения, блок Партии труда и либералов "Вместе!", как и "Трудовая Украина" (которая из-за своего левого маскировочного халата тогда казалась совсем иной, чем сейчас).

Ныне же по рейтингам, приведенным в упомянутой сентябрьской справке, в разделе популярности НДП следовала за коммунистами. Аграрии шли 5-ми, пропустив вперед СДПУ(О) и СПУ, а прочие участники блока не попадали даже в десятку.

Проценты в справке, правда, не указывались, но очень сомнительно, чтобы суммарный рейтинг всех "заединщиков" достигал цифры, близкой к 30%. А как признал в докладе лидер областной НДП Владимир Шумилкин, "социально-экономическая ситуация будет играть для НДП, как и для других партий, представленных во власти, роль негативного фактора", поскольку, несмотря на позитивные сдвиги в экономике страны, "значительная часть населения за прошедшие 4 года не ощутила на себе этого позитива". Стало быть, для роста рейтинга партии власти нет причин.

Откуда же возьмется 30%?

Одна из главных проблем населения - что справедливо признается в докладе - задолженность за коммунальные услуги. При этом, накануне прошлых выборов, как парламентских, так и президентских, должников не трогали и тарифов не повышали. Теперь же в октябре-ноябре тепло, горячая и холодная вода подорожали на 28-38% и сейчас отключают не только должников, но например, всех жителей дома с низким уровнем оплаты. И это несмотря на то, что еще в сентябре губернатор (и тоже народный демократ) Евгений Кушнарев говорил, что отключение света и тепла могут за один день свести на нет в глазах населения все экономические достижения последних двух лет.

Губернатор, правда, не сказал, что должников отключать нельзя. А они составляют даже больший процент электората, нежели тот, который рассчитывает набрать "За еду". При этом повсюду говорят, что нормативы, на основе которых рассчитаны тарифы, завышены. Однако Харьковская НДП не давит на своего партнера, одного из лидеров харьковской организации Партии регионов, главу "Харьковкоммунпромвода" Валерия Петросова, чтобы тот нормативы пересмотрел.

Правда, участники конференции заявили, что поддерживают инициативу Кушнарева "изыскать средства и установить счетчики-расходомеры в квартирах всех, кто желает это сделать". Сколько денег на такую акцию требуется - если все горожане пожелают - никто не обнародовал. При этом глава Харьковского водопровода согласен ставить только дорогие импортные счетчики, других он просто не признает. Но и здесь народные демократы не собираются влиять на своего союзника.

Проще влиять на население и на результаты выборов. Продолжать отключения в коммунальной сфере и обеспечить 30% "За еду" возможно, только если админресурс в области будет на порядок сильнее того, что был на президентских выборах.

Правда, в упомянутой справке с коллегии администрации жирным шрифтом набрана статья 3 избирательного закона, где речь идет "о непредвзятости к кандидатам со стороны органов государственной власти". Но через 2 страницы в том же документе был опубликован "рейтинг районов области в избирательных кампаниях 98-2000 годов" (в отличие от рейтинга партий, уже с процентами). Составлен по простому принципу - чем больше процент голосов за центр и правый центр в 98-м, за Кучму в 99-м, и за вопросы референдума в 2000-м - тем выше рейтинг.

Лучший результат оказался у Чугуевского района, и вдохновленный этим глава этой администрации Кулик стал откровенно говорить на коллегии, как местная власть будет обеспечивать победу нужных кандидатов. Губернатору пришлось прервать его, напомнить о предписанной законом непредвзятости, и сказать, что задача власти на выборах - создать нормальные условия для деятельности избирательных комиссий. Но это говорилось при журналистах. А что говорит губернатор наедине с подчиненными? Своего Мельниченко в Харькове нет…

Нет пока в Харькове и новых предвыборных плакатов. Но кое-где со времен старых кампаний сохранились и надписи на стенах, и листовки. На одной из улочек в центре до сих пор остается реликт марта 1994-го - "Грибов и Кучма. Порядок и Рынок". И профиль почти забытого ныне бывшего советника президента. На соседних с этой листовкой улицах московские кинематографисты недавно снимали эпизоды из сериала "Охотник за черепами" (другое название – "Олигарх").

Режиссер Фокин считает, что здесь почти ничего не изменилось с первых послевоенных лет. Он имел в виду внешний облик. Но может, с тех времен, когда в стране существовал один нерушимый блок, неизменного осталось гораздо больше.