Дед Мороз и Санта Клаус – кто кого?
Вторник, 20 ноября 2001, 19:22
Новый год - самый популярный праздник на Земле. Ни одно событие представители рода человеческого не отмечают с таким размахом, как начало очередного витка планеты вокруг Солнца.
Новый год официально признан нерабочим днем в 189 странах. Правда, в культурах разных народов праздник Нового года может выпасть на любой из 12 месяцев общепринятого летоисчисления, да и традиции его празднования в разных странах отличаются. Однако "универсальное свойство" у него есть - ожидание чудес, сказок и волшебства. Как уверяют социологи, 34,1% из нас вне зависимости от возраста свято верят в исполнение загаданного под Новый год желания.
В нашей стране новогодние праздники ассоциируются с обильной вечерней (плавно переходящей в ночную) трапезой и выпивкой, нарядными елками, подарками и всеми любимым веселым и добрым волшебником - Дедом Морозом. Впрочем, богатое застолье и море алкоголя не являются сугубо новогодним обычаем.
Знакомый всем с детства облик Деда Мороза, Санта Клауса Пер-Ноэля и других их коллег сложились лишь в последние 200 лет, хотя исторические корни образа уходят в глубокую древность. У россиян, например, с незапамятных времен в сказочном фольклоре бытовал суровый персонаж Морозко, который с помощью длинной белой бороды мог запросто закрутить метель и вьюгу. Со временем из строгого, но справедливого героя Морозко переквалифицировался во всеобщего добродушного дедушку. Дед Мороз оставался главным любимцем детворы на протяжении многих лет. Казалось, ничто не в силах свергнуть с пьедестала отечественного Хозяина зимы.
Но страстная любовь ко всему западному отразилась и на незыблемом авторитете Деда Мороза. "Нечистый дух пустого, рабского, слепого подражанья" в лице Санта-Клауса грозится занять место "нашего" Дедушки в сердцах малышей.
Благодаря телевизионной рекламы небезызвестного прохладительного напитка, дети твердо уверены, что "праздник к нам приходит" с Санта-Клаусом. К тому же, Голливуд активно "выбрасывает" на мировой кинорынок ленты, "воспевающие" этот персонаж. Такая широкомасштабная рекламная акция не могла не отразиться на популярности красноносого дедушки, ведь его в последнее время незаслуженно забыли. Если в США ежегодно делают 2-3 фильма, которые целиком посвящены Санта-Клаусу, то отечественный кинематограф за последние 10 лет не выпустил ни одной картины, посвященной Деду Морозу.
Засилие иностранных обычаев и героев не на шутку тревожит "помощников" зимнего старичка. Как отмечает президент Фонда развития народных традиций "Праздник" (Москва) Игорь Увенчиков, "марш-бросок" западной культуры пагубно отразился на мировоззрении подрастающего поколения. Дети легко разбираются в жизненных перипетиях Покемонов и различают близнецов-телепузиков, зато Деда Мороза в их сознании "подменил" Санта-Клаус. А ведь Дед Мороз - не просто "детская забава", а символ нашей культуры и ее традиций.
Еще одна насущная проблема - адрес знаменитого дедушки. До сих пор не ясно, где живет Дед Мороз. За право называться "родиной Деда Мороза" уже который год борются несколько городов, перемирия в этом вопросе пока не ожидается. Статус "родины" привлекает большое количество туристов, но одновременно возникает проблема тысяч детских писем, обработка и рассылка которых стоит больших денег, сообщает РИА Новости.
Кстати, с почтой Деда Мороза творится полная неразбериха. Зачастую детвора шлет послания просто на его имя, в полной уверенности, что письмо дойдет и без адреса. В последние годы все чаще письма отправляют в Лапландию, непосредственно на "родину" Санта-Клауса.
Если у Санта-Клауса есть определенный рисованный облик, над которым в свое время трудились многие художники, то у нашего Деда этого нет и в помине. При упоминании о главном персонаже Нового года в представлении некоторых людей всплывает пьяный мужик в красном халате и с не менее ярким носом.
Люди, профессионально занимающиеся организацией праздников, уверены, что необходимо разработать единый облик Деда Мороза. Это поможет продвижению "брэнда", повысит конкурентоспособность производителей товаров и услуг в сфере "новогодней индустрии". Это тем более актуально, поскольку в настоящее время только 6-8% новогодних товаров производится отечественными предприятиями.
Новый год официально признан нерабочим днем в 189 странах. Правда, в культурах разных народов праздник Нового года может выпасть на любой из 12 месяцев общепринятого летоисчисления, да и традиции его празднования в разных странах отличаются. Однако "универсальное свойство" у него есть - ожидание чудес, сказок и волшебства. Как уверяют социологи, 34,1% из нас вне зависимости от возраста свято верят в исполнение загаданного под Новый год желания.
В нашей стране новогодние праздники ассоциируются с обильной вечерней (плавно переходящей в ночную) трапезой и выпивкой, нарядными елками, подарками и всеми любимым веселым и добрым волшебником - Дедом Морозом. Впрочем, богатое застолье и море алкоголя не являются сугубо новогодним обычаем.
Знакомый всем с детства облик Деда Мороза, Санта Клауса Пер-Ноэля и других их коллег сложились лишь в последние 200 лет, хотя исторические корни образа уходят в глубокую древность. У россиян, например, с незапамятных времен в сказочном фольклоре бытовал суровый персонаж Морозко, который с помощью длинной белой бороды мог запросто закрутить метель и вьюгу. Со временем из строгого, но справедливого героя Морозко переквалифицировался во всеобщего добродушного дедушку. Дед Мороз оставался главным любимцем детворы на протяжении многих лет. Казалось, ничто не в силах свергнуть с пьедестала отечественного Хозяина зимы.
Но страстная любовь ко всему западному отразилась и на незыблемом авторитете Деда Мороза. "Нечистый дух пустого, рабского, слепого подражанья" в лице Санта-Клауса грозится занять место "нашего" Дедушки в сердцах малышей.
Благодаря телевизионной рекламы небезызвестного прохладительного напитка, дети твердо уверены, что "праздник к нам приходит" с Санта-Клаусом. К тому же, Голливуд активно "выбрасывает" на мировой кинорынок ленты, "воспевающие" этот персонаж. Такая широкомасштабная рекламная акция не могла не отразиться на популярности красноносого дедушки, ведь его в последнее время незаслуженно забыли. Если в США ежегодно делают 2-3 фильма, которые целиком посвящены Санта-Клаусу, то отечественный кинематограф за последние 10 лет не выпустил ни одной картины, посвященной Деду Морозу.
Засилие иностранных обычаев и героев не на шутку тревожит "помощников" зимнего старичка. Как отмечает президент Фонда развития народных традиций "Праздник" (Москва) Игорь Увенчиков, "марш-бросок" западной культуры пагубно отразился на мировоззрении подрастающего поколения. Дети легко разбираются в жизненных перипетиях Покемонов и различают близнецов-телепузиков, зато Деда Мороза в их сознании "подменил" Санта-Клаус. А ведь Дед Мороз - не просто "детская забава", а символ нашей культуры и ее традиций.
Еще одна насущная проблема - адрес знаменитого дедушки. До сих пор не ясно, где живет Дед Мороз. За право называться "родиной Деда Мороза" уже который год борются несколько городов, перемирия в этом вопросе пока не ожидается. Статус "родины" привлекает большое количество туристов, но одновременно возникает проблема тысяч детских писем, обработка и рассылка которых стоит больших денег, сообщает РИА Новости.
Кстати, с почтой Деда Мороза творится полная неразбериха. Зачастую детвора шлет послания просто на его имя, в полной уверенности, что письмо дойдет и без адреса. В последние годы все чаще письма отправляют в Лапландию, непосредственно на "родину" Санта-Клауса.
Если у Санта-Клауса есть определенный рисованный облик, над которым в свое время трудились многие художники, то у нашего Деда этого нет и в помине. При упоминании о главном персонаже Нового года в представлении некоторых людей всплывает пьяный мужик в красном халате и с не менее ярким носом.
Люди, профессионально занимающиеся организацией праздников, уверены, что необходимо разработать единый облик Деда Мороза. Это поможет продвижению "брэнда", повысит конкурентоспособность производителей товаров и услуг в сфере "новогодней индустрии". Это тем более актуально, поскольку в настоящее время только 6-8% новогодних товаров производится отечественными предприятиями.