Интернет-измерение: фильтр для чёрного пиара

Вторник, 20 ноября 2001, 19:14
Когда речь заходит об интернете, отечественные политики (большинство из них) начинают рассуждать о грязи, об отсутствии ответственности, о неконтролируемом потоке дезинформации и нечестных оппонентах, использующих любую возможность поставить подножку. Ещё некоторая часть политических лидеров предпочитает излагать размышления на тему неразвитости в Украине информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, о том, что номинальное количество пользователей не превышает 1-2%, а реально их и того меньше – и вследствие всего этого интернет вообще не может являться хоть сколько-нибудь значительным фактором.

И только крайне небольшая – до обидного небольшая – группа политиков в состоянии более-менее реально оценивать возможности и влияние Сети и информационных технологий на политическую жизнь в стране.

Большая же часть представителей первых двух категорий в принципе с опаской относятся к компьютерам и тем более – к Сети. Они что-то слышали о хакерских атаках, о вирусах, украденных, уничтоженных и повреждённых данных, о потерянных ноутбуках... Они отважно совершают где-то раз месяца в два походы в секретариат, чтобы отправить или получить e-maile. И даже читают распечатки новостных лент. Но этим не перебороть их глубокого презрения к интернету и страха перед Неведомым – бескрайними возможностями применения информационных технологий.

А ведь на самом деле политикам стоило бы всячески приветствовать экспансию выборов, равно как и прочих политических процессов, в Сеть. И тщательней анализировать происходящее. Интернет обвиняют в "сливе" грязи и распространении порочащей информации – это, мол, чуть ли не единственная его функция в качестве инструмента политических технологий. Однако давайте посмотрим на это с точки зрения общих экспансионистских процессов.

Представим политическую жизнь в стране как большую грязную лужу, плещущуюся между границами – и иногда за них выплёскивающуюся. Лужа мелкая – всего-то полторы сотни "партий", 450 избирательных округов, 27 областей... По краям, подальше от центра, она чуть чище. Что-то из мусора всплывает, что-то притапливают. Возникают и рассасываются водовороты, вовлекая в себя больше или меньше окружающего мусора. Всплывают и лопаются дутые пузыри. Всё это замкнуто в рамках трёх измерений и грязный осадок вместе со столь же нечистой пеной, хочешь – не хочешь, достаточно равномерно пачкает мозги по всей площади карты.

Что же делает интернет? Он создаёт ещё одно, виртуальное измерение. И сквозь каналы, создаваемые сетевыми СМИ, лентами новостей, аналитическими, политическими и прочими ресурсами – не считая просто чьих-то гостевых и форумов – в это измерение изливается самая бурная пена и самая жирная и скользкая грязь из лужи. Всё это течёт, струится, низвергается, просачивается и капает, обмеляя трёхмерную лужу. Потому что здесь всё ещё работают законы уважаемого Михайла Василича: ежели в одном месте чего прибавится, то в другом столько же убудет.

В нашем случае это означает, что общественность должна проявлять бурную радость по поводу деятельности интернета. Раз там грязи прибавляется – значит, здесь убывает. Конечно, какая-то часть возвращается из Сети через традиционные СМИ. Но всё же интернет выполняет функции мощного фильтра – достаточно мощного, чтобы не заслуживать названия политического "киллера".

Ведь поскольку повесить информацию в Сеть действительно просто, быстро и доступно практически каждому, более того – поскольку именно Сеть является наиболее удобным источником информации для традиционных СМИ, то соответствующим специалистам как раз в неё удобнее и эффективнее всего сливать компромат. Вешать в сеть, а не выпускать листовки, покупать полосы или время в эфире. В этом случае узость аудитории превращается в несомненный плюс интернета, равно как и способ организации контента.

Кто ищет подобную информацию – найдёт её без проблем. А остальные столкнутся с ней разве что в виде баннеров. Не вовлечённые же во всемирную паутину вынуждены будут сталкиваться лишь с той частью чёрного пиара, что посчитают перспективной для себя традиционные СМИ. И, конечно, с тем, публикацию чего политтехнологи всё же настоятельно порекомендуют оплатить.

Это, безусловно, облегчит жизнь "предмету чернухи" – не вся гадость, что всплывёт или будет выдумана, доберётся до избирателя. Этому же факту несомненно будет рад и сам избиратель – нормальный, во всяком случае. Но даже самих специалистов по чёрному пиару это должно радовать чрезвычайно (если, конечно, они действительно профессионалы) – есть возможность бесплатно и эффективно отсеять не совсем удачный, не слишком интересный или чересчур грубый продукт. Что сохранит репутацию как специалиста, так и заказчика. А заодно предотвратит суды и примитивный мордобой.

Следует учитывать и ещё один аспект, а именно – использование интернета перераспределит предвыборные затраты. Вряд ли они будут серьёзно сокращены, но капитал, выделенный на избирательную кампанию, будет потрачен с большим толком. Лучшего качества и большее количество можно будет подготовить рекламных клипов и билл-бордов – значит, отдельно взятый ролик или плакат не успеет приесться избирателю и начать действовать прямо противоположно расчётному результату. Лучшего качества и лучшими авторами будут подготовлены публикации. Профессиональнее будут команды штабов и политтехнологические компании. Найдутся, наконец, деньги на имиджмейкера, спичрайтера, дизайнера...

А избирателю, между прочим, это тоже далеко не безразлично – раз уж в любом случае приходиться смотреть, читать и слушать всё это, так пусть хоть хорошего качества.

Так что вывод один – необходим срочный ликбез по вопросам использования возможностей информационно-телекоммуникационных технологий среди кадрового состава как исполнительной, так и законодательной власти. К этому должны быть привлечены лучшие специалисты – и ближайшие подчинённые. Нужно весело, просто, на пальцах, с наглядными пособиями и яркими, запоминающимися примерами рассказывать (не объяснять – они по привычке могут уснуть – а именно рассказывать), как замечательно облегчается и упрощается, а главное ускоряется работа, если использовать эти самые ИКТ.

Научить играться "змейкой" на мобильнике, развлечь выбором мелодий для него – а заодно показать, как просто посылать SMS, в каких случаях его удобно использовать, как подключаться к интернету, как ставить будильник и пользоваться расписанием... Глядишь, и боязнь уменьшилась, и практическая польза есть – всегда можно связаться. А там перейти и к компьютеру, почте, Сети – как удобно, когда всё необходимое для работы доступно всегда и везде, и нет набитых бумажками папок и портфелей, и ничего не мнётся, не пачкается, не забывается и не теряется.

Научить пользоваться поисковиками, пояснив, какими умными и профессионально подготовленными будут они выглядеть, если в случае любого затруднения в течение пяти минут смогут ознакомиться с соответствующим документом или заглянуть в словарь. Тогда не нужно будет молчать с неприступным видом и на всякий случай голосовать "против".

Вот тогда с ними уже будет иметь смысл заводить речь об электронном правительстве, цифровой демократии, онлайновых государственных службах, цифровой подписи и электронной коммерции. И как же грустно тогда станет СНБО и иже с ними... Но до этого, наверное, ещё очень далеко.

Так что начнём с малого – позволим убрать хотя бы отчасти политическую грязь из реального пространства в виртуальное.


Читайте также

Особенности черного PR в сфере нацбезопасности

Кучма зап(и)арил интернет?

Привет Евгению Кирилловичу Марчуку

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: