История спешит запечатлеть в себе 11 сентября
Вторник, 20 ноября 2001, 15:47
Вен Феербенкс (Van Fairbanks) вернулся к Всемирному торговому центру после 30 минут после того, как башни атаковали самолеты с террористами на борту.
"Видишь тех парней?", - спрашивает он, показывая мне на пленке группы пожарников, которые бегут к зданию. - "Их там 18, и они все погибли. Это меня просто убило, ведь я даже не смог ясно снять их лица".
Феербенкс, который уже долго работает оператором, утром 11 сентября был в церкви Святой Троицы, он должен был снимать религиозный обряд, вместо того на его пленке остались кадры того, как второй самолет врезается в башню ВТЦ, и падение первой башни. Его съемки были показаны в "Доброе утро, Америка".
Вот уже два месяца прошло с того дня, когда террористы реализовали свой смертельный план, а Феербенкс не останавливается и показывает свою видеозапись всем желающим. "Каждый хочет, чтобы я прокомментировал, - говорит он. - Я всегда думаю, что следовало бы пойти и отдохнуть, ибо все это очень утомляет. Но я не могу".
Теперь его видео является одним из экспонатов выставки "Нью-Йорк 11 сентября глазами фотографов", которая открылась в социальном историческом музее Нью-Йорка. Это один из первых музеев, где открылась выставка, посвященная событиям 11 сентября в Америке. Это также первая выставка из шести запланированных, которые собирается провести исторический музей Нью-Йорка в рамках проекта памяти.
"Мы не хотим превратиться в музей Всемирного торгового центра, - говорит Кеннет Джексон (Kenneth Т. Jackson), директор социального музея. - Но мы хотим помнить".
И они в этом стремлении не одиноки. В прошлом месяце в музее Города Нью-Йорка и в Музее Национальной Истории Америки происходили конференции за участия представителей всех значительных музеев страны, где решались вопросы, как собрать все данные о событиях 11 сентября – видеопленки, фотографии, документы, свидетели.
Существует соглашение о передаче материалов на пожизненное пользование музеем, но самих материалов насобиралось не так уже и много. Кое-кто не хочет расставаться с историческими кадрами, которые удалось снять случайно, для кого-то это незажившая рана. Кое-кто думает, что время - наилучший врач и потому считает, что времени прошлого еще довольно мало, чтобы делать выставки. "Много людей еще интересуются этим сейчас, - говорит Феербенкс. - Люди все еще хотят убедиться в том, что эти события действительно имели место. Люди все еще живут этим. Я не знаю ни одного, кому бы это сейчас было безразлично".
И в то же время "эти события уже стали историей, мгновенной историей". Короткий промежуток времени вошел в историю надолго. Много в чем этому способствуют рассказы свидетелей, которые передаются из уст в уста. Память людей также присутствует в тех цветах, которые лежат на обломках Центра, в тех молитвах, которые ежедневно возносятся в церквях, в тех любительских фотографиях, которыми обклеены фонари и автобусы в Манхеттене.
Конечно, это все было проявлением поддержки и памяти живых, которые поддерживают надежду. Но это также вошло в историю, как памятка.
"Именно так, - говорит Еми Моллой (Amy Molloy), директор выставки в Муниципальной галерее Социального искусства в Нью-Йорке. - Люди пытались сдать кровь, но им отказали. Потом они решили оказать поддержку материально, но это также потребовалось в течение только определенного короткого времени. Их поддержка выражена в их словах и рисунках".
Моллой отметила, что она лично была поражена больше всего двумя моментами: на заборе на протяжении Canal Street слова поддержки и сочувствия были написаны на бумажках, которые были склеены желтыми лентами. А также на Times Square, где на витрине одного магазина были прилеплены карточки, на которых также были написаны слова поддержки.
Две другие выставки отображают более подробно, каким образом большинство нью-йоркцев стали свидетелями трагедии. На выставках "Вот Это Нью-Йорк" и "Фотопроект 11 Сентября" собраны фотографии любителей, которые были сделаны случайными свидетелями во время и после трагедии.
"Тысячи людей с различных слоев населения принесли свои фотографии, для того чтобы еще больше людей смогли их увидеть, - речь идет в рекламном листке выставки "Фотопроект 11 сентября". - Подписи и комментарии к фото были написаны самим авторами".
А Томас Хепкер (Thomas Hoepker) смотрит на это иначе. Его фотографии среди тех, которые выставлены на выставке "Нью Йорк 11 Сентября" в рамках проекта Magnum show (вскоре на базе этой выставки будет выпущен фотоальбом, тиражом 100 тысяч).
На выставке представлены работы фотоагентства Магнум, которое учредили в 1947 году Роберт Капа (Robert Capa) и Генри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) и двумя их сообщниками. Агентство насчитывает уже 52 члена, среди которых наиболее известны в мире фотографы, которые ездят миром в поисках интересных снимков, кое-кто специализируется на катастрофах. Большинство фотомастеров оказались в Нью-Йорке 11 сентября, ибо 10 сентября проводилась их встреча.
"Если вы посмотрите вокруг себя, то вам следует понять одну вещь, - говорит Хепкер, который стал идеологом выставки и издания книги. - Вы должны постичь трагедию, учитывая ваш возраст и опыт. И фотографии помогут вам в этом. На выставке вы сможете вместе с другими людьми пройти через весь этот ужас".
На выставке "Нью-Йорк 11 сентября" представлены фотографии больше в хронологическом порядке. Здесь есть не только снимки, которые были сделаны во время трагедии, но и те, которые были сделаны утром следующего дня. Образы людей в слезах и пыль, горе и страх.
А на одном снимке маленький ребенок стоит на мосту, и смотрит на развалины ВТЦ в лучах заходящего солнца.
"Видишь тех парней?", - спрашивает он, показывая мне на пленке группы пожарников, которые бегут к зданию. - "Их там 18, и они все погибли. Это меня просто убило, ведь я даже не смог ясно снять их лица".
Феербенкс, который уже долго работает оператором, утром 11 сентября был в церкви Святой Троицы, он должен был снимать религиозный обряд, вместо того на его пленке остались кадры того, как второй самолет врезается в башню ВТЦ, и падение первой башни. Его съемки были показаны в "Доброе утро, Америка".
Вот уже два месяца прошло с того дня, когда террористы реализовали свой смертельный план, а Феербенкс не останавливается и показывает свою видеозапись всем желающим. "Каждый хочет, чтобы я прокомментировал, - говорит он. - Я всегда думаю, что следовало бы пойти и отдохнуть, ибо все это очень утомляет. Но я не могу".
Теперь его видео является одним из экспонатов выставки "Нью-Йорк 11 сентября глазами фотографов", которая открылась в социальном историческом музее Нью-Йорка. Это один из первых музеев, где открылась выставка, посвященная событиям 11 сентября в Америке. Это также первая выставка из шести запланированных, которые собирается провести исторический музей Нью-Йорка в рамках проекта памяти.
"Мы не хотим превратиться в музей Всемирного торгового центра, - говорит Кеннет Джексон (Kenneth Т. Jackson), директор социального музея. - Но мы хотим помнить".
И они в этом стремлении не одиноки. В прошлом месяце в музее Города Нью-Йорка и в Музее Национальной Истории Америки происходили конференции за участия представителей всех значительных музеев страны, где решались вопросы, как собрать все данные о событиях 11 сентября – видеопленки, фотографии, документы, свидетели.
Существует соглашение о передаче материалов на пожизненное пользование музеем, но самих материалов насобиралось не так уже и много. Кое-кто не хочет расставаться с историческими кадрами, которые удалось снять случайно, для кого-то это незажившая рана. Кое-кто думает, что время - наилучший врач и потому считает, что времени прошлого еще довольно мало, чтобы делать выставки. "Много людей еще интересуются этим сейчас, - говорит Феербенкс. - Люди все еще хотят убедиться в том, что эти события действительно имели место. Люди все еще живут этим. Я не знаю ни одного, кому бы это сейчас было безразлично".
И в то же время "эти события уже стали историей, мгновенной историей". Короткий промежуток времени вошел в историю надолго. Много в чем этому способствуют рассказы свидетелей, которые передаются из уст в уста. Память людей также присутствует в тех цветах, которые лежат на обломках Центра, в тех молитвах, которые ежедневно возносятся в церквях, в тех любительских фотографиях, которыми обклеены фонари и автобусы в Манхеттене.
Конечно, это все было проявлением поддержки и памяти живых, которые поддерживают надежду. Но это также вошло в историю, как памятка.
"Именно так, - говорит Еми Моллой (Amy Molloy), директор выставки в Муниципальной галерее Социального искусства в Нью-Йорке. - Люди пытались сдать кровь, но им отказали. Потом они решили оказать поддержку материально, но это также потребовалось в течение только определенного короткого времени. Их поддержка выражена в их словах и рисунках".
Моллой отметила, что она лично была поражена больше всего двумя моментами: на заборе на протяжении Canal Street слова поддержки и сочувствия были написаны на бумажках, которые были склеены желтыми лентами. А также на Times Square, где на витрине одного магазина были прилеплены карточки, на которых также были написаны слова поддержки.
Две другие выставки отображают более подробно, каким образом большинство нью-йоркцев стали свидетелями трагедии. На выставках "Вот Это Нью-Йорк" и "Фотопроект 11 Сентября" собраны фотографии любителей, которые были сделаны случайными свидетелями во время и после трагедии.
"Тысячи людей с различных слоев населения принесли свои фотографии, для того чтобы еще больше людей смогли их увидеть, - речь идет в рекламном листке выставки "Фотопроект 11 сентября". - Подписи и комментарии к фото были написаны самим авторами".
А Томас Хепкер (Thomas Hoepker) смотрит на это иначе. Его фотографии среди тех, которые выставлены на выставке "Нью Йорк 11 Сентября" в рамках проекта Magnum show (вскоре на базе этой выставки будет выпущен фотоальбом, тиражом 100 тысяч).
На выставке представлены работы фотоагентства Магнум, которое учредили в 1947 году Роберт Капа (Robert Capa) и Генри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) и двумя их сообщниками. Агентство насчитывает уже 52 члена, среди которых наиболее известны в мире фотографы, которые ездят миром в поисках интересных снимков, кое-кто специализируется на катастрофах. Большинство фотомастеров оказались в Нью-Йорке 11 сентября, ибо 10 сентября проводилась их встреча.
"Если вы посмотрите вокруг себя, то вам следует понять одну вещь, - говорит Хепкер, который стал идеологом выставки и издания книги. - Вы должны постичь трагедию, учитывая ваш возраст и опыт. И фотографии помогут вам в этом. На выставке вы сможете вместе с другими людьми пройти через весь этот ужас".
На выставке "Нью-Йорк 11 сентября" представлены фотографии больше в хронологическом порядке. Здесь есть не только снимки, которые были сделаны во время трагедии, но и те, которые были сделаны утром следующего дня. Образы людей в слезах и пыль, горе и страх.
А на одном снимке маленький ребенок стоит на мосту, и смотрит на развалины ВТЦ в лучах заходящего солнца.