Сказки для взрослых
Пятница, 2 ноября 2001, 17:14
Грустная комедия "Сказочник" будет полезна в первую очередь свободным художникам. В новой картине подробно и едко представлены все нравы богемы Нью-Йорка.
Режиссер "Сказочника" (Storytelling) Тод Солонц (Todd Solondz) – еще один патентованный еврейский интеллигент в американском кино. Как и Вуди Аллен, он делает кино о людях своего круга. Он и внешне напоминает Аллена, только еще более демократичного. Но несмотря на сходство, фильмы Солонца все-таки другие.
Название фильма не стоит понимать буквально: никакого одетого в замусоленный халат бородатого сказочника вы не увидите. Герои картины – писатели и студенты литературного семинара, документалисты, снимающие кино про жизнь, люди современных творческих профессий, так или иначе имеющие отношение к storytelling, то есть в буквальном переводе к "рассказыванию историй". Со своей историей экспериментирует и сам режиссер – он разбивает повествование на две не связанные части и показывает, как можно манипулировать документальным материалом, творя из были сказку.
Однако фантазии Солонца имеют совсем не детский сюжет. В первой новелле под названием "Fiction" (вымысел, придуманный сюжет) студентка литсеминара спит со своим чернокожим учителем и кричит в экстазе "Fuck me nigger". Пережитый сексуальный опыт девушка запечатлевает в литературном произведении, которое вслух зачитывает на одном из занятий того же семинара.
Вторая новелла – "Non-Fiction" (подлинная история) – рассказывает о съемках документального фильма. Одного из главных действующих лиц – "Сказочника" – играет самый обаятельный зловещий толстяк американского кино Джон Гудман (John Goodman). По свидетельству режиссера, это единственный исполнитель, с которым у него возникают проблемы, правда, исключительно при монтаже, когда приходится выбрасывать отличные сцены. Гудмана выбросить и вправду тяжело, ибо он обладает повышенной весомостью в самом прямом, телесном смысле.
Кроме лежащего на поверхности сюжета вторая часть "Сказочника" посвящена особенно близкой Солонцу теме деградации семьи. Режиссер считает, что семья вырождается: "Люди без аппетита обедают, с тоской ходят на работу, некоторые даже убивают себя. Неплохо, конечно, если бы каждый ребенок имел двух родителей, но почему-то на деле все получается иначе".
Такие пессимистические высказывания в устах Солонца не удивляют. Героини его фильмов сплошь одиноки и забиты, а герои – чаще всего закомплексованные извращенцы. Культовым хитом режиссера стало "Счастье" – картина, где Солонц довольно жестоко обошелся со стандартным набором американских ценностей. Но несмотря на душераздирающий сюжет, фильм кончается ироническим хеппи-эндом, доказывающим, что "счастье есть".
Подобный прием используется и в "Сказочнике". Хотя в картине Солонц рассказывает не о жизни, а о жизни, притворяющейся искусством, он все так же ценит способных посмеяться над собой героев. Даже если катастрофа уже свершилась, надо просто продолжать жить дальше, не впадая в трагический пафос. Если вы проснулись утром, это уже подарок – таково глубокое убеждение режиссера и главный смысл его сказки.
Режиссер "Сказочника" (Storytelling) Тод Солонц (Todd Solondz) – еще один патентованный еврейский интеллигент в американском кино. Как и Вуди Аллен, он делает кино о людях своего круга. Он и внешне напоминает Аллена, только еще более демократичного. Но несмотря на сходство, фильмы Солонца все-таки другие.
Название фильма не стоит понимать буквально: никакого одетого в замусоленный халат бородатого сказочника вы не увидите. Герои картины – писатели и студенты литературного семинара, документалисты, снимающие кино про жизнь, люди современных творческих профессий, так или иначе имеющие отношение к storytelling, то есть в буквальном переводе к "рассказыванию историй". Со своей историей экспериментирует и сам режиссер – он разбивает повествование на две не связанные части и показывает, как можно манипулировать документальным материалом, творя из были сказку.
Однако фантазии Солонца имеют совсем не детский сюжет. В первой новелле под названием "Fiction" (вымысел, придуманный сюжет) студентка литсеминара спит со своим чернокожим учителем и кричит в экстазе "Fuck me nigger". Пережитый сексуальный опыт девушка запечатлевает в литературном произведении, которое вслух зачитывает на одном из занятий того же семинара.
Вторая новелла – "Non-Fiction" (подлинная история) – рассказывает о съемках документального фильма. Одного из главных действующих лиц – "Сказочника" – играет самый обаятельный зловещий толстяк американского кино Джон Гудман (John Goodman). По свидетельству режиссера, это единственный исполнитель, с которым у него возникают проблемы, правда, исключительно при монтаже, когда приходится выбрасывать отличные сцены. Гудмана выбросить и вправду тяжело, ибо он обладает повышенной весомостью в самом прямом, телесном смысле.
Кроме лежащего на поверхности сюжета вторая часть "Сказочника" посвящена особенно близкой Солонцу теме деградации семьи. Режиссер считает, что семья вырождается: "Люди без аппетита обедают, с тоской ходят на работу, некоторые даже убивают себя. Неплохо, конечно, если бы каждый ребенок имел двух родителей, но почему-то на деле все получается иначе".
Такие пессимистические высказывания в устах Солонца не удивляют. Героини его фильмов сплошь одиноки и забиты, а герои – чаще всего закомплексованные извращенцы. Культовым хитом режиссера стало "Счастье" – картина, где Солонц довольно жестоко обошелся со стандартным набором американских ценностей. Но несмотря на душераздирающий сюжет, фильм кончается ироническим хеппи-эндом, доказывающим, что "счастье есть".
Подобный прием используется и в "Сказочнике". Хотя в картине Солонц рассказывает не о жизни, а о жизни, притворяющейся искусством, он все так же ценит способных посмеяться над собой героев. Даже если катастрофа уже свершилась, надо просто продолжать жить дальше, не впадая в трагический пафос. Если вы проснулись утром, это уже подарок – таково глубокое убеждение режиссера и главный смысл его сказки.