Сетевой архипелаг Индонезии
Вторник, 13 ноября 2001, 15:55
Индонезию называют "страной островов". 16700 ее маленьких составляющих растягиваются на 5000 км вдоль экваториальной линии, хотя основная часть жителей обитает на трех островах - Ява, Бали и Мадура. Страна с населением почти в 210 миллионов является 4-й по плотности заселения в мире. Такие дела.
Интернет в Индонезии (имеется в виду возможность его массового использования) появился благодаря университетской сети еще в 1994 году. Тогда же появился и первый коммерческий провайдер IndoNet. Он имел 50 dial-in линий со скоростью соединения 9600 bps с американским CERFnet.
До этого Интернет в Индонезии был доступен несколькими университетам, научно-исследовательским учреждениям и государственным офисам, связанным сетью IptekNet. А еще раньше прародительница этой сети объединяла 6 правительственных организаций (обе сети полностью финансировались правительством).
В то время правами доступа обладали лишь около тысячи человек, работающих в указанных структурах. В 1995 году появились еще два коммерческих провайдера RADnet и CBN, которые и положили начало массовому процессу лицензирования. Параллельно с развитием технологической составляющей ИндоНета, формировалась и доменная зона "государства на островах".
В 1994 году домен верхнего уровня ID был делегирован от UUNET к ADFA. Первой доменной зоной, открытой для регистрации, была gundala.or.id (Апрель 1994). Вторая область go.id была открыта провайдером IPTEKnet 10 Ноября 1994 года.
С тех пор не прекращается освоение новых надстроек в индонезийской доменной зоне. В марте 1996 область уровня "net.id" обретает независимость от государства, а созданные 27 июля 1996 зоны "ac.id", "co.id", "or.id", и "mil.id" официально передаются в управление Ассоциации провайдеров APJII и Центра Информатики Университета Индонезии (Pusilkom UI).
Уже тогда было очевидным, что одной из главных проблем развития Интернета в стране будет ее географическая распыленность. Разбросанность Индонезии на тысячи островов стимулировала появление в стране государственной программы Nusantara 21, которая ставит своей задачей объединить острова оптоволоконными линиями.
Исходя из бюджета в 14 миллиардов долларов при поддержке Мирового Банка планируется, что уже к концу 2001 года граждане во всех провинциях будут иметь доступ в Интернет через общественный центры. Они открываются более чем в 500 городах. Это обеспечит широкополосную связь на периферии, что существенно увеличит аудиторию Интернет-пользователей в стране.
Сегодня ИндоНет растет очень высокими темпами. Безусловно, абсолютные показатели еще далеки от показателей мировых лидеров, но обнадеживают уже и процентные данные прироста. В стране не проводилось глобального исследования числа пользователей, но по приблизительным оценкам в концу 1999 года их было 180,000. В нынешнее время по темпам прироста числа подписчиков (105%) Индонезия уступает в азиатском регионе только Китаю.
Сегодняшнее число пользователей в Индонезии оценивается в 200000, но цифра эта очень приблизительна (сказываются чисто географические трудности сбора информации). В самой Индонезии максимальную аудиторию Интернет-пользователей склонны оценивать в 500 000 - 1 000 000 (0,47% от общего населения).
Здесь, как и во многих других странах с восстанавливающейся экономикой, на один ПК может приходиться 3-5 пользователей, то же можно сказать и про пароли доступа. При этом, около 52% пользователей имеют доступ через Интернет-кафе, 42% юзеров пробиваются в сеть с рабочих мест.
Огромное и разбросанное население является потенциальным рынком для развития, в частности, электронной коммерции. Главная задача - создание соответствующей инфраструктуры для привлечения этих людей в сеть. При высоких темпах роста числа пользователей абсолютное проникновение Интернета в 0,4% выглядит удручающе на фоне, например, Сингапура с его 14,5%. Проникновение Интернета напрямую зависит от плотности телефонных линий (3,67%) и размеров компьютерного парка страны (0,8%, увы).
Вполне логично, что Интернет пока концентрируется вокруг больших городов. В Джакарте, Сюрабайе, Медане и Бандунге сейчас особо популярны Интернет-кафе. Власти Индонезии намерены на японские деньги двадцатикратно увеличить их количество в стране. К 2004 году количество работающих в стране заведений такого рода вырастет до 500000 (в настоящее время их действует около 2500).
В провинциях наиболее активно действуют два провайдера. WASANTARAnet (принадлежащий PT Pos Indonesia) обеспечивает доступ в 26 провинциях, а INDOSATnet обслуживает 12 больших городов по всей стране, планируя к 2003 году расширить их число до 33. Он же является самым большим игроком рынка Интернет-услуг (30% всех подписчиков). INDOSATnet также выступает основным первичным провайдером в стране, поскольку является детищем государственного PT Telkom.
Лицензией на предоставление Интернет-услуг в стране обладают около полусотни ISPl, но реально из них работают лишь 35. Многие лицензированные провайдеры вынуждены были прекратить свою деятельность из-за кризиса. Даже среди оставшихся на плаву компаний сегодня ведется настолько жесткая борьба, что стабильным положением могут похвастаться лишь два десятка провайдеров.
Существование столь большого числа поставщиков Интернет-услуг определяется лояльностью правительства в вопросе предоставления лицензий. Государство не ограничивает количество ISP. Компания, соответствующая простым требованиям, не будет иметь проблем с получением лицензии ответственного за Интернет Министерства туризма, почты и связи. Именно по инициативе властей была создана ассоциация провайдеров Индонезии APJII, призванная решить многие спорные вопросы на рынке Интернет-услуг. Но вопросы эти определяются скорее не отношениями между провайдерами, а слабостью телекоммуникационной инфраструктуры.
Шаги по развитию этой самой инфраструктуры во многом стимулируются перспективностью рынка электронной коммерции. Электронная торговля начиналась в стране с книжного магазина Sanur, получившего лицензию в самом Amazon.com.
Сегодня Sanur заключает до 2500 сделок в месяц, предлагая 30000 книг для 11000 клиентов. Другой крупный игрок - Indonesia Interactive или I-2 (детище все того же PT Indosat), ставший первым полнофункциональным Интернет-магазином в стране. Он был запущен в 1997 году и на сегодня объединяет 10 разнопрофильных магазинов.
Общий объем сделок, впрочем, пока очень мал, особенно если рассматривать его в глобальном масштабе. Сегодня он составляет около 100 миллионов долларов, или 0,026% от общего мирового объема. Но уже к 2003 году ожидается резкий скачок к $1,2 млрд.
Почему же этого не происходит сейчас? Все проблемы развития e-торговли можно разделить на 4 основных категории: инфраструктура, осведомленность, безопасность, культура/привычка.
Инфраструктура, наверное, - главная проблема. Страна-архипелаг не может быть объединена оптоволоконными линиями по стандартному принципу. Сегодня государственный телекоммуникационный монстр PT Telkom занимается этим вопросом, модернизируя линии в провинциях (города уже перешли на оптоволокно), но весь процесс стопорится отсутствием (угадайте чего... да-да!) денег. К этой же категории проблем относятся дороговизна телефонов и доступа.
Осведомленность. Большинство индонезийских пользователей рассматривают Интернет только как средство связи. Исследование AC Nielsen показывает, что именно использование электронной почты (42%) - самый популярный способ времяпровождения в ИндоНете. Далее следуют чтение новостей (39%), поиск информации (29%) и общение (23%). Как видите, индонезийцы воспринимают Интернет скорее как пространство отдыха, нежели как поле для бизнеса. Только 10% пользователей допускают возможность покупок в сети.
Безопасность. Низкий процент юзеров, желающих покупать в сети, во многом обусловлен и тем, что не все продавцы могут гарантировать безопасность транзакций. Даже бурно развивающийся в последнее время в регионе Интернет-банкинг в Индонезии является далеко не безопасным способом совершения банковских операций.
Культура и привычка. Коренные жители Индонезии испокон века занимались сельскохозяйственными промыслами. И сегодня в стране самая распространенная социальная группа - это фермеры. Для колхозников же загадкой является не только е-торговля, но и сам Интернет, как явление. Это проблема не только электронной коммерции, но и развития Интернета вообще. В Индонезии совершение покупок - настоящий культ: местные жители предпочитают прийти в магазин с семьями, друзьями, посидеть за бокалом пива в супермаркете. Да и сами покупки осуществляются после тщательного осмотра товара с возможностью поторговаться. А не то что бездумно на кнопочку нажать.
Это вовсе не означает, что деньги в ИндоНет не вкладываются вообще. Такие порталы, как Detik.com, Astaga и Satunet, инвестировали очень крупные суммы для того, чтобы завоевать ведущие позиции в ИндоНете. Большинство из них фокусируются на подаче новостей и другой информации (биржевые сводки, прогнозы погоды, аналитика). Все они обладают механизмами поиска по индонезийскому вебу, что является основным их достоинством, привлекающим пользователей.
Благодаря популярности тот же Detik.com теперь может жить только за счет рекламных доходов.
Кстати, о вебе. Взяв старт еще в 1988 году, сегодня он разросся до 35 тысяч ресурсов. С момента появления возможности свободного доступа к сети в 1994 году функционирует медиа-проект TEMPO Interaktif, являющийся официальным правительственным изданием. С точки зрения содержания никаких специфических законов, регулирующих публикации в сети, нет. Такая свобода позволяет многим ресурсам, запрещенным в других странах, хоститься в Индонезии.
Отсутствие ограничений на публикации в сети вызвало и повышение интереса к сети и у местных компаний. Их число за последние пять лет выросло в 62 раза. Многие из них пока представлены сайтами-визитками, но более половины уже сейчас занимаются разработкой собственных веб-решений в сети.
Индонезия стремится развивать свой сетевой сегмент. Делаются конкретные шаги для развития инфраструктуры оптоволоконных сетей, что требует серьезных денежных вложений. Иностранные инвесторы только за прошлый год увеличили объемы инвестиций в 12 раз. Наибольшее внимание инвесторов привлекли Web-сайты, специализирующиеся в области новостей, моды и туризма. Именно в виду денежного голода некоторые решения местных властей вызывают искреннее удивление.
Так, в августе этого года был издан президентский указ, ограничивающий зарубежные инвестиции в ИТ-сектор до 49%. Индонезия не хочет отдавать свои деньги за рубеж, ладно, - но зачем же кусать дающую руку? Денег, вырученных от продажи местного телекоммуникационного гиганта, будет явно недостаточно для развития Интернет-технологий в Индонезии. Лишь после массовых протестов в Индонезии решение было отменено.
Такие промашки в сфере привлечения инвесторов и существующая неразбериха на рынке Интернет-провайдеров говорят об отсутствии четкой государственной политики развития Интернета в Индонезии. Создание правительственной организации, отвечающей за развитие Интернета, начали обсуждать только летом этого года. Государство хватается за все проблемы, но не находит решения ни одной из них. На практике решается, главным образом, вопрос развития инфраструктуры коммуникаций, остальным же аспектам уделяется крайне мало внимания.
Только первые шаги делаются во внедрении Интернета в школах, а ведь воспитание сетевой грамотности - обязательная составляющая нормального развития любого сетевого сегмента.
Создание благоприятного климата для инвесторов - на сегодня главная задача, которую должны решить люди, болеющие за развитие индонезийского Интернета. Привлечение внешних денег позволит создать нормальную телекоммуникационную инфраструктуру и обучить местный персонал. Как только местные власти поймут, что без внешних инвестиций далеко не уйти, паровоз, тянущий индонезийский Интернет к процветанию, станет на правильную колею. И будет им, индонезийцам, щастье.
Интернет в Индонезии (имеется в виду возможность его массового использования) появился благодаря университетской сети еще в 1994 году. Тогда же появился и первый коммерческий провайдер IndoNet. Он имел 50 dial-in линий со скоростью соединения 9600 bps с американским CERFnet.
До этого Интернет в Индонезии был доступен несколькими университетам, научно-исследовательским учреждениям и государственным офисам, связанным сетью IptekNet. А еще раньше прародительница этой сети объединяла 6 правительственных организаций (обе сети полностью финансировались правительством).
В то время правами доступа обладали лишь около тысячи человек, работающих в указанных структурах. В 1995 году появились еще два коммерческих провайдера RADnet и CBN, которые и положили начало массовому процессу лицензирования. Параллельно с развитием технологической составляющей ИндоНета, формировалась и доменная зона "государства на островах".
В 1994 году домен верхнего уровня ID был делегирован от UUNET к ADFA. Первой доменной зоной, открытой для регистрации, была gundala.or.id (Апрель 1994). Вторая область go.id была открыта провайдером IPTEKnet 10 Ноября 1994 года.
С тех пор не прекращается освоение новых надстроек в индонезийской доменной зоне. В марте 1996 область уровня "net.id" обретает независимость от государства, а созданные 27 июля 1996 зоны "ac.id", "co.id", "or.id", и "mil.id" официально передаются в управление Ассоциации провайдеров APJII и Центра Информатики Университета Индонезии (Pusilkom UI).
Уже тогда было очевидным, что одной из главных проблем развития Интернета в стране будет ее географическая распыленность. Разбросанность Индонезии на тысячи островов стимулировала появление в стране государственной программы Nusantara 21, которая ставит своей задачей объединить острова оптоволоконными линиями.
Исходя из бюджета в 14 миллиардов долларов при поддержке Мирового Банка планируется, что уже к концу 2001 года граждане во всех провинциях будут иметь доступ в Интернет через общественный центры. Они открываются более чем в 500 городах. Это обеспечит широкополосную связь на периферии, что существенно увеличит аудиторию Интернет-пользователей в стране.
Сегодня ИндоНет растет очень высокими темпами. Безусловно, абсолютные показатели еще далеки от показателей мировых лидеров, но обнадеживают уже и процентные данные прироста. В стране не проводилось глобального исследования числа пользователей, но по приблизительным оценкам в концу 1999 года их было 180,000. В нынешнее время по темпам прироста числа подписчиков (105%) Индонезия уступает в азиатском регионе только Китаю.
Сегодняшнее число пользователей в Индонезии оценивается в 200000, но цифра эта очень приблизительна (сказываются чисто географические трудности сбора информации). В самой Индонезии максимальную аудиторию Интернет-пользователей склонны оценивать в 500 000 - 1 000 000 (0,47% от общего населения).
Здесь, как и во многих других странах с восстанавливающейся экономикой, на один ПК может приходиться 3-5 пользователей, то же можно сказать и про пароли доступа. При этом, около 52% пользователей имеют доступ через Интернет-кафе, 42% юзеров пробиваются в сеть с рабочих мест.
Огромное и разбросанное население является потенциальным рынком для развития, в частности, электронной коммерции. Главная задача - создание соответствующей инфраструктуры для привлечения этих людей в сеть. При высоких темпах роста числа пользователей абсолютное проникновение Интернета в 0,4% выглядит удручающе на фоне, например, Сингапура с его 14,5%. Проникновение Интернета напрямую зависит от плотности телефонных линий (3,67%) и размеров компьютерного парка страны (0,8%, увы).
Вполне логично, что Интернет пока концентрируется вокруг больших городов. В Джакарте, Сюрабайе, Медане и Бандунге сейчас особо популярны Интернет-кафе. Власти Индонезии намерены на японские деньги двадцатикратно увеличить их количество в стране. К 2004 году количество работающих в стране заведений такого рода вырастет до 500000 (в настоящее время их действует около 2500).
В провинциях наиболее активно действуют два провайдера. WASANTARAnet (принадлежащий PT Pos Indonesia) обеспечивает доступ в 26 провинциях, а INDOSATnet обслуживает 12 больших городов по всей стране, планируя к 2003 году расширить их число до 33. Он же является самым большим игроком рынка Интернет-услуг (30% всех подписчиков). INDOSATnet также выступает основным первичным провайдером в стране, поскольку является детищем государственного PT Telkom.
Лицензией на предоставление Интернет-услуг в стране обладают около полусотни ISPl, но реально из них работают лишь 35. Многие лицензированные провайдеры вынуждены были прекратить свою деятельность из-за кризиса. Даже среди оставшихся на плаву компаний сегодня ведется настолько жесткая борьба, что стабильным положением могут похвастаться лишь два десятка провайдеров.
Существование столь большого числа поставщиков Интернет-услуг определяется лояльностью правительства в вопросе предоставления лицензий. Государство не ограничивает количество ISP. Компания, соответствующая простым требованиям, не будет иметь проблем с получением лицензии ответственного за Интернет Министерства туризма, почты и связи. Именно по инициативе властей была создана ассоциация провайдеров Индонезии APJII, призванная решить многие спорные вопросы на рынке Интернет-услуг. Но вопросы эти определяются скорее не отношениями между провайдерами, а слабостью телекоммуникационной инфраструктуры.
Шаги по развитию этой самой инфраструктуры во многом стимулируются перспективностью рынка электронной коммерции. Электронная торговля начиналась в стране с книжного магазина Sanur, получившего лицензию в самом Amazon.com.
Сегодня Sanur заключает до 2500 сделок в месяц, предлагая 30000 книг для 11000 клиентов. Другой крупный игрок - Indonesia Interactive или I-2 (детище все того же PT Indosat), ставший первым полнофункциональным Интернет-магазином в стране. Он был запущен в 1997 году и на сегодня объединяет 10 разнопрофильных магазинов.
Общий объем сделок, впрочем, пока очень мал, особенно если рассматривать его в глобальном масштабе. Сегодня он составляет около 100 миллионов долларов, или 0,026% от общего мирового объема. Но уже к 2003 году ожидается резкий скачок к $1,2 млрд.
Почему же этого не происходит сейчас? Все проблемы развития e-торговли можно разделить на 4 основных категории: инфраструктура, осведомленность, безопасность, культура/привычка.
Инфраструктура, наверное, - главная проблема. Страна-архипелаг не может быть объединена оптоволоконными линиями по стандартному принципу. Сегодня государственный телекоммуникационный монстр PT Telkom занимается этим вопросом, модернизируя линии в провинциях (города уже перешли на оптоволокно), но весь процесс стопорится отсутствием (угадайте чего... да-да!) денег. К этой же категории проблем относятся дороговизна телефонов и доступа.
Осведомленность. Большинство индонезийских пользователей рассматривают Интернет только как средство связи. Исследование AC Nielsen показывает, что именно использование электронной почты (42%) - самый популярный способ времяпровождения в ИндоНете. Далее следуют чтение новостей (39%), поиск информации (29%) и общение (23%). Как видите, индонезийцы воспринимают Интернет скорее как пространство отдыха, нежели как поле для бизнеса. Только 10% пользователей допускают возможность покупок в сети.
Безопасность. Низкий процент юзеров, желающих покупать в сети, во многом обусловлен и тем, что не все продавцы могут гарантировать безопасность транзакций. Даже бурно развивающийся в последнее время в регионе Интернет-банкинг в Индонезии является далеко не безопасным способом совершения банковских операций.
Культура и привычка. Коренные жители Индонезии испокон века занимались сельскохозяйственными промыслами. И сегодня в стране самая распространенная социальная группа - это фермеры. Для колхозников же загадкой является не только е-торговля, но и сам Интернет, как явление. Это проблема не только электронной коммерции, но и развития Интернета вообще. В Индонезии совершение покупок - настоящий культ: местные жители предпочитают прийти в магазин с семьями, друзьями, посидеть за бокалом пива в супермаркете. Да и сами покупки осуществляются после тщательного осмотра товара с возможностью поторговаться. А не то что бездумно на кнопочку нажать.
Это вовсе не означает, что деньги в ИндоНет не вкладываются вообще. Такие порталы, как Detik.com, Astaga и Satunet, инвестировали очень крупные суммы для того, чтобы завоевать ведущие позиции в ИндоНете. Большинство из них фокусируются на подаче новостей и другой информации (биржевые сводки, прогнозы погоды, аналитика). Все они обладают механизмами поиска по индонезийскому вебу, что является основным их достоинством, привлекающим пользователей.
Благодаря популярности тот же Detik.com теперь может жить только за счет рекламных доходов.
Кстати, о вебе. Взяв старт еще в 1988 году, сегодня он разросся до 35 тысяч ресурсов. С момента появления возможности свободного доступа к сети в 1994 году функционирует медиа-проект TEMPO Interaktif, являющийся официальным правительственным изданием. С точки зрения содержания никаких специфических законов, регулирующих публикации в сети, нет. Такая свобода позволяет многим ресурсам, запрещенным в других странах, хоститься в Индонезии.
Отсутствие ограничений на публикации в сети вызвало и повышение интереса к сети и у местных компаний. Их число за последние пять лет выросло в 62 раза. Многие из них пока представлены сайтами-визитками, но более половины уже сейчас занимаются разработкой собственных веб-решений в сети.
Индонезия стремится развивать свой сетевой сегмент. Делаются конкретные шаги для развития инфраструктуры оптоволоконных сетей, что требует серьезных денежных вложений. Иностранные инвесторы только за прошлый год увеличили объемы инвестиций в 12 раз. Наибольшее внимание инвесторов привлекли Web-сайты, специализирующиеся в области новостей, моды и туризма. Именно в виду денежного голода некоторые решения местных властей вызывают искреннее удивление.
Так, в августе этого года был издан президентский указ, ограничивающий зарубежные инвестиции в ИТ-сектор до 49%. Индонезия не хочет отдавать свои деньги за рубеж, ладно, - но зачем же кусать дающую руку? Денег, вырученных от продажи местного телекоммуникационного гиганта, будет явно недостаточно для развития Интернет-технологий в Индонезии. Лишь после массовых протестов в Индонезии решение было отменено.
Такие промашки в сфере привлечения инвесторов и существующая неразбериха на рынке Интернет-провайдеров говорят об отсутствии четкой государственной политики развития Интернета в Индонезии. Создание правительственной организации, отвечающей за развитие Интернета, начали обсуждать только летом этого года. Государство хватается за все проблемы, но не находит решения ни одной из них. На практике решается, главным образом, вопрос развития инфраструктуры коммуникаций, остальным же аспектам уделяется крайне мало внимания.
Только первые шаги делаются во внедрении Интернета в школах, а ведь воспитание сетевой грамотности - обязательная составляющая нормального развития любого сетевого сегмента.
Создание благоприятного климата для инвесторов - на сегодня главная задача, которую должны решить люди, болеющие за развитие индонезийского Интернета. Привлечение внешних денег позволит создать нормальную телекоммуникационную инфраструктуру и обучить местный персонал. Как только местные власти поймут, что без внешних инвестиций далеко не уйти, паровоз, тянущий индонезийский Интернет к процветанию, станет на правильную колею. И будет им, индонезийцам, щастье.