Кучма обещает полгода стриптиза. Электорального
Вторник, 30 октября 2001, 21:28
Во вторник Кучма наконец совершил долгожданную манипуляцию ручкой над правилами выборов в Верховную Раду – он подписал документ, который уже почти год депутаты упрямо голосовали в неприемлемых для "гаранта" редакциях. Однако и теперь, после увековечивания закона о выборах автографом, у Кучмы остались претензии. Подписав закон, он – чтобы лишний раз не искать ручку - сразу же чиркнул депутатам письмо, где предложил в свеженький документ "оперативно внести ряд изменений", которые устранили бы "некоторые неточности" и "шероховатости" в документе.
Цена этих поправок высока: "Провести выборы с полным соблюдением Конституции и законодательством Украины". Сроки реализации правок – до начала избирательной кампании, то есть - до 1 января 2002 года.
Итак, первая претензия Кучмы касается порядка создания участковых избирательных комиссий. В государстве зарегистрировано более 120 политических партий, напоминает он, и "преимущественное большинство которых, согласно закону, может стать участником выборов".
В письме отмечается, что от каждой из партий в состав участковой избирательной комиссии в обязательном порядке должно быть включено по одному представителю. Кроме того, считает Кучма, в состав такой комиссии должны быть включены представители от каждого кандидата в народные депутаты по одномандатному округу. "Несмотря на это, в статье 21 не установлена предельная численность членов участковых избирательных комиссий", - говорится в письме. А это может привести к созданию чрезмерно больших по составу участковых избирательных комиссий. По мнению "гаранта", этот фактор может помешать комиссиям правильно посчитать бюллетени. То есть, выражаясь бюрократическим языком, привести к "лишней напряженности в отношениях и конфликтам между партиями, их представителями и, в связи с этим, - к неэффективному выполнению возложенных на комиссии ответственных задач".
Вторая претензия Кучмы вызвана запретом участвовать в выборах партиям, которые зарегистрированы позже, чем за год до выборов. Статья 38, которая содержит данную норму, по его мнению, ограничивает права политических партий и противоречит Конституции.
Противоречие Конституции Кучма нашел и в норме закона, согласно которой партии, блоки, кандидаты в депутаты сами будут определять достоверность информации, которая распространена о них в СМИ. По его мнению, это должен решать суд. Это третья претензия.
Подписанный закон, по мнению Кучмы, "создает условия для манипулирования правом гражданина быть избранным в Верховну Раду Украины и усложняет реализацию избирателями их конституционных прав". В четвертой претензии Кучма сообщает, что закон дает право партиям исключать из своих избирательных списков кандидатов в депутаты как непосредственно перед выборами, так и после распределения мандатов.
Кучма отмечает, что к закону есть и другие принципиальные замечания, которые неоднократно вносились им в Верховну Раду, однако не были учтены. Эти несогласованности создают "существенные преграды не только для обеспечения свободного волеизъявления народа в целом, но и, прежде всего, непосредственно для политических партий и их блоков, других участников избирательного процесса".
Последняя грозная формулировка из письма Кучмы депутатам автоматом восстанавливает в голове страшные прогнозы антикучмистов о том, что "гарант" готовится к непризнанию выборов из-за несоответствия их проведения Конституции. С такой мыслью не согласен политолог Михаил Погребинский. Он считает, что поправки действительно Верховной Радой приняты не будут, однако в пессимистические сценарии он не верит.
"Всякие интерпретации о том, что это дает возможность не признавать выборы, не имеют оснований. Президент является гарантом Конституции. И если он закон подписывает, то это значит, что он не считает, что документ нарушает Конституцию. Президент несет ответственность после подписи. Эти интерпретации спекулятивны и бессмысленны", - считает Погребинский. По его мнению, таким решением просто "президент считает своим долгом показать, что он не до конца удовлетворен текстом закона".
Подписав закон, во вторник Кучма также решил как-то по-дружески компенсировать депутатам многомесячную нервотрепку с неподписанием правил предвыборной игры. "Гарант" выдал указ, который, по словам пресс-секретаря президента, направлен на обеспечение реализации прав граждан, принципов демократического общества, открытости и прозрачности в процессе подготовки и проведения выборов 2002 года.
Кучма порекомендовал органам всей вертикали исполнительной власти запомнить главный пароль, который в ближайшее время будет внесен в ранг государственного: создание "надлежащих условий и содействие" проведению выборов-2002 являются "одной из наиболее ответственных задач в сфере обеспечения реализации основных политических прав граждан, утверждения важнейших ценностей демократического общества".
После Указа стали известны таинственные методы, которыми Кучма будет доказывать фестиваль демократии в Украине.
Первое, Центральная избирательная комиссия должна в течение 2-х месяцев создать рабочую группу, которая будет содействовать "деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций".
Второе, считает Кучма, Кабмин должен обеспечить "полное и своевременное финансирование" расходов на подготовку и проведение выборов в Верховную Раду и местные советы в объемах, предусмотренных госбюджетом Украины.
Третье, Кучма назвал органы, которые будут следить за справедливостью в освещении выборов. В соответствии с указом, будет осуществляться "эффективный контроль над соблюдением норм Конституции и законов Украины всеми телерадиоорганизациями, независимо от форм собственности". И заниматься этим будут Госкомитет информационной политики Драча и Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания совместно с ЦИК.
Четвертое. Три этих ведомства должны обеспечить равный доступ к государственным аудиовизуальным СМИ партиям, блокам и кандидатам в депутаты. Они же будут следить за "справедливым и непредвзятым" распределением времени для избирательной агитации. Они же – за "неуклонным исполнением" решений избирательных комиссий относительно порядка использования СМИ в процессе выборов. Также с этой целью Кучма поручил создать общественный совет и привлечь в его состав известных общественных деятелей, авторитетных политологов, специалистов по организации и проведению выборов. Данным указом президент также поручил рекомендовать этому совету разработать порядок использования СМИ, прежде всего, государственных, участниками избирательного процесса на принципах равенства, свободного изъявления своих взглядов и убеждений.
Пятое. В Киеве, Севастополе, в Крыму и областях будут созданы "методические центры", которые будут "оперативно" информировать и консультировать политические партии и других субъектов избирательного процесса.
Шестое. Кучма поручил Кабинету министров и обладминистрациям реагировать на злоупотребления в деятельности родных чиновников. Официально это звучит как "оперативно применять необходимые меры для обеспечения неуклонного соблюдения должностными и служебными лицами органов исполнительной власти требований законодательства о выборах в ходе избирательной кампании". То-есть, свои будут следить за своими.
Седьмое. Деятельности пресс-центров при избирательных комиссиях должны способствовать те же Кабмин, облсоветы, а также государственные и коммунальные СМИ вместе с правоохранительными органами.
Восьмое. Кучма также поручил обеспечить при участии правоохранительных органов надлежащий общественный порядок в населенных пунктах Украины на протяжении избирательной кампании.
Девятое – это "открытость и прозрачность" с использованием предвыборных касс. В результате финансового стриптиза каждый гражданин теперь должен знать, как используются выделенные на выборы деньги как бюджета, так и отдельного кадидата или блока. Для этого Министерству финансов, Государственному комитету информационной политики Драча вместе с НБУ и ЦИК "поручено обеспечить" контроль над расходом средств со стороны общественности.
Десятое – это предвыборный ликбез. Согласно указу, Министерству образования и науки совместно с ЦИК поручено предусмотреть проведение лекций, семинаров, дополнительных занятий для разъяснения избирательного законодательства Украины, а также выставки для ознакомления граждан с избирательным законодательством. Кроме того, Кучма поручил министерствам и ведомствам "обеспечить создание информационных и учебных теле- и радиопрограмм, выпуск тематических кинофильмов, издание научно-популярной литературы, методических пособий по вопросам применения избирательного законодательства". О введении в школах альтернативных урокам футбола уроков выборов (для девочек) ничего почему-то не сообщается.
Наконец, последнее. (Ну не уложился Кучма в десять заповедей!) Местные органы исполнительной власти должны "всесторонне содействовать" официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций, а также субъектам избирательного процесса в осуществлении ими своих полномочий.
Аминь!
Цена этих поправок высока: "Провести выборы с полным соблюдением Конституции и законодательством Украины". Сроки реализации правок – до начала избирательной кампании, то есть - до 1 января 2002 года.
Итак, первая претензия Кучмы касается порядка создания участковых избирательных комиссий. В государстве зарегистрировано более 120 политических партий, напоминает он, и "преимущественное большинство которых, согласно закону, может стать участником выборов".
В письме отмечается, что от каждой из партий в состав участковой избирательной комиссии в обязательном порядке должно быть включено по одному представителю. Кроме того, считает Кучма, в состав такой комиссии должны быть включены представители от каждого кандидата в народные депутаты по одномандатному округу. "Несмотря на это, в статье 21 не установлена предельная численность членов участковых избирательных комиссий", - говорится в письме. А это может привести к созданию чрезмерно больших по составу участковых избирательных комиссий. По мнению "гаранта", этот фактор может помешать комиссиям правильно посчитать бюллетени. То есть, выражаясь бюрократическим языком, привести к "лишней напряженности в отношениях и конфликтам между партиями, их представителями и, в связи с этим, - к неэффективному выполнению возложенных на комиссии ответственных задач".
Вторая претензия Кучмы вызвана запретом участвовать в выборах партиям, которые зарегистрированы позже, чем за год до выборов. Статья 38, которая содержит данную норму, по его мнению, ограничивает права политических партий и противоречит Конституции.
Противоречие Конституции Кучма нашел и в норме закона, согласно которой партии, блоки, кандидаты в депутаты сами будут определять достоверность информации, которая распространена о них в СМИ. По его мнению, это должен решать суд. Это третья претензия.
Подписанный закон, по мнению Кучмы, "создает условия для манипулирования правом гражданина быть избранным в Верховну Раду Украины и усложняет реализацию избирателями их конституционных прав". В четвертой претензии Кучма сообщает, что закон дает право партиям исключать из своих избирательных списков кандидатов в депутаты как непосредственно перед выборами, так и после распределения мандатов.
Кучма отмечает, что к закону есть и другие принципиальные замечания, которые неоднократно вносились им в Верховну Раду, однако не были учтены. Эти несогласованности создают "существенные преграды не только для обеспечения свободного волеизъявления народа в целом, но и, прежде всего, непосредственно для политических партий и их блоков, других участников избирательного процесса".
Последняя грозная формулировка из письма Кучмы депутатам автоматом восстанавливает в голове страшные прогнозы антикучмистов о том, что "гарант" готовится к непризнанию выборов из-за несоответствия их проведения Конституции. С такой мыслью не согласен политолог Михаил Погребинский. Он считает, что поправки действительно Верховной Радой приняты не будут, однако в пессимистические сценарии он не верит.
"Всякие интерпретации о том, что это дает возможность не признавать выборы, не имеют оснований. Президент является гарантом Конституции. И если он закон подписывает, то это значит, что он не считает, что документ нарушает Конституцию. Президент несет ответственность после подписи. Эти интерпретации спекулятивны и бессмысленны", - считает Погребинский. По его мнению, таким решением просто "президент считает своим долгом показать, что он не до конца удовлетворен текстом закона".
Подписав закон, во вторник Кучма также решил как-то по-дружески компенсировать депутатам многомесячную нервотрепку с неподписанием правил предвыборной игры. "Гарант" выдал указ, который, по словам пресс-секретаря президента, направлен на обеспечение реализации прав граждан, принципов демократического общества, открытости и прозрачности в процессе подготовки и проведения выборов 2002 года.
Кучма порекомендовал органам всей вертикали исполнительной власти запомнить главный пароль, который в ближайшее время будет внесен в ранг государственного: создание "надлежащих условий и содействие" проведению выборов-2002 являются "одной из наиболее ответственных задач в сфере обеспечения реализации основных политических прав граждан, утверждения важнейших ценностей демократического общества".
После Указа стали известны таинственные методы, которыми Кучма будет доказывать фестиваль демократии в Украине.
Первое, Центральная избирательная комиссия должна в течение 2-х месяцев создать рабочую группу, которая будет содействовать "деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций".
Второе, считает Кучма, Кабмин должен обеспечить "полное и своевременное финансирование" расходов на подготовку и проведение выборов в Верховную Раду и местные советы в объемах, предусмотренных госбюджетом Украины.
Третье, Кучма назвал органы, которые будут следить за справедливостью в освещении выборов. В соответствии с указом, будет осуществляться "эффективный контроль над соблюдением норм Конституции и законов Украины всеми телерадиоорганизациями, независимо от форм собственности". И заниматься этим будут Госкомитет информационной политики Драча и Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания совместно с ЦИК.
Четвертое. Три этих ведомства должны обеспечить равный доступ к государственным аудиовизуальным СМИ партиям, блокам и кандидатам в депутаты. Они же будут следить за "справедливым и непредвзятым" распределением времени для избирательной агитации. Они же – за "неуклонным исполнением" решений избирательных комиссий относительно порядка использования СМИ в процессе выборов. Также с этой целью Кучма поручил создать общественный совет и привлечь в его состав известных общественных деятелей, авторитетных политологов, специалистов по организации и проведению выборов. Данным указом президент также поручил рекомендовать этому совету разработать порядок использования СМИ, прежде всего, государственных, участниками избирательного процесса на принципах равенства, свободного изъявления своих взглядов и убеждений.
Пятое. В Киеве, Севастополе, в Крыму и областях будут созданы "методические центры", которые будут "оперативно" информировать и консультировать политические партии и других субъектов избирательного процесса.
Шестое. Кучма поручил Кабинету министров и обладминистрациям реагировать на злоупотребления в деятельности родных чиновников. Официально это звучит как "оперативно применять необходимые меры для обеспечения неуклонного соблюдения должностными и служебными лицами органов исполнительной власти требований законодательства о выборах в ходе избирательной кампании". То-есть, свои будут следить за своими.
Седьмое. Деятельности пресс-центров при избирательных комиссиях должны способствовать те же Кабмин, облсоветы, а также государственные и коммунальные СМИ вместе с правоохранительными органами.
Восьмое. Кучма также поручил обеспечить при участии правоохранительных органов надлежащий общественный порядок в населенных пунктах Украины на протяжении избирательной кампании.
Девятое – это "открытость и прозрачность" с использованием предвыборных касс. В результате финансового стриптиза каждый гражданин теперь должен знать, как используются выделенные на выборы деньги как бюджета, так и отдельного кадидата или блока. Для этого Министерству финансов, Государственному комитету информационной политики Драча вместе с НБУ и ЦИК "поручено обеспечить" контроль над расходом средств со стороны общественности.
Десятое – это предвыборный ликбез. Согласно указу, Министерству образования и науки совместно с ЦИК поручено предусмотреть проведение лекций, семинаров, дополнительных занятий для разъяснения избирательного законодательства Украины, а также выставки для ознакомления граждан с избирательным законодательством. Кроме того, Кучма поручил министерствам и ведомствам "обеспечить создание информационных и учебных теле- и радиопрограмм, выпуск тематических кинофильмов, издание научно-популярной литературы, методических пособий по вопросам применения избирательного законодательства". О введении в школах альтернативных урокам футбола уроков выборов (для девочек) ничего почему-то не сообщается.
Наконец, последнее. (Ну не уложился Кучма в десять заповедей!) Местные органы исполнительной власти должны "всесторонне содействовать" официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций, а также субъектам избирательного процесса в осуществлении ими своих полномочий.
Аминь!