Александр Рябко - свои люди в Гамбурге
Понедельник, 29 октября 2001, 13:54
Кто такой Александр Рябко? Представьте себе идеального молодого танцора - виртуозного, но сдержанно и непринужденно элегантного, романтического, харизматичного, внимательного к своей балерине - и перед Вами предстанет образ Александра Рябка. Его неординарное техническое совершенство, в частности, его безукоризненно контролированные пируэты, высокие, легкие прыжки и глубокие, эластичные плие, и его чудесное ощущение ритма предают его танцу чрезвычайную плавность, изящество и в то же время большую силу.
Александр Рябко - 23-летний киевлянин. Учеником Киевского хореографического училища, где он учился у Владимира Денисенко, стал финалистом балетного конкурса в Лозанне. "Prix de Lausanne" - конкурс для старших учеников балетных школ от 15 до 17 лет. Призы конкурса - стипендии для обучения в передовых балетных школах и стажировки при ведущих балетных трупах мира. Хотя Рябко премии не получил, председатель жюри Джон Ноймаер все же пригласил его в школу Гамбургского балета, один из наилучших балетных театров Европы.
Интересная особенность балета в Германии это то, что наиболее славные трупы находятся не в Берлине или Мюнхене, а, так сказать, на периферии. Некоторые "провинциальные" немецкие трупы превратились в всемирно-известные, когда они стали авторскими театрами выдающихся хореографов.
Так произошло в Штутгарте, когда Джон Кранко возглавил тамошний балет в 1961 г., в Гамбурге, с приходом Ноймаера в 1973 г., и в Франкфурте, когда Вильям Форсайт стал художественным руководителем местной трупы в 1984 г. (Впрочем, в свое время Королевский датский балет, балет Мариинского театра, лондонский Королевский балет и Нью-Йорк-Сити-Балет также были авторскими театрами выдающихся хореографов).
В 1996 г. Рябко зачислен в кордебалет Гамбургской трупы и почти сразу получает первую весомую роль - господин Андреа Тряс в премьере нового балета Ноймаера "Вивальди, - или Как вам угодно " по мотивам шекспировской "Двенадцатой ночи". В 1999 г. ему присвоенное звание солиста и он выступает в роли в одной из наиболее выдающихся балетных постановок второй половины двадцатого века - "Иллюзии - Лебединое озеро".
В 1995 г. англичанин Метью Бурн получил громкую славу за свою "гомосексуальную" постановку "Лебединого озера", в которой, в частности, кордебалет лебедей состоит из мужчин с обнаженными туловищами и перистыми шортами. Немало людей эту постановку воспринимали как скандальную. Но остальные, не возражая, что замысел Бурна интересен, отмечали, что сама хореография не была особо оригинальной. Еще другие высказывали мнение, что без хрестоматийной хореографии Льва Иванова во втором действии "Лебединое озеро" просто теряет свою "raison d'etre". Тем более, постановка Бурна была совсем не первым примером "gay Swan Lake".
Почти на 20 лет раньше мир впервые увидел "Иллюзии - Лебединое озеро" в постановке Ноймаера, который переосмыслил балет, как историю короля Людовика ІІ баварского ("Ludwig, the Mad King of Bavaria"). Это решение было абсолютно обоснованным, ведь Людовик запомнился своим лебединым фетишизмом. (Между прочимым, он считал, что вагнеровский "Лоенгрин" - образ самого себя.)
Во-вторых, Людовика и Чайковского объединяли гомосексуализм и колоссально неудачные попытки завести семейные отношения с женщинами. В-третьих, Людовик совершил самоубийство, утопившись в озере, как и герои "Лебединого озера". (В советской практике этому балету придавали победное окончание. Принц Зигфрид - классический пример героя, который не смог справиться со своим основным испытанием. Не сумев сберечь своего обещания быть верным, он должен понести наказание. Джон Кранко высказался лучше всего, когда сказал, что "Siegfried is а tragic hero and must be vanquished".)
В балете "Иллюзии - Лебединое озеро" Рябко выполняет роль графа Александра, лучшего друга Людовика, но совсем контрастная фигура - радостный, беззаботный виртуоз, который, в отличие от основного героя, искренне влюбленный в свою новобрачную (о постановке Ноймаера можно писать диссертации. Зритель, который ищет действительно революционного, самобытного "Лебединого озера", должен обратиться к постановке шведа Матса Ека).
В течение 2000-1 гг. Александр Рябко становится наиболее активным танцором Гамбургского балета и исполняет к еще более важным ролям - Альберт в балете "Жизель", Мордред в "Саге о короле Артуре" и заглавная партия в балете "Нежинский". Последнее произведение немало обозревателей считают наивысшим достижением Ноймаера, который всю жизнь увлекался искусством большого танцора.
Сам балет не является биографическим описанием, а отражением различных аспектов Нежинского - гениального танцора и революционного хореографа, чья карьера слишком рано оборвалась, и трагического, психически нестабильного человека.
Центральная роль в этом балете чрезвычайно сложна с технической, драматической и психологической сторон, но Рябко не только справился со всеми требованиями, но и удивил критиков своим физическим сходством к Нежинскому.
Летом 2001 г. Рябко становится самым младшим премьером Гамбургского балета. В этом сезоне его репертуар уже пополнился еще двумя ведущими ролями - Арман и Де Грие в балете "Дама с камелиями". (Один из более интересных приемов этого балета это то, что "фиктивные" персонажи Манон Леско и Де Грие отображают как в зеркале реальность героев Дюма.)
Другие роли в его репертуаре - Пак в "Сне летней ночи", Гюнтер и Фриц в "Щелкунчике", роли в хореографических постановках масштабных музыкальных произведений, в частности "Месия" Генделя и Третья симфония Малера, камерные балеты Ноймаера, Начо Дуато, Матса Ека и Кристофера Уилдона.
Между прочимым в Гамбурге с 1998 года работает еще один киевлянин, также воспитанник Владимира Денисенко, Ярослав Иваненко. До этого он работал в оперных театрах Киева, Праги и Братиславы - перспективный молодой хореограф.
Александр Рябко - 23-летний киевлянин. Учеником Киевского хореографического училища, где он учился у Владимира Денисенко, стал финалистом балетного конкурса в Лозанне. "Prix de Lausanne" - конкурс для старших учеников балетных школ от 15 до 17 лет. Призы конкурса - стипендии для обучения в передовых балетных школах и стажировки при ведущих балетных трупах мира. Хотя Рябко премии не получил, председатель жюри Джон Ноймаер все же пригласил его в школу Гамбургского балета, один из наилучших балетных театров Европы.
Интересная особенность балета в Германии это то, что наиболее славные трупы находятся не в Берлине или Мюнхене, а, так сказать, на периферии. Некоторые "провинциальные" немецкие трупы превратились в всемирно-известные, когда они стали авторскими театрами выдающихся хореографов.
Так произошло в Штутгарте, когда Джон Кранко возглавил тамошний балет в 1961 г., в Гамбурге, с приходом Ноймаера в 1973 г., и в Франкфурте, когда Вильям Форсайт стал художественным руководителем местной трупы в 1984 г. (Впрочем, в свое время Королевский датский балет, балет Мариинского театра, лондонский Королевский балет и Нью-Йорк-Сити-Балет также были авторскими театрами выдающихся хореографов).
В 1995 г. англичанин Метью Бурн получил громкую славу за свою "гомосексуальную" постановку "Лебединого озера", в которой, в частности, кордебалет лебедей состоит из мужчин с обнаженными туловищами и перистыми шортами. Немало людей эту постановку воспринимали как скандальную. Но остальные, не возражая, что замысел Бурна интересен, отмечали, что сама хореография не была особо оригинальной. Еще другие высказывали мнение, что без хрестоматийной хореографии Льва Иванова во втором действии "Лебединое озеро" просто теряет свою "raison d'etre". Тем более, постановка Бурна была совсем не первым примером "gay Swan Lake".
Почти на 20 лет раньше мир впервые увидел "Иллюзии - Лебединое озеро" в постановке Ноймаера, который переосмыслил балет, как историю короля Людовика ІІ баварского ("Ludwig, the Mad King of Bavaria"). Это решение было абсолютно обоснованным, ведь Людовик запомнился своим лебединым фетишизмом. (Между прочимым, он считал, что вагнеровский "Лоенгрин" - образ самого себя.)
В балете "Иллюзии - Лебединое озеро" Рябко выполняет роль графа Александра, лучшего друга Людовика, но совсем контрастная фигура - радостный, беззаботный виртуоз, который, в отличие от основного героя, искренне влюбленный в свою новобрачную (о постановке Ноймаера можно писать диссертации. Зритель, который ищет действительно революционного, самобытного "Лебединого озера", должен обратиться к постановке шведа Матса Ека).
В течение 2000-1 гг. Александр Рябко становится наиболее активным танцором Гамбургского балета и исполняет к еще более важным ролям - Альберт в балете "Жизель", Мордред в "Саге о короле Артуре" и заглавная партия в балете "Нежинский". Последнее произведение немало обозревателей считают наивысшим достижением Ноймаера, который всю жизнь увлекался искусством большого танцора.
Сам балет не является биографическим описанием, а отражением различных аспектов Нежинского - гениального танцора и революционного хореографа, чья карьера слишком рано оборвалась, и трагического, психически нестабильного человека.
Летом 2001 г. Рябко становится самым младшим премьером Гамбургского балета. В этом сезоне его репертуар уже пополнился еще двумя ведущими ролями - Арман и Де Грие в балете "Дама с камелиями". (Один из более интересных приемов этого балета это то, что "фиктивные" персонажи Манон Леско и Де Грие отображают как в зеркале реальность героев Дюма.)
Другие роли в его репертуаре - Пак в "Сне летней ночи", Гюнтер и Фриц в "Щелкунчике", роли в хореографических постановках масштабных музыкальных произведений, в частности "Месия" Генделя и Третья симфония Малера, камерные балеты Ноймаера, Начо Дуато, Матса Ека и Кристофера Уилдона.