"Мискоборцы". Пока лидеры УНА-УНСО страдают за решеткой, партию пытаются сделать "ручной"

Среда, 24 октября 2001, 17:02
Отак воно і йдеться до руїни.
Отак ми й загрузаємо в убозтво.
Є боротьба за долю України.
Все інше — то велике мискоборство
Лина Костенко


Есть такая немецкая пословица: "Тот, кто идет на охоту, теряет свое место". Прибавим: а тот, кто садится в тюрьму - и подавно. Это уже не фольклор, а украинская реальность. Пока проводник УНА-УНСО Андрей Шкиль находится в СИЗО СБУ, два члена его партии - уже известный общественности Юрий Тима, бывший народный депутат от Тернополя, и Эдуард Коваленко - делают заявления, которые можно расценить как попытку единолично влиять на политику партии и разрешение умоститься в кресле лидера. Т.е. речь идет о "ползучем" перевороте в УНА-УНСО.

Еще во время первых заседаний по "делу 9 марта" корреспондент "УМ" выслушала замечание от господина Коваленко, которое касалось предыдущих публикаций газеты относительно судебного процесса и событий вокруг УНА-УНСО. Как считает Коваленко, недостаток наших материалов в том, что автор маловато контактировал с руководством партии и поэтому не привел свою позицию в соответствие с "новой линией" УНА.

Хотя ни один журналист не обязан согласовывать свои размышления с прихотями любого партийного функционера (к тому же, действующие лидеры УНА-УНСО - за решеткой, следовательно, контакты с ними довольно проблематичны), узнать о "новой линии" из уст ее представителя - Эдуарда Коваленко - было довольно интересно. Однако он избежал разговора на эту тему и, сказав "а", не пожелал сказать "бэ".

Впрочем, все тайное, как и бывает, вскоре становится явным. Озвучил на "новые" настроения одиночных членов УНА-УНСО Юрий Тима, который сделал несколько стоящих внимания заявлений. Так, он открестился от официального сайта УНА-УНСО в Интернете, известного своим радикализмом и всесторонней поддержкой заключенных проводников организации. Нынешняя УНА не имеет ничего общего с этим сайтом, отметил господин Тима. Кроме того, сообщает сайт Maidan.org.ua, Юрий Тима высказался за то, чтобы Александр Кузьмук и далее выполнял обязанности министра обороны Украины. Эти очень разные по тематике тезисы объединяет нескрываемое желание задекларировать лояльность к власти, безконфликтность "новой", прирученной УНА-УНСО, какой видят ее свои непрошенные реформаторы.

Чтобы сделать организацию уже совсем удобоваримой и пригодной к немедленному проглатыванию, Юрий Тима будет заниматься превращением ее в.... спортивное объединение.

Прислушиваясь к совету Эдуарда Коваленко, корреспондент "УМ" узнал все-таки мнение руководителя УНА-УНСО по этому случаю. Под "руководителем" организации подразумевается, понятно, Андрей Шкиль, общение с которым происходило опосредствованно. Специально для "УМ" господин Андрей через адвокатов сообщил, что УНА была, есть и будет оставаться и впредь политической партией. Что касается общественной организации УНСО (Украинская национальная самооборона), то она и так имеет статус спортивного объединения и отнюдь не какого-то военизированного формирования, цель которого - изменение государственного строя в стране и тому подобное.

Кстати, попытку представить унсовцев в виде террористов, неким "украинским Талибаном", Шкиль в эксклюзивном интервью "УМ" прокомментировал следующим образом: "Пусть это останется на совести того, кто делает подобные заявления. Поскольку дурость таких сравнений является уж слишком очевидной, даже прокучмовские круги не очень муссируют параллели между унсовцами и террористами".

Возвращаясь к "ненаиискреннейшим" соратникам Андрея Шкиля (которые пытаются вообще исключить лидера, пока он изолирован, из партии), стоит вспомнить также о преданных огласке через СМИ намерениях Эдуарда Коваленко баллотироваться в народные депутаты. Возможно, именно желание получить "миску" от власти и делает господина Коваленко, пребывание которого в рядах УНА-УНСО – всего лишь несколько месяцев, очень умеренным (или вообще притворным) оппозиционером? Пока что ясно, что без "руки власти" в попытках переворота среди радикалов не обошлось.

Касаясь темы парламентских выборов, уместно вспомнить позицию лидера УНА-УНСО, о которой был проинформирован корреспондент "УМ". Андрей Шкиль высказал благодарность Юлии Тимошенко, которая возглавляет предвыборный блок "Батькивщина" - ФНС и не исключает возможности вхождения УНА-УНСО в этот блок, если со стороны УНА поступит соответствующее обращение.

"Мы против сугубо арифметического подхода к формированию избирательного блока, когда на разрешение вопроса о вхождении в блок нового политического субъекта влияет расчет получить с его помощью большее количество голосов. Мы готовы сотрудничать с теми, кто близок нам по духу", отмечала на проведенном на днях Конгрессе общественных организаций пани Юлия.

Вопросы, связанные с действиями членов УНА-УНСО, которые противопоставляют себя руководству партии и пренебрегают мнением региональных проводников и рядовых членов организации, возможно, будут разрешены во время съезда УНА-УНСО. Собрание запланировано на 28 октября, и есть данные, что представительство на съезд унсовские мятежники попытаются сформировать на свое усмотрение.

Кстати

Тем временем, как сообщает неподвластный "новым веянием" в партии пресс-центр УНА-УНСО, Андрей Шкиль с 13 по 19 октября находился в реанимации госпиталя СБУ. Его госпитализировали с диагнозом "гипогликемическая кома", которая возникает вследствие отказа печени и резкого повышения в крови билирубина. Чтобы нейтрализовать действие этого яда, Андрею несколько раз делали переливание крови. Сейчас состояние председателя УНА-УНСО удовлетворительное, утверждает адвокат Татьяна Монтян, которая имела с ним свидание.

Других ребят, которые проходят по "делу 9 марта", после десятого дня голодания начали насильственно кормить. С 20 октября голодание прекращено, поскольку некоторые требования голодающих удовлетворены. В частности, дело передано в суд высшей инстанции - Киевский городской апелляционный суд, заменен судья Иван Волик и предоставлено большее помещение для судебного заседания.

Будет повторно рассмотрен вопрос переквалификации дела в соответствии с новым Уголовным кодексом, а также возможность изменения меры пресечения. Однако дело могут затянуть (ведь городской суд имеет право месяц знакомиться с материалами и только тогда назначить предыдущие слушания). Если этот процесс будут затягивать, узники готовы снова объявить голодание.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: