Особенности ненационального лоббизма: США и Украина

Суббота, 20 октября 2001, 18:00
Две страны представляют собой совершенно разные, но одинаково интересные для нас формы представительства интересов, как именуют лоббизм в научных кругах. Для России сейчас одинаково важно понимание правил в законодательно отрегулированном поле США и реальной, если не сказать самобытной политической практики в Украине. В трех странах есть общее - важность бюджетного процесса, борьба за бюджет, победа варианта президента-правительства

Об институте лоббизма в других странах говорит руководитель аналитического департамента ФЭП Никита Иванов.

Лоббизм как он есть

Лоббизм в США - индустрия на стыке экспертной деятельности, рекламы и связей с общественностью. Времена кулуарного лоббизма с сигарой, бурбоном и передачей денег в избирательный фонд сенатора ушли. Как со вздохом сказал мне один из корифеев, представитель администрации Никсона в конгрессе Том Корологос, "сейчас он спросит - покажите мне 10 тысяч писем из моего округа и я буду "за". Как шутят сами лоббисты, и это можно, только стоит дороже.

И все же типичным примером борьбы являются реальные коалиции граждан и бизнеса, объединяющихся (вместе, а не против друг друга) за или против какой-либо инициативы. ...Компании "Кока-кола" коснулось правительственное постановление об одном из ингредиентов. Чтобы избежать убытков, она основала коалицию с Ассоциацией диабетиков и добилась отмены постановления, выставив на первый план не свои интересы, а серьезной части своих потребителей.

Главная особенность лоббизма в США - то, что он является столпом американской политической системы, одной из "свобод объединений" граждан. Его законодательное регулирование поставлено на поток как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. И в последнее время внимание к законодательным собраниям штатов едва не выше, чем к конгрессу и сенату - там стали приниматься решения, которые важны для второго (бизнеса) и третьего (гражданских союзов) сектора.

В 1995 году конгресс принял новый закон о раскрытии лоббистской деятельности. Причем несмотря на то, что в отличие от прежнего он распространяется не только на конгрессменов, но даже на самого президента, "лоббировал" его именно Билл Клинтон.

Однако закон о лоббизме не может охватить все сферы, так или иначе связанные с лоббистской деятельностью. Его дополняет серия смежных законодательных актов. На федеральном уровне - законы об этике госслужащих, федеральных избирательных кампаниях и др. На уровне штатов, помимо "дублеров" федеральных законов, иногда совершенно оригинальные - скажем, во Флориде существует запрет на заключение контрактов штата с лицом, сделавшим взносы в фонды кандидатов на выборные должности.

У страны есть еще одно явление - иностранный лоббизм. Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством... Аляски. Лоббист, как известно, со своей задачей справился.

Лет двадцать назад наиболее сильными лобби считались израильское и японское. Ситуация изменилась в 1990-х, когда на сцену вышло зарождающееся лобби ЕС, бывшие республики СССР начали нанимать своих представителей (почти все, кроме России), а основным стало китайское лобби. КНР и связанные с ней партнерством американские корпорации каждый год добиваются подтверждения статуса наибольшего благоприятствования, лоббируют принятие Китая в ВТО, добиваются согласия конгресса на использование китайских ракет в коммерческих целях для вывода спутников американских компаний.

Делались попытки основать в Капитолии и российское лобби. Но основная масса вопросов продолжает решаться дипломатическими средствами, хотя некоторые российские ФПГ уже наняли американских лоббистов для представительства своих интересов.

Лоббизм как его нет

Есть устойчивое мнение, что Украина должна быть полной "калькой" с российской действительности в своих масштабах и на 3-4 года раньше. Не совсем так. Конечно, для Украины характерно преобладание "теневого лоббизма", и, по оценкам украинских экспертов, большинство предпринимателей имеют личные отношения с чиновниками - по-другому бизнесмены не умеют отстаивать свои интересы.

Как и в любой стране переходного периода, внимание в Украине приковано в первую очередь к исполнительной, а уж во вторую - к законодательной власти. Этому способствует доминирование решений, принимаемых исполнительной властью; преобладание законов "непрямого действия"; высокий удельный вес правовых актов, прямо регулирующих деятельность конкретных предприятий. Это - фундамент для "теневого" лоббирования: когда в законе много ссылок на компетенцию ведомств, лоббист идет к ним.

Для Украины характерна и недавняя российская ситуация: наличие множества бизнес-ассоциаций и гражданских союзов при их абсолютной формальности. И если в России бизнес, да и общество уже пришли к согласованию действий, то в Украине коллективное отстаивание "общих правил" перед госвластью вплоть до разработки собственными силами законопроектов и даже программ по отдельным направлениям экономических реформ совершенно не характерно.

Тем не менее есть в украинском варианте лоббизма очень специфическая форма. Там развивается совершенно нехарактерный для России процесс "завоевания" политпартий национальным бизнесом. Партии Украины и Верховная рада уже представляют собой фракции крупнейших финансово-промышленных и финансово-политических групп.

Казалось бы, можно делать вывод о полной "олигархизации" жизни общества. Но в этом можно увидеть хотя и не вполне западную, но единственно возможную форму защиты бизнеса в условиях становления страны. Отсюда и украинская поговорка -"Главное не право на собственность, а умение ее отстаивать". Поэтому только крупнейшие российские компании не боятся "влезать" в Украину, да и то единой долгосрочной стратегии, по их же признанию, нет.

В этой ситуации ничего удивительного нет в том, что сейчас, когда в Украине тоже идет бюджетный процесс, наиболее мощной формой согласования интересов является парламентская комиссия по взаимодействию с правительством. От правительства ее возглавляет премьер А. Кинах, он же президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, от парламента - первый вице-спикер В. Медведчук, он же лидер СДПУ(о), он же президент Союза адвокатов Украины и один из крупнейших бизнесменов страны. Самое удивительное, что с точки зрения американцев это должно быть признано высшей формой демократического представительства интересов...