Парламент сдался на милость Кучмы
Четверг, 18 октября 2001, 14:14
Верховна Рада Украины приняла в новой редакции закон о выборах с учетом основных замечаний президента. Перед окончательным голосованием перед трибуной произошло столкновение – представителям коммунистов по ошибке не предоставили слово.
Руководителю технического отдела системы голосования РАДА даже пришлось оправдываться перед депутатами, он пообещал разобраться в ситуации.
Тем не менее, депутаты проголосовали за принятие закона с учетом большинства главных предложений Кучмы – сокращения срока избирательной кампании, порядка формирования окружных комиссий, и другие.
Странно было слышать такие, например выражения - "133 поправка президента…" и хрипящий голос Ивана Плюща, уговаривающего депутатов согласиться с президентом. Обсуждение сопровождалось постоянным шумом в зале. "Мы тебе уши оборвем, Бандера недобитый", - последнее, что слышалось по трансляции сессии перед первым перерывом.
До этого, во время постатейного рассмотрения закона о выборах народных депутатов депутаты приняли решение заменить норму о сборе подписей в поддержку той или иной партии денежным залогом.
Сумма залога для партий должна составить 15 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан в 17 грн. – 255 тысяч гривен. Кандидаты в одномандатном округе должны будут представить залог в сумме 60 необлагаемых минимумов доходов – 1020 грн.
Ранее законом о выборах народных депутатов предусматривалось, что партии необходимо собрать в свою поддержку не менее 500 тысяч подписей. За принятое решение проголосовали 277, против - 131 из 430 зарегистрировавшихся в зале.
Сразу после позитивного голосования выступил Александр Мороз и заверил собравшихся, что его сторонники обратятся в Конституционный суд, чтобы отменить эту норму, которая нарушает права человека. По его словам, во-первых, для того чтобы иметь возможность зарегистрировать своих выдвиженцев от партии понадобится более 700 тысяч гривен в качестве залога. Во-вторых, он напомнил, что во время минувшей президентской кампании все, кто помогали материально партиям, проверялись затем налоговой службой.
Во время обсуждения закона, депутаты снова вернулись к статье о формировании окружкомов и уточнили ее, записав, что в их состав обязательно включаются представители партий, преодолевших 4%-ый барьер на предыдущих выборах и имеющих в парламенте партийные фракции или фракции блоков.
До этого, при постатейном рассмотрении закона была проголосована норма, что в состав окружных избирательных комиссий обязательно включаются представители партий, имеющих в нынешнем составе парламента партийные фракции или фракции блоков. Представители от других партий и блоков включаются в состав окружкомов путем жеребьевки.
За принятие закона проголосовали 234, против - 123, воздержались - 0, не голосовали - 69 из 426 депутатов, зарегистрировавшихся в сессионном зале, сообщает Интерфакс-Украина.
Согласно закону, в состав окружных избирательный комиссий должны входить не менее 12 и не более 20 человек. При этом в их состав обязательно включаются представители партий, преодолевших 4%-ый барьер на предыдущих парламентских выборах и имеющих в Верховной Раде партийные фракции или фракции блоков.
Представители от иных партий или блоков включаются в состав окружкомов путем жеребьевки. Окружкомы ЦИК создает не позже, чем за 80 дней до дня выборов.
В то же время, депутаты не поддержали предложение президента о том, что член окружкома, который до назначения в состав избирательной комиссии был членом какой-либо политической партии, должен на время осуществления своих полномочий в избирательной комиссии приостановить членство в партии.
Согласно закону, кандидатов в депутаты может выдвигать партия, зарегистрированная в установленном порядке не позже, чем за год до дня выборов, а также избирательный блок партий при условии, что в его состав входят партии, зарегистрированные не позже, чем за год до дня выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты, как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, начинается за 85 дней и завершается за 65 дней до дня выборов.
Партия и блок вносят в безналичном порядке на специальный счет Центризбиркома необходимый денежный залог. Кандидат в депутаты, выдвинутый по одномандатному округу, вносит денежный залог на счет окружной избирательной комиссии.
Согласно закону, съезды или конференции партий, которые принимают решения о создании избирательного блока, могут состояться в любое время до начала избирательного процесса.
В ходе постатейного рассмотрения закона депутаты не согласились с предложением Л.Кучмы о том, что право выдвижения кандидатов в депутаты реализуется как путем самовыдвижения, так и через партии, блоки и инициативные группы избирателей, оставив эту норму в прежней редакции. Согласно этой редакции, право выдвижения кандидатов принадлежит партиям или блокам либо это может осуществляться путем самовыдвижения.
Депутаты также не согласились с предложением президента дополнить перечень субъектов избирательного процесса наблюдателями от общественных организаций с всеукраинским статусом органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти, а также от инициативных групп избирателей.
Для вступления в силу на законе должен поставить свой автограф Кучма.
Роман Бессмертный, представитель Кучмы в парламенте, считает, что принятый в среду закон "вскоре будет подписан и введен в действие". На такие выводы его наталкивает то, "что предложение 11 фракций были согласованы с президентом" и именно оно было принято.
Введение залога Бессмертный считает не дискриминацией, а "квалификационным требованием". По его мнению, этот механизм не позволит "заниматься бизнесом на бюджете, который тратит средства на процедуру выборов". Залог нужно воспринимать как "жест поддержки" партий: "Цифры эти носят настолько номинальный характер, что они не могут расцениваться как имущественный ценз. Тем более что политическая партия не может существовать без финансовых механизмов – 10% зарплаты депутат вкладывает в кассу политической партии".
Дмитрий Табачник, "Трудовая Украина": "Закон лучше предыдущего тем, что он устанавливает очень много норм более демократических, чем прошлое избирательное законодательство 1998 года. Закон снимает много противоречий, которые возникали во время избирательных соревнований. Выписаны все нормы, в которых представители участников выборов могут принимать участие в наблюдениях, в работе избирательных комиссий, в подведении итогов. Это делает закон более открытым и прозрачным, приближенным к общемировым цивилизационным нормам. Кроме того, если говорить о выборах в одномандатных округах, то подписи могли собрать люди, которые не являются серьезными участниками избирательной гонки, а являются общественно сумасшедшими. Определенное ограничение относительно внесения залогов снимет людей, которые растаскивали голоса в избирательной гонке. Еще очень важно, что закреплена норма, по которой в выборах могут участвовать партии, зарегистрированные не меньше чем за год до проведения выборов. Это очень важно, потому что отпадает технология черного PR – создания партий, общественных объединений с одинаковыми названиями для того, чтобы оттянуть путем манипуляций голоса от тех партий и объединений, которые зарекомендовали себя и известны широкому избирателю. Это также прозрачность выборов".
Резко негативно настроен лидер парламентской "Батькивщины" Александр Турчинов: "Закон слишком недемократический. Очень серьезные основания для административного ресурса благодаря закону бороться с оппозиционными партиями и кандидатами. В частности, есть позиции, когда Центризбирком может без решения суда снимать с предвыборного списка или с мажоритарного округа кого-либо только потому, что ЦИК будет считать, что приведенные кандидатом данные являются недостоверными. Критериев недостоверности данных в этом случае никаких нет. Можно на основании любого недостоверного письма сказать, что данные недостоверны. Вы же понимаете, одна вещь, когда суд принимает решение, другое, когда решение принимает чиновник ЦИК. Это серьезное ограничение демократических прав и свобод. Также усложнено участие оппозиционных партий, которые входят в состав блоков, в формировании окружных и участковых комиссий. Это серьезная проблема, которая делает выборы непрозрачными. Ну и, безусловно, ограничение времени предвыборной кампании приводит к тому, что оппозиция как не имела доступа к электронным СМИ, так его и не получила. Была единственная надежда получить его по закону о выборах, но, к сожалению, закон такой возможности не дает.
Виктор Пинзеник, лидер "Реформ и порядка" считает, что депутаты "подтвердили настроенность на компромиссные решения". "Мировая практика не придумала более совершенной системы организации ответственной политической власти, как формирования ее конкурирующими политическими партиями. Поэтому в новой редакции закона партии остаются главным институтом, который формирует избирательные комиссии, что, в свою очередь, дает возможность контролировать честность выборов и обеспечить создание партийного политически ответственного парламентского большинства. Замена процедуры сбора подписей избирателей, которая носила формальный характер, на денежный залог является компромиссом, который дает возможность решить ключевой вопрос – увеличить срок избирательной агитации. Увеличение срока избирательной агитации партия "Реформы и порядок" считает самой главной, поскольку граждане получат больше возможностей сравнивать участников избирательной кампании и сделать правильный выбор".
Председатель "Собора" Анатолий Матвиенко принятый закон считает "еще одним свидетельством свертывания демократических процессов в Украине и образования в Верховной Раде нового пропрезидентского большинства, в которое, к сожалению, входит немало фракций национально-демократического направления". Введением залога вместо сбора подписей, по мнению Матвиенко, "фактически объявлен тендер не только на покупку избирателя, как это было на предыдущих выборах, а и вообще на участие в выборах граждан, что делает невозможным участие лиц, которые не имеют соответствующей суммы. "Это безусловное нарушение конституционных прав граждан. Это также показывает непоследовательность нового пропрезидентского большинства, ибо в замечаниях президента уже залог отвергался как неконституционный". "Введение норматива длительности кампании в 90 дней направлено не на стабилизацию общественно-политических процессов в Украине, как утверждает президент, а на ограничение возможностей оппозиции в донесении своего видения социально-политических процессов в Украине к избирателю. И это происходит в условиях, когда в Украине нет ни одного оппозиционного или даже объективного теле- или радиоканала. Посылка на опыт демократических стран является обычным фарисейством, ибо там существует плюрализм информационного поля государства, что практически отсутствует в Украине, где избиратель имеет возможность ознакомиться только с "правильной" точкой зрения. Делается все, чтобы не дать оппозиции дойти до избирателя. Это не что иное как узаконивание авторитаризма".
Читайте также:
"Бардак" будет 90 дней: депутаты согласились с Кучмой
Руководителю технического отдела системы голосования РАДА даже пришлось оправдываться перед депутатами, он пообещал разобраться в ситуации.
Тем не менее, депутаты проголосовали за принятие закона с учетом большинства главных предложений Кучмы – сокращения срока избирательной кампании, порядка формирования окружных комиссий, и другие.
Странно было слышать такие, например выражения - "133 поправка президента…" и хрипящий голос Ивана Плюща, уговаривающего депутатов согласиться с президентом. Обсуждение сопровождалось постоянным шумом в зале. "Мы тебе уши оборвем, Бандера недобитый", - последнее, что слышалось по трансляции сессии перед первым перерывом.
До этого, во время постатейного рассмотрения закона о выборах народных депутатов депутаты приняли решение заменить норму о сборе подписей в поддержку той или иной партии денежным залогом.
Сумма залога для партий должна составить 15 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан в 17 грн. – 255 тысяч гривен. Кандидаты в одномандатном округе должны будут представить залог в сумме 60 необлагаемых минимумов доходов – 1020 грн.
Ранее законом о выборах народных депутатов предусматривалось, что партии необходимо собрать в свою поддержку не менее 500 тысяч подписей. За принятое решение проголосовали 277, против - 131 из 430 зарегистрировавшихся в зале.
Сразу после позитивного голосования выступил Александр Мороз и заверил собравшихся, что его сторонники обратятся в Конституционный суд, чтобы отменить эту норму, которая нарушает права человека. По его словам, во-первых, для того чтобы иметь возможность зарегистрировать своих выдвиженцев от партии понадобится более 700 тысяч гривен в качестве залога. Во-вторых, он напомнил, что во время минувшей президентской кампании все, кто помогали материально партиям, проверялись затем налоговой службой.
Во время обсуждения закона, депутаты снова вернулись к статье о формировании окружкомов и уточнили ее, записав, что в их состав обязательно включаются представители партий, преодолевших 4%-ый барьер на предыдущих выборах и имеющих в парламенте партийные фракции или фракции блоков.
До этого, при постатейном рассмотрении закона была проголосована норма, что в состав окружных избирательных комиссий обязательно включаются представители партий, имеющих в нынешнем составе парламента партийные фракции или фракции блоков. Представители от других партий и блоков включаются в состав окружкомов путем жеребьевки.
За принятие закона проголосовали 234, против - 123, воздержались - 0, не голосовали - 69 из 426 депутатов, зарегистрировавшихся в сессионном зале, сообщает Интерфакс-Украина.
Согласно закону, в состав окружных избирательный комиссий должны входить не менее 12 и не более 20 человек. При этом в их состав обязательно включаются представители партий, преодолевших 4%-ый барьер на предыдущих парламентских выборах и имеющих в Верховной Раде партийные фракции или фракции блоков.
Представители от иных партий или блоков включаются в состав окружкомов путем жеребьевки. Окружкомы ЦИК создает не позже, чем за 80 дней до дня выборов.
В то же время, депутаты не поддержали предложение президента о том, что член окружкома, который до назначения в состав избирательной комиссии был членом какой-либо политической партии, должен на время осуществления своих полномочий в избирательной комиссии приостановить членство в партии.
Согласно закону, кандидатов в депутаты может выдвигать партия, зарегистрированная в установленном порядке не позже, чем за год до дня выборов, а также избирательный блок партий при условии, что в его состав входят партии, зарегистрированные не позже, чем за год до дня выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты, как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, начинается за 85 дней и завершается за 65 дней до дня выборов.
Партия и блок вносят в безналичном порядке на специальный счет Центризбиркома необходимый денежный залог. Кандидат в депутаты, выдвинутый по одномандатному округу, вносит денежный залог на счет окружной избирательной комиссии.
Согласно закону, съезды или конференции партий, которые принимают решения о создании избирательного блока, могут состояться в любое время до начала избирательного процесса.
В ходе постатейного рассмотрения закона депутаты не согласились с предложением Л.Кучмы о том, что право выдвижения кандидатов в депутаты реализуется как путем самовыдвижения, так и через партии, блоки и инициативные группы избирателей, оставив эту норму в прежней редакции. Согласно этой редакции, право выдвижения кандидатов принадлежит партиям или блокам либо это может осуществляться путем самовыдвижения.
Депутаты также не согласились с предложением президента дополнить перечень субъектов избирательного процесса наблюдателями от общественных организаций с всеукраинским статусом органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти, а также от инициативных групп избирателей.
Для вступления в силу на законе должен поставить свой автограф Кучма.
Роман Бессмертный, представитель Кучмы в парламенте, считает, что принятый в среду закон "вскоре будет подписан и введен в действие". На такие выводы его наталкивает то, "что предложение 11 фракций были согласованы с президентом" и именно оно было принято.
Введение залога Бессмертный считает не дискриминацией, а "квалификационным требованием". По его мнению, этот механизм не позволит "заниматься бизнесом на бюджете, который тратит средства на процедуру выборов". Залог нужно воспринимать как "жест поддержки" партий: "Цифры эти носят настолько номинальный характер, что они не могут расцениваться как имущественный ценз. Тем более что политическая партия не может существовать без финансовых механизмов – 10% зарплаты депутат вкладывает в кассу политической партии".
Дмитрий Табачник, "Трудовая Украина": "Закон лучше предыдущего тем, что он устанавливает очень много норм более демократических, чем прошлое избирательное законодательство 1998 года. Закон снимает много противоречий, которые возникали во время избирательных соревнований. Выписаны все нормы, в которых представители участников выборов могут принимать участие в наблюдениях, в работе избирательных комиссий, в подведении итогов. Это делает закон более открытым и прозрачным, приближенным к общемировым цивилизационным нормам. Кроме того, если говорить о выборах в одномандатных округах, то подписи могли собрать люди, которые не являются серьезными участниками избирательной гонки, а являются общественно сумасшедшими. Определенное ограничение относительно внесения залогов снимет людей, которые растаскивали голоса в избирательной гонке. Еще очень важно, что закреплена норма, по которой в выборах могут участвовать партии, зарегистрированные не меньше чем за год до проведения выборов. Это очень важно, потому что отпадает технология черного PR – создания партий, общественных объединений с одинаковыми названиями для того, чтобы оттянуть путем манипуляций голоса от тех партий и объединений, которые зарекомендовали себя и известны широкому избирателю. Это также прозрачность выборов".
Резко негативно настроен лидер парламентской "Батькивщины" Александр Турчинов: "Закон слишком недемократический. Очень серьезные основания для административного ресурса благодаря закону бороться с оппозиционными партиями и кандидатами. В частности, есть позиции, когда Центризбирком может без решения суда снимать с предвыборного списка или с мажоритарного округа кого-либо только потому, что ЦИК будет считать, что приведенные кандидатом данные являются недостоверными. Критериев недостоверности данных в этом случае никаких нет. Можно на основании любого недостоверного письма сказать, что данные недостоверны. Вы же понимаете, одна вещь, когда суд принимает решение, другое, когда решение принимает чиновник ЦИК. Это серьезное ограничение демократических прав и свобод. Также усложнено участие оппозиционных партий, которые входят в состав блоков, в формировании окружных и участковых комиссий. Это серьезная проблема, которая делает выборы непрозрачными. Ну и, безусловно, ограничение времени предвыборной кампании приводит к тому, что оппозиция как не имела доступа к электронным СМИ, так его и не получила. Была единственная надежда получить его по закону о выборах, но, к сожалению, закон такой возможности не дает.
Виктор Пинзеник, лидер "Реформ и порядка" считает, что депутаты "подтвердили настроенность на компромиссные решения". "Мировая практика не придумала более совершенной системы организации ответственной политической власти, как формирования ее конкурирующими политическими партиями. Поэтому в новой редакции закона партии остаются главным институтом, который формирует избирательные комиссии, что, в свою очередь, дает возможность контролировать честность выборов и обеспечить создание партийного политически ответственного парламентского большинства. Замена процедуры сбора подписей избирателей, которая носила формальный характер, на денежный залог является компромиссом, который дает возможность решить ключевой вопрос – увеличить срок избирательной агитации. Увеличение срока избирательной агитации партия "Реформы и порядок" считает самой главной, поскольку граждане получат больше возможностей сравнивать участников избирательной кампании и сделать правильный выбор".
Председатель "Собора" Анатолий Матвиенко принятый закон считает "еще одним свидетельством свертывания демократических процессов в Украине и образования в Верховной Раде нового пропрезидентского большинства, в которое, к сожалению, входит немало фракций национально-демократического направления". Введением залога вместо сбора подписей, по мнению Матвиенко, "фактически объявлен тендер не только на покупку избирателя, как это было на предыдущих выборах, а и вообще на участие в выборах граждан, что делает невозможным участие лиц, которые не имеют соответствующей суммы. "Это безусловное нарушение конституционных прав граждан. Это также показывает непоследовательность нового пропрезидентского большинства, ибо в замечаниях президента уже залог отвергался как неконституционный". "Введение норматива длительности кампании в 90 дней направлено не на стабилизацию общественно-политических процессов в Украине, как утверждает президент, а на ограничение возможностей оппозиции в донесении своего видения социально-политических процессов в Украине к избирателю. И это происходит в условиях, когда в Украине нет ни одного оппозиционного или даже объективного теле- или радиоканала. Посылка на опыт демократических стран является обычным фарисейством, ибо там существует плюрализм информационного поля государства, что практически отсутствует в Украине, где избиратель имеет возможность ознакомиться только с "правильной" точкой зрения. Делается все, чтобы не дать оппозиции дойти до избирателя. Это не что иное как узаконивание авторитаризма".
Читайте также:
"Бардак" будет 90 дней: депутаты согласились с Кучмой