О лишних сущностях
Воскресенье, 14 октября 2001, 23:21
Президент крупного и совершенно независимого европейского государства Леонид Кучма сказал перед объективами телекамер: "Что, мы первые или мы последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду. И не только такого масштаба, но и гораздо большего масштаба, планетарного масштаба". Президент суверенного государства призвал не делать трагедии из гибели пассажирского самолета с 78 людьми на борту от взрыва ракеты, пущенной солдатами его армии: дело житейское, бывает и хуже.
Такую фразу, брошенную частным лицом, следовало бы счесть свидетельством почти неправдоподобной тупости или страшной закомплексованности. Такую фразу, публично сказанную президентом страны, нельзя счесть ничем - президенты таких фраз не говорят. Если же все-таки попытаться объять логикой эту феерию, то объяснение, по-видимому, найдется только одно: этот человек президентом не является. Такого президента - нет.
Логика подсказывает и большее: если государство, волею судеб располагающее серьезным оружием, при попытке потренироваться в обращении с ним нарушает все мыслимые правила и убивает сотню людей за пределами своей территории, не делая из этого трагедии, то государство это со своими базовыми функциями не справляется; значит, такого государства в известном смысле тоже нет. Формально-то есть: вот флаг, вот место на карте, вот стул в ООН, - но так ведь и Руанда с Ботсваной есть. Державы - нет.
Однако это - едва ли не чрезмерная придирчивость: все познается в сравнении. По Украине ведь не бродят банды убийц с тяжелым вооружением, а украинская авиация не оказывает им поддержки с воздуха. Это все - чуть южнее.
Президент независимой Грузии Эдуард Шеварднадзе, находясь на днях в Америке, прочувствованно благодарил принимающую сторону: мол, без американской поддержки грузинская государственность не могла бы состояться. Ну так ведь она и не состоялась. Гражданская война - состоялась; немыслимые даже по российским меркам коррупция и бандитизм - состоялись; выпадение целых кусков территории из под какого-либо влияния центра - состоялось. А государства, в сколько-нибудь современном смысле этого трудного слова, просто нет. Есть смутная и крайне небезопасная как для себя, так и для соседей мнимость.
Если мне скажут, что я обижаю грузинский народ, я не приму такого обвинения. Народ, одним из первых в христианской Европе предъявивший миру великого поэта, с тех самых пор - если не со времен святой Нины - никому не должен доказывать свою состоятельность; если он пережил Джугашвили, то как-нибудь переживет и Шеварднадзе. И говорю я не о народе - который, повторяю, бесспорно есть, - а о государстве, которого практически нет.
"Пространство СНГ" кишит лишними сущностями - государствами, которых на самом деле в большей или меньшей степени нет. Туда посмотришь - раннефеодальное ханство; сюда посмотришь - позднесоветский совхоз; все запальчиво требуют безусловного соблюдения своих прав суверенного государства - и мало кто способен внятно выполнять элементарные суверенного государства обязанности.
Оставим в стороне стандартные упреки в имперском мышлении и не менее стандартные на них ответы - осточертело. Поговорим по совести: кто породил эти лишние сущности? Да мы и породили. Это мы в пылу своих внутренних передряг, ни на секунду не задумавшись о последствиях, превратили игрушечные административные границы, проведенные жесткими карандашами верных ленинцев, в признанные мировым сообществом границы государственные; в поддержку такого поступка нашлась масса благороднейших доводов. Конечно, не мы одни: национальные элиты союзных республик моментально вцепились в падающий из ниоткуда суверенитет, а во многих республиках и вправду были влиятельные движения в пользу национальной независимости. Да и внешний мир помог этой авантюре совершиться - дружными аплодисментами. Цитированную выше фразу Шеварднадзе точнее было бы сформулировать так: без надежд на американскую (и не только) поддержку попытка выстроить государственность не казалась бы элитам союзных республик такой заманчивой.
Между тем выстраивание государственности есть дело трудное, для успеха в нем мало торжественно проголосовать за государственную символику. Для него, например, необходимо изрядное количество людей, по воспитанию и опыту являющихся носителями традиции, пусть и по-советски искореженной, государственного строительства. После распада СССР достаточного их количества - если угодно, слоя - нигде, кроме России, не оказалось. Это ничья не вина и никому не укор: так уж было устроено в ныне покойном советском государстве, что все сколько-нибудь значимые управленческие решения 70 лет принимались в Москве, - где ж было и скопиться людям, хоть как-то обученным такие решения принимать? Уровень госуправления, и в Союзе-то никак не рекордный, в новых государствах резко упал (в частности, как мы помним, и у нас); государства упрощались, скатываясь к примитивным формам - феодальным ли, криминальным ли, казарменным, - и во многих местах закатились очень далеко.
О геополитических аспектах этой беды, о столкновении в регионе СНГ интересов России, США и tutti quanti рассуждать готовы многие, а вот об ответственности за происходящее говорят, мне кажется, мало. Одни члены СНГ, возможно, перестанут существовать; другие станут чьими-нибудь (не обязательно нашими!) послушными сателлитами, то есть образованиями, относящимися к государству, как удаленный терминал к компьютеру; третьи, наконец, станут со временем заправскими современными государствами. До тех же пор - не знаю, как там с Руандой, а тут ответственность лежит на нас - и кажется, ей самое время не только лежать. Ведь никто другой ее брать на себя явно не собирается.
Такую фразу, брошенную частным лицом, следовало бы счесть свидетельством почти неправдоподобной тупости или страшной закомплексованности. Такую фразу, публично сказанную президентом страны, нельзя счесть ничем - президенты таких фраз не говорят. Если же все-таки попытаться объять логикой эту феерию, то объяснение, по-видимому, найдется только одно: этот человек президентом не является. Такого президента - нет.
Логика подсказывает и большее: если государство, волею судеб располагающее серьезным оружием, при попытке потренироваться в обращении с ним нарушает все мыслимые правила и убивает сотню людей за пределами своей территории, не делая из этого трагедии, то государство это со своими базовыми функциями не справляется; значит, такого государства в известном смысле тоже нет. Формально-то есть: вот флаг, вот место на карте, вот стул в ООН, - но так ведь и Руанда с Ботсваной есть. Державы - нет.
Однако это - едва ли не чрезмерная придирчивость: все познается в сравнении. По Украине ведь не бродят банды убийц с тяжелым вооружением, а украинская авиация не оказывает им поддержки с воздуха. Это все - чуть южнее.
Президент независимой Грузии Эдуард Шеварднадзе, находясь на днях в Америке, прочувствованно благодарил принимающую сторону: мол, без американской поддержки грузинская государственность не могла бы состояться. Ну так ведь она и не состоялась. Гражданская война - состоялась; немыслимые даже по российским меркам коррупция и бандитизм - состоялись; выпадение целых кусков территории из под какого-либо влияния центра - состоялось. А государства, в сколько-нибудь современном смысле этого трудного слова, просто нет. Есть смутная и крайне небезопасная как для себя, так и для соседей мнимость.
Если мне скажут, что я обижаю грузинский народ, я не приму такого обвинения. Народ, одним из первых в христианской Европе предъявивший миру великого поэта, с тех самых пор - если не со времен святой Нины - никому не должен доказывать свою состоятельность; если он пережил Джугашвили, то как-нибудь переживет и Шеварднадзе. И говорю я не о народе - который, повторяю, бесспорно есть, - а о государстве, которого практически нет.
"Пространство СНГ" кишит лишними сущностями - государствами, которых на самом деле в большей или меньшей степени нет. Туда посмотришь - раннефеодальное ханство; сюда посмотришь - позднесоветский совхоз; все запальчиво требуют безусловного соблюдения своих прав суверенного государства - и мало кто способен внятно выполнять элементарные суверенного государства обязанности.
Оставим в стороне стандартные упреки в имперском мышлении и не менее стандартные на них ответы - осточертело. Поговорим по совести: кто породил эти лишние сущности? Да мы и породили. Это мы в пылу своих внутренних передряг, ни на секунду не задумавшись о последствиях, превратили игрушечные административные границы, проведенные жесткими карандашами верных ленинцев, в признанные мировым сообществом границы государственные; в поддержку такого поступка нашлась масса благороднейших доводов. Конечно, не мы одни: национальные элиты союзных республик моментально вцепились в падающий из ниоткуда суверенитет, а во многих республиках и вправду были влиятельные движения в пользу национальной независимости. Да и внешний мир помог этой авантюре совершиться - дружными аплодисментами. Цитированную выше фразу Шеварднадзе точнее было бы сформулировать так: без надежд на американскую (и не только) поддержку попытка выстроить государственность не казалась бы элитам союзных республик такой заманчивой.
Между тем выстраивание государственности есть дело трудное, для успеха в нем мало торжественно проголосовать за государственную символику. Для него, например, необходимо изрядное количество людей, по воспитанию и опыту являющихся носителями традиции, пусть и по-советски искореженной, государственного строительства. После распада СССР достаточного их количества - если угодно, слоя - нигде, кроме России, не оказалось. Это ничья не вина и никому не укор: так уж было устроено в ныне покойном советском государстве, что все сколько-нибудь значимые управленческие решения 70 лет принимались в Москве, - где ж было и скопиться людям, хоть как-то обученным такие решения принимать? Уровень госуправления, и в Союзе-то никак не рекордный, в новых государствах резко упал (в частности, как мы помним, и у нас); государства упрощались, скатываясь к примитивным формам - феодальным ли, криминальным ли, казарменным, - и во многих местах закатились очень далеко.
О геополитических аспектах этой беды, о столкновении в регионе СНГ интересов России, США и tutti quanti рассуждать готовы многие, а вот об ответственности за происходящее говорят, мне кажется, мало. Одни члены СНГ, возможно, перестанут существовать; другие станут чьими-нибудь (не обязательно нашими!) послушными сателлитами, то есть образованиями, относящимися к государству, как удаленный терминал к компьютеру; третьи, наконец, станут со временем заправскими современными государствами. До тех же пор - не знаю, как там с Руандой, а тут ответственность лежит на нас - и кажется, ей самое время не только лежать. Ведь никто другой ее брать на себя явно не собирается.