Польша закрывает свой рынок для украинского капитала

Пятница, 12 октября 2001, 22:00
Закрытие польского рынка для украинского капитала может стать одним из важнейших последствий прошедших в Польше парламентских выборов
Пережив парламентские выборы, полякам предстоит выбирать между дальнейшей либерализацией своей экономики и защитой отечественного производителя. Что касается Украины, то она проиграет в любом случае, так как в планы Варшавы входит упрощение доступа на польские рынки исключительно для западного капитала.

Во II квартале 2001 года темпы роста ВВП Польши составили лишь 0,9%, и если ничего кардинально не изменится, то объем прироста ВВП в текущем году составит около 2%. Это будет едва ли не самый низкий показатель за последнее десятилетие. Причем процесс происходит на фоне бюджетного дефицита, прогнозируемого в этом году на уровне 88,2 млрд. злотых (около 10% от ВВП). Будущему правительству Польши придется принимать много непопулярных решений для выхода из сложившегося положения.

Поляки выбирают между "правительством меньшинства" и созданием широкой парламентской коалиции

Дальнейшая судьба победившей на сентябрьских парламентских выборах коалиции "Альянс демократических левых - Союз труда" (АДЛ-СТ) как и будущее нового правительства выглядит далеко не однозначно. Как прояснилось после подведения итогов парламентских выборов, победившей партийной коалиции левых демократов с трудовиками не хватает пятнадцати депутатских мест в польском Сейме для формирования полноценного правительства большинства.

Без абсолютного большинства в парламенте коалиции АДЛ-СТ предстоит выбирать между формированием "правительства меньшинства" (что осложнило бы и дестабилизировало работу правительства) и созданием более широкой парламентской коалиции (что позволит сформированному ею Кабинету рассчитывать на поддержку большинства в парламенте).


Впрочем, утверждают аналитики, какой бы тактический вариант не избрали настроенные на оздоровление макроэкономической ситуации и интеграцию Польши в ЕС победители (левые демократы и трудовики), им в любом случае придется идти на стратегические компромиссы. Поскольку в новом польском парламенте значительное представительство получили евроскептики (Польская крестьянская партия, партия "Право и Справедливость"), а также откровенно антиевропейски настроенные политические силы, такие как "Самооборона", "Лига польских семей".

Кроме того, слабые места есть и у самой коалиции победителей АДЛ-СТ. Так, лидер партии "Союз труда" Марек Пол, основной претендент на пост вице-премьера и министра инфраструктуры (аналог поста председателя отечественного ФГИ), во-первых, отстаивает проведение гораздо более "мягкой" по сравнению с левыми демократами экономической политики, во-вторых, выступает за создание коалиционного правительства с консервативной Польской крестьянской партией.

Левые демократы готовы осуществлять политику, выгодную ЕС

Европейский Союз, обеспокоенный как внутриполитической ситуацией в самой Польше, так и необходимостью усиливать контроль на восточных границах стран-кандидатов на вступление в ЕС в 2004 году, намерен пойти на некоторые компромиссы во время переговоров относительно вступления Польши в ЕС.

Во всяком случае, прогнозируют аналитики, уже текущей осенью Евросоюз может согласиться с польской стороной и пойти как на уменьшение срока, в течение которого (при условии вступления Польши в ЕС) нерезиденты не смогут покупать польские земли, так и смягчить ограничение прав поляков на работу в ряде стран-членов ЕС. Демонстрируя готовность к уступкам, Брюссель оставляет за собой право требовать от Варшавы, а точнее - от нового польского правительства, которое предстоит сформировать победившей на выборах парламентской коалиции, соответсвующих уступок.

Как известно, Польша по многим параметрам отстает от других стран-кандидатов на вступление в Евросоюз. Специалисты утверждают, что в 2002 году Польша будет соответствовать только одному Маастрихтскому критерию (обязательные требования, которым должны соответствовать все страны, вступающие в ЕС) - государственный долг не будет превышать 60% ВВП.

Другие же показатели - инфляция, процентные ставки, бюджетный дефицит и уровень занятости - пока не соответствуют критериям. Естественно, низкий уровень роста экономики страны (если новому польскому правительству не удастся переломить ситуацию) станет дополнительной обузой для государств-членов ЕС, так как Польша будет нуждаться в выделении дополнительных дотаций.

Сейчас "Альянс демократических левых" не просто лоббирует вступление Польши в ЕС в составе первой группы новых членов, но и готов осуществлять либеральную экономическую политику, которая приветствуется в странах ЕС и способна приостановить развитие негативных тенденций в польской экономике. Наиболее яркой иллюстрацией данного тезиса является так называемый "план Бэлки", который в случае утверждения на посту вице-премьера и министра финансов намерен реализовывать член "Альянса" и приближенный к президенту Квасьневскому политик Марек Бэлка.

"План Бэлки" совмещает либеральные и левые принципы макроэкономической политики. Во всяком случае, одновременно с повышением налогов и снижением бюджетных расходов этот план предусматривает проведение польским правительством мер, направленных на защиту наименее обеспеченных поляков. Сторонники Бэлки планируют, что максимально допустимый дефицит в 2002 году должен составлять не более 40 млрд. злотых.

Члены "Альянса демократических левых" убеждены, что минимум 10 млрд. злотых поступлений бюджет должен получить от приватизации (а соответственно - от дальнейшего притока в страну прямых иностранных инвестиций). "План Бэлки" предполагает и введение налога на прибыль от денежных средств. По крайней мере, действовавшее до парламентских выборов польское правительство обязалось на переговорах с ЕС ввести этот налог максимум в 2003 году.

"План" не исключает также рост ставок налога на добавленную стоимость и ликвидацию налоговых льгот. В результате указанных в плане мер левые демократы планируют достигнуть 5%-ного роста ВВП уже к концу 2003 года.

Потенциальные союзники "новых левых" требуют защиты внутреннего рынка

И все же существует высокая вероятность, что не всем планам левого либерала Марека Бэлки суждено сбыться даже при условии его утверждения на посту министра финансов. Хотя план польские эксперты оценивают в общем позитивно, они все же отмечают, что не все его пункты реальны.

Во-первых, некоторые важные элементы экономической программы левых демократов (например, сокращение бюджетных расходов) негативно воспринимаются левым электоратом.

Во-вторых, многие пункты этого плана вызывают противодействие со стороны тех политических партий, которые потенциально могли бы войти в состав правительства, создаваемого коалицией АДЛ-СТ.

Например, желание Бэлки повысить ставки налога на добавленную стоимость для некоторых категорий с/х продуктов вызвало негативную реакцию со стороны Польской крестьянской партии (одного из наиболее реальных кандидатов на присоединение к коалиции АДЛ-СТ для формирования "правительства большинства") и "Самообороны".

Следующим камнем преткновения может стать положение плана, предусматривающее отказ от введения налога на импорт. Во всяком случае до парламентских выборов были планы традиционным путем ограничения импорта пытались защитить польский внутренний рынок.

За введение налога на импорт опять-таки выступает потенциальный союзник АДЛ-СТ - Польская крестьянская партия. И именно введение/невведение налога на импорт стало одной из тем переговоров между АДЛ-СТ и этой партией относительно перспектив совместного формирования нового правительства.

И если импортный налог является неотъемлемым атрибутом присоединения крестьян к коалиции левых демократов и трудовиков, то ВТО такое решение нового польского правительства вряд ли устроит. Уже сегодня польские эксперты утверждают, что ограничение новым польским правительством режима импорта может стать причиной введения таможенных пошлин на польские товары (а рост экспорта - один из основных источников роста ВВП).

Как бы там ни было, но новому правительству придется нелегко. Если после завершения всех переговоров и достижения договоренностей с такими партиями, как Польская крестьянская партия, "Самооборона", "Гражданская платформа", коалиция АДЛ-СТ все же не изменит основные принципы задекларированной макроэкономической политики, то она все равно регулярно будет сталкиваться с дилеммой выбора между идеологическими соображениями и необходимостью проводить эффективную экономическую политику.

P.S. 4 октября президент Польши назначил премьер-министром лидера АДЛ Лешека Миллера. На момент подготовки материала к публикации шел последний раунд переговоров о создании коалиционного правительства АДЛ-СТ с Польской крестьянской партией. Аналитики пргонозируют, что результатом создания коалиционного правительства АДЛ-СТ с ПКП станет дополнение "плана Бэлки" элементами протекционизма.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования