Лукашенко в интерьере Кучмы

Пятница, 7 сентября 2001, 20:29
"Белорусский сценарий". Термин, ставший пугалом в устах антикучмистов и предметом гордости Натальи Михайловны Витренко. Первые уверены, что Леонид Данилович опускает страну до уровня соседа, вторая верит, что Лукашенко взял для реализации своих идей именно ее теории. "Белорусский сценарий" может остаться миражом в воображении оппозиции, а может стать и украинской реалией. Поездка в предвыборную Белоруссию – это возвращение в советское прошлое с элементами украинского будущего. Которое, если повезет, может быть, все таки обойдет нас стороной. Однако уже сейчас чувствуется близость не только географическая.

У Кучмы и Лукашенко столько общего, что иногда страшно – они даже править начали семь лет назад с разницей всего в несколько июльских дней. В то же время Киев и Минск так разительно отличаются, что родной город кажется европейским осколком – даже вкупе с перерытыми улицами и уродливым символом на главной площади. Народ и здесь, и там одинаково пассивен. Правда, в Белоруссии больше счастливых пенсионеров и госслужащих, не знающих, что такое задержка зарплаты, зато чувствующих самую высокую в СНГ инфляцию.

Через два дня Белоруссия будет выбирать своего "гаранта". В том, что им станет Лукашенко, вроде бы не сомневается никто. Но это только сильнее подзадоривает оппозицию, которая так же непохожа на украинскую: Гончарик идет один на один с Лукашенко, а единого кандидата от антикучмистов не было никогда. Правда, в бюллетенях у белорусов будет еще фамилия третьего кандидата – Гайдукевича, однако серьезным соперником эту персону никто не считает.

Главное потрясение первых часов пребывания в стране Лукашенко – это местная достопримечательность, глава тамошнего ЦИК - Лидия Ермошина. Просто тренажер для нашего Рябца, который может многому научить в искусстве делать "правильный" выбор между совестью и долгом! Ермошина – живое воплощение героини фильма "Служебный роман", и единственное ее отличие от прототипа – с этой разные "штучки" не проходят, и в порыве страсти свои предпочтения она не меняет.

Свое мастерство убеждать Ермошина тренирует на журналистах, преимущественно иностранных, которые все не могут врубиться, как с понятием проповедуемых ею честных выборов вяжется спецвыпуск газеты "Советская Белоруссия" – в течение двух дней подряд тиражом по 600 тысяч экземпляров. В каждом экземпляре, подсчитала оппозиция, слово "Лукашенко" встречается 63 раза. Газета при этом основана администрацией президента Республики Беларусь, то есть, это государственный печатный орган, который должен обеспечить равный доступ на страницы всех кандидатов.

Ответ главы белорусского ЦИК – гимн "белорусской демократии", аргументация, до которой, слава Кучме (свят! свят!), в Киеве еще не додумались. Итак, судя по ответу Ермошиной, Лукашенко получил карт-бланш на страницах госоргана… для компенсации несправедливости по отношении к нему со стороны негосударственной прессы. Та, понимаешь, любит превозносить только оппозиционера Гончарика, а это считается "финансовым содействием кандидату в президенты", недозволенным действием по белорусским законам. Поэтому Александру Григорьевичу и дали возможность отыграться.

Правда, белорусы переняли наш опыт в другом. Ключевой элемент фальсификации, по мнению оппозиции, как и на всеукраинском референдуме "по народной инициативе" об изменении Конституции, – досрочное голосование. Может быть, там все и чисто, тогда не понятно, почему столько противоречивых заявлений. За три дня, начиная со вторника, голоса на выборах президента уже отдали 5,4% белорусов, сообщил ЦИК. Однако параллельно считает проголосовавших людей и общественная инициатива "Независимое наблюдение". И вот по ее данным, на участки пришли 8,4%. Ермошина этой разницы не замечает – по словам главы ЦИК, ее просто "нет", ведь она оперирует данными местных избиркомов. Хотя тут же признала, что избирательный процесс все же сопровождается "недостатками", связанными с "человеческим фактором". И тут же уверяет, что "заявлений о явных и серьезных нарушениях не поступало".

Также, как и наш, белорусский "гарант" любит показать свою честность Западу. И если Кучма пока только внушил украинским послам за рубежом приглашать наблюдателей из-за рубежа, то Лукашенко иностранных понятых своей честной победы насобирал свыше 700. Кроме того, свидетелями этого станут пять сотен иностранных журналистов. Он принял в пятницу делегацию парламентской ассамблеи ОБСЕ и – точь в точь как Кучма в МИДе – заявил, что Белоруссия заинтересована в максимальном присутствии наблюдателей.

Белорусская оппозиция – сработавшая версия "каневской четверки" (пока можно говорить, что только в организационном плане). Как и в Украине, улица здесь свое слово в политической борьбе уже сказала давно. Акция протеста за два дня до выборов – три десятка душ в пикете резиденции Лукашенко с портретами пропавших политиков и журналистов в руках. Худшая версия антикучмистов: оппозиционеры попугали Лукашенко немым укором, митинг увидели представители международных правозащитных организаций и засняли камеры зарубежных телекомпаний и кагэбистов, а спустя час после начала все закончилось.

Антилукашенковцы говорят, что могут безбоязненно протестовать только под протекторатом телеобъективов.

В субботу – последний день агитации – в Минск возвращается Гончарик. В случае победы на выборах, если она не будет признана Лукашенко, он обещает призыв к массовому неповиновению, демонстрации и апелляции к "потенциальным союзникам Белоруссии". Лукашенко представителей этих "союзников" пообещал выслать из страны.

Ждать осталось два дня.

Поїздка до Мінську стала можливою за підтримку Міжнародного фонду "Відродження".