🎄 Скин для карты от "Украинской правды" теперь в Monobank 🎁

Что делать с Украиной, думают в России

Пятница, 7 сентября 2001, 16:09
Десятилетний юбилей украинской независимости, пышно отпразднованный в конце августа, вызвал, тем не менее, вполне "похоронные" комментарии в большинстве украинских, западных и российских СМИ, пишет российское издание Эксперт, которое посвятило Украине одну из своих передовиц.

Анализируя украино-российские отношения, журнал делает вывод, что российская политика по отношению к Украине сейчас находится на пороге очень серьезного кризиса, не смотря на, казалось бы, теплые отношения между Кучмой и Путиным.

"Украина не использовала свой потенциал. Ее государственность так и не состоялась. Украина возвращается в сферу влияния России" - таков лейтмотив юбилейных публикаций. Присутствие на торжествах в качестве главного зарубежного гостя президента России Владимира Путина, казалось, только подчеркнуло очевидное: уже никто ни от кого никуда не бежит.

Кризис отдельно, бизнес отдельно

Несмотря на то что в последние годы украинское направление было признано приоритетным во внешней политике России, суть двусторонних отношений не изменилась. По-прежнему главным фактором влияния России остаются поставки энергоносителей, долги за них, пути их транспортировки, а также зависимость экономики Украины от российского рынка сбыта. Администрация Путина действительно пытается использовать эти козыри более целенаправленно, нежели ее предшественники, добиваясь от Киева определенных уступок.

Прежде всего - в части проникновения российского капитала на ключевые украинские предприятия. Создав анклавы российского присутствия и сформировав вокруг них местные группы влияния, можно попытаться поставить под свой контроль ситуацию в формально независимой стране, не раздражая при этом мировую общественность призраком восстановленной империи.

Однако если еще в прошлом году эта схема успешно работала, то сейчас ситуация радикально изменилась. Украина, несмотря на все прогнозы, научилась платить за газ и электричество, ее экономика на подъеме. Переходный период в стране заканчивается, и России необходимо подыскать новые продукты, с которыми она оказалась бы конкурентоспособной на украинском рынке влияния.

Как правило, мнение о том, что Украина галопом несется в пропасть, связано с "кассетным скандалом" и вызванным им политическим кризисом. Однако, по выражению одного из правительственных чиновников, "у нас кризис сам по себе, а бизнес сам по себе".

Рост ВВП за первое полугодие 2001 года по отношению к первой половине прошлого года составил 9,1%, рост производства - 18,5%, инвестиций - 23,6% при инфляции с января по июнь в 5,3%. И если в прошлом году рост был достигнут за счет развития экспортных отраслей, то в нынешнем он в значительной мере был обусловлен пробуждением внутреннего спроса. Это помогло украинской промышленности достаточно легко пережить ухудшение мировой конъюнктуры для экспортеров металла и химической продукции, а также проблемы с экспортом в Россию.

Характерный пример - черная металлургия. За первое полугодие, по данным заместителя министра промышленной политики Сергея Грищенко (интервью газете "Бизнес"), рост производства проката на Украине составил 24%, в то время как его экспорт увеличился всего на 4%. То есть основной прирост производства обеспечил внутренний рынок, который, по расчетам Минпромполитики, может вырасти в два раза - до 12 млн тонн стали в год, что компенсирует вероятное сокращение присутствия украинских металлургов на внешних рынках (характерно, что в числе наиболее растущих отраслей украинской экономики сейчас значится машиностроение - основной внутренний потребитель металла).

Впрочем, резко негативных изменений пока не происходит и с экспортом. Даже после 1 июля, несмотря на неблагоприятное для украинцев изменение режима взимания НДС в торговле с Россией, валютный рынок не зафиксировал снижения объема экспортных поступлений валюты в страну. А в ближайшее время они, по прогнозам, должны даже возрасти благодаря экспорту зерновых, рекордный урожай которых страна собрала в этом году. Созданные в ходе земельной реформы крупные капиталистические сельхозпредприятия стали одним из основных факторов роста в аграрном секторе Украины.

Завершение передела собственности в стране и оформление крупных финансово-промышленных групп также является одним из факторов экономического подъема, способствует выведению капиталов из тени и росту инвестиций. Кстати говоря, в структурном отношении некоторые украинские ФПГ продвинулись намного дальше российских. Так, в металлургической промышленности уже давно сформировались крупные вертикально интегрированные холдинги, включающие в себя угольные шахты, коксохимзаводы, металлургические комбинаты, поставщиков руды, транспортные и энергетические компании. В России же процесс подобного "собирательства" начался только год-полтора назад.

Что же касается положения населения, то нельзя забывать о выгодном географическом положении Украины (близость к Европе и выход к теплым морям). Это позволяет зарабатывать средства к существованию как в соседних странах (по некоторым оценкам, в государствах Восточной Европы постоянно работают до 2 млн украинцев), так и "челночной" торговлей. Кроме того, украинцы и вообще население южнорусских регионов всегда отличались большей предприимчивостью по сравнению со своими северными собратьями.

Поэтому теневой малый бизнес на Украине получил гораздо больший размах, чем в России (за исключением Ростова-на-Дону и Северного Кавказа). Короче говоря, условия для процветания неформальной экономики на Украине более благоприятны, чем в России. Отсюда и удивляющая многих социальная стабильность украинского общества, которую не смогли нарушить даже шокирующие разоблачения деяний нынешнего президента.

Новая газовая политика

Символом российско-украинских экономических отношений до сих пор остаются долги Киева за поставляемый газ. Именно они считались тем рычагом, при помощи которого Москва сможет управлять политическим курсом Киева, а также получить наиболее ликвидную собственность в стране.

Однако сейчас ситуация резко изменилась. При помощи очень жестких мер, экс-вице-премьер Юлия Тимошенко и ее преемники в энергетическом секторе правительства сумели нормализовать расчеты по поставкам газа с Россией и прекратить его воровство из транзитного трубопровода. Украинские предприятия научились платить за газ, причем достаточно много - 60-70 долларов за тысячу кубометров, так что для конечных потребителей газ оказывается не намного дешевле, чем в Европе.

Это позволило Киеву диверсифицировать снабжение страны газом и перейти на закупки значительных объемов топлива у Туркмении, стабильно расплачиваясь за его поставки. Наконец, благодаря мерам по снижению удельного веса газа в энергетическом балансе страны, отключению должников, а также внедрению энергосберегающих технологий собственниками крупных промышленных предприятий страны Украине удалось сократить потребление газа на 13% за первое полугодие 2001 года.

В результате Киев стал намного увереннее чувствовать себя на переговорах с Москвой о реструктуризации газовых долгов прежних лет (1,4 млрд долларов). Если ранее украинское правительство соглашалось распространить на них государственные гарантии, механизм которых мог затем быть использован для приватизации украинской собственности за долги, то с нынешней весны Киев занял гораздо более жесткую позицию.

Результат не заставил себя ждать. 20 августа в ходе переговоров премьеров Михаила Касьянова и Анатолия Кинаха был предварительно согласован новый вариант реструктуризации долга. Его условия оказались весьма мягкими для Киева: срок реструктуризации - десять-двенадцать лет, причем к этим долгам украинское государство никакого отношения иметь не будет. Они признаются корпоративными долгами компании "Нефтегаз Украина", а если та будет нарушать график платежей, то Россия компенсирует потери за счет сокращения платы за транзит газа.

С коммерческой точки зрения этот вариант можно признать очень удачным для Москвы, однако с мыслью о том, что украинскую собственность можно будет забрать за долги, придется распрощаться. Правда, ходят слухи, что в обмен на такие уступки Киев пообещал отдать российским компаниям ряд крупных предприятий, однако это вряд ли произойдет. В конце концов "вдруг" найдется кто-то, кто предложит на конкурсе большую цену или же парламент "вдруг" запретит приватизацию того или иного предприятия.

Короче говоря, проблема газовых долгов скоро перестанет быть способом давления Москвы на Киев. Конечно, зависимость Украины от поставок газа из России по-прежнему велика - ведь даже туркменский газ идет в страну по российской трубе. При этом в течение последних лет Москва успешно предотвращала попытки построить обходящие Россию транспортные коридоры по поставкам энергоносителей в страны Европы и Ближнего Востока. Однако новые проекты продолжают появляться с завидной регулярностью, что свидетельствует о значительной заинтересованности в них как элит некоторых бывших советских республик, так и крупных транснациональных компаний. И надеяться на то, что и в будущем СНГ останется клубом дружественных государств по совместной транспортировке энергоносителей в Европу, весьма рискованно.
Неприятной для Украины проблемой остаются планы России по строительству обходных газопроводов. Однако за время, пока они будут реализовываться, Киев надеется путем дальнейшего сокращения потребления газа (прежде всего за счет увеличения потребления угля) подготовить экономику страны к потере поступлений от газового транзита.

В стратегическом плане Москва вряд ли может полагаться и на зависимость украинской экономики от российского рынка сбыта, несмотря на то что он действительно является сейчас приоритетным для украинского экспорта. Во-первых, российское правительство само ведет дело к тому, чтобы перевести экономические отношения между Украиной и Россией в обычные для двух независимых государств рамки.

Это, естественно, побуждает украинцев активно искать новые рынки сбыта или, если уж так дорог российский рынок, покупать предприятия в самой России. Курс Москвы на вступление во Всемирную торговую организацию тоже не побуждает украинский бизнес и правительство к изучению перспектив вхождения в Таможенный союз стран СНГ. Наоборот, есть стремление побыстрее привести законодательство в соответствие со стандартами ВТО, чтобы вступить в эту структуру раньше России. Ведь любой член ВТО может выдвигать свои требования к стране-кандидату, что для Киева было бы очень кстати.

Потребность в "крыше"

Продуктом, с которым Россия может быть конкурентоспособной на Украине, является безопасность. После "кассетного скандала", спровоцированного западными спецслужбами для устранения политической верхушки Украины, в сознании национальной элиты произошел радикальный поворот. Проблема безопасности - своей собственной и государства в целом - впервые за все десять лет независимости стала восприниматься как актуальная.

На уровне президента и его ближайшего окружения это вопрос личной безопасности после ухода со своих постов. Леонид Кучма, по конституции, будет править до конца 2004 года, и до тех пор именно этот мотив станет определяющим в его поведении. Пока, правда, никаких приемлемых решений здесь, видимо, не найдено - отсюда и циркулирующие по Киеву слухи о намерениях президента избираться на третий срок.

Безопасности крупных предпринимателей угрожают многочисленные уголовные расследования, проводимые в западных странах. Уже арестовано несколько влиятельных украинских бизнесменов. Безопасности их бизнеса угрожают "недружественное поглощение" со стороны российских конкурентов и все более усиливающееся давление со стороны Запада. Последний уже давно требует от Киева "зачистить" украинские бизнес-группы, мешающие продвижению американских и европейских компаний в энергетику, на рынок земли и СМИ.

Поэтому именно гарантии безопасности означенным выше группам станут в ближайшем будущем основным средством платежа на Украине. Вопрос, кому достанутся телекоммуникации, газотранспортная система, энергетика и прочее, теперь в большой степени будет зависеть от надежности представленных гарантий безопасности.

В принципе эти гарантии могут предоставить и некие силы внутри Украины, которые сумеют навести порядок в стране, усмирить оппозицию и поддерживать ровные, но выгодные для украинской элиты отношения с внешним миром. Однако такой вариант в условиях жесткого давления извне может и не пройти. Теоретически гарантии безопасности может дать и Запад.

Однако становится все более очевидным, что США и ЕС не намерены идти на соглашения с представителями украинской элиты, а склонны ее просто поменять на более управляемую. Остается Россия. Тоже потенциально опасный вариант, однако с ней, по крайней мере, говоришь на одном языке и теоретически можно вести речь о разделе сфер влияния.

Государственная независимость поначалу воспринималась многими украинцами как защита от хаоса и непредсказуемости России. Украина без Великороссии была своего рода олицетворением векового идеала русской либеральной интеллигенции - маленькой европейской Россией, не отягощенной поднадоевшим бременем геополитической значимости. И сегодня многие хотели бы представить Украину простой европейской страной, в которой мирно живут, не воюя с чеченцами и не споря с Америкой.
Уверенность в завтрашнем дне осталась незыблемой даже после бомбежек Югославии. В Киеве тогда пришли к выводу, что Милошевич был наказан за свое плохое поведение, а если быть паинькой и следовать в русле генеральной линии евроатлантизма, то все будет хорошо.

События в Македонии, с которой Украина имеет самые тесные дружеские отношения, эту теорию разрушили до основания. Македония - образцово-показательная страна, где нет ни олигархов, ни производителей пиратских компакт-дисков, а сведения о коррупции в этой стране не проникали на страницы западной печати. И вообще Скопье вел себя как надо: никогда не артачился перед Западом, помогал ему во время войны в Югославии, соблюдал права нацменьшинств.

И вдруг - албанская проблема, более чем странное поведение НАТО и в итоге потеря контроля над страной, ее фактический раскол. Это приводит Киев к грустной мысли: на Запад как гаранта независимости рассчитывать не стоит. Восточная Европа превращается в зону перманентной нестабильности, которая вполне может докатиться и до Украины. Тем более что и здесь есть потенциальные очаги напряженности. Это противоречия между западными и восточными регионами, межконфессиональные раздоры, в перспективе - проблема крымских татар.

В такой ситуации быть скромным безобидным европейцем становится опасно. Посему необходимо вооружаться самим и искать союзников. Если на роль таковых не годится Запад, то остается Россия.

Таким образом, безопасность может стать наиболее ликвидным товаром из всего российского экспорта на Украину да и в другие страны все более взрывоопасной евроазиатской "дуги нестабильности". Товар, который способен привязать к России весь регион крепче любых нефте- и газопроводов. Вопрос в том, захочет ли Россия кому-либо этот товар предложить. Платить ведь за него придется не только покупателю.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования