100 дней премьера Кинаха

Среда, 5 сентября 2001, 17:00
Первые сто дней работы во главе Кабинета министров справляет в среду Кинах. 29 мая, будучи назначенным волей непримиримых антикучмистов-социалистов, откровенный прокучмист Кинах достиг второй ступеньки в государственной чиновничьей иерархии. Амбиции действующего премьера во времена его председательства в УСПП были видны даже невооруженным глазом, его умение высказываться от имени государства и его интересов, занимая общественную должность, казалось попытками утолить чрезмерное честолюбие. Сейчас время, даже невзирая на мнение пресс-секретаря Кинаха, подбивать первые итоги.

Сергей Терехин, народный депутат (фракция "Реформа-конгресс"), председатель Института открытого общества: "Трудно комментировать из-за малого срока. Но две очень интересные черты обнаружились у премьера, не у правительства, ибо то - старое осталось. Первое - публичная политика по сближению с Россией.

Также очень интересно наблюдать, что премьер в начале карьеры позволил себе роскошь вступить в полемику с президентом. На фоне выборов это выглядит немножко сексуально. Подразумевается отношение к политическому укладу государства, отношение к малому налоговому кодексу, который критиковался Кучмой. Это - элемент полемики, которую не позволял себе ни один премьер. На моей памяти, возможно, единственный, это - господин Масол, назначенный господином Кравчуком, который остался при новоизбранном президенте [Кучме].

Почему действующий премьер так ведет себя? Конституция так устроена, что премьер является предметом выдумок президента. Вы знаете нашего президента, который ропщет, когда в его окружении есть политики, которые позволяют себе самостоятельные мысли. Я не хочу сказать, что Кинах - не яркая личность. Любой премьер является яркой личностью. Кинах устраивает Леонида Даниловича как человек из команды".

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития: "Кинах ведет себя так, как говорит. Его поведение соответствует идеологии, которую он озвучивал до прихода на пост премьера. Еще одно положительное качество – он не предпринимает революционных изменений по курсу. В какой-то мере это объясняется тем, что в нашей бюрократической машине накопился опыт, преемственность. В микроэкономике Кинах, в соответствии со своими взглядами, хочет усилить роль государства в производстве. Поддержать наших крупнейших производителей, которых раньше относили к отраслям группы А – самолетостроение, крупное машиностроение. Как человек правых взглядов я вижу здесь опасность. Если ты поддерживаешь отрасли, которые конкурентоспособны, то-есть, экспортоспособны, то в этом случае страна выигрывает. Если поддерживаются отрасли импортозамещения, которые неконкурентоспособны, которые требуют охраны со стороны государства, – то страна проигрывает. Пока эта черта у него не проявляется явно, но некоторые тенденции уже есть.

Если бы мне пришлось говорить с Кинахом, я бы ему сказал: "Будьте осторожны с бюджетом в вопросе поддержки неконкурентоспособных отраслей".

Глеб Вышлинский, заместитель директора Международного центра перспективных исследований: "Положительным является то, что нынешнее правительство не пошло на полный пересмотр политики Ющенко. Кинах не занял позицию: "что было до нас - неправильно", и это является большим достижением. Но я не уверен, что правительство понимает, на чем базировался успех предшественников - жесткая финансовая политика и поддержка предпринимательства, что дало толчок экономическому росту.

Проблема 100 дней… В отличие от Ющенко, Кинах не поставил приоритеты: какие проблемы наиболее важны и какова позиция правительства относительно этих проблем. Это необходимо для того, чтобы правительство не работало в режиме пожарника.

Правительство должно четко определить свои позиции относительно ключевых вопросов, эта позиция должна быть доведена до каждого чиновника и эта позиция должна соответствовать позиции президента. Мы видим несоответствие позиций Кучмы и правительства. Это и вопрос жесткости бюджетной политики, это - заявление Кинаха о возобновлении критического импорта и введение снятия НДС по факту оплаты (сейчас - по факту отгрузки).

Очень весомым фактором является то, что значительные направления политики определяет президент - поэтому будет качественная экономическая политика, ибо сильная команда собралась в администрации президента. Это будет сдерживать [Кинаха] в принципиальных решениях. Доказательствами этого являются вето президента на закон об оптовом рынке электроэнергии, вето на мораторий приватизации энергокомпаний. Если не будет четкой программы и четкой позиции относительно ключевых вопросов, то правительство просто будет наблюдателем процессов в экономике и обществе".

Владимир Полохало, политолог, шеф-редактор журнала "Политическая мысль": "Для правительства Кинаха какой-то отсчет времени, традиционный для западных обществ - 100 дней, 500 дней - не имеет смысла. Скорее всего, Кинах должен был стать исполняющим обязанности премьер-министра.

Есть несколько мифов о Кинахе. Первый - что он не связан ни с одним кланом. Второй - Кинах является самодостаточной политической фигурой и может быть самодостаточным в правительстве. Третий - Кинах способен реализовать реформаторские направления. Прошедшие сто дней опровергают эти три мифа.

100 дней показывают особенности, присущие правительству - Кинах при принятии важных вопросов никак , в условиях господства неформальных институтов и латентных договоренностей, не попробовал изменить что-то к лучшему и продолжить линию Ющенко, которая была, во всяком случае, продекларирована - об открытых правилах. Сегодня сложно назвать реальные шаги, которые бы демонстрировали, что в Украине началась конкуренция на основании общих для всех правил. Правительство Кинаха не внесло изменений в соотношение сил и ресурсов среди основных политических и экономических игроков.

Для того, чтобы выжить в условиях полного слияния бизнеса и политики, Кинах готов прибегнуть к любым компромиссам, и неизвестно, пойдут ли они на пользу Украине. Правительство вынуждено договариваться с фракциями, которые представляют интересы кланов Украины. Тут он не пошел на конфликт - даже на продекларированный конфликт. Кинах действует по "правилам", которые учредились в украинском политикуме.

Правительству Кинаха предначертано быть важным инструментом распределения админресурса в регионах и административной мобилизации электората с целью формирования управляемого из Банковой парламента. А институционная "революция" - внедрение госсекретарей - установила тотальный контроль со стороны Банковой над правительством. Диапазон маневра у Кинаха узок.

Кинах пребывает в своеобразной роли - он не может внедрять новации, ибо частные экономические и политические актеры намного сильнее правительства. Это совсем не исключает, что Кинах не демонстрирует умения править, но он ограничен в своих действиях. Он - один из субъектов, которые состоят на властном Олимпе, но не главный. Конкурентоспособность правительства по этим причинам значительно ниже, нежели у пропрезидентских олигархических группировок. Президент сказал много теплых слов Суркису. Это - определенный знак как представителю этой группировки. В то же время это значит, что президент не собирается отстранять группы, которые определяют украинскую политику.

Кинах вряд ли сможет изменить что-то в течение следующих 100 дней. Он имеет шанс просуществовать до осени 2002 года , пока новый парламент будет занят сам собой".

Анатолий Гриценко, президент Украинского центра политических и экономических исследований имени Разумкова: "Сто дней - еще короткий срок, чтобы дать взвешенную оценку, но отдельные тенденции уже видны. Во-первых, правительство не делало никаких резких движений во всех сферах деятельности, и, соответственно, избегало ошибок. Это содействовало тому, что рейтинг правительства, согласно опросу общественного мнения, за последние три месяца вырос. Правительству Кинаха удалось удержать темпы роста экономики, основа которых была заложена предыдущими правительствами. Общие макроэкономические показатели внешне производят очень серьезное впечатление, однако есть очень серьезный вопрос, связанный с достоверностью нашей статистики. Сообщается, что реальная зарплата населения выросла на 17%. В то же время трудно сказать, что за эту зарплату можно больше купить товаров или услуг на 17%. Возможно, тот стандарт корзины, за которым осуществляются подсчеты, не в полной мере соответствует структуре расходов рядовых граждан.

При декларациях Кинаха о большей прозрачности в деятельности правительства, отдельные вопросы решаются в закрытом режиме, и содержание принятых решений не доводится до экспертов и общественности. Например, до сих пор мы не имеем текста соглашений, подписанных с Россией о параллельной работе электросетей. Не знаем, удалось ли правительству Кинаха отстоять интересы Украины, или мы пошли на серьезные уступки России. Аналогичная ситуация с результатами визита Дубины в Туркменистан. Российская пресса сообщает о провале этого визита, наши скупые официальные сообщения свидетельствуют, что якобы все в порядке. Это не тот уровень прозрачности, который должен сопровождать деятельность правительства и на который мы рассчитывали.

Еще одно важное обстоятельство. К сожалению, накануне границы в 100 дней стали заметными определенные противоречия между правительством и главой государства. Очевидно, что резкая критика со стороны президента Кучмы по поводу проекта бюджета-2002 имеет определенную политическую окраску. Часть экспертов склоняется к мнению, что предлогом для обострения отношений стало слишком откровенное интервью премьера еженедельнику "Зеркало недели". Иначе трудно понять, почему президент был якобы удивлен тем, что правительство разрабатывает проект бюджета на старой налоговой базе (иначе он и не может делать в соответствии с законом, ибо новое налоговое законодательство не принято), а также тем, что правительство подготовило дефицитный бюджет. Вряд ли ход подготовки бюджета был неизвестен профильным управлениям администрации президента. Однако, критические слова прозвучали, и в довольно резкой форме. Будет очень жаль, если противоречия между высшими должностными лицами будут углубляться.

Испытанием для Кинаха станет обсуждение проекта бюджета в парламенте. Тогда мы сможем оценить, насколько серьезными были декларации о налаживании более плодотворного сотрудничества между правительством и ВРУ, нежели было при Ющенко. Я желаю правительству Кинаха продержаться хотя бы до выборов, удержать показатели и сделать так, чтобы они были ощутимы на микроуровне. А также чтобы правительство удержалось от популистских решений накануне выборов".