Сколько стоит репутация президента?
Вторник, 25 сентября 2001, 20:15
"Мы не нашли никаких доказательств о причастности Кучмы к убийству Гонгадзе", эту фразу руководители Кролла повторили во вторник добрую сотню раз. Причем, отвечая на любой вопрос журналистов.
Честно скажу, что никак не могла поверить в альтруизм и бескорыстие лидеров "Трудовой Украины" – потратить сотни тысяч долларов ради правды о том, кто убил Гонгадзе. А вдруг все факты и впрямь укажут на Кучму? Потом просто перестала ломать над этим голову, может я действительно не всегда права, когда не доверяю всем подряд?
Оказалось все гораздо проще - ради отбеливания репутации Кучмы отдельным людям и таких денег не жалко. "Перед нами было поставлено задание – определить, действительно ли президент Кучма был причастен к убийству журналиста Гонгадзе", произнес с трибуны в Нью-Йорке Майкл Черкасский.
Сразу стало все понятно – никто и не собирался искать убийц Гонгадзе, речь шла исключительно о Кучме.
Почти двухчасовой видеомост с Брюсселем, Нью-Йорком и Вашингтоном обошелся "альтруистам"-трудовикам еще в добрый десяток тысяч долларов. Впрочем, традиционно, никто не ответил на вопрос – "А сколько ТУ выкинула денег на ветер?"
Итак, вот, что удалось установить Кроллам
- пленки ВОЗМОЖНО были отредактированы,
- запись точно НЕ ВЕЛАСЬ ИЗ-ПОД ДИВАНА, как об этом говорил майор Мельниченко
- однако ЗАПИСЬ ИМЕЛА МЕСТО и, скорее всего, велась со стационарной системы, установленной во времена СССР и активированной сейчас
- майор Мельниченко НЕ МОГ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОДИНОЧКУ
Следующий шаг следователей – продолжительный "допрос" Кучмы. В результате беседы с гарантом беспристрастные следователи однозначно сделали вывод – Кучма ни при чем. Президент был предельно искренним с заморскими следователями и подтвердил, что на пленках ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕГО ГОЛОС, но ничего плохого о Гонгадзе он не говорил.
Кроме того, Кроллу не удалось встретиться с Мельниченко и получить у него оригинал записи. "Без этих пленок дело против президента не может быть начато", признал Черкасский.
Вывод Кролла - нет доказательств, которые бы говорили о том, что именно Кучма "заказал" Гонгадзе.
Я следователей понимаю – они исходили из презумпции невиновности гаранта. Так делается во всем демократическом мире. Но данные, на основании которых они делают выводы, неоднозначны. Если речь идет только о возможном редактировании, но голос на пленке принадлежит Кучме – то можно ли быть стопроцентно уверенным в его невиновности?
Чуть позже под давлением ироничных вопросов журналистов, многих из которых такие доводы Кролла совсем не убедили, Черкасский вынужден был пролепетать что-то похожее на "нет ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ доказательств" вины президента. Кажется, студия в Киеве (журналисты) и студия в Нью-Йорке не всегда понимали друг друга – Кролл честно выполнил заказ клиента, а пресса была не в курсе "заказа".
О других версиях Черкасский особо не распространялся – возможно, это выгодно кому-то, кто слушал Кучму и решил его подставить, возможно это "олигархи", "организованные преступные группировки" – их мотивы кажутся Кроллу "гораздо сильнее", чем мотив Кучмы. "Сегодня есть много версий, много заинтересованных сторон, но доказательств причастности Кучмы мы не обнаружили". При этом Черкасский, почти раздраженно признался, что у Кролла вообще "нет желания очень глубоко заниматься данным расследованием. Мы не считаем, что необходимо расследовать слухи".
Представитель "заказчика" – Сергей Тигипко попытался спасти ситуацию и опрометчиво предположил, что никто раньше не слышал "более интересной и более правдивой информации".
"Я не считаю, что мы выбросили деньги на ветер, хотя мы и не получили ответ на вопрос, который хотели получить – кто убил Гонгадзе… Кролл – детективное агентство номер 1. Если бы было нормальное сотрудничество с правоохранительными органами, после этого можно было бы судить о профессионализме".
По признанию Тигипко, Кроллу пришлось в Украине нелегко – после того, как Мельниченко получил политическое убежище в США, прокуратура просто запретила им общаться с кем-либо без их разрешения, а под конец вообще чуть ли не пригрозили высылкой из страны. При этом в Трудовой Украине скептически относятся к возможности возобновления контактов.
"При таком уровне сотрудничества со следователями я считаю нецелесообразным продолжать сотрудничество с Кроллом", говорит Тигипко. Единственный выход из ситуации - "протащить" через парламент закон о деятельности детективных агентств, в том числе и зарубежных, в Украине. Он пообещал подготовить такой закон, и если депутаты его поддержат, продолжить контракт с Кроллом.
Однако все это очень похоже на популистские заявления, хотя добрые намерения совсем не исключены. Если учесть процедуру подготовки законопроекта, его прохождения через комитеты и сессию, а также очередь "вне- и первоочередных" законопроектов, то как-то верится с трудом, что господин Тигипко поставил перед собой реальную задачу.
И еще одно. В анонсе накануне видеоконференции было заявлено о наличии в отчете Кролла нескольких фамилий влиятельных людей. В окончательном документе эти фамилии были тщательно вымараны и заменены на "влиятельный член правительства", "член Парламента, который якобы был тесно связан с организованной преступностью".
В первом случае речь шла о Марчуке, во втором – о Волкове. Оставим на совести Трудовиков их решение не упоминать имена этих людей, оставив в тексте достаточно других подробностей, не имеющих отношения к следствию.
Короче, Кучма может быть только рад. Почти официально признано, что доказательств его вины нет. Правда, так и не известно, кто и за что убил Гонгадзе…
Теперь Кучма может улыбаться и смело протягивать руки западным лидерам. Только никто этих лидеров не осудит, если они украдкой вытрут руки о полу пиджака.
Адриян Каратницкий: … "кроме описания дня, когда исчез Георгий Гонгадзе, нет никакой новой информации. Просто есть выводы, не подтвержденные никакими фактами.
Что касается того, что был использован диктофон, который активизировал запись во время разговора, - эта информация была в выводах Международного института прессы …
Что касается того, что записи были сделаны именно таким образом, как говорит Мельниченко, - лично я тоже сомневаюсь в этом. Я думаю, что эти записи являются частью системы аудиозаписей президентской администрации, которая была введена раньше, до всех всех этих событий. Мне интересно, что Кролл не собирался узнать, что, возможно, копии были похищены и не исследовали аппаратуру, которой пользуется сам президент.
Основной вопрос, который они не анализировали - все препятствия со стороны милиции, прокуратуры; препятствия в экспертизе тела Георгия Гонгадзе…
Мне кажется, что если встает вопрос о последовательности, и существуют вещи, которые вызывают большие сомнения в широкой общественности мира, в правозащитных организаций, то как объяснить поведение правительственных структур? Здесь нет никаких расследований…
Все это дело осталось таким, которым была раньше. Все - под сомнением".
Роман Купчинский
"Кролл в своих выводах говорит, что нет сомнения, что подслушивание имело место в кабинете Кучмы, что разговоры Кучмы были записаны. Т.е. существует вопрос - кто записывал и как.
Не понятно, дала ли Прокуратура Украины следователям Кролла доступ к материалам следствия, было ли поставлено требование, чтобы Юрий Кравченко и Литвин согласились пройти детектор лжи? Это стандартная процедура в таких частных следствиях и они это в отчете не указывают.
Удивило, что Алена Притула заявила, что голос Литвина это не голос Литвина. Внезапно первый раз Алена Притула такое говорит. Это для меня мистерия.
Мне кажется, что следствие Кролла не пришло к нормальным выводам.
Они называют правдоподобным, что Кучма не был замешан, но они не говорят что же там произошло. Следовательно, на мой взгляд, отчет никакой и никому не нужен, так как он не дает ответов на вопросы - кто заказал, кто убил Георгия Гонгадзе."
Корреспондент радио Свобода в Брюсселе сообщает, что "журналисты и дипломаты, которые собрались на телемост, в большей степени разочарованы этим мероприятием". Британские, и даже украинские дипломаты сказали, что это было зря потраченное вермя и зря израсходованные средства, через некоторое время они быстро стали покидать зал. Там остались только несколько иностранных дипломатов и организаторы мероприятия - международная пиаровская компания "Всемирные правительственные связи".
Представитель этой организации перед началом телемоста рассказывал брюссельським журналистам, какой хороший, честный и порядочный человек господин Тигипко, и что международная PR компания "Всемирные правительственные связи" и компания Бурстон Марсерер помогут господину Тигипка улучшить имидж Украины и его собственный имидж.
На мой вопрос, сколько будут стоить такие услуги, исполнительный директор пиар компании Джереми Галбрайт ответил: "Честно говоря, не дешево".
Мирослава Гонгадзе:
в Совет Европы и в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе поступило обращение Николая Мельниченко, который утверждает, что "в связи с тем, что правоохранительные органы Украины игнорируют мои обращения о готовности свидетельствовать по данном делу и предоставить дополнительную информацию, которая указывает на причастность высших должностных лиц Украины к исчезновению и убийству Георгия Гонгадзе, я заявляю о своей готовности предоставлять все необходимые свидетельство в рамках деятельности международной комиссии.
Считаю, что без создания независимой международной комиссии и участия в данном процессе международных специалистов данное преступление не имеет перспективы быть раскрытым. Объективное расследование данного преступления поможет в борьбе с коррупцией, как в Украине, так и за ее пределами".
Если будет создана международная комиссия, которую мы, с Репортерами без границ, инициировали в Совете Европе и которую поддержала Хана Северенсен, и обратилась с поправкой в мониторинговый комитет и к Ассамблею Совета Европы, то мы сможем проверить все эти данные".
Честно скажу, что никак не могла поверить в альтруизм и бескорыстие лидеров "Трудовой Украины" – потратить сотни тысяч долларов ради правды о том, кто убил Гонгадзе. А вдруг все факты и впрямь укажут на Кучму? Потом просто перестала ломать над этим голову, может я действительно не всегда права, когда не доверяю всем подряд?
Оказалось все гораздо проще - ради отбеливания репутации Кучмы отдельным людям и таких денег не жалко. "Перед нами было поставлено задание – определить, действительно ли президент Кучма был причастен к убийству журналиста Гонгадзе", произнес с трибуны в Нью-Йорке Майкл Черкасский.
Сразу стало все понятно – никто и не собирался искать убийц Гонгадзе, речь шла исключительно о Кучме.
Почти двухчасовой видеомост с Брюсселем, Нью-Йорком и Вашингтоном обошелся "альтруистам"-трудовикам еще в добрый десяток тысяч долларов. Впрочем, традиционно, никто не ответил на вопрос – "А сколько ТУ выкинула денег на ветер?"
Итак, вот, что удалось установить Кроллам
- пленки ВОЗМОЖНО были отредактированы,
- запись точно НЕ ВЕЛАСЬ ИЗ-ПОД ДИВАНА, как об этом говорил майор Мельниченко
- однако ЗАПИСЬ ИМЕЛА МЕСТО и, скорее всего, велась со стационарной системы, установленной во времена СССР и активированной сейчас
- майор Мельниченко НЕ МОГ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОДИНОЧКУ
Следующий шаг следователей – продолжительный "допрос" Кучмы. В результате беседы с гарантом беспристрастные следователи однозначно сделали вывод – Кучма ни при чем. Президент был предельно искренним с заморскими следователями и подтвердил, что на пленках ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕГО ГОЛОС, но ничего плохого о Гонгадзе он не говорил.
Кроме того, Кроллу не удалось встретиться с Мельниченко и получить у него оригинал записи. "Без этих пленок дело против президента не может быть начато", признал Черкасский.
Вывод Кролла - нет доказательств, которые бы говорили о том, что именно Кучма "заказал" Гонгадзе.
Я следователей понимаю – они исходили из презумпции невиновности гаранта. Так делается во всем демократическом мире. Но данные, на основании которых они делают выводы, неоднозначны. Если речь идет только о возможном редактировании, но голос на пленке принадлежит Кучме – то можно ли быть стопроцентно уверенным в его невиновности?
Чуть позже под давлением ироничных вопросов журналистов, многих из которых такие доводы Кролла совсем не убедили, Черкасский вынужден был пролепетать что-то похожее на "нет ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ доказательств" вины президента. Кажется, студия в Киеве (журналисты) и студия в Нью-Йорке не всегда понимали друг друга – Кролл честно выполнил заказ клиента, а пресса была не в курсе "заказа".
О других версиях Черкасский особо не распространялся – возможно, это выгодно кому-то, кто слушал Кучму и решил его подставить, возможно это "олигархи", "организованные преступные группировки" – их мотивы кажутся Кроллу "гораздо сильнее", чем мотив Кучмы. "Сегодня есть много версий, много заинтересованных сторон, но доказательств причастности Кучмы мы не обнаружили". При этом Черкасский, почти раздраженно признался, что у Кролла вообще "нет желания очень глубоко заниматься данным расследованием. Мы не считаем, что необходимо расследовать слухи".
Представитель "заказчика" – Сергей Тигипко попытался спасти ситуацию и опрометчиво предположил, что никто раньше не слышал "более интересной и более правдивой информации".
"Я не считаю, что мы выбросили деньги на ветер, хотя мы и не получили ответ на вопрос, который хотели получить – кто убил Гонгадзе… Кролл – детективное агентство номер 1. Если бы было нормальное сотрудничество с правоохранительными органами, после этого можно было бы судить о профессионализме".
По признанию Тигипко, Кроллу пришлось в Украине нелегко – после того, как Мельниченко получил политическое убежище в США, прокуратура просто запретила им общаться с кем-либо без их разрешения, а под конец вообще чуть ли не пригрозили высылкой из страны. При этом в Трудовой Украине скептически относятся к возможности возобновления контактов.
"При таком уровне сотрудничества со следователями я считаю нецелесообразным продолжать сотрудничество с Кроллом", говорит Тигипко. Единственный выход из ситуации - "протащить" через парламент закон о деятельности детективных агентств, в том числе и зарубежных, в Украине. Он пообещал подготовить такой закон, и если депутаты его поддержат, продолжить контракт с Кроллом.
Однако все это очень похоже на популистские заявления, хотя добрые намерения совсем не исключены. Если учесть процедуру подготовки законопроекта, его прохождения через комитеты и сессию, а также очередь "вне- и первоочередных" законопроектов, то как-то верится с трудом, что господин Тигипко поставил перед собой реальную задачу.
И еще одно. В анонсе накануне видеоконференции было заявлено о наличии в отчете Кролла нескольких фамилий влиятельных людей. В окончательном документе эти фамилии были тщательно вымараны и заменены на "влиятельный член правительства", "член Парламента, который якобы был тесно связан с организованной преступностью".
В первом случае речь шла о Марчуке, во втором – о Волкове. Оставим на совести Трудовиков их решение не упоминать имена этих людей, оставив в тексте достаточно других подробностей, не имеющих отношения к следствию.
Короче, Кучма может быть только рад. Почти официально признано, что доказательств его вины нет. Правда, так и не известно, кто и за что убил Гонгадзе…
Теперь Кучма может улыбаться и смело протягивать руки западным лидерам. Только никто этих лидеров не осудит, если они украдкой вытрут руки о полу пиджака.
Адриян Каратницкий: … "кроме описания дня, когда исчез Георгий Гонгадзе, нет никакой новой информации. Просто есть выводы, не подтвержденные никакими фактами.
Что касается того, что был использован диктофон, который активизировал запись во время разговора, - эта информация была в выводах Международного института прессы …
Что касается того, что записи были сделаны именно таким образом, как говорит Мельниченко, - лично я тоже сомневаюсь в этом. Я думаю, что эти записи являются частью системы аудиозаписей президентской администрации, которая была введена раньше, до всех всех этих событий. Мне интересно, что Кролл не собирался узнать, что, возможно, копии были похищены и не исследовали аппаратуру, которой пользуется сам президент.
Основной вопрос, который они не анализировали - все препятствия со стороны милиции, прокуратуры; препятствия в экспертизе тела Георгия Гонгадзе…
Мне кажется, что если встает вопрос о последовательности, и существуют вещи, которые вызывают большие сомнения в широкой общественности мира, в правозащитных организаций, то как объяснить поведение правительственных структур? Здесь нет никаких расследований…
Все это дело осталось таким, которым была раньше. Все - под сомнением".
Роман Купчинский
"Кролл в своих выводах говорит, что нет сомнения, что подслушивание имело место в кабинете Кучмы, что разговоры Кучмы были записаны. Т.е. существует вопрос - кто записывал и как.
Не понятно, дала ли Прокуратура Украины следователям Кролла доступ к материалам следствия, было ли поставлено требование, чтобы Юрий Кравченко и Литвин согласились пройти детектор лжи? Это стандартная процедура в таких частных следствиях и они это в отчете не указывают.
Удивило, что Алена Притула заявила, что голос Литвина это не голос Литвина. Внезапно первый раз Алена Притула такое говорит. Это для меня мистерия.
Мне кажется, что следствие Кролла не пришло к нормальным выводам.
Они называют правдоподобным, что Кучма не был замешан, но они не говорят что же там произошло. Следовательно, на мой взгляд, отчет никакой и никому не нужен, так как он не дает ответов на вопросы - кто заказал, кто убил Георгия Гонгадзе."
Корреспондент радио Свобода в Брюсселе сообщает, что "журналисты и дипломаты, которые собрались на телемост, в большей степени разочарованы этим мероприятием". Британские, и даже украинские дипломаты сказали, что это было зря потраченное вермя и зря израсходованные средства, через некоторое время они быстро стали покидать зал. Там остались только несколько иностранных дипломатов и организаторы мероприятия - международная пиаровская компания "Всемирные правительственные связи".
Представитель этой организации перед началом телемоста рассказывал брюссельським журналистам, какой хороший, честный и порядочный человек господин Тигипко, и что международная PR компания "Всемирные правительственные связи" и компания Бурстон Марсерер помогут господину Тигипка улучшить имидж Украины и его собственный имидж.
На мой вопрос, сколько будут стоить такие услуги, исполнительный директор пиар компании Джереми Галбрайт ответил: "Честно говоря, не дешево".
Мирослава Гонгадзе:
в Совет Европы и в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе поступило обращение Николая Мельниченко, который утверждает, что "в связи с тем, что правоохранительные органы Украины игнорируют мои обращения о готовности свидетельствовать по данном делу и предоставить дополнительную информацию, которая указывает на причастность высших должностных лиц Украины к исчезновению и убийству Георгия Гонгадзе, я заявляю о своей готовности предоставлять все необходимые свидетельство в рамках деятельности международной комиссии.
Считаю, что без создания независимой международной комиссии и участия в данном процессе международных специалистов данное преступление не имеет перспективы быть раскрытым. Объективное расследование данного преступления поможет в борьбе с коррупцией, как в Украине, так и за ее пределами".
Если будет создана международная комиссия, которую мы, с Репортерами без границ, инициировали в Совете Европе и которую поддержала Хана Северенсен, и обратилась с поправкой в мониторинговый комитет и к Ассамблею Совета Европы, то мы сможем проверить все эти данные".