Что изменилось за год без Гии?

Понедельник, 17 сентября 2001, 23:25
Год без Гии отмечали в Украине все. И все по-разному. Журналисты сделали о нем материалы, просто как о человеке. Тенденция такая пошла – разделять Гию, как человека и Гию, убитого, возможно, по указанию Кучмы, как символ порочности власти.

Разрешено вспоминать о первом. Рекомендовано забыть о втором. Возможно, правда, сами журналисты, боясь, что их материалы не пустят в эфир, избрали такую тактику. Хорошо, что мы просто помним о нем.

Национальный Союз журналистов решил приобщиться к общему делу – вспомнить о Гии. Провели общественные слушания "Год без Гонгадзе", были достаточно резкие выступления.

Даже вице-спикер Степан Гавриш, как бы он ни старался сделать Гию – "одним из", был вынужден произнести такие слова, как "журналист, который пытался говорить правду", "повод для серьезной дискуссии о свободе слова и правах человека в Украине", это "изменило всех нас", "заставило украинское общество говорить о существующих проблемах открыто и остро".

Слово предоставили зампрокурору Алексею Баганцу, чтобы он отчитался о работе правоохранительных органов. Послушаешь его – прокуратура сделала все, чтобы расследовать дело. Вот только до сих пор не ясно, почему экспертиза тела была назначена только через месяц после его обнаружения, а обнародована – через два? А иностранных экспертов пригласили только через полгода?

Самым интересным моментом его выступления было, пожалуй, его заявление о расширении группы по расследованию дела Гонгадзе за счет следователей, "раскрывших убийство Гетьмана и Щербаня" (писать эту фразу без кавычек явно неприлично). И пригласили следователей ФБР. Посол США, правда, позже, на чате "Украинской правды" заявил, что именно США предложили помощь специалистов ФБР в расследовании дела Гонгадзе в виде консультаций.

После отчета Баганец скромно присел в президиуме, на вопросы отвечать не стал – его, кстати, защитил глава Союза журналистов Лубченко, который напомнил любопытным собравшимся, что "у нас тут - общественные слушания, а не пресс-конференция".

Точно так же, с невозмутимым выражением лица, Баганец выслушал адвоката Андрея Федура, которого уполномочила выступить мама Георгия. Он попытался убедить Баганца в необходимости провести последнюю экспертизу, на которой настаивает мама. Зампрокурора в зале ничего не ответил, но позже признался журналистам, что прокуратура приняла окончательное решение – никаких дополнительных экспертиз.

"Насколько я понимаю, для следствия все ясно – так почему же не сделать еще одну, последнюю экспертизу, на которой настаивает мама?", - задал вопрос адвокат. И закончил блестяще, как на классическом судебном заседании: "Президенту Грузии Шеварднадзе понадобились считанные часы, чтобы принять решение о приглашении экспертов ФБР, а нам для этого понадобился целый год", с сожалением говорит Федур.

Затем на трибуну вышел Мороз. Он заявил, что вскоре ФБР закончит изучение пленок Мельниченко, и тогда никто не сможет опровергнуть их достоверность. Посол Паскуаль, однако, факта изучения пленки в ФБР не подтвердил, поскольку для такого шага американцам необходимо официальное обращение прокуратуры Украины. А его, понятное дело, не было.

Мороз принес собой видеокасету - документальный фильм с фрагментами "Эпицентра", в котором Гия задает Кучме вопрос о компетентности руководителей его правоохранительных органов. И где Кучма растерянно несет какую-то околесицу, выкручиваясь с ответом на вопрос, почему СБУ выпустило Лазаренко из страны.

Было свежее интервью с Николаем Мельниченко, который заявляет, что слухи о его смерти во время терактов в США являются спланированной акцией, направленной на то, чтобы он не мог давать показания в связи с "кассетным скандалом".

Николай Томенко был радикален как всегда - после исчезновения Гонгадзе в Украине стало еще меньше демократии: "Год назад ее было мало, а сейчас стало еще меньше".

Ухудшилась ситуация со средствами массовой информации. "Поменялись акценты, и, судя по информации СМИ, оппозиция уничтожена".

Однако, убежден Томенко, продолжение разоблачений еще последует - незаконная торговля оружием с арабскими странами, о которой заявлял бывший майор госохраны Мельниченко, получит свое продолжение в связи с недавними событиями в США.

Год Гии с нами нет. Что-то изменилось? Пожалуй…