Грустное событие глобального масштаба

Среда, 12 сентября 2001, 12:55
Разрушение небоскребов на Манхеттене, терористы похищают несколько самолетов, пылает Пентагон, президент Америки нервно обращается к нации из ядерного бункера - это все стандартный набор голливудских штампов из научно-фантастических и приключенческих кино. Оказывается, что жизнь может подражать немыслимому - голливудской фантастике. Но наша статья не об этом.

Серия катастрофических терористических актов в Соединенных Штатах принадлежит к тем событиям, которые меняют историю. Прошу прощения за патетику - сейчас и в течение этой статьи - но во вторник произошло событие, которое определит очень много событий в течение следующих, а возможно и отдаленных лет. Возможно, что взрывы в Нью-Йорке изменят и наши с вами жизни. Материал, который перед вами, предлагает предварительную попытку анализа событий.

Трагедия в Америке произошла очень далеко от Украины, но вина нас касается больше, нежели многие могут подумать. В Нью-Йорке не только погибли эмигранты с Украины или их дети (таких людей очень много в Нью-Йорке и Вашингтоне, можно без большой ошибки найти связь, которая затрагивает личные семейные связи). Кроме личных, все-таки незначительных, связей, трагедия эта задевает нас двояко. Во-первых, это военно-политическая обстановка в мире. Во-вторых, здесь есть прямое и косвенное экономическое влияние. Наконец, напоследок мы остановимся на вопросах, которые волна тероризма поднимает для будущего США.

Военно-политические последствия для мира

Сначала остановимся на влиянии, на военно-политическом значении катастроф. Мировые кризисы, войны и перекраивание представлений о мире часто начинались и с менее серьезных событий. Непосредственным предлогом, который привел к Первой мировой войне стало убийство одного человека эрц-герцога Фердинанда. Для Соединенных Штатов Вторая мировая война началась с Перл Харбора, когда японские войска напали на американскую военную базу в Тихом океане.

Во время налета на Перл Харбор американцы потеряли приблизительно 2300 человек. За четыре с половиной года, в течение которых Соединенные Штаты были вовлечены во Вторую мировую, они потеряли 292 тысячи человек. В течение вторника, согласно первым, очень приблизительным оценкам, США потеряли приблизительно 50 тысяч своих граждан. Если цифры подтвердятся, то это будет соотвеоствовать шестой части американских потерь Второй мировой, для выхода из которой США впервые (и в последний раз) применили ядерное оружие в реальных условиях. Нужно также напомнить, что Соединенные Штаты никогда не претерпевали существенных нападений на свою територию с десятками тысяч жертв. Даже во времена войны. Это абсолютно новый опыт для Америки.

Теракт, а все другие версии откидываются, будет иметь далеко идущие последствия. Можно ждать отплаты в ближайшее время. Возможно, она уже началась, когда эти строки еще пишутся. Когда терористы Осами Бин Ладена применили взрывчатку в Африке, это привело к ракетным атакам на химическую фабрику в Судане, а потом и на лагеря терористов в Афганистане. Можно ожидать наиболее жестокой отплаты, которую американцам будет не так уж и трудно объяснить в ООН, уже не говоря об американской публике, которая требует наказания терористов. И поскольку каждая стрессовая ситуация рожает ошибки, нам остается только надеяться на то, чтобы американское руководство, у которого очень много возможностей для уничтожения многих миллионов жизней, не допустило серьезных ошибок. Кроме того, нам нужно надеяться, что источник американской обеспокоенности находится подальше от наших границ.

Очевидно именно поэтому не только палестинское руководство, но и талибские правители Афганистана горячо убеждали всех в том, что они не участвовали в теракте. Именно поэтому практически никто не хочет брать на себя ответственность за совершенное преступление, кроме каких то второстепенных безнадежных организаций. Все просто боятся, что отплата будет слишком страшной, чтобы расценивать сами теракты как успешные. Действия Америки могут привести к полному уничтожению режимов или группировок, причастных к катастрофам. Первой мишенью, очевидно, может стать бородач Осама Бин Ладен.

С другой стороны, на мировой политической арене во времена потрясений начинает больше цениться военная мощь стран, их способность отстаивать себя в более жестоких спорах, чем торговые переговоры, или переговоры с МВФ или Парижский клубом. Культ героя-бизнесмена, который носится по земному шару на реактивном "Конкорде" в данный момент меняется на культ пилота реактивного бомбардировщика. Между прочимым, это естественно усиливает страны с не слишком сильной экономикой, но с хорошими военно-статегическими основами. Например, Россию, о которой на Западе в последние годы как-то начали говорить с меньшим уважением. И, конечно, на первый план в мировых делах на определенное время в разрешении мировых дел выдвигается образ мышления военного или разведчика, а вот способ скромной привлекательности торговцев или банкиров немножко отступает назад.

Влияние на экономику

Влияние на мировую экономику является наиболее моментальным и, в то же время, очень разрушительным. В первую очередь это касается ее мощного двигателя - американской экономики. Теракты произошли именно в то время, когда американская экономика колебалась на грани спада. Она будто размышляла , сокращаться дальше или нет. Теперь у нее больше причин для свободного падения.

Доллар покачнулся еще больше, а акции сначала начали падать в цене. Позже во вторник американские биржи были закрыты. На первый план вместо акций, очевидно, будут выходить более надежные облигации американской сокровищницы - инструменты сомнительных времен, менее прибыльные, но более надежные. Евро, правда, пошло вверх. Замедляется скорость обращения денег, парализованы биржи, на которых торговали бумагами фирм со всех стран мира. Опять-таки, паника и неуверенность, целиком закономерная в таких условиях, могут еще больше ухудшить состояние финансовых рынков.

Физически уничтожены офисы больших финансовых институций, типа нью-йоркского офиса "Американ Экспресс", американского представительства "Дойче Банк" и тому подобное. Много фирм не смогут, например, получить страхование и исчезнут - ну, кто закладывает в договоры о страховании такие случаи, как прямое попадание самолетов в офис вашей фирмы. И это в то время, когда в США и так неуверены экономические прогнозы.

Трудно оценить гигантскую стоимость самих зданий, но сюда можно прибавить и убытки от простоев самолетов за упраздненные рейсы. Ну, о стоимости самих самолетов говорить почти цинично. А еще есть убытки от коллапса транспортных систем Нью-Йорка и Вашингтона, и тому подобное.

К этому нужно прибавить и вполне возможный дальнейший рост цен на нефть (подскочили на мировых биржах во вторник), который нанесет еще один удар по энергозависимой американской промышленности.

Следовательно, большая доля неуверенности предвещает худшее будущее американской экономики, когда Япония пребывает на спаде, и не очень блестящи дела в Европе. Возможное ухудшение состояния экономики США не может вызывать ничего положительного для соединенных с нею других экономик. Если атаки терористов метили в американскую экономику, то эта цель, можно сказать, выполнена.

Америка: трудные времена, трудные вопросы

Волна терористических атак является проверкой США на прочность. Сможет ли правительство Штатов не только найти и наказать тех, кто задумал теракт, но и справиться с внутренней неудовлетворенностью, растерянностью, развеянными иллюзиями о невиданном могуществе своей страны. Мы, те кто жил в Советском Союзе, знаем, что падение больших стран может начаться с больших несчастий, хотя они и не являются причинами падения. Но причины - это уже отдельная тема для разговора. Эмоциональное и символическое значение событий вторника - это значительный вред, нанесенный образу США внутри страны и в целом мире. Как могли американские силы безопасности пропустить такую смертельную угрозу? Кто в этом виновен? Способна ли эта страна защитить себя и своих граждан, а также своих союзников от угроз, которые существуют в беспокойном мире? Стоит ли другим странам строить у себя общество по американскому типу, если американское общество оказывается очень уязвимым? Этим вопросом нет конца.

Америка наиболее сильная, но именно из-за ее способности вмешиваться в дела в различных частях света, у нее из-за этого возникает более всего смертельных врагов. Кроме того, она сильная, если речь идет о могуществе государства по отношению к другим государствам (или ее экономики к другим экономикам). Но когда она сталкивается с врагами, совсем не похожими на американцев, здесь, оказывается, возможны просчеты. Враги Америки, вооруженные другим оружием, нежели такими понятными для американцев вещами, атрибутами всемирного могущества США, как деньгами, ракетами, ядерными зарядами, продуктами всемирно известных торговых марок, американскими фильмами и другими идеологическими продуктами. Враги США, которые осуществили теракт, очевидно вооружены другими разрушительными орудиями - фанатизмом и готовностью к самопожертвованию. Теория рационального выбора, популярная среди американских ученых, здесь не работает. Здесь работает логика веры, логика ненависти, логика мести. Здесь отсутствует враг, с которым не стыдно соревноваться, враг такого же масштаба, как был когда-то Советский Союз. Здесь врага не видно, и в этом секрет его успеха - в его видимом ничтожестве.

Другой враг американцев это, как известно, сами американцы. Поскольку они победили - деньгами, или хитростью, или оружием - всех свои главных врагов в течение 20 века. В конце-концов США-победители остались единственной супердежавой. И выяснилось, что им осталось победить себя. И они, действительно, делают огромные шаги куда-то за горизонты человеческого понимания мира - например, создали карту генома человека, и могут выращивать искусственные ткани из зародышевых клеток. А еще могут конструировать искусственный интеллект. Проектируют самолеты, которые будут летать намного быстрее скорости звука. Америка хочет вырваться за границы человеческой оболочки, а ее достижения в конечном итоге наталкиваются на обычные человеческие небрежность, поверхностность, честолюбие, примитивность, напыщенность, жадность и идеологию покупателя, который во всех человеческих отношениях на первом месте видит денежную трансакцию.

Возможно также главная проблема, которая стоит за событиями вторника, заключается в том, что США (хотя и Европа с Японией также) не могут оставаться островком достатка, здоровья и счастья в мире, где слишком много страданий. Ужасное состояние других стран, где господствуют СПИД и ужасная бедность, где длятся войны и годами не исчезает голод это состояние, на самом деле, только в 3 - 12 часах самолетом от американских аэропортов. Но чем более промышленно развитые страны претендуют на мировое лидерство, в то же время пропагандируя у себя дома культ наслаждений, богатства и безответственности, тем резче бросается в глаза диссонанс. Противоречия нарастают и требуют решения. Иногда попытки фанатиков разрубить узел противоречий приобретают кровавые черты, которые не могут не вызывать ничего, кроме отвращения, ужаса и желания расплаты.