ЕС рассказал Кучме, как надо

Вторник, 11 сентября 2001, 16:00
Начало саммита Украина-ЕС было настолько будничным - заявления Соланы, Проди и других о мире и дружбе и готовности развивать отношения, что сразу стало скучно. Такие заявления уже просто набили оскомину.

Но первый же вечер принес некотрую интригу. Представители ЕС не пожелали общаться с Кучмой интимно, кулуарно. Бельгийские товарищи, председательствующие сейчас в ЕС, просто не явились на теплый ужин, который Кучма устроил в их честь накануне саммита. Официальное объяснение - позднее прибытие, которое они же сами и организовали.

Рассказывают, что премьер Бельгии Ги Вергофстадт болезненно относится к несоблюдению прав человека, и ему просто претило общаться с Кучмой в неофициальной обстановке. Именно поэтому на саммите был сделан особый упор на такие проблемы, как проведение прозрачных выборов и соблюдение свободы слова.

Бельгийский премьер на пресс-конференции после встречи рассказал, что на переговорах обсуждались "основные 4 позиции" - "важность будущих парламентских выборов, свобода прессы, борьба с коррупцией и направление украинского вооружения в зоны конфликта.

В совместном заявлении по итогам встречи обе стороны констатировали, что "украинские власти должны сделать все от них зависящее для улучшения правовых основ функционирования СМИ, безопасности условий работы журналистов".

"Стороны также пришли к выводу о важности проведения и завершения открытых, прозрачных и непредвзятых расследований гибели по невыясненным причинам журналистов в Украине.

При обсуждении политического развития Украины президент страны Леонид Кучма подчеркнул приверженность Украины демократии, верховенству права, правам человека, свободе слова, гражданскому обществу. Он отметил меры, принятые в Украине с целью поддержки и укрепления этих ценностей".

Примерно такое же внимание уделено предстоящим выборам.

"Европейский союз призывает Украину обеспечить демократическую, прозрачную подготовку парламентских выборов будущего года и активизировать усилия для проведения правовой и административной реформ.

Выборы дадут возможность продемонстрировать демократический прогресс в Украине".

Однако фиксация этой темы в заключительном документе еще ни о чем не говорит. Заявления, в том числе и намерение Кучмы пригласить в Украину за 6 месяцев до выборов международных наблюдателей, прозвучали лишь из уст представителей ЕС. Кучма при этом молчал.

Однако, европейцы все-таки вынудили Кучму сделать несколько признаний. Одно - почти сенсационное. "Со всей ответственностью заявляю, что со стороны государства делается все, чтобы пресса чувствовала себя свободной".

Еще одна неожиданность - президент публично признал, что в Украине нет свободы слова. Однако причины отсутствия свободы слова у Кучмы несколько разнятся от общепринятой в журналистской среде. По крайней мере, эта причина вторична.

У нас нет свободы слова, потому что экономика такая. "Считаю, что той свободы прессы, которая существует на Западе, у нас долго не будет по простой причине - экономической", - заявил Кучма. Высказаться по этому поводу после саммита Украина-ЕС его заставили журналисты, прибывшие из Бельгии. Их было немного, но самые жесткие вопросы принадлежат именно им.

В Украине СМИ принадлежат "частным лицам, группировкам, и государство на них влияния не имеет". Любопытно, что во всем остальном мире пресса принадлежит как частным, так и государственным структурам, но проблем со свободой слова там гораздо меньше.

Здесь Кучма напоминает, что в мире пресса живет за счет рекламы, а в Украине рынок рекламы отсутствует. Условия, видите ли в Украине не те.

Не обошлось без примеров - средняя зарплата в Украине равна около $50, поэтому среднестатистический гражданин не имеет возможности купить газету. "Может в таких условиях быть свобода СМИ?", - задал риторический вопрос Кучма.

Президенту явно не нравится, что у государства "всего две государственные газеты и один канал".

Еще один жесткий вопрос от бельгийского журналиста - о "кассетном скандале". Кучма аж опешил - ему уже давно в Украине таких вопросов не задают. Вы, молодой человек, видимо первый раз в Украине, нарассказывали вам тут всякого, а вы и поверили, начал было Кучма. "Да нет, вообще-то я здесь четвертый раз", скромно нашелся журналист. Кучма осекся, но история появления кассетного дела и его мотивация не изменилась.

Кассетный скандал придумали, чтобы дестабилизировать социально - экономическую ситуацию в стране. "Я и преимущественное большинство украинцев считаем это серьезной провокацией, направленной на дестабилизацию социально-экономической ситуации в Украине". При этом он прямо обвинил западных журналистов в раздувании "кампании" вокруг этого дела. Такой кампании не разворачивалось ни по одному вопросу, касающемуся Украины.

Картинка вырисовывается интересная - Кучма, вынужденный строить из себя демократа, и демократы - Солана, Проди и бельгийский премьер Ги Вергофстадт. ЕС говорит, как надо, а Кучма демонстрирует, как есть и как будет. Свободы слова нет, несмотря на то, что государство делает все, чтобы пресса чувствовала себя свободной. Делает все, а свободы нет. Значит и не будет...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования