Гавриш критикует законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, изменяющих форму государственного строя
Суббота, 4 августа 2001, 14:00
Заместитель председателя Верховной Рады Степан Гавриш считает "опасным шагом" принятие в июле законопроекта, фактически изменяющего форму государственного строя в Украине в пользу парламентаризма.
В опубликованном в субботу в газете "Зеркало недели" интервью Гавриш подчеркнул, что закон нацелен на изменение 40 принципиальных конституционных положений, то есть 17 норм и 23 частей Конституции, каждая из которых имеет отдельное значение. Эти изменения нацелены на одно: сделать доминирующей роль Верховной Рады в системе распределения властных полномочий.
При этом вице-спикер не отвергает в принципе такой путь, поскольку практически все европейские страны являются парламентскими государствами. Однако, считает Гавриш, реализация предложенных изменений может привести к новому политическому кризису в Украине, поскольку "речь идет о том, чтобы практически все руководящие государственные функции передать большинству, которое будет создано в парламенте".
Украина, отмечает вице-спикер, не имеет надлежащего опыта как формирования, так и функционирования стабильного парламентского большинства. "Этому должен предшествовать определенный эволюционный путь: необходимо на корпоративном политическом уровне, то есть на уровне партий, сформировать такую систему отношений, которая бы гарантировала завтра продолжение прогресса в государстве, а не проторение пути к стагнации", - предлагает Гавриш.
"Парламентаризм оправдан тогда, когда в политическом спектре преобладают партии, главная цель которых - максимальная гармонизация общества, - говорит вице-спикер. - Исходя из нынешнего состояния национального партийного движения, переход к подобной властной модели выглядит крайне сложным и довольно опасным".
Гавриш также отметил, что предлагаемые изменения Конституции в части лишения депутатских мандатов депутатов, избранных по спискам партий или блоков, в случае выхода из фракций этих партий и блоков, не одобрила Венецианская комиссия, признав их противоречащими плюралистической демократии.
Фактически, как поясняет Гавриш, планируется конституционирование типа избирательной системы, в соответствии с которой в Украине будет конституционно закреплена лишь пропорциональная система, то есть схема, по которой депутатов избирают по спискам партий и блоков.
Однако, по словам вице-спикера, предложенная схема является наихудшим вариантом пропорциональной системы. Она используется лишь в трех странах: Израиле, Португалии и, кажется, в Нидерландах. В остальных странах существуют пропорциональные системы выборов, построенные на взвешенном представительстве интересов партий и территориальных общин. То есть партия выдвигает своих представителей в парламент через одномандатные округа. В сущности, это является компромиссом между жесткой пропорциональной моделью и мажоритарной системой. Такой путь Гавриш считает логичным, поскольку идеи плюралистической демократии развивают не только партии, но и территориальные общины, территориальные меньшинства - то есть учитываются интересы регионов, где сосредоточено наибольшее количество проблем.
Другим опасным моментом Гавриш считает попытку "ввести так называемый императивный депутатский мандат". Сегодня народные избранники имеют неимперативный мандат, то есть их волеизъявление в парламенте (прежде всего позиция во время голосования) непосредственно не обусловлено волей избирателей.
Если законопроект станет законом, возникнет ситуация, когда партии получат императивное, то есть абсолютное, право лишить мандата любого депутата (в случае его исключения, например, из партии), подчеркнул вице-спикер.
Фактически предлагается "подменить волю народа решением политбюро". Этот путь к приватизации общества политическими партиями порочен, убежден Гавриш.
Вице-спикер также против подчинения правительства парламентскому большинству, поскольку, по его мнению, пострадает законотворческая деятельность парламента, исполнительская ветвь как таковая диверсифицируется, то есть она полностью будет зависеть от парламента в целом. А это противоречит принципу раздела властных полномочий.
Гавриш также подчеркнул, что "внесение изменений в одну часть Конституции может отразиться на других частях этого правового поля и главное - привести определенным образом к разрушению концепции прав и свобод, существующего баланса сил в обществе".
"Уверен, любое серьезное вмешательство в Конституцию, не гармонизированное с требованием украинского гражданского общества, может привести к очень сложным политическим диффузиям, способным вызывать что угодно: от политического хаоса до автократии", - заключил вице-спикер.
Он высказался также против предоставления парламенту права избирать президента, однако считает необходимым продолжение "дискуссии вокруг равновесия институционных полномочий, вокруг совершенства балансов в обществе", толчком к которой стало проведение апрельского референдума 2000 года.
Гавриш считает целесообразным создать масштабную конституционную комиссию и провести исследования, а в дальнейшем "обсуждать решения об очень деликатных изменениях в самой Конституции".
Интерфакс-Украина
В опубликованном в субботу в газете "Зеркало недели" интервью Гавриш подчеркнул, что закон нацелен на изменение 40 принципиальных конституционных положений, то есть 17 норм и 23 частей Конституции, каждая из которых имеет отдельное значение. Эти изменения нацелены на одно: сделать доминирующей роль Верховной Рады в системе распределения властных полномочий.
При этом вице-спикер не отвергает в принципе такой путь, поскольку практически все европейские страны являются парламентскими государствами. Однако, считает Гавриш, реализация предложенных изменений может привести к новому политическому кризису в Украине, поскольку "речь идет о том, чтобы практически все руководящие государственные функции передать большинству, которое будет создано в парламенте".
Украина, отмечает вице-спикер, не имеет надлежащего опыта как формирования, так и функционирования стабильного парламентского большинства. "Этому должен предшествовать определенный эволюционный путь: необходимо на корпоративном политическом уровне, то есть на уровне партий, сформировать такую систему отношений, которая бы гарантировала завтра продолжение прогресса в государстве, а не проторение пути к стагнации", - предлагает Гавриш.
"Парламентаризм оправдан тогда, когда в политическом спектре преобладают партии, главная цель которых - максимальная гармонизация общества, - говорит вице-спикер. - Исходя из нынешнего состояния национального партийного движения, переход к подобной властной модели выглядит крайне сложным и довольно опасным".
Гавриш также отметил, что предлагаемые изменения Конституции в части лишения депутатских мандатов депутатов, избранных по спискам партий или блоков, в случае выхода из фракций этих партий и блоков, не одобрила Венецианская комиссия, признав их противоречащими плюралистической демократии.
Фактически, как поясняет Гавриш, планируется конституционирование типа избирательной системы, в соответствии с которой в Украине будет конституционно закреплена лишь пропорциональная система, то есть схема, по которой депутатов избирают по спискам партий и блоков.
Однако, по словам вице-спикера, предложенная схема является наихудшим вариантом пропорциональной системы. Она используется лишь в трех странах: Израиле, Португалии и, кажется, в Нидерландах. В остальных странах существуют пропорциональные системы выборов, построенные на взвешенном представительстве интересов партий и территориальных общин. То есть партия выдвигает своих представителей в парламент через одномандатные округа. В сущности, это является компромиссом между жесткой пропорциональной моделью и мажоритарной системой. Такой путь Гавриш считает логичным, поскольку идеи плюралистической демократии развивают не только партии, но и территориальные общины, территориальные меньшинства - то есть учитываются интересы регионов, где сосредоточено наибольшее количество проблем.
Другим опасным моментом Гавриш считает попытку "ввести так называемый императивный депутатский мандат". Сегодня народные избранники имеют неимперативный мандат, то есть их волеизъявление в парламенте (прежде всего позиция во время голосования) непосредственно не обусловлено волей избирателей.
Если законопроект станет законом, возникнет ситуация, когда партии получат императивное, то есть абсолютное, право лишить мандата любого депутата (в случае его исключения, например, из партии), подчеркнул вице-спикер.
Фактически предлагается "подменить волю народа решением политбюро". Этот путь к приватизации общества политическими партиями порочен, убежден Гавриш.
Вице-спикер также против подчинения правительства парламентскому большинству, поскольку, по его мнению, пострадает законотворческая деятельность парламента, исполнительская ветвь как таковая диверсифицируется, то есть она полностью будет зависеть от парламента в целом. А это противоречит принципу раздела властных полномочий.
Гавриш также подчеркнул, что "внесение изменений в одну часть Конституции может отразиться на других частях этого правового поля и главное - привести определенным образом к разрушению концепции прав и свобод, существующего баланса сил в обществе".
"Уверен, любое серьезное вмешательство в Конституцию, не гармонизированное с требованием украинского гражданского общества, может привести к очень сложным политическим диффузиям, способным вызывать что угодно: от политического хаоса до автократии", - заключил вице-спикер.
Он высказался также против предоставления парламенту права избирать президента, однако считает необходимым продолжение "дискуссии вокруг равновесия институционных полномочий, вокруг совершенства балансов в обществе", толчком к которой стало проведение апрельского референдума 2000 года.
Гавриш считает целесообразным создать масштабную конституционную комиссию и провести исследования, а в дальнейшем "обсуждать решения об очень деликатных изменениях в самой Конституции".
Интерфакс-Украина