Ющенко: "Я сердцем с теми людьми, которые были в палатках"

Среда, 29 августа 2001, 18:37
Виктор Ющенко убежден, что блок "Наша Украина" имеет шансы на успех при условиях, когда лидеры партий, претендующие войти в блок, откажутся от собственного ЭГО и сплотятся вокруг идеи. Марина Пирожук взяла интервью у экс-премьера перед его отъездом в Польшу.

- Господин Ющенко, ваш рейтинг, как и раньше, остается очень высоким. Не потому ли значительная часть политических институций вела и ведет активную охоту за вами для реанимации своей жизни, или, если хотите, для того, чтобы использовать вашу популярность в своих целях? Как вы на это все реагируете?

- Из меня будут делать то политическое мясо, которое делали перед этим 10 лет подряд приблизительно в аналогичных раскладах. Но если у меня есть какой-то шанс сделать политическую консолидацию – мое тело и моя идея будут принадлежать к этому направлению политического модернизма в Украине. Я не говорю, первый ли я в списке или двадцатый!? Меня это не интересует.

- Блок "Наша Украина" пока имеет виртуальный характер. Когда будет уже более четкая ситуация и с партиями, которые войдут в него, и с программой блока?

- Вы же видите, что некоторые политики находятся месяцами в отпуске. Но через 7-8 дней мы планируем определиться. Что же касается цели, то там могут быть все, кто будет работать на Украину.

- Господин Ющенко, некоторые аналитики считают, что рождение этого блока согласовывалось с администрацией президента. Если это так, то не получится ли, что та же самая администрация будет вам навязывать свои кандидатуры в списки?

- Это не так.

- Ваш блок намеревается и может абсорбировать политические силы, лидеры которых имеют большие амбиции. Вы не боитесь, что они перессорятся?

- Перессорятся только тогда, когда не будет политической консолидации. Что предусматривает политическая консолидация – идейную консолидацию. Не может быть у идейных побратимов десять версий политического обустройства страны.

- А как списки будут формироваться. Все же хотят быть первыми?

- Очень просто. В любой политической системе при изменении одной власти на другую меняются, как правило, несколько сотен политических должностей. Если выходить с победой в 10%, то это предоставляет вам возможность поставить даже министра того, кого бы вы хотели. Когда получается 20-30%, то это геометрически увеличивает право на список. Если у вас в руках есть контрольный пакет, то вы можете вообще формировать те выборные должности, которые в соответствии с украинским законодательством формируются не только в центральной власти, а по всей вертикали. И автоматически понятие списка расширяется – чем больше, монолитней блок, тем легче решается вопрос списка. Потому что геометрия, которая занимается распределением тех мест, которые в меньшей квоте, вообще не рассматривается как политически функциональная. Здесь проблема не в списке. Главное – это идея, идейный принцип консолидации. Но как мне говорить с моими коллегами из РУХа?... Что их отличает? То, как строить Украину? Нет! Как формировать внутренний курс – нет. Внешний курс – нет. ЭГО… ЭГО… ЭГО… Маленький человек, маленький эгоизм. Это то ядро, которое разрывает идею. Я хочу повернуть все наоборот.

Почему у нас четыре христианских партии, или почему четыре СДПУ, или четыре десятка демократических партий? Разве каждая из них менее демократическая, чем другая? Такова политическая незрелость. Есть вождик, возле этого вождика есть ЛТД, какой-то кооператив, бизнес экономического характера. Обязательно когда-то был какой-то или банк, или биржа, ибо без этого вождя нет, ну и конечно партия. Я хочу сказать, что это бездарная форма построения политических отношений, поэтому я в который раз буду подчеркивать, что если мне удастся среди своих партнеров провести линию, что идейное единство – это самое важное, что держит будущий политический блок под контролем, я убежден, что наш план выиграет.

- Что, уже успели пережить какие-то серьезные разочарования в тех политиках, которые вас окружают?

- Для того, чтобы пережить разочарование, нужно побывать в состоянии очарования…

- Вы часто говорили о том, что Украине не везло с лидерами, и высказывали пожелание, что при власти должны быть люди, для которых слово "Украина" – не пустое. Кстати, именно такие люди вас снимали с должности...

- Это еще неизвестно, кому от этого стало хуже...

- Наверное, не вам?

- Не мне, конечно.

- Но я о другом. "Форум национального спасения" также декларирует желание видеть при власти людей, для которых Украина что-то значит. Не планируете ли вы объединиться с ним и таким образом вместе бороться с олигархами и другими врагами украинского государства?

- Я готов проводить с ними переговоры.

- Господин Ющенко, давно хотелось поставить вам этот вопрос. Некоторые наблюдатели считают, что наибольшей проблемой в вашей политической карьере было отсутствие команды интеллектуалов, специалистов в отрасли политтехнологий и все такое, которые бы опекались вашим реноме и предостерегали от ошибок, скажем, от печально известного заявления "трех". Вы, кстати, не жалеете сейчас, что тогда поступили именно так?

- Я уже говорил, что всегда был с улицей. Я сердцем был с теми людьми, которые были в палатках. Но, с другой стороны, когда президент клянется на Библии, я не могу ему не верить. Если я ошибся в нем – то это исключительно моя проблема. Относительно заявления, то вы же поймите, что иначе тогда, в том статусе, я не мог вести себя.

- Могли дистанциироваться...

- Это было невозможно. С моей стороны тогда был предпринят политически форс-мажорный шаг.

Марина Пирожук – корреспондент украинской службы радио "Свобода"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования