Русские идут!
Понедельник, 27 августа 2001, 20:54
Российские полит-консультанты через интернет выходят на украинский рынок политических технологий. Известная старая байка гласит о том, что домен RU - аббревиатура фразы "Ридна Украина". Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом домене появился проект под названием Ukraine.
Хотя, если серьезно, то появление на просторах российской сети украинского проекта, созданного национальной (читай - государственной) информационной службой Страна.Ру, стало как событием прогнозируемым и ожидаемым, так и непредсказуемым. Непредсказуемость, главным образом, состояла в определении производителя такого продукта, а ожидаемость - в совершенной ясности того, что рано или поздно российские информационные структуры должны обратить более активное внимание на украинскую местность, которая за всю историю взаимоотношений практически постоянно являлась для России зоной стратегического и тактического интереса.
Пару слов о политическом моменте. Нет ничего удивительного в существовании украинских служб в составе таких медиа-структур как BBC, являющейся государственной информационной службой Великобритании. Нет ничего удивительного в существовании украинской службы Радио "Свобода", фактически являющейся реализатором интересов США в информационном пространстве бывшего СССР.
При этом важно отметить определенную заангажированность старых зарубежных "голосов". Как во времена "до" и "во время перестройки", так и сейчас они больше нацелены на какую-то оппозиционность официальным властям. И ничего предосудительного в этом нет, поскольку часто является симптомом "комплекса свободы". Кто-то хочет слушать эти "голоса", а кто-то - государственные и официальные. Тем не менее, у нового российского "голоса" есть своя особенность и специфика.
Во-первых, Россия находится географически ближе к Украине, чем Великобритания или США. Во-вторых, Украина и Россия были до недавнего времени братскими республиками в рамках одного государства. В-третьих, единые славянские корни. В-четвертых, геополитическое положение Украины на пути пересечения европейских и азиатских культур. И, наконец-то, в-пятых, историческая предрасположенность Украины к какой-то, просто патологической, зависимости от различных внешних факторов.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения России, то к этим пяти пунктам добавляется и шестой: стремление России, уже единолично после развала СССР, оставаться на позиции если не первой, то второй супер-державы мира. И хотя сейчас многие политологи отмечают огромный потенциал Китая и прогнозируют именно этой стране роль второй, а иногда и первой державы мира, Россия на данном этапе все еще остается в ранге супер-державы. Безусловно, лидерство в этой имиджево-политической гонке занимает США, и России это, конечно, обидно - ведь ранее эти лавры принадлежали практически ей. С утратой союзных республик потенциал России как самостоятельного государства, может быть, и остался самым большим в мире, но его реализация оставляла желать лучшего. По многим причинам, в первую очередь, экономическим.
Конечно, экономические реформы, к которым были вынуждены прибегнуть все бывшие союзные республики СССР, не могли быть быстрыми или хотя бы в темпах программ типа "500 дней". Для того чтобы наладить сам механизм, требуются годы, а для того, чтобы он начал работать в полную силу - десятилетия. И вот первое десятилетие независимости прошло. За это время Россия, конечно, пыталась сохранить в близлежащем регионе свое стабильное влияние, но много ресурсов требовалось для решения внутренних проблем. Одни катастрофы последних лет чего стоили российской власти, не говоря уж о войне в Чечне.
Но в этом году на фронте внутренних проблем в России наметились явные сдвиги в лучшую сторону, а на фронте внешних обозначилась необходимость более активной политики. Вопрос влияния в различных регионах для России выходит на первое место, а регион граничащих с Россией государств - на место первейшее. Такая потребность появилась бы раньше или позже в любом случае. Но появилась раньше, поскольку на выборах президента США победил республиканец Джордж Буш-младший, а не демократ Альберт Гор.
За этими выборами в России следили очень пристально - чуть ли не в режиме онлайн, почти как за родными. И трагедия демократов в США стала чуть ли не национальной трагедией в России, поскольку многие понимали, что приход республиканцев ничего хорошего России не сулит. Так оно и случилось. Внешняя политика США стала гораздо более жесткой. Чего стоит одна инициатива пересмотра договора по ПРО от 1972 года, которая откровенно нацелена на дестабилизацию положения России на внешнеполитической арене. Буш необходимость этого объясняет даже детям в детском саду, и многими наблюдателями эти инициативы расцениваются как возвращение к "холодной войне" между США и Россией. Но если "холодная война" образца 70-х и 80-х годов шла на хороших встречных курсах и велась действительно между двумя равносильными супер-державами, то сейчас Россия значительно слабее и уже начинает проигрывать.
Но, собственно, хватит аргументаций. Достаточно того факта, что Украина для России уже стала активным полем экономических интересов. Поскольку интересы эти велики настолько, что отстаивать их послан бывший премьер Черномырдин, то они сильно переплетены и с интересами политическими. Там, где большие деньги, там и большая политика. И наоборот.
Сейчас эти интересы подкреплены еще и новым информационным оружием. Почему такие военные термины? Да просто создатели этого проекта являются самыми что ни на есть настоящими солдатами информационного фронта, мастерами кинжального ПиаРа, специалистами политически-рекламных "подрывных" действий.
"Фонд эффективной политики (ФЭП) - независимая организация, созданная в 1995 году группой частных лиц с целью работы в области политического консалтинга, организации и проведения избирательных кампаний, взаимодействия со средствами массовой информации, создания и поддержки медиа-проектов в Интернете.
ФЭП оказывает информационно-аналитические услуги государственным, общественным и коммерческим структурам, заинтересованным в повышении эффективности своей информационной политики, проводит комплексную работу в области планирования, управления и проведения избирательных и пропагандистских кампаний, осуществляет информационную и аналитическую поддержку медиа-проектов, занимается созданием и поддержкой различных информационных ресурсов в Интернете.
Развитое know-how, отработанное на ряде крупных кампаний федерального и региональных уровней, обеспечивается привлечением высококвалифицированных экспертов и специалистов, стоявших у истоков формирования информационно-аналитической деятельности в новой России (информационное агентство "Постфактум", 1989-1994; агентство "РИА-Новости", 1990-1992; создание первого аналитического еженедельника нового поколения "Коммерсант", 1990-1992; разработка и реализация проекта обновленного издания журнала "Огонек", 1994-1995).
С 1995 года ФЭП ведет собственный мониторинг центральных и региональных электронных и печатных СМИ. С 1996 года осуществляется программа исследований влияния СМИ и идеологических стереотипов на массовое мнение и поведение. С 1999 года эта программа проводится совместно с Фондом "Общественное мнение". С 1996 года ФЭП является базовым центром анализа информационно-политического поля для президентских структур. С 1997 года ФЭП - ведущая организация в развитии информационного и общественно-политического сектора российского Интернета".
Так описана деятельность ФЭПа на официальном сайте этой организации. Именно она стала исполнителем госзаказа по созданию национальной информационной службы Strana.Ru и Ukraine.Ru. Самих же руководителей Фонда эффективной политики - президента Глеба Павловского и председателя правления Марину Литвинович - многие называют официальными политическими консультантами Кремля и лично - Путина. Именно ФЭП стоял у истоков той кампании, которая помогла Путину победить на последних президентских выборах в России. И хотя ФЭП предоставляет обычные коммерческие услуги, в том числе и представителям российского государства, все же основной имидж у этой организации - официальная политконсалтинговая компания, а у Глеба Павловского - официальный политолог Кремля.
Очень важно в описании того, "что такое ФЭП", отметить хороший уровень информационного креатива, который производят ФЭПовцы. Чего стоит один "Манифест проекта Страна.Ру", который пусть и не вызвал массового резонанса в обществе, но в активном кругу журналистов, политологов и власти одно время активно обсуждался и воспринимался чуть ли не как личное послание Путина российским информационщикам.
Вот как звучит "манифест" проекта Ukraine.Ru под названием "Открытие Украины": "Если верить российской прессе, ближайший западный сосед России - в лучшем случае Великобритания, или уж сразу Соединенные Штаты Америки. В представлении медиа внешнеполитические задачи России превращаются в парадоксальную картину, напоминающую действия несколько недальновидного человека, который, обустраивая собственный дом, игнорирует ближайших соседей, интересуясь лишь мнением тех, кто проживает не ближе, чем в трех кварталах.
Ближайшие соседи выпадают из поля зрения СМИ, ньюсмейкеров и экспертов. Медиа-географическая карта выглядит более чем странно: сразу за границей России начинаются многочисленные белые пятна, и лишь на крайнем западе (или, наоборот, на дальнем востоке) вновь расцвечиваются яркими красками земли известные и обитаемые.
Наиболее близкий и один из наиболее крупных соседей России - Украина - как раз и становится постепенно одним из таких белых пятен на карте информационного зарубежья. Отсутствие информации влечет за собой отсутствие внимания экспертов, отсутствие внимания экспертов - молчание СМИ, молчание СМИ - отсутствие информации. Замкнутый круг, создающий ситуацию непроизвольной информационной квази-блокады. Круг знаний россиянина об Украине ограничивается сообщениями о наиболее шумных скандалах (упоминающихся в прессе не чаще, чем шумные происшествия в Непале или Шри-Ланке, и, соответственно, запоминающихся примерно так же), и, возможно, расписанием игр киевского "Динамо" в Лиге европейских чемпионов.
Ситуация парадоксальная и необъяснимая, если учесть степень культурной, языковой, исторической и экономической близости двух стран. Этот информационный разрыв влечет за собой проблемы уже другого, куда более серьезного порядка: отсутствие знаний, как известно, равно неиспользованным возможностям. Слишком сильным было бы утверждение, что отсутствие информации о соседе чревато реальной угрозой совместному сосуществованию двух государств. Но совершенно очевидно, что этот искусственно образовавшийся информационный вакуум мешает реально оценить и эффективно использовать многообразные взаимовыгодные возможности в политической, экономической и культурной сфере.
Приуроченный ко Дню независимости Украины визит президента РФ Владимира Путина в Киев знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях России и Украины. Но следует понимать: усилия высших властей - необходимая, но далеко не достаточная составляющая такого рода взаимоотношений. История и география диктуют свои правила игры, и по-настоящему полноценными могут стать только контакты между двумя странами на всех уровнях. И здесь мы снова упираемся в ситуацию никому не выгодной, но объективно существующей непроизвольной квази-блокады в информационной сфере. Пока Украина остается не то чтобы вовсе неизвестной, но известной лишь понаслышке страной, речи о возможности эффективного сотрудничества будут продолжать носить более или менее утопический характер.
Проект "Украина.Ru" - первый серьезный шаг, направленный на прорыв этой блокады. Проект состоит из двух частей - справочной и новостной. Справочная часть (каталог "Карта Украины") представляет собой полную, постоянно обновляющуюся информацию по всем наиболее значимым сферам жизни современной Украины. Новостная часть представлена в виде ленты новостей, актуальных сюжетов и тем, отражающих сегодняшнюю политико-экономическую ситуацию в Украине. Эти две части проекта неразрывно связаны между собой, они помогают оценить новость, опираясь на справочно-аналитическую информацию проекта. Новость, помещенная в реальный контекст, становится более понятной и позволяет не ошибиться в оценке ее значимости.
Мы надеемся, что проект "Украина.Ru" поможет заполнить белое пятно, постепенно возникающее в российском сознании на том месте, которое должна по праву занимать Украина. Проект и должен стать той самой картой, руководствуясь которой, можно было бы двигаться, не опасаясь заблудиться и совершить нежелательные ошибки. Двигаться из России на Украину. На ближний Запад".
Но основными активами ФЭПа являются все-таки более конкретные продукты. Главный успех, конечно же, победа Путина на выборах президента России в 2000 году. Кроме этого, у ФЭПа в "багаже" много успешных проектов и уровнем помельче. Первая российская полноформатная онлайн-газета Газета.Ру, которая начала свое существование за полгода до парламентских выборов в России (а именно в марте 1999 года), а затем, успешно отработав на самих выборах, была перепродана, позволив получить продавцам вторую прибыль с проекта, а покупателям - мощнейший информационный ресурс, которым Газета.Ру осталась и по сей день.
Всего же в портфеле ФЭПа по состоянию на 24 августа 2001 года находится 38 интернет-проектов. Среди них есть и такие громкие госзаказы, как сетевой дискуссионный центр "Электронная Россия" (июль 2001 года), официальный информационный канал по освещению операции по подъему АПЛ "Курск" (http://kursk.strana.ru/) (май 2001 года), "Страна.Ru" - национальная информационная служба (сентябрь 2000 года). Среди влиятельных информационных проектов - ежедневная интернет-газета "Вести" (www.vesti.ru) (октябрь 2000 года), лента новостей LENTA.RU (сентябрь 1999 года), а также сетевая версия "Независимой газеты" (www.ng.ru) (сентябрь 1999 года), Газета.Ру (февраль 1999 года), "Русский Журнал" (www.russ.ru) (июль 1997 года).
Есть и частные, и политические ПР-заказы: Союз Правых Сил - Игра на победу! (www.prav.ru) (ноябрь 1999 года), Мэр Москвы - сделай сам (www.mayor.ru) (декабрь 1999 года), юмористический сайт ко дню рождения Евгения Примакова "Дорогому Евгению Максимовичу!" (www.primakov.nu) (октябрь 1999 года). Последние два заказа - яркий пример негативного ПиаРа, который создавался на парламентских выборах в России в декабре 1999 года вокруг движения "Отечество - Вся Россия", реально претендовавшего на здоровую конкуренцию с политдвижениями "партии власти". Тогда надежды Лужкова и Примакова на результаты выборов не оправдались, и многие списывают это именно на активно-негативную информационную политику, проводимую ФЭПом в своих акциях. Собственно, некоторые наблюдатели называют последние парламентские выборы чуть ли не первой публичной победой ПР-технологий на российском политическом рынке.
Любопытно, что ФЭП успел поработать и на выборах 1999 года в Израиле. Был создан сервер общественного движения репатриантов из СССР-СНГ "Мы - за Барака!" (www.ehudbarak.org.il) (апрель 1999 года). Правда, Барак так на выборах и не победил.
И вот 23 августа в список "успешных" проектов добавился еще один - Ukraine.Ru. Почему заранее этот проект относится к разряду успешных? Видимо, потому, что другого выхода, кроме как стать успешным, у этого проекта просто нет. Успешным как в украинском сетевом пространстве, так и в среде российских пользователей, которые интересуются Украиной.
Хотя говорить об успешности этого проекта можно не только в будущем времени. Ведь проект Ukraine.Ru реализует сразу несколько целей. Они разные, но все однозначно - политические. И часть из них уже реализована "автоматом".
1. Выход на рынок политического консалтинга в Украине
Хотя, по неофициальной информации, специалисты ФЭПа уже были активно задействованы на украинском рынке во время последних президентских выборов, и как раз предвыборным штабом Кучмы, пока еще нельзя говорить о том, что ФЭП пустил корни и укрепился на этом рынке. Украинские политики постоянно приглашают российских специалистов в те моменты, когда нуждаются в определенных консалтинговых и ПР-услугах.
Есть и в Украине такие специалисты. Но иногда дело доходит до такого состояния, когда те или иные политические группы (пусть и не нуждающиеся в активных дополнительных услугах, особенно со стороны) считают не только престижным, но и безопасным не допустить использования ресурсов этих специалистов конкурентами. Тогда все более-менее профессиональные деятели в области политической рекламы, ПР и консалтинга изначально скупаются на корню. Иногда присутствие в штабе иностранных специалистов становится вопросом престижа и какого-то внутриполитического имиджа, иногда эти специалисты активно участвуют в работе штаба и оказывают действительно качественную и дорогую услугу.
Но пока еще не было ситуации, когда бы иностранные политические и информационные технологи самостоятельно руководили и выполняли весь (или основной) фронт работ по продвижению. Т.е. ФЭП на местном рынке до этого довольствовался услугами посредников, которые иногда пропускали через себя небольшие части больших заказов. Теперь ФЭП сделал прямую заявку на то, что он самостоятельно претендует на долю от тех денег, которые будут выброшены на ближайших украинских выборах, а, по оценкам различных наблюдателей, это даже не десятки, а сотни миллионов долларов.
В Украине всего три наиболее ярких и раскрученных местных политических консультанта: Погребинский, Грановский и Томенко. По информации, поступившей из проверенных источников, заказ ФЭПу на производство проекта Ukraine.Ru поступил при посредничестве одного из них.
Профессионалы из Комитета избирателей Украины, которые уже не первый год занимаются наблюдением за выборами, считают, что всеукраинский выход к избирательным урнам 31 марта 2002 года станет голосованием за денежные мешки и их кошельки. "Всего необходимо $8 миллионов, и это - только сумма, которая нужна для ведения успешной кампании и для того, чтобы претендовать на победу", -сосчитали в Комитете избирателей. В отличие от пропорциональной части парламента, в одномандатных округах порядок цен другой: кандидату в депутаты Верховной Рады по мажоритарному округу необходимо готовить $350 тысяч.
По прогнозам других экспертов, денег на ближайших выборах будет потрачено значительно меньше. По их мнению, общий объем финансов, может быть, и можно оценивать десятками миллионов долларов, но реально до рынка политрекламы и агитации, в лучшем случае, дойдут сотни тысяч из этих бюджетов. "Говорить о том, что на выборах будут задействованы суммы, исчисляемые сотнями миллионов долларов, не говоря уже о миллиардах - явное преувеличение", - такой позиции придерживаются некоторые наблюдатели.
Деньги на выборы распределяются по схеме перевернутой пирамиды: 70-80% ресурсов оседает уже на первом шагу политических денег к непосредственным исполнителям. А к рынку непосредственно доходит уже процентов 10, не больше. Именно о таком распределении предвыборных финансов говорят эксперты, делая свои прогнозы.
2. Участие в формировании и в разделении предвыборного информационного пространства в Украине
Очевидным является тот факт, что сам по себе проект Ukraine.Ru будет активно участвовать в дележе рекламно-политических денег украинских политиков и партий на предстоящих выборах. То, что сам по себе этот информационный проект станет массово потребляемым и одним из самых посещаемых интернет-ресурсов, содержащих новости об Украине - факт, который не вызывает особых споров.
У ФЭПа для раскрутки ресурса есть достаточно денег, чтобы Ukraine.Ru стала самым популярным "украинским" информационным проектом, оттеснив местные: Украинскую правду, Форум, Korrespondent.Net, UAToday.Net. Конечно, сложно говорить о будущей посещаемости проекта по первым двум дням его существования, но в середине дня 24 августа по статистике Рамблера Ukraine.Ru уже обгонял по посещаемости самый популярный украинский медиа-проект "Украинская правда" на 10-30%.
хосты (посетители)
2 170 - Ukraine.Ru
1 670 - Украинская правда
хиты (показанные страницы)
2 914 - Ukraine.Ru
2 724 - Украинская правда
(данные на 24.08.2001 17:39)
Учитывая то, что в этот день посещаемость информационных интернет-проектов была сильно привязана к празднованию Дня независимости Украины, сложно говорить о том, что лидерство проекта Ukraine.Ru продолжится и усилится, но прогнозировать именно это можно с большой долей вероятности - уж слишком много ресурсов у ФЭПа для раскрутки, и как таковая рекламная кампания проекта Ukraine.Ru еще не началась. По первым оценкам, можно пророчить этому проекту стабильную посещаемость в пределах нескольких десятков посетителей в день, и если так действительно будет, то Ukraine.Ru может получить большую часть денежных поступлений с политической рекламы на грядущих украинских выборах.
Здесь, правда стоит отметить нюансы позиционирования этого проекта.
Сами создатели проекта утверждают, что рассчитаны, в первую очередь, на российскую аудиторию. "Мы надеемся, что проект "Украина.Ru" поможет заполнить белое пятно, постепенно возникающее в российском сознании на том месте, которое должна по праву занимать Украина. Проект и должен стать той самой картой, руководствуясь которой, можно было бы двигаться, не опасаясь заблудиться и совершить нежелательные ошибки".
Местные информационные контентщики пока не видят особой угрозы для своих позиций со стороны новосозданного проекта. И главный довод - официальное позиционирование Ukraine.Ru на российскую аудиторию. Но Антон Носик, создатель ведущего российского новостного портала LENTA.ru, в комментарии интернет-газете Форум выразил свой взгляд на потребности российских граждан в информации с Украины.
"Вообще же, российскому читателю информация о жизни в Украине, Молдавии, Казахстане, Киргизии и тому подобных странах нужна, по большому счету, лишь постольку, поскольку она затрагивает россиян, Россию, наш рынок, безопасность и т.п. Есть еще контингент выходцев из разных стран СНГ, ныне живущий в центральной России, - им интересно читать про свою географическую родину. Есть люди, у которых в ближнем зарубежье живут родственники. Но среднестатистическому москвичу события в Украине не интересны до тех пор, пока они не грозят непосредственно ему. То есть, это, в основном, информация об авариях и катастрофах, криминале, таможне и границах. Кроме этого, попытки осветить эту информацию в странах ближнего зарубежья наталкиваются на отсутствие собкоров, непонимание тамошних реалий, политизированность пишущих людей.
Да и вряд ли у новосозданного ресурса Ukraine.ru - новостные задачи. Целевой аудиторией любого московского ресурса, пишущего об украинских делах, является киевский читатель, а не российский. Этому киевскому читателю московское СМИ говорит: вот как Кремль смотрит на Кучму, на ваши выборы, на кандидатов, на Лазаренко и Тимошенко. Кому-то в Киеве позиция Старшего Брата может показаться заслуживающей внимания. Российский читатель, если вдруг заинтересуется украинской темой всерьез, пойдет на украинские ресурсы, а не за "взглядом из Москвы". Возможно, многочисленная украинская диаспора, живущая в США и Канаде, может интересоваться московской информацией о происходящем в Украине, но это пренебрежимо малая аудитория".
Вопрос аудитории, безусловно, важен, когда речь идет о нацеливании информации на определенную публику. И хотя у проекта Ukraine.Ru в вопросе позиционирования определенно чувствуется некая двоякость, это все же может стать хорошим козырем в руках разработчиков. Несмотря на то, что Антон Носик перечислил многие моменты, которые однозначно влияют на восприятие россиянами новостей с Украины, все же возможности по охвату российской аудитории у подобного проекта есть хорошие. Такое позиционирование далеко не означает, что оно будет жестким, и что проект не будет стремиться привлечь и активную украинскую аудиторию.
Еще одним доводом в пользу того, что проект Ukraine.Ru не составит какой-то особой конкуренции местным интернет-СМИ, является качественный состав команды, работающей над этим проектом. "Люди, которые сейчас занимаются производством этого проекта, мало чего понимают в том, что происходит в Украине. Они считают, что знают, но это не совсем так. Не проделав глубинного анализа украинской политики, невозможно разложить отрывочные знания по полочкам, для того, чтобы получить полную картину, - так считает один из людей, знакомых с командой, которая производит Ukraine.Ru. - Новости, которые сейчас проходят в Ukraine.Ru это те же новости Интерфакса, которые используют практически все онлайн-издания в Украине, и ничего такого особенного и какого-то новостийного контента в этом проекте пока не видно".
Но все-таки, если говорить о позиции в информационном пространстве Украины, то здесь возможности проекта Ukraine.Ru будут практически неограниченными. В то время как местные информационные проекты будут наверняка испытывать на себе давление правоохранительных органов и политических кланов по поводу различных публикаций всевозможного компромата.
3. Участие в дележе рынка производства политических акций
Одна из "веселых" перспектив, ожидаемых в предвыборные полгода - "беспрецедентное для Украины использование компромата". И, по словам представителей Комитета избирателей Украины, "если оппозиция располагает еще не озвученными записями майора Мельниченко, то партии власти будут использовать компромат из Генпрокуратуры, налоговой милиции".
Напомним, что в истории "Политические "когти" тянутся к интернету" от 25 июля AIN отмечал возможность активного использования интернет-технологий в предвыборной гонке-2002. В частности, говорилось о том, что политической рекламы как таковой в интернете не будет, но ожидается большое количество грязи и компромата, который в различных видах будет выливаться на просторы интернета.
Эти прогнозы усиливают последние заявления руководителей КИУ, а также активное распространение среди украинских политиков отношения к интернету как к месту, где бесконтрольно, и, соответственно, безнаказанно можно публиковать любую информацию, которая потом при умелом подходе может выйти на центральные телеканалы, газеты и другие стандартные массовые носители информации.
При этом, однако, ряд наблюдателей скептически оценивает перспективы значительных финансовых затрат на подобные действия в интернете. Они считают, что компромат будет, но он будет преимущественно организовываться непосредственно предвыборными штабами, а основная часть финансовых затрат пойдет на производство, а не распространение компромата.
Собственно, ФЭП умеет не только распространять информацию, но и производить ее. И это не только "тупой" компромат. Чего стоят уже упомянутые проекты дискредитации руководителей движения "Отечество - Вся Россия" во время прошлых парламентских выборов в России. А, учитывая то, что именно интернет может стать той сливной трубой компромата, из которой информация будет попадать в традиционные СМИ (а одна из специализаций ФЭП - как раз интернет-технологии), то можно уже сейчас оценивать эту организацию как потенциального лидера в области политического консалтинга, рекламы и ПР с использованием новых информационных технологий и на территории Украины.
Здесь также стоит отметить высказанный в предыдущем пункте тезис о том, что местные информационные проекты будут наверняка испытывать на себе давление правоохранительных органов и различных политических кланов. По информации, поступившей из достоверных источников, проект Ukraine.Ru изначально финансируется одной из украинских партий, реально претендующей на лавры победителя на будущих парламентских выборах. Сама по себе заангажированность этого проекта, безусловно, проявится в ближайшее время, и будет накладывать свой отпечаток на восприятие продукта. Но тут еще примешивается имидж Страны.Ру и самого ФЭПа, которые многими воспринимаются в качестве официальных рупоров Кремля.
4. Выполнение госзаказа
Выше мы уже много написали о том, что такое ФЭП, и какой имидж имеет эта организация, особенно в связке с государственными органами. Однако, по нашей информации, сейчас ФЭП переживает далеко не лучшие времена в своих взаимоотношениях с Кремлем.
Такие выводы можно сделать, исходя из последней информации о состоянии проекта Страна.Ру, который изначально позиционировался как государственный информационный канал в интернете (правда, производился частной коммерческой организацией). Такое позиционирование наверняка было одобрено сверху, с намеком на то, что в случае, если через определенное время (через год) работы проекта он станет стабильно успешным, то можно будет рассчитывать и на государственное финансирование. Пока же финансирование старт-апа проекта осуществлялось непосредственно самим ФЭПом с привлечением различных заинтересованных компаний.
В итоге проект Страна.Ру, видимо, не был оценен госчиновниками как успешный, достойный выделения бюджетных средств. И это заставило Павловского говорить о том, что в проект было бы неплохо привлечь какого-то инвестора. Подобная информация проходила на страницах "Коммерсанта" - издания, заслужившего доверие у многих. Хотя не исключен и вариант целенаправленной утечки этой информации из ФЭПа, с целью избавить "Страну" от ярлыка "прокремлёвский ресурс".
По мнению некоторых российских наблюдателей, Павловский действительно сейчас серьёзно сдаёт позиции, но это не означает, что от его услуг в Кремле полностью отказались. Просто, если раньше его в течение определённого периода использовали во всех направлениях, вплоть до разработок стратегических внешнеполитических планов, то теперь он осуществляет заказ на некоторых медиа-участках.
На ТВ влияние ФЭПа уже несколько ограничено, а вот интернет полностью отдан ему на откуп. В сети ФЭП - на 100% единственный и основной государственный разработчик. Все проекты ФЭПа утверждаются людьми из Администрации президента.
Возможно, что некоторое охлаждение в отношении к ФЭПу отразилось и на финансировании интернет-проектов. Но есть и мнение других российских экспертов: открытие Ukraine.Ru как раз демонстрирует, что в отношениях с государством у ФЭПа всё в порядке.
Ситуация странная, если вспомнить, что, по имеющейся информации, создание проекта Ukraine.Ru финансируется одной из украинских партий. Безусловно, сотрудничество партии с российским государством в совместном финансировании такого проекта - не особенно фантастическая идея, но все же позиция российских властей по многим принципиальным вопросам не состыковывается с позициями украинских политиков. Как это будет реализовано в Ukraine.Ru - пока неясно. Но в самое ближайшее время мы увидим, чьи интересы в первую очередь будет отстаивать этот проект.
А то, что Россия нуждается в активном присутствии на информационном рынке в Украине - факт. Вот как комментирует создание проекта Ukraine.Ru журналист "Инфо-Бизнеса" Пётр Биргер: "Про Ukraine.Ru можно сказать то же, что и по отношению к любому другому проекту Фонда эффективной политики. Эта особенность ФЭПа становится для меня всё более очевидной с момента создания "Страны", под шапкой которой появлялись затем ещё и другие ресурсы.
Особенность эта - в предсказуемости. Ещё когда за 3 дня до официального открытия Ukraine.Ru "Страна" опубликовала новость о грядущем событии, было уже вполне понятно, что это будет, и для чего. Проект вполне осмысленный, качественный по исполнению и пока по содержанию, на словах много на себя берущий и в этом смысле в чём-то пафосный. Видимо, довольно дорогой. Подобных разработок у ФЭПа достаточно - это и последний про Курск, и очень неплохие сайты по западной прессе. В этом смысле Ukraine.Ru ничего экстраординарного собой не представляет.
Другой вопрос - цели проекта. Когда его создатели рассказывают о том, что через несколько лет они предполагают выйти на прибыль, вообще рассуждают с посыла журналистов, конечно, о коммерческой стороне дела, это ничего, кроме иронии, не вызывает.
Проекты ФЭПа - не коммерческие, а политические. Это не означает, что ФЭП отказывается от использования традиционных методов получения прибыли на основе своих интернет-разработок, просто их реализация не является первичной идей.
Первично - послать определённый месадж в рамках той или иной политической идеи Павловского по той или иной теме, с той или иной целью интернет-общественности как наиболее политически, экономически и социально активной части населения и элите, которая интернет стороной не обходит. Интернет - это пилот. Затем схожие с Ukraine.Ru посылы, уверяю, будут испускать гос.каналы. Ну и, понятное дело, за разработку этих посылов платит государство.
На данный момент в случае с Ukraine.Ru трудно говорить о том, какая именно идея будет заложена в качестве основной. Но какая-то заложена будет. Её можно будет заметить со временем. Возможно, ресурс создан даже под какое-то событие, которое произойдёт в сфере российско-украинских отношений, и которое нужно будет вовремя информационно обслужить. В этом смысле Сеть очень удобна с точки зрения оперативности и для зондирования почвы (вбросить информацию, посмотреть реакцию на неё у небольшой аудитории, затем уже переходить на масштабные ресурсы).
Думаю, что Ukraine.Ru - проект в будущее - и не рассчитан на широкую аудиторию".
Этим летом отмечается определенная общая активность российских сетевых и оффлайновых СМИ к украинской территории. Но информационная политика российских СМИ по отношению к Украине, как и раньше, остается очевидно пророссийской. Случалось и такое, что все информационные ленты заполнялись информацией явно антиукраинского характера, выдержанные информационные сообщения получали негативную окраску и т.д. и т.п. И это, в принципе, нормально с точки зрения тех же стратегических, политических и экономических интересов России в Украине.
Но в чем причины нынешней активности? Мнение Петра Биргера: "Есть несколько причин. Во-первых, в последнее время Украина даёт поводы писать о себе, т.е. является таким стабильным ньюсмейкером. Много скандальных ситуаций, накал страстей и т.д. Тут ничего необычного нет. Я, например, сужу по себе: до этого года следил за вашей политикой время от времени, а сейчас уже вроде как ориентируюсь во всех украинских политических группировках, стал даже фанатом Юли Тимошенко ))). У вас сейчас интересно, потому и пишут.
На фоне этих постоянных информационных поводов происходит ещё одна тенденция - очевидное внимание российской власти к Украине. Об этом говорит хотя бы знаковое назначение Виктора Черномырдина. Все отмечают, что из неоформленных, нестабильных, постоянно лавирующих от негатива к позитиву отношений Киев и Кремль сейчас переходят к какой-то константе. Создаётся атмосфера актуальности более тесных российско-украинских отношений".
5. Активизация информационного пространства (цель побочная)
Вряд ли такая цель записана в каких-то бизнес-планах ФЭПа, но не отметить этот момент нельзя. За три года в Украине сформировалось не более десятка стабильных и популярных интернет-СМИ.
Если отойти от стандартного измерения посещаемости украинских медиа-проектов, а рассмотреть другой, не менее важный для влиятельного СМИ, критерий - индекс цитирования, то ситуация, в которой находятся украинские онлайн-СМИ, весьма нерадостная. Всего в рейтинге Яндекса по индексу цитирования участвует более 1800 интернет-проектов. Стабильную первую позицию по уровню цитируемости в интернете занимает информационное агентство "Росбизнесконсалтинг" с показателем 8133, лидируя со значительным отрывом. На втором месте Lenta.Ru, с показателем 3542. Третья позиция у Газеты.Ру - 3039. Страна.Ру в этом рейтинге занимает 27 позицию (1149).
Первые украинские онлайн-СМИ появляются только во второй сотне:
102. Украинский финансовый сервер - 440
117. День - 393
118. Факты - 393
126. Korrespondent.Net - 378
139. UA Today - 357
166. Украинская правда - 303
Ситуация с посещаемостью, согласно рейтингу Рамблера, в котором участвуют многие основные украинские интернет-СМИ, за последний месяц такова:
32 место - Украинская правда - около 88 тысяч посетителей.
35 - Korrespondent.Net - 75 тысяч
2 - (раздел "Аналитика") - Форум - около 40 тысяч
57 - MIGnews - 27 тысяч
66 - UA Today - 22,5 тысячи
76 - День - 15 тысяч
Оценочная посещаемость онлайн-версии газеты "Факты и комментарии", не участвующей в рейтинге Рамблера - 25 тысяч
В то время как украинские интернет-проекты так и не вырвались за пределы посещаемости в сотни тысяч посетителей (читателей) в месяц, лидирующие российские проекты уже преодолели миллионную планку. Так, Ленту.ру ежемесячно читают более 1,3 млн пользователей интернет, а Газету.ру - 1,02 млн. Такие объемы украинским интернет-медиа только снятся и являются практически недосягаемыми.
В такой ситуации появление любого нового информационного проекта, пусть даже и не "чисто украинского" и не особенно ориентированного на украинскую публику, может повлиять на увеличение активности уже существующих интернет-СМИ, на формирование новых медиа-проектов - процесс, который уже идет в свете предвыборной активности. Может повлиять и на государственную политику в области информационных технологий и, в первую очередь, в сфере интернет.
При этом хотелось бы отметить, что информационные технологии живут и развиваются по своим законам, и как бы какому-либо государству не хотелось навязать этому пространству свои "уставы", подобная государственная позиция означает лишь одно - изначальный проигрыш госорганов в этом пространстве. Поэтому любое государство, стремящееся оказывать какое-либо влияние на информационное пространство, сейчас просто вынуждено активно и непосредственно присутствовать в этой среде и влиять исключительно через количество и качество государственной информации.
Пока прогнозы по поводу активного информационного присутствия украинского государства в интернете и использования новых технологий самые пессимистичные. Выше уже было сказано о некотором технологическом кризисе власти, и выйти нормальными путями из такого практически постоянного дефолтового состояния украинским чиновникам самостоятельно очень непросто. Можно даже сказать, что без посторонней помощи уже и не выбраться. И от того, кто окажет такую помощь государству (что дополнительно простимулирует усиление государственной активности на информационном поле), будет зависеть характер государственной информационной политики в ближайшие годы.
Но на эти работы и движения необходимы материальные ресурсы, в первую очередь, деньги, которых у государства просто нет лишних. А затраты на информационные технологии пока в понимании украинских чиновников, - именно лишняя трата денег. Постепенно такой подход меняется, но общее отношение по-прежнему таково. Особенно такое состояние усиливает олигархическое построение власти в Украине. Это, собственно, и является одной из причин некоторого сомнамбулизма украинского медиа-рынка.
Возможно, такие проекты, как Ukraine.Ru, и станут одним из стимулов к изменению этого понимания. Капля за каплей камень точит, и, рано или поздно, информационный рынок в Украине должен активизироваться. Но это должно быть связано не только с выборами. Они могут стать лишь некоей лакмусовой бумажкой при сегментации рынка, а шанс сейчас есть хороший. И к концу этого года можно будет понаблюдать, насколько этот шанс кому-то удалось реализовать, а кому опять не повезет в деле интеграции в информационное пространство.
Мы не пытались, как ранее, просмотреть в создании подобного проекта какую-то экспансию - в данном случае России по отношению к Украине. Конечно, нельзя отрицать совсем то влияние и угрозу, которые могут оказать и создать подобные проекты на украинской территории. Но не хотелось рассматривать вопрос именно с такой точки зрения, в первую очередь, потому, что у Украины есть вполне адекватные и нормальные способы подобным угрозам противостоять.
Было бы желание... И деньги.
Хотя, если серьезно, то появление на просторах российской сети украинского проекта, созданного национальной (читай - государственной) информационной службой Страна.Ру, стало как событием прогнозируемым и ожидаемым, так и непредсказуемым. Непредсказуемость, главным образом, состояла в определении производителя такого продукта, а ожидаемость - в совершенной ясности того, что рано или поздно российские информационные структуры должны обратить более активное внимание на украинскую местность, которая за всю историю взаимоотношений практически постоянно являлась для России зоной стратегического и тактического интереса.
Пару слов о политическом моменте. Нет ничего удивительного в существовании украинских служб в составе таких медиа-структур как BBC, являющейся государственной информационной службой Великобритании. Нет ничего удивительного в существовании украинской службы Радио "Свобода", фактически являющейся реализатором интересов США в информационном пространстве бывшего СССР.
При этом важно отметить определенную заангажированность старых зарубежных "голосов". Как во времена "до" и "во время перестройки", так и сейчас они больше нацелены на какую-то оппозиционность официальным властям. И ничего предосудительного в этом нет, поскольку часто является симптомом "комплекса свободы". Кто-то хочет слушать эти "голоса", а кто-то - государственные и официальные. Тем не менее, у нового российского "голоса" есть своя особенность и специфика.
Во-первых, Россия находится географически ближе к Украине, чем Великобритания или США. Во-вторых, Украина и Россия были до недавнего времени братскими республиками в рамках одного государства. В-третьих, единые славянские корни. В-четвертых, геополитическое положение Украины на пути пересечения европейских и азиатских культур. И, наконец-то, в-пятых, историческая предрасположенность Украины к какой-то, просто патологической, зависимости от различных внешних факторов.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения России, то к этим пяти пунктам добавляется и шестой: стремление России, уже единолично после развала СССР, оставаться на позиции если не первой, то второй супер-державы мира. И хотя сейчас многие политологи отмечают огромный потенциал Китая и прогнозируют именно этой стране роль второй, а иногда и первой державы мира, Россия на данном этапе все еще остается в ранге супер-державы. Безусловно, лидерство в этой имиджево-политической гонке занимает США, и России это, конечно, обидно - ведь ранее эти лавры принадлежали практически ей. С утратой союзных республик потенциал России как самостоятельного государства, может быть, и остался самым большим в мире, но его реализация оставляла желать лучшего. По многим причинам, в первую очередь, экономическим.
Конечно, экономические реформы, к которым были вынуждены прибегнуть все бывшие союзные республики СССР, не могли быть быстрыми или хотя бы в темпах программ типа "500 дней". Для того чтобы наладить сам механизм, требуются годы, а для того, чтобы он начал работать в полную силу - десятилетия. И вот первое десятилетие независимости прошло. За это время Россия, конечно, пыталась сохранить в близлежащем регионе свое стабильное влияние, но много ресурсов требовалось для решения внутренних проблем. Одни катастрофы последних лет чего стоили российской власти, не говоря уж о войне в Чечне.
Но в этом году на фронте внутренних проблем в России наметились явные сдвиги в лучшую сторону, а на фронте внешних обозначилась необходимость более активной политики. Вопрос влияния в различных регионах для России выходит на первое место, а регион граничащих с Россией государств - на место первейшее. Такая потребность появилась бы раньше или позже в любом случае. Но появилась раньше, поскольку на выборах президента США победил республиканец Джордж Буш-младший, а не демократ Альберт Гор.
За этими выборами в России следили очень пристально - чуть ли не в режиме онлайн, почти как за родными. И трагедия демократов в США стала чуть ли не национальной трагедией в России, поскольку многие понимали, что приход республиканцев ничего хорошего России не сулит. Так оно и случилось. Внешняя политика США стала гораздо более жесткой. Чего стоит одна инициатива пересмотра договора по ПРО от 1972 года, которая откровенно нацелена на дестабилизацию положения России на внешнеполитической арене. Буш необходимость этого объясняет даже детям в детском саду, и многими наблюдателями эти инициативы расцениваются как возвращение к "холодной войне" между США и Россией. Но если "холодная война" образца 70-х и 80-х годов шла на хороших встречных курсах и велась действительно между двумя равносильными супер-державами, то сейчас Россия значительно слабее и уже начинает проигрывать.
Но, собственно, хватит аргументаций. Достаточно того факта, что Украина для России уже стала активным полем экономических интересов. Поскольку интересы эти велики настолько, что отстаивать их послан бывший премьер Черномырдин, то они сильно переплетены и с интересами политическими. Там, где большие деньги, там и большая политика. И наоборот.
Сейчас эти интересы подкреплены еще и новым информационным оружием. Почему такие военные термины? Да просто создатели этого проекта являются самыми что ни на есть настоящими солдатами информационного фронта, мастерами кинжального ПиаРа, специалистами политически-рекламных "подрывных" действий.
"Фонд эффективной политики (ФЭП) - независимая организация, созданная в 1995 году группой частных лиц с целью работы в области политического консалтинга, организации и проведения избирательных кампаний, взаимодействия со средствами массовой информации, создания и поддержки медиа-проектов в Интернете.
ФЭП оказывает информационно-аналитические услуги государственным, общественным и коммерческим структурам, заинтересованным в повышении эффективности своей информационной политики, проводит комплексную работу в области планирования, управления и проведения избирательных и пропагандистских кампаний, осуществляет информационную и аналитическую поддержку медиа-проектов, занимается созданием и поддержкой различных информационных ресурсов в Интернете.
Развитое know-how, отработанное на ряде крупных кампаний федерального и региональных уровней, обеспечивается привлечением высококвалифицированных экспертов и специалистов, стоявших у истоков формирования информационно-аналитической деятельности в новой России (информационное агентство "Постфактум", 1989-1994; агентство "РИА-Новости", 1990-1992; создание первого аналитического еженедельника нового поколения "Коммерсант", 1990-1992; разработка и реализация проекта обновленного издания журнала "Огонек", 1994-1995).
С 1995 года ФЭП ведет собственный мониторинг центральных и региональных электронных и печатных СМИ. С 1996 года осуществляется программа исследований влияния СМИ и идеологических стереотипов на массовое мнение и поведение. С 1999 года эта программа проводится совместно с Фондом "Общественное мнение". С 1996 года ФЭП является базовым центром анализа информационно-политического поля для президентских структур. С 1997 года ФЭП - ведущая организация в развитии информационного и общественно-политического сектора российского Интернета".
Так описана деятельность ФЭПа на официальном сайте этой организации. Именно она стала исполнителем госзаказа по созданию национальной информационной службы Strana.Ru и Ukraine.Ru. Самих же руководителей Фонда эффективной политики - президента Глеба Павловского и председателя правления Марину Литвинович - многие называют официальными политическими консультантами Кремля и лично - Путина. Именно ФЭП стоял у истоков той кампании, которая помогла Путину победить на последних президентских выборах в России. И хотя ФЭП предоставляет обычные коммерческие услуги, в том числе и представителям российского государства, все же основной имидж у этой организации - официальная политконсалтинговая компания, а у Глеба Павловского - официальный политолог Кремля.
Очень важно в описании того, "что такое ФЭП", отметить хороший уровень информационного креатива, который производят ФЭПовцы. Чего стоит один "Манифест проекта Страна.Ру", который пусть и не вызвал массового резонанса в обществе, но в активном кругу журналистов, политологов и власти одно время активно обсуждался и воспринимался чуть ли не как личное послание Путина российским информационщикам.
Вот как звучит "манифест" проекта Ukraine.Ru под названием "Открытие Украины": "Если верить российской прессе, ближайший западный сосед России - в лучшем случае Великобритания, или уж сразу Соединенные Штаты Америки. В представлении медиа внешнеполитические задачи России превращаются в парадоксальную картину, напоминающую действия несколько недальновидного человека, который, обустраивая собственный дом, игнорирует ближайших соседей, интересуясь лишь мнением тех, кто проживает не ближе, чем в трех кварталах.
Ближайшие соседи выпадают из поля зрения СМИ, ньюсмейкеров и экспертов. Медиа-географическая карта выглядит более чем странно: сразу за границей России начинаются многочисленные белые пятна, и лишь на крайнем западе (или, наоборот, на дальнем востоке) вновь расцвечиваются яркими красками земли известные и обитаемые.
Наиболее близкий и один из наиболее крупных соседей России - Украина - как раз и становится постепенно одним из таких белых пятен на карте информационного зарубежья. Отсутствие информации влечет за собой отсутствие внимания экспертов, отсутствие внимания экспертов - молчание СМИ, молчание СМИ - отсутствие информации. Замкнутый круг, создающий ситуацию непроизвольной информационной квази-блокады. Круг знаний россиянина об Украине ограничивается сообщениями о наиболее шумных скандалах (упоминающихся в прессе не чаще, чем шумные происшествия в Непале или Шри-Ланке, и, соответственно, запоминающихся примерно так же), и, возможно, расписанием игр киевского "Динамо" в Лиге европейских чемпионов.
Ситуация парадоксальная и необъяснимая, если учесть степень культурной, языковой, исторической и экономической близости двух стран. Этот информационный разрыв влечет за собой проблемы уже другого, куда более серьезного порядка: отсутствие знаний, как известно, равно неиспользованным возможностям. Слишком сильным было бы утверждение, что отсутствие информации о соседе чревато реальной угрозой совместному сосуществованию двух государств. Но совершенно очевидно, что этот искусственно образовавшийся информационный вакуум мешает реально оценить и эффективно использовать многообразные взаимовыгодные возможности в политической, экономической и культурной сфере.
Приуроченный ко Дню независимости Украины визит президента РФ Владимира Путина в Киев знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях России и Украины. Но следует понимать: усилия высших властей - необходимая, но далеко не достаточная составляющая такого рода взаимоотношений. История и география диктуют свои правила игры, и по-настоящему полноценными могут стать только контакты между двумя странами на всех уровнях. И здесь мы снова упираемся в ситуацию никому не выгодной, но объективно существующей непроизвольной квази-блокады в информационной сфере. Пока Украина остается не то чтобы вовсе неизвестной, но известной лишь понаслышке страной, речи о возможности эффективного сотрудничества будут продолжать носить более или менее утопический характер.
Проект "Украина.Ru" - первый серьезный шаг, направленный на прорыв этой блокады. Проект состоит из двух частей - справочной и новостной. Справочная часть (каталог "Карта Украины") представляет собой полную, постоянно обновляющуюся информацию по всем наиболее значимым сферам жизни современной Украины. Новостная часть представлена в виде ленты новостей, актуальных сюжетов и тем, отражающих сегодняшнюю политико-экономическую ситуацию в Украине. Эти две части проекта неразрывно связаны между собой, они помогают оценить новость, опираясь на справочно-аналитическую информацию проекта. Новость, помещенная в реальный контекст, становится более понятной и позволяет не ошибиться в оценке ее значимости.
Мы надеемся, что проект "Украина.Ru" поможет заполнить белое пятно, постепенно возникающее в российском сознании на том месте, которое должна по праву занимать Украина. Проект и должен стать той самой картой, руководствуясь которой, можно было бы двигаться, не опасаясь заблудиться и совершить нежелательные ошибки. Двигаться из России на Украину. На ближний Запад".
Но основными активами ФЭПа являются все-таки более конкретные продукты. Главный успех, конечно же, победа Путина на выборах президента России в 2000 году. Кроме этого, у ФЭПа в "багаже" много успешных проектов и уровнем помельче. Первая российская полноформатная онлайн-газета Газета.Ру, которая начала свое существование за полгода до парламентских выборов в России (а именно в марте 1999 года), а затем, успешно отработав на самих выборах, была перепродана, позволив получить продавцам вторую прибыль с проекта, а покупателям - мощнейший информационный ресурс, которым Газета.Ру осталась и по сей день.
Всего же в портфеле ФЭПа по состоянию на 24 августа 2001 года находится 38 интернет-проектов. Среди них есть и такие громкие госзаказы, как сетевой дискуссионный центр "Электронная Россия" (июль 2001 года), официальный информационный канал по освещению операции по подъему АПЛ "Курск" (http://kursk.strana.ru/) (май 2001 года), "Страна.Ru" - национальная информационная служба (сентябрь 2000 года). Среди влиятельных информационных проектов - ежедневная интернет-газета "Вести" (www.vesti.ru) (октябрь 2000 года), лента новостей LENTA.RU (сентябрь 1999 года), а также сетевая версия "Независимой газеты" (www.ng.ru) (сентябрь 1999 года), Газета.Ру (февраль 1999 года), "Русский Журнал" (www.russ.ru) (июль 1997 года).
Есть и частные, и политические ПР-заказы: Союз Правых Сил - Игра на победу! (www.prav.ru) (ноябрь 1999 года), Мэр Москвы - сделай сам (www.mayor.ru) (декабрь 1999 года), юмористический сайт ко дню рождения Евгения Примакова "Дорогому Евгению Максимовичу!" (www.primakov.nu) (октябрь 1999 года). Последние два заказа - яркий пример негативного ПиаРа, который создавался на парламентских выборах в России в декабре 1999 года вокруг движения "Отечество - Вся Россия", реально претендовавшего на здоровую конкуренцию с политдвижениями "партии власти". Тогда надежды Лужкова и Примакова на результаты выборов не оправдались, и многие списывают это именно на активно-негативную информационную политику, проводимую ФЭПом в своих акциях. Собственно, некоторые наблюдатели называют последние парламентские выборы чуть ли не первой публичной победой ПР-технологий на российском политическом рынке.
Любопытно, что ФЭП успел поработать и на выборах 1999 года в Израиле. Был создан сервер общественного движения репатриантов из СССР-СНГ "Мы - за Барака!" (www.ehudbarak.org.il) (апрель 1999 года). Правда, Барак так на выборах и не победил.
И вот 23 августа в список "успешных" проектов добавился еще один - Ukraine.Ru. Почему заранее этот проект относится к разряду успешных? Видимо, потому, что другого выхода, кроме как стать успешным, у этого проекта просто нет. Успешным как в украинском сетевом пространстве, так и в среде российских пользователей, которые интересуются Украиной.
Хотя говорить об успешности этого проекта можно не только в будущем времени. Ведь проект Ukraine.Ru реализует сразу несколько целей. Они разные, но все однозначно - политические. И часть из них уже реализована "автоматом".
1. Выход на рынок политического консалтинга в Украине
Хотя, по неофициальной информации, специалисты ФЭПа уже были активно задействованы на украинском рынке во время последних президентских выборов, и как раз предвыборным штабом Кучмы, пока еще нельзя говорить о том, что ФЭП пустил корни и укрепился на этом рынке. Украинские политики постоянно приглашают российских специалистов в те моменты, когда нуждаются в определенных консалтинговых и ПР-услугах.
Есть и в Украине такие специалисты. Но иногда дело доходит до такого состояния, когда те или иные политические группы (пусть и не нуждающиеся в активных дополнительных услугах, особенно со стороны) считают не только престижным, но и безопасным не допустить использования ресурсов этих специалистов конкурентами. Тогда все более-менее профессиональные деятели в области политической рекламы, ПР и консалтинга изначально скупаются на корню. Иногда присутствие в штабе иностранных специалистов становится вопросом престижа и какого-то внутриполитического имиджа, иногда эти специалисты активно участвуют в работе штаба и оказывают действительно качественную и дорогую услугу.
Но пока еще не было ситуации, когда бы иностранные политические и информационные технологи самостоятельно руководили и выполняли весь (или основной) фронт работ по продвижению. Т.е. ФЭП на местном рынке до этого довольствовался услугами посредников, которые иногда пропускали через себя небольшие части больших заказов. Теперь ФЭП сделал прямую заявку на то, что он самостоятельно претендует на долю от тех денег, которые будут выброшены на ближайших украинских выборах, а, по оценкам различных наблюдателей, это даже не десятки, а сотни миллионов долларов.
В Украине всего три наиболее ярких и раскрученных местных политических консультанта: Погребинский, Грановский и Томенко. По информации, поступившей из проверенных источников, заказ ФЭПу на производство проекта Ukraine.Ru поступил при посредничестве одного из них.
Профессионалы из Комитета избирателей Украины, которые уже не первый год занимаются наблюдением за выборами, считают, что всеукраинский выход к избирательным урнам 31 марта 2002 года станет голосованием за денежные мешки и их кошельки. "Всего необходимо $8 миллионов, и это - только сумма, которая нужна для ведения успешной кампании и для того, чтобы претендовать на победу", -сосчитали в Комитете избирателей. В отличие от пропорциональной части парламента, в одномандатных округах порядок цен другой: кандидату в депутаты Верховной Рады по мажоритарному округу необходимо готовить $350 тысяч.
По прогнозам других экспертов, денег на ближайших выборах будет потрачено значительно меньше. По их мнению, общий объем финансов, может быть, и можно оценивать десятками миллионов долларов, но реально до рынка политрекламы и агитации, в лучшем случае, дойдут сотни тысяч из этих бюджетов. "Говорить о том, что на выборах будут задействованы суммы, исчисляемые сотнями миллионов долларов, не говоря уже о миллиардах - явное преувеличение", - такой позиции придерживаются некоторые наблюдатели.
Деньги на выборы распределяются по схеме перевернутой пирамиды: 70-80% ресурсов оседает уже на первом шагу политических денег к непосредственным исполнителям. А к рынку непосредственно доходит уже процентов 10, не больше. Именно о таком распределении предвыборных финансов говорят эксперты, делая свои прогнозы.
2. Участие в формировании и в разделении предвыборного информационного пространства в Украине
Очевидным является тот факт, что сам по себе проект Ukraine.Ru будет активно участвовать в дележе рекламно-политических денег украинских политиков и партий на предстоящих выборах. То, что сам по себе этот информационный проект станет массово потребляемым и одним из самых посещаемых интернет-ресурсов, содержащих новости об Украине - факт, который не вызывает особых споров.
У ФЭПа для раскрутки ресурса есть достаточно денег, чтобы Ukraine.Ru стала самым популярным "украинским" информационным проектом, оттеснив местные: Украинскую правду, Форум, Korrespondent.Net, UAToday.Net. Конечно, сложно говорить о будущей посещаемости проекта по первым двум дням его существования, но в середине дня 24 августа по статистике Рамблера Ukraine.Ru уже обгонял по посещаемости самый популярный украинский медиа-проект "Украинская правда" на 10-30%.
хосты (посетители)
2 170 - Ukraine.Ru
1 670 - Украинская правда
хиты (показанные страницы)
2 914 - Ukraine.Ru
2 724 - Украинская правда
(данные на 24.08.2001 17:39)
Учитывая то, что в этот день посещаемость информационных интернет-проектов была сильно привязана к празднованию Дня независимости Украины, сложно говорить о том, что лидерство проекта Ukraine.Ru продолжится и усилится, но прогнозировать именно это можно с большой долей вероятности - уж слишком много ресурсов у ФЭПа для раскрутки, и как таковая рекламная кампания проекта Ukraine.Ru еще не началась. По первым оценкам, можно пророчить этому проекту стабильную посещаемость в пределах нескольких десятков посетителей в день, и если так действительно будет, то Ukraine.Ru может получить большую часть денежных поступлений с политической рекламы на грядущих украинских выборах.
Здесь, правда стоит отметить нюансы позиционирования этого проекта.
Сами создатели проекта утверждают, что рассчитаны, в первую очередь, на российскую аудиторию. "Мы надеемся, что проект "Украина.Ru" поможет заполнить белое пятно, постепенно возникающее в российском сознании на том месте, которое должна по праву занимать Украина. Проект и должен стать той самой картой, руководствуясь которой, можно было бы двигаться, не опасаясь заблудиться и совершить нежелательные ошибки".
Местные информационные контентщики пока не видят особой угрозы для своих позиций со стороны новосозданного проекта. И главный довод - официальное позиционирование Ukraine.Ru на российскую аудиторию. Но Антон Носик, создатель ведущего российского новостного портала LENTA.ru, в комментарии интернет-газете Форум выразил свой взгляд на потребности российских граждан в информации с Украины.
"Вообще же, российскому читателю информация о жизни в Украине, Молдавии, Казахстане, Киргизии и тому подобных странах нужна, по большому счету, лишь постольку, поскольку она затрагивает россиян, Россию, наш рынок, безопасность и т.п. Есть еще контингент выходцев из разных стран СНГ, ныне живущий в центральной России, - им интересно читать про свою географическую родину. Есть люди, у которых в ближнем зарубежье живут родственники. Но среднестатистическому москвичу события в Украине не интересны до тех пор, пока они не грозят непосредственно ему. То есть, это, в основном, информация об авариях и катастрофах, криминале, таможне и границах. Кроме этого, попытки осветить эту информацию в странах ближнего зарубежья наталкиваются на отсутствие собкоров, непонимание тамошних реалий, политизированность пишущих людей.
Да и вряд ли у новосозданного ресурса Ukraine.ru - новостные задачи. Целевой аудиторией любого московского ресурса, пишущего об украинских делах, является киевский читатель, а не российский. Этому киевскому читателю московское СМИ говорит: вот как Кремль смотрит на Кучму, на ваши выборы, на кандидатов, на Лазаренко и Тимошенко. Кому-то в Киеве позиция Старшего Брата может показаться заслуживающей внимания. Российский читатель, если вдруг заинтересуется украинской темой всерьез, пойдет на украинские ресурсы, а не за "взглядом из Москвы". Возможно, многочисленная украинская диаспора, живущая в США и Канаде, может интересоваться московской информацией о происходящем в Украине, но это пренебрежимо малая аудитория".
Вопрос аудитории, безусловно, важен, когда речь идет о нацеливании информации на определенную публику. И хотя у проекта Ukraine.Ru в вопросе позиционирования определенно чувствуется некая двоякость, это все же может стать хорошим козырем в руках разработчиков. Несмотря на то, что Антон Носик перечислил многие моменты, которые однозначно влияют на восприятие россиянами новостей с Украины, все же возможности по охвату российской аудитории у подобного проекта есть хорошие. Такое позиционирование далеко не означает, что оно будет жестким, и что проект не будет стремиться привлечь и активную украинскую аудиторию.
Еще одним доводом в пользу того, что проект Ukraine.Ru не составит какой-то особой конкуренции местным интернет-СМИ, является качественный состав команды, работающей над этим проектом. "Люди, которые сейчас занимаются производством этого проекта, мало чего понимают в том, что происходит в Украине. Они считают, что знают, но это не совсем так. Не проделав глубинного анализа украинской политики, невозможно разложить отрывочные знания по полочкам, для того, чтобы получить полную картину, - так считает один из людей, знакомых с командой, которая производит Ukraine.Ru. - Новости, которые сейчас проходят в Ukraine.Ru это те же новости Интерфакса, которые используют практически все онлайн-издания в Украине, и ничего такого особенного и какого-то новостийного контента в этом проекте пока не видно".
Но все-таки, если говорить о позиции в информационном пространстве Украины, то здесь возможности проекта Ukraine.Ru будут практически неограниченными. В то время как местные информационные проекты будут наверняка испытывать на себе давление правоохранительных органов и политических кланов по поводу различных публикаций всевозможного компромата.
3. Участие в дележе рынка производства политических акций
Одна из "веселых" перспектив, ожидаемых в предвыборные полгода - "беспрецедентное для Украины использование компромата". И, по словам представителей Комитета избирателей Украины, "если оппозиция располагает еще не озвученными записями майора Мельниченко, то партии власти будут использовать компромат из Генпрокуратуры, налоговой милиции".
Напомним, что в истории "Политические "когти" тянутся к интернету" от 25 июля AIN отмечал возможность активного использования интернет-технологий в предвыборной гонке-2002. В частности, говорилось о том, что политической рекламы как таковой в интернете не будет, но ожидается большое количество грязи и компромата, который в различных видах будет выливаться на просторы интернета.
Эти прогнозы усиливают последние заявления руководителей КИУ, а также активное распространение среди украинских политиков отношения к интернету как к месту, где бесконтрольно, и, соответственно, безнаказанно можно публиковать любую информацию, которая потом при умелом подходе может выйти на центральные телеканалы, газеты и другие стандартные массовые носители информации.
При этом, однако, ряд наблюдателей скептически оценивает перспективы значительных финансовых затрат на подобные действия в интернете. Они считают, что компромат будет, но он будет преимущественно организовываться непосредственно предвыборными штабами, а основная часть финансовых затрат пойдет на производство, а не распространение компромата.
Собственно, ФЭП умеет не только распространять информацию, но и производить ее. И это не только "тупой" компромат. Чего стоят уже упомянутые проекты дискредитации руководителей движения "Отечество - Вся Россия" во время прошлых парламентских выборов в России. А, учитывая то, что именно интернет может стать той сливной трубой компромата, из которой информация будет попадать в традиционные СМИ (а одна из специализаций ФЭП - как раз интернет-технологии), то можно уже сейчас оценивать эту организацию как потенциального лидера в области политического консалтинга, рекламы и ПР с использованием новых информационных технологий и на территории Украины.
Здесь также стоит отметить высказанный в предыдущем пункте тезис о том, что местные информационные проекты будут наверняка испытывать на себе давление правоохранительных органов и различных политических кланов. По информации, поступившей из достоверных источников, проект Ukraine.Ru изначально финансируется одной из украинских партий, реально претендующей на лавры победителя на будущих парламентских выборах. Сама по себе заангажированность этого проекта, безусловно, проявится в ближайшее время, и будет накладывать свой отпечаток на восприятие продукта. Но тут еще примешивается имидж Страны.Ру и самого ФЭПа, которые многими воспринимаются в качестве официальных рупоров Кремля.
4. Выполнение госзаказа
Выше мы уже много написали о том, что такое ФЭП, и какой имидж имеет эта организация, особенно в связке с государственными органами. Однако, по нашей информации, сейчас ФЭП переживает далеко не лучшие времена в своих взаимоотношениях с Кремлем.
Такие выводы можно сделать, исходя из последней информации о состоянии проекта Страна.Ру, который изначально позиционировался как государственный информационный канал в интернете (правда, производился частной коммерческой организацией). Такое позиционирование наверняка было одобрено сверху, с намеком на то, что в случае, если через определенное время (через год) работы проекта он станет стабильно успешным, то можно будет рассчитывать и на государственное финансирование. Пока же финансирование старт-апа проекта осуществлялось непосредственно самим ФЭПом с привлечением различных заинтересованных компаний.
В итоге проект Страна.Ру, видимо, не был оценен госчиновниками как успешный, достойный выделения бюджетных средств. И это заставило Павловского говорить о том, что в проект было бы неплохо привлечь какого-то инвестора. Подобная информация проходила на страницах "Коммерсанта" - издания, заслужившего доверие у многих. Хотя не исключен и вариант целенаправленной утечки этой информации из ФЭПа, с целью избавить "Страну" от ярлыка "прокремлёвский ресурс".
По мнению некоторых российских наблюдателей, Павловский действительно сейчас серьёзно сдаёт позиции, но это не означает, что от его услуг в Кремле полностью отказались. Просто, если раньше его в течение определённого периода использовали во всех направлениях, вплоть до разработок стратегических внешнеполитических планов, то теперь он осуществляет заказ на некоторых медиа-участках.
На ТВ влияние ФЭПа уже несколько ограничено, а вот интернет полностью отдан ему на откуп. В сети ФЭП - на 100% единственный и основной государственный разработчик. Все проекты ФЭПа утверждаются людьми из Администрации президента.
Возможно, что некоторое охлаждение в отношении к ФЭПу отразилось и на финансировании интернет-проектов. Но есть и мнение других российских экспертов: открытие Ukraine.Ru как раз демонстрирует, что в отношениях с государством у ФЭПа всё в порядке.
Ситуация странная, если вспомнить, что, по имеющейся информации, создание проекта Ukraine.Ru финансируется одной из украинских партий. Безусловно, сотрудничество партии с российским государством в совместном финансировании такого проекта - не особенно фантастическая идея, но все же позиция российских властей по многим принципиальным вопросам не состыковывается с позициями украинских политиков. Как это будет реализовано в Ukraine.Ru - пока неясно. Но в самое ближайшее время мы увидим, чьи интересы в первую очередь будет отстаивать этот проект.
А то, что Россия нуждается в активном присутствии на информационном рынке в Украине - факт. Вот как комментирует создание проекта Ukraine.Ru журналист "Инфо-Бизнеса" Пётр Биргер: "Про Ukraine.Ru можно сказать то же, что и по отношению к любому другому проекту Фонда эффективной политики. Эта особенность ФЭПа становится для меня всё более очевидной с момента создания "Страны", под шапкой которой появлялись затем ещё и другие ресурсы.
Особенность эта - в предсказуемости. Ещё когда за 3 дня до официального открытия Ukraine.Ru "Страна" опубликовала новость о грядущем событии, было уже вполне понятно, что это будет, и для чего. Проект вполне осмысленный, качественный по исполнению и пока по содержанию, на словах много на себя берущий и в этом смысле в чём-то пафосный. Видимо, довольно дорогой. Подобных разработок у ФЭПа достаточно - это и последний про Курск, и очень неплохие сайты по западной прессе. В этом смысле Ukraine.Ru ничего экстраординарного собой не представляет.
Другой вопрос - цели проекта. Когда его создатели рассказывают о том, что через несколько лет они предполагают выйти на прибыль, вообще рассуждают с посыла журналистов, конечно, о коммерческой стороне дела, это ничего, кроме иронии, не вызывает.
Проекты ФЭПа - не коммерческие, а политические. Это не означает, что ФЭП отказывается от использования традиционных методов получения прибыли на основе своих интернет-разработок, просто их реализация не является первичной идей.
Первично - послать определённый месадж в рамках той или иной политической идеи Павловского по той или иной теме, с той или иной целью интернет-общественности как наиболее политически, экономически и социально активной части населения и элите, которая интернет стороной не обходит. Интернет - это пилот. Затем схожие с Ukraine.Ru посылы, уверяю, будут испускать гос.каналы. Ну и, понятное дело, за разработку этих посылов платит государство.
На данный момент в случае с Ukraine.Ru трудно говорить о том, какая именно идея будет заложена в качестве основной. Но какая-то заложена будет. Её можно будет заметить со временем. Возможно, ресурс создан даже под какое-то событие, которое произойдёт в сфере российско-украинских отношений, и которое нужно будет вовремя информационно обслужить. В этом смысле Сеть очень удобна с точки зрения оперативности и для зондирования почвы (вбросить информацию, посмотреть реакцию на неё у небольшой аудитории, затем уже переходить на масштабные ресурсы).
Думаю, что Ukraine.Ru - проект в будущее - и не рассчитан на широкую аудиторию".
Этим летом отмечается определенная общая активность российских сетевых и оффлайновых СМИ к украинской территории. Но информационная политика российских СМИ по отношению к Украине, как и раньше, остается очевидно пророссийской. Случалось и такое, что все информационные ленты заполнялись информацией явно антиукраинского характера, выдержанные информационные сообщения получали негативную окраску и т.д. и т.п. И это, в принципе, нормально с точки зрения тех же стратегических, политических и экономических интересов России в Украине.
Но в чем причины нынешней активности? Мнение Петра Биргера: "Есть несколько причин. Во-первых, в последнее время Украина даёт поводы писать о себе, т.е. является таким стабильным ньюсмейкером. Много скандальных ситуаций, накал страстей и т.д. Тут ничего необычного нет. Я, например, сужу по себе: до этого года следил за вашей политикой время от времени, а сейчас уже вроде как ориентируюсь во всех украинских политических группировках, стал даже фанатом Юли Тимошенко ))). У вас сейчас интересно, потому и пишут.
На фоне этих постоянных информационных поводов происходит ещё одна тенденция - очевидное внимание российской власти к Украине. Об этом говорит хотя бы знаковое назначение Виктора Черномырдина. Все отмечают, что из неоформленных, нестабильных, постоянно лавирующих от негатива к позитиву отношений Киев и Кремль сейчас переходят к какой-то константе. Создаётся атмосфера актуальности более тесных российско-украинских отношений".
5. Активизация информационного пространства (цель побочная)
Вряд ли такая цель записана в каких-то бизнес-планах ФЭПа, но не отметить этот момент нельзя. За три года в Украине сформировалось не более десятка стабильных и популярных интернет-СМИ.
Если отойти от стандартного измерения посещаемости украинских медиа-проектов, а рассмотреть другой, не менее важный для влиятельного СМИ, критерий - индекс цитирования, то ситуация, в которой находятся украинские онлайн-СМИ, весьма нерадостная. Всего в рейтинге Яндекса по индексу цитирования участвует более 1800 интернет-проектов. Стабильную первую позицию по уровню цитируемости в интернете занимает информационное агентство "Росбизнесконсалтинг" с показателем 8133, лидируя со значительным отрывом. На втором месте Lenta.Ru, с показателем 3542. Третья позиция у Газеты.Ру - 3039. Страна.Ру в этом рейтинге занимает 27 позицию (1149).
Первые украинские онлайн-СМИ появляются только во второй сотне:
102. Украинский финансовый сервер - 440
117. День - 393
118. Факты - 393
126. Korrespondent.Net - 378
139. UA Today - 357
166. Украинская правда - 303
Ситуация с посещаемостью, согласно рейтингу Рамблера, в котором участвуют многие основные украинские интернет-СМИ, за последний месяц такова:
32 место - Украинская правда - около 88 тысяч посетителей.
35 - Korrespondent.Net - 75 тысяч
2 - (раздел "Аналитика") - Форум - около 40 тысяч
57 - MIGnews - 27 тысяч
66 - UA Today - 22,5 тысячи
76 - День - 15 тысяч
Оценочная посещаемость онлайн-версии газеты "Факты и комментарии", не участвующей в рейтинге Рамблера - 25 тысяч
В то время как украинские интернет-проекты так и не вырвались за пределы посещаемости в сотни тысяч посетителей (читателей) в месяц, лидирующие российские проекты уже преодолели миллионную планку. Так, Ленту.ру ежемесячно читают более 1,3 млн пользователей интернет, а Газету.ру - 1,02 млн. Такие объемы украинским интернет-медиа только снятся и являются практически недосягаемыми.
В такой ситуации появление любого нового информационного проекта, пусть даже и не "чисто украинского" и не особенно ориентированного на украинскую публику, может повлиять на увеличение активности уже существующих интернет-СМИ, на формирование новых медиа-проектов - процесс, который уже идет в свете предвыборной активности. Может повлиять и на государственную политику в области информационных технологий и, в первую очередь, в сфере интернет.
При этом хотелось бы отметить, что информационные технологии живут и развиваются по своим законам, и как бы какому-либо государству не хотелось навязать этому пространству свои "уставы", подобная государственная позиция означает лишь одно - изначальный проигрыш госорганов в этом пространстве. Поэтому любое государство, стремящееся оказывать какое-либо влияние на информационное пространство, сейчас просто вынуждено активно и непосредственно присутствовать в этой среде и влиять исключительно через количество и качество государственной информации.
Пока прогнозы по поводу активного информационного присутствия украинского государства в интернете и использования новых технологий самые пессимистичные. Выше уже было сказано о некотором технологическом кризисе власти, и выйти нормальными путями из такого практически постоянного дефолтового состояния украинским чиновникам самостоятельно очень непросто. Можно даже сказать, что без посторонней помощи уже и не выбраться. И от того, кто окажет такую помощь государству (что дополнительно простимулирует усиление государственной активности на информационном поле), будет зависеть характер государственной информационной политики в ближайшие годы.
Но на эти работы и движения необходимы материальные ресурсы, в первую очередь, деньги, которых у государства просто нет лишних. А затраты на информационные технологии пока в понимании украинских чиновников, - именно лишняя трата денег. Постепенно такой подход меняется, но общее отношение по-прежнему таково. Особенно такое состояние усиливает олигархическое построение власти в Украине. Это, собственно, и является одной из причин некоторого сомнамбулизма украинского медиа-рынка.
Возможно, такие проекты, как Ukraine.Ru, и станут одним из стимулов к изменению этого понимания. Капля за каплей камень точит, и, рано или поздно, информационный рынок в Украине должен активизироваться. Но это должно быть связано не только с выборами. Они могут стать лишь некоей лакмусовой бумажкой при сегментации рынка, а шанс сейчас есть хороший. И к концу этого года можно будет понаблюдать, насколько этот шанс кому-то удалось реализовать, а кому опять не повезет в деле интеграции в информационное пространство.
Мы не пытались, как ранее, просмотреть в создании подобного проекта какую-то экспансию - в данном случае России по отношению к Украине. Конечно, нельзя отрицать совсем то влияние и угрозу, которые могут оказать и создать подобные проекты на украинской территории. Но не хотелось рассматривать вопрос именно с такой точки зрения, в первую очередь, потому, что у Украины есть вполне адекватные и нормальные способы подобным угрозам противостоять.
Было бы желание... И деньги.