Украина, как вечный вопрос России

Четверг, 23 августа 2001, 16:22
Сегодняшние взаимоотношения России и Украины и их перспективы являются одним из важнейших аспектов внутренней и внешней политики обоих государств. Чрезвычайно велико значение наличия крепких связей между Украиной и Россией, слишком много вопросов, обид, устремлений, надежд и разочарований, накопилось за последнее время – в особенности за прошедшее десятилетие! – по обе стороны украинско-российской государственной границы, чтобы оставить их без внимания, объяснений или попытки тщательного анализа.

К сожалению, на вопрос об отношениях двух братских народов, часто приходится смотреть через призму официальной пропаганды, которая, в основном, является заведомо конъюнктурной. Но другой у нас нет, а посему именно от терпимости обоих народов будет зависеть будущее диалога, если до такого вообще дойдет в обозримом будущем.

Когда говорят о людях, что они должны жить вместе, одной семьей, то, как правило, исходят из того, что сами люди, о которых идет речь, желают именно такого совместного счастья. Говоря о необходимости воссоединения России и Украины, мы наталкиваемся на очень важный вопрос: "А хотят ли люди, живущие, в силу всяких обстоятельств, по разные стороны государственной границы, жить одной семьей?"

Ругать украинцев за их стремление жить независимо от Москвы, не буду, ибо вижу в этом лишь определенную историческую логику, которая вытекает, прежде всего, из состояния общественно-политической системы нынешней России, ошибочности ее политики и оппортунизма ее политиков. На мой взгляд, вина России в этом процессе (отдаления Украины) уже столь велика, что не заметить ее, а тем более замолчать, просто нельзя. И чем больше обвинений выписывают украинцам в российских СМИ, тем больше поводов для уверенности в том, что корни проблемы находятся в Москве.

Еще в 1929 году в парижском "Вестнике РСХД" российский историк Г.Федотов опубликовал очень интересную статью, где рассуждает на тему судьбы России, в традициях свойственных российскому имперскому шовинизму. Не обошел он вниманием и взаимоотношения России с Украиной. "Из оставшихся в России народов – писал он – прямая ненависть к великороссам встречается только у наших кровных братьев – малороссов, или украинцев. И это самый болезненный вопрос новой России". Сегодня назвать этот вопрос лишь болезненным – мало, ибо можно с уверенностью сказать что – это вечный вопрос России. По крайней мере, он будет еще так долго определять политику обеих государств, пока большинство из русских не заставит себя искать причину такой ненависти именно в себе, в своем неадекватном отношении к многомиллионному народу Украины.

Мысль Федотова о том, что причиной тому есть именно русский национализм, который всегда выражался "главным образом в бесцельной травле малых народностей, в ущемлении их законных духовных потребностей, создавая России все новых и новых врагов", затерялась среди неудачных попыток указать способ исправить положение вещей. Но возможно ли вообще исправить несправедливость или предвзятость? Возможно ли вообще залечить глубочайшие раны, нанесенные бездумной и циничной политикой российских правителей братским народам? Однозначных ответов на эти вопросы пока что не существует. Но если будет искреннее желание их найти, то со временем это, несомненно, удастся сделать. Нам же сегодня ничего другого не остается кроме как попытаться определить некоторые условия, при которых начало процесса сближения двух народов станет хотя бы возможным.

Поскольку истинное сближение двух народов возможно лишь на основании добровольного желания обоих, тогда сначала следует определить условия, при которых такое волеизъявление будет возможным в качестве свободного устремления, подкрепленного официальной политикой властей. Я умышленно разделяю волю народа и официальную власть, ибо как показывает жизнь – ничто не отличается так сильно друг от друга, как стремления и желания народа, с одной стороны, и его власти, с другой стороны. Это происходит вследствие отсутствия демократии в стране, ибо нет обратной связи между народом и властью, которая обеспечивается лишь за счет наличия демократического контроля над ее деятельностью.

Таким образом, первым и наиважнейшим условием падения границ – есть наличие демократии по обе ее стороны, то есть наличие власти народа, который в состоянии сам определить свою судьбу, включая решение об объединении.

Нынешняя Россия, к сожалению, так же далека от демократии, как и Украина. Ее президентско-парламентская политическая система не соответствует нормам, провозглашенным в ее Конституции. Либерально-буржуазная по своей сути, она удерживается на плаву лишь за счет перераспределения власти и властных полномочий в стране в пользу Президента России, который, в свою очередь, вполне тоталитарными методами обеспечивает либеральность режима лишь для олигархов и крупной буржуазии, унижая и разоряя народ. Законодательная ветвь государственной власти практически уничтожена или ее значение сведено к минимуму. Власть в стране фактически сконцентрирована в одних руках, в руках Президента РФ, хотя ее экономические рычаги по прежнему остались в руках у кучки крупных буржуа, для которых Владимир Путин лишь человек, которого они до определенного момента терпят. Демократический контроль над деятельностью такой власти уже невозможен. За десять последних лет не создано ни одной общенародной партии, опирающейся на широкие слои населения. А те, которые удалось в виде ширмы демократического процесса соорудить, находятся в плачевном состоянии. Их структуры, из-за своей неразвитости, не в состоянии выполнять главные задачи, возложенные на них логикой общественно-политического процесса – перерабатывать конфликты (социальные, общественные, межнациональные, классовые и так далее), консолидировать общество, интегрировать людей в экономические и общественные процессы, создавать условия для конкуренции идеологий с целью поиска выходов из состояния перманентного кризиса экономики, политики и власти. Иными словами, Россия сегодня – это страна, в которой не соблюдаются основные нормы конституционности; где не существует верховенства права; где отсутствует демократия.

Как видим, бежать в объятия нынешней России, где общественным и политическим процессом управляет кучка олигархов, сумевших довести к власти "своего президента", украинскому, или любому другому, народу нет никакого смысла. Ведь для того чтобы на своей спине почувствовать все прелести российской "демократии" совершенно не обязательно стремится к объединению с Россией. Ибо уже сегодня российские олигархи держат под своим контролем не только общественные и политические процессы России, зона их интересов уже давно разрослась за ее пределы, и Украина уже давно ею поглощена. Российские олигархи и крупная буржуазия скупает промышленность Украины, монополизирует ее отрасли, уничтожая тем самым любые проявления конкуренции со стороны среднего и малого бизнеса, который составляет основу любого цивилизованного общества. К примеру, не далее как вчера, Леонид Кучма пригрозился разогнать Фонд Государственного Имущества Украины за то, что те посмели проявить инициативу и попытались разорвать договор продажи, невыгодный для Украины, российской компании "ЛУКойл" пакета акций Одесского нефтеперерабатывающего завода (один из крупнейших заводов по переработке нефти в Европе).

Конечно, проблема оценки и дефиниции политической системы обеих государств слишком сложная, чтобы в коротенькой статье можно было бы затронуть все ее аспекты. Но без того, что россияне наконец-то поймут, что нельзя никому, а особенно нынешним президентам или их олигархам, позволять отнимать у народа право на решение – когда, как и с кем объединяться, невозможно рассчитывать на то, что в обозримом будущем мы снова станем одной семьей. Ведь отсутствие объективных причин для объединения подменяется клеветой кремлевских СМИ и оппортунизмом российских властей, распространяющих ложь о достижениях украинского Президента на пути построения демократии в Украине. Ибо никому иному, как обычному русскому или украинскому обывателю, который увяз в повседневных проблем, хорошо видно лицемерие обоих президентов, когда те расхваливают друг друга, восхищаясь собственными достижениями.

Я не буду в рамках этой статьи останавливаться над проблемами, которые стоят перед украинским Президентом, успешно решить которые, он сможет лишь в случае своего повторного избрания на президентский пост. Ибо никакой иной пост в этом мире не избавит его от страха необходимости нести ответственность за все содеянное. Воссоединение с Россией, вопреки воле народа, может быть неплохим ходом для него именно в этом направлении. Скажу лишь, что пока Владимир Путин будет говорить неправду о достижениях Кучмы, о демократии и торжестве закона в Украине – украинцы будут отворачиваться от России. Ведь мы хорошо знаем настоящую цену таким его похвалам, за которыми стоит лишь циничный расчет.

Г.Федотов в 1929 году считал, что присутствует "при бурном и чрезвычайно опасном для России процессе – зарождении нового украинского национального сознания, а в сущности - новой нации". По истечению 70 лет можно с уверенностью признать, что она еще не родилась окончательно, и ее судьбы еще не предопределены. "Но убить ее уже невозможно! Россия – не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси". И "народы эти уже не безгласны, они стремятся заглушить друг друга гулом своих нестройных голосов", рвущихся на свободу, к самостоятельности. Для многих в России все это еще непривычно, многие с этим не могут примириться. Но "если не примиримся – писал русский историк от имени всех русских – то и останемся в одной Великороссии, то есть России существовать не будет"!

Таким образом, вторым важнейшим условием начала процесса сближения двух братских народов – есть вопрос примирения амбиций и безоговорочное признание права всех народов, составлявших некогда единую Русь, самому решать свою судьбу; признание за ним права равноправного голоса, а не использование его в качестве геополитической фигуры, которой можно легко пожертвовать.

Владимир Путин допустил серьезнейшую ошибку тем, что презрительно отмахнулся от представителей той части украинской интеллигенции, которая желает видеть Украину самостоятельной, предпочтя спустить на них всех своих кремлевских политтехнологических бульдогов. Антиукраинские публикации в ряде российских СМИ, позорящие, в первую очередь саму Россию, не достигли своей цели, а лишь стали самым ярким проявлением политической близорукости Кремля и его обитателей. Те, кто думает сыграть на экономических интересах и зависимости Украины от поставки российских энергоресурсов не понимают, что тем самым оскорбляют и унижают целый народ; народ, который при таких обстоятельствах ни за что не захочет добровольного объединения.

Судьба украинско-российского будущего лежит в руках России, в руках ее народа и ее власти. Это совместное будущее возможно только тогда, когда исчезнет российский шовинизм, когда на Украину не будут смотреть как на малую Россию или ее окраину, а как на свою колыбель, из которой все долгие столетия своего существования Русь черпала свои силы. Для того чтобы к России потянулись другие народы, она должна справиться с множеством внутренних проблем и незыблемо встать на путь развития и укрепления демократического общества. Лишь тогда, когда общественно-политическое устройство России будет выгодно отличаться от тех режимов, которые установились у ее границ, когда она превратится в демократическое, социальное правовое государство, к ней потянутся другие народы, имеющие с народом русским общие корни или исторические узы братства. Россия должна стать образцом мирного сотрудничества народов, не под гнетом, как это было в прежние времена, а на равных правах сосуществования. Не выполнив этого своего предначертания, она погибнет; погибнет – как Россия.

Валерий Гладко, политолог, Гамбург, август 2001 года

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования