Обещания Кинаха и привычки Кучмы

Суббота, 11 августа 2001, 21:38
"Какими бы не были недостатки нового правительства Кинаха, очевидным является одно – у него есть достаточно амбиций, особенно в его пиаровском отделе". Персона премьера Анатолия Кинаха стала объектом внимания британского еженедельника The Economist.

"Предшественник Кинаха, Виктор Ющенко, был оживлен, приятен в общении, но очень хаотичен. Он мог опоздать на запланированные встречи на четыре часа, или не появиться вообще. Пачки документов горой лежали на всех плоских поверхностях. В его окружении были оппортунисты и эксцентрики. Стиль Кинаха – прямо противоположный. Он и его помощники излучают холодную самодисциплину. Здесь господствует пунктуальность. Решения принимаются быстро, иногда практически без обсуждений", - цитирует статью в The Economist за 9 августа украинская служба Би-Би-Си.

"Украина должна целиком интегрироваться в мировую экономику. Должны внедряться демократия и рыночные реформы. В обществе должны почитаться права человека, свобода слова и верховенство закона. Страна нуждается в более крепком среднем классе и больше малого бизнеса. Ей также нужно открытое правительство, за действиями которого граждане могли бы наблюдать в Интернете", - передает соображения главы украинского правительства британское издание. "Минутку, - пишет со скепсисом The Economist, - здесь идет речь о Швеции, или же Анатолий Кинах говорит об оскуделой Украине, которая страдает от некомпетентности, авторитаризма, коррупции, громких скандалов и политических убийств?"

The Economist называет первые результаты работы нового украинского правительства "мягко обнадеживающими". Политическая система, которая до сих пор была в глухом углу, работает настроенно, парламент принял несколько долгожданных законов, включительно с новым уголовным кодексом, упразднены запутанные требования относительно регистрации и страхования иностранцев, рассказывает о взглядах журнала на ситуацию в Украине Би-Би-Си. Сам же Кинах возглавил правительство после года "позора в короткой истории Украины, обозначенного расследованием убийства журналиста, циничного применения силы против оппозиции и предания огласке тайно записанных разговоров руководителей страны, которые разговаривают как стая черноротых головорезов". Мир хотел бы, чтобы все было иначе. Пятидесятимиллионная Украина является чрезвычайно важной для будущего Восточной Европы. Ловкое правительство и немного характера могли бы превратить ее в стабильного и зажиточного соседа Европейского Союза. Украина же больше подвержена обнищанию и преступности. Шаткой остается ее заграничная политика. Временами она флиртует с НАТО и заявляет о нейтралитете, а иногда кажется, что она неминуемо станет частью новой российской империи. Десять лет щедрой западной помощи больше содействовали коррупции, нежели изменениям к лучшему".

The Economist считает, что, по меньшей мере на первый взгляд, Кинах выглядит не лучшим выбором для урегулирования всех украинских проблем. Очевидной квалификацией, которая обеспечила ему премьерство, было то, что он не противоречил и был лояльным президенту. Кому-то такая рекомендация может выдаться сомнительной. Ведь, как считает The Economist, Кучма и приближенные к нему магнаты виновны во многих болезнях страны. Это они ополчились против, а потом сбросили поддерживаемого Западом Ющенко, который был популярнен в многострадальном украинском народе. Это им на пятки начала наступать экс-вице-премьер Юлия Тимошенко, которая старалась реформировать энергетическую промышленность. The Economist прогнозирует, что "возможно, но маловероятно, Кинах отметит резкий отход Украины от этого постыдного прошлого". Он уверяет, что мощные интересы, которые блокировали реформы, изменили свое мнение, и что сейчас – время открытости и честной конкуренции. Конечно, определенные изменения в украинском бизнесе есть. Как и в России, украинские руководители, которые раньше просто обдирали свои компании, начали преследовать длительные цели. Но до сих пор так и нет изменений в самом сердце ненасытной бюрократии, такой как, скажем, таможенная служба. Кинах настаивает, что такая реформа является вопросом времени.

Еженедельник отмечает, что два года премьерства Ющенко создали полезный фундамент для украинской экономики. Согласно официальным данным, которые можно подвергать сомнению, экономический рост в Украине теперь составляет 10 процентов. Этот показатель больше, нежели в богатой нефтью России. Однако, прибыльная, но корумпированная энергетика Украины, в частности, возвращается на старую орбиту. А что же касается политики, The Economist отмечает:

"Здесь переполняют сомнения. Кучма и его соратники опытно и жестко пользуются властью для того, чтобы ее удерживать и дальше. Ректорам университетов приказано высылать студентов на официальные демонстрации и не пускать их на антикучмовские собрания. Нарушаются законы предвыборной борьбы. Государственные телеканалы практически игнорируют таких популярных деятелей, как Ющенко и Тимошенко. Власть не подает никаких признаков терпимости к настоящей оппозиции. Бездна между благородными амбициями Кинаха и привычками Кучмы станет еще большей, как только в следующем месяце начнется предвыборная кампания".

В своих размышлениях The Economist ссылается на Тимошенко. Украинская экс-вице-премьер думает, что Кучма считает моделью для наследования Туркменистан, где господствует культ президента. Возможно, это слишком категорично. Однако журнал считает, что Кучма менее заинтересован в том, чтобы премьер Кинах осуществлял настоящие реформы. Его больше интересует улучшение имиджа Украины и введение изменений, которые не повредят богатым и влиятельным".

"Возможно, все могло быть еще хуже. Но, как и россияне, немало украинцев хотят какой-то стабильности, даже в таких условиях, когда их страна приходит в упадок, талантливые люди из нее выезжают, и пропасть между Украиной и остальной Европой увеличивается", - подытоживает The Economist.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования