ГУУАМ - стагнация или развитие?

Четверг, 5 июля 2001, 10:34
Эксперты Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова изучали ГУУАМ и пришли к выводу, что эта организация пока имеет перспективы. Даем сокращенный вывод экспертов, предложенный в специальном выпуске журнала "Национальная безопасность и оборона".
f
По мнению Центра, ГУУАМ находится на сложном этапе становления, и достигнутый уровень сотрудничества, несмотря на определенные положительные результаты, не может удовлетворять стран-участниц. Это отражается в оценках экспертов и населения Украины. По данным социологических исследований УЦЭПИ, подавляющее большинство экспертов и весомая частица населения не относят сотрудничество в рамках ГУУАМ к числу внешнеполитических приоритетов Украины. Почти половина украинского истеблишмента (47%) сориентирована на углубление европейской интеграции, а сотрудничество в рамках ГУУАМ считают "приоритетом" внешней политики Украины только 3% экспертов. В отличие от экспертов, население Украины предпочитает очевидное сотрудничество с Россией (41,2%), Однако, что касается приоритетности контактов в рамках ГУУАМ, позиции населения и элиты государства совпадают: лишь 1,8% опрошенных граждан предпочитают сотрудничество в рамках ГУУАМ.

У ГУУАМ нет достаточных внутренних ресурсов для осуществления стратегически важных проектов. Возможность их реализации значительной, даже определяющей мерой зависит от влиятельных зарубежных государств, в т.ч. США, стран-лидеров ЕС, а также ведущих ТНК. Страны ГУУАМ пока не проводят активной и скоординированной политики, направленной на продвижение конкретных совместных проектов, привлечение к их реализации международных финансовых институций и ведущих ТНК. Без превращения "внешнего фактора" на действительно благоприятный фактор развития ГУУАМ объединение имеет достаточно неопределенное будущее.

Такая общая характеристика ГУУАМ абсолютно соответствует характеру ожиданий населения экспертов от многостороннего сотрудничества Украины в рамках этого объединения. Абсолютное большинство экспертов (73%) и значительная часть населения (31,1%) ставят на первое место обеспечение Украины энергоносителями. По мнению специалистов, ГУУАМ как международная структура должен укрепляться за счет участия в ней Польши (39%), Турции (34%), Румынии (21%), Болгарии (18%).

Сотрудничество в экономической сфере

<і>Нынешнее состояние экономического сотрудничества стран ГУУАМ нельзя считать удовлетворительным, потому что уровень взаимозависимости экономик стран ГУУАМ является очень низким. Ни для одной из них торговые связи с другими членами объединения не являются значительными. Часть ГУУАМ в общем объеме внешней торговли Украины товарами составляет только 2,16%, в т.ч. экспорт - 2,5%, импорт - 1,8%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах ГУУАМ.

<і>Сдерживает сотрудничество, в первую очередь, невысокий уровень социально-экономического развития стран "пятерки".

По среднему индексу развития человеческого потенциала ГУУАМ находится на уровне 89-й страны света - Мальдивских островов, а по уровню среднего ВНП на единицу населения - 145-й страны, после Гондураса и Гайяны. Все страны ГУУАМ отнесены Мировым банком к категории наибеднейших государств мира.

На пути взаимовыгодного сотрудничества остаются структурные барьеры. Всем странам ГУУАМ, в той или иной степени, присуща сырьевая модель развития, которая не способствует углублению процесса экономической интеграции. Новые экономические границы повлекли за собой появление разнообразных таможенных и платежных барьеров на пути традиционных и вновь образованных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ситуацию усложняет практическое отсутствие развитых транспортных коммуникаций.

Несовершенной является и нормативно-правовая база торговых отношений стран ГУУАМ, которая имеет под собой экономическую основу, различная глубина рыночных преобразований в странах-участницах.

Во всяком случае, в течение следующих 5-7 лет нет оснований рассчитывать на серьезные взаимные инвестиции стран-участниц или реализацию крупных совместных проектов за счет собственных ресурсов ГУУАМ. Общими усилиями "пятерки" необходимо создать благоприятные условия для привлечения внешних инвестиций, в первую очередь, под проекты, представляющие интерес как для стран ГУУАМ, так и для развитых западных государств (или крупных ТНК).

<і>Для углубления многостороннего экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ необходимо принять следующие меры:
осуществить тщательное технико-экономическое обоснование создания в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли без изъятий или с минимальными временными изъятиями (которые должны быть ликвидированы не позднее пятилетнего периода), преследуя заключение соответствующих соглашений на условиях, приближающих введение в действие полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ;
· заключить соглашения о проведении согласованной экономической политики в ряде отраслей, скоординированное развитие которых соответствует общим интересам стран ГУУАМ (прежде всего, в сфере энергообеспечения, транспорта, туристического и рекреационного бизнеса, пищевой промышленности);
· заключить соглашения об определении правил транспортировки через территорию Украины транзитных грузов стран-участниц;
· заключить многостороннее соглашение об условиях взаимной конвертации национальных валют стран ГУУАМ;
· осуществлять координацию позиций стран-участниц по ключевым вопросам переговорного процесса относительно вступления в СОТ членов ГУУАМ, имеющих пока статус наблюдателя (Азербайджан, Узбекистан, Украина);
· согласовывать позиции стран-участниц по ключевым вопросам создания нового международного экономического порядка, являющихся предметом обсуждения на форумах международных организаций, в первую очередь, ООН и СОТ.

Кроме того, при соответствующей инициативе деловых кругов стран-участниц, стоит рассмотреть вопрос о создании международной Торгово-промышленной палаты (ТПП) ГУУАМ для содействия взаимной торговле стран объединения, разрешению проблем инвестиционного сотрудничества, в частности, привлечения инвестиций для реализации совместных проектов.

При невозможности введения полной конвертации национальных валют стран-участниц, при ТПП целесообразно создать Клиринговый центр, занимающийся не только организацией взаиморасчетов между компаниями стран объединения, но и участвующий в проведении операций по межгосударственным задолженностям. Целесообразно также создать при ТПП Центр маркетинговых исследований и единый банк данных.

Основными направлениями деятельности ТПП ГУУАМ могли бы быть консультации по ходу отбора бизнес-планов для финансирования проектов и подбора инвестиционных проектов. Было бы целесообразно также организовать работу комиссий по наукоемким проектам, топливно-энергетическому комплексу, экспортно-импортных операциях и таможенному режиму.

В случае создания ТПП ГУУАМ необходимо наладить ее взаимодействие с национальными ТПП, в частности, по экспертизе качества товаров во взаимной торговле и выдаче сертификатов соответствия.

Промежуточным этапом к созданию ТПП ГУУАМ послужило бы образование Координационного комитета торговых палат стран ГУУАМ для обмена информацией и практическим опытом между национальными ТПП и выработки общих предложений по упрощению таможенных процедур, сертификационного процесса и гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы.

Сотрудничество в энергетической сфере

<і>Фундаментом и движущей силой развития ГУУАМ могла бы стать идея создания Евроазиатского нефтетранспортного корридора (ЄАНТК), поскольку все страны-участницы и прочие государства Каспийского региона имеют весомые интересы в сфере добычи и транспортировки нефти в Европу.

Для реализации украинской части ЄАНТК необходимо распространить среди всех потенциально заинтересованных сторон (включая национальные бизнес-структуры, ТНК и международные финансовые институции) ТЭО проекта, а также исчерпывающую информацию о существующих транспортных и транзитных системах с учетом необходимости доказательств преимуществ проекта ЄАНТК, его пускового и расширенного (что касается связи с другими нефтетранспортными маршрутами) вариантов; высокой прибыльности, конкурентоспособности транспортных тарифов, гарантии сохранения качества каспийской нефти (путем внедрения бетчинга);

· Необходимо определить и разработать маршрут продолжения украинского участка ЄАНТК вне территории Украины, в первую очередь, для транспортировки каспийской нефти к порту Омишаль (Хорватия) по нефтепроводам "Дружба" и "Адрия", а также в Польшу (Плоцк-Гданьск). Чтобы стимулировать заинтересованность в проекте и привлечь к участию в нем компаний-производителей нефти следует ввести специальный льготный экономический режим (например, принять Закон Украины "Об особом режиме налогообложения и таможенных сборов при транспортировке нефти через украинский участок ЄАНТК");

Эксперты также предлагают продолжить переговорный процесс и заключить соответствующие контракты на услуги по перекачке нефти с ТНК, добывающими нефть на Каспии, потребителями нефти и ее транзитерами вне территории Украины (в частности, достичь договоренности о транспортировке нефти по маршруту Броды - НПЗ Чехии и Словакии через существующий трубопровод "Дружба");

достичь соответствующих договоренностей и привлечь ТНК (другие институции) для финансирования, необходимого для реализации проекта ЄАНТК в полном объеме транспортной системы: увеличение мощности нефтепровода Баку - Супса и участка нефтепровода Броды - Государственная граница; частичной реконструкции нефтепровода "Адрия" для создания системы нефтепроводов от Брод к Словакии, Венгрии, Чехии и Хорватии или - на Плоцк-Гданьск (Польша) со строительством соответствующего нефтепровода;

создать, в случае объединения украинского и польского участков ЄАНТК, международный консорциум по транспортировке каспийской нефти; в другом случае создать международный консорциум по управлению украинским участком ЄАНТК (без передачи прав собственности; оператором может стать одна из западных компаний, добывающих каспийскую нефть, или потенциальный наибольший ее потребитель);

оценить экономическую целесообразность создания в Украине танкерного флота для транспортировки каспийской нефти через Черное море.

На нынешнем этапе особое значение приобретает политическая, дипломатическая, информационная и другая поддержка проекта ЄАНТК с целью привлечения внимания ведущих стран Запада и нефтяных ТНК к его преимуществам. Имеет реальные шансы на успех и активная внешняя политика ГУУАМ (в первую очередь, самой Украины), направленная на продвижение проекта,

Сотрудничество в военной сфере

В Ялтинской Хартии направлений сотрудничества стран ГУУАМ отсутствует многостороннее сотрудничество в военной сфере по определенным причинам внутреннего и внешнего характера. Этому способствовали, по крайней мере, три фактора.

<і>Во-первых, до сих пор четко не определены объединительные приоритеты ГУУАМ, а также общие для всех стран-участниц интересы и ценности, нуждающиеся в защите военными средствами.

<і>Во-вторых, при отсутствии общей угрозы военного характера нет фактора, побуждающего страны ГУУАМ к объединению усилий в оборонительной сфере .

<і>В-третьих, отношение России, позиции которой в двухсторонних отношениях с каждой страной объединения в последнее время существенно усилились, является резко негативным к сотрудничеству стран ГУУАМ в военной сфере. Окончательное прекращение даже символических попыток к многостороннему военному сотрудничеству между странами-участницами принудила именно жесткая позиция России.

В настоящее время уровень взаимных обязательств стран ГУУАМ в военной сфере, закрепленный в официальных документах, не позволяет говорить о возможности предоставления военной помощи в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности одной из стран-участниц. <і>В случае угрозы агрессии Украина не может рассчитывать на военную помощь партнеров по ГУУАМ.

В случае образования на базе ГУУАМ военно-политического альянса, основная нагрузка легла бы на Украину, поскольку ее военный потенциал превышает совместный показатель остальных стран-участниц вместе взятых.

Эксперты достаточно сдержанно оценивают военный потенциал ГУУАМ, по сравнению с другими постсоветскими региональными объединениями: только 8% экспертов считают его высоким и 29% - средним. Население дает сопоставительные оценки - 8,3% и 15,3%, соответственно. И эксперты, и население намного выше оценивают военный потенциал Союза России и Беларуси (высоким его считают 65% опрошенных экспертов и 39,4% граждан) и ЕврАзЕС (соответственно - 49% и 29,5%).

Планировалось создание общего подразделения стран-участниц, которое могло бы участвовать в мероприятиях по безопасности нефтетранспортного корридора. Однако, в начале 2001 г. об идее создания общего подразделения ГУУАМ уже фактически не упоминалось, а во время июньского заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы в г. Салониках министр обороны Украины сообщил, что Украина не преследует военных интересов в рамках деятельности ГУУАМ.

Срыв планов создания общего военного подразделения ГУУАМ объясняется отсутствием четко сформулированных военных заданий в условиях, нерешенного вопроса строительства нефтетранспортного корридора (который должен охраняться), недостаточностью ресурсов для содержания общего подразделения, опять же, достаточно сильным противодействием со стороны России и практическим отсутствием поддержки со стороны США и НАТО.

<і>В среднесрочной перспективе объединение не превратится в военно-политический альянс как вследствие действия геополитических факторов, так и учитывая ограниченные потенциальные возможности его участников.

Однако, перспективой развития военной составной ГУУАМ пренебрегать нельзя. В случае реализации крупных совместных проектов в сфере экономики, энергетики, транспортных коммуникаций и возникновения угрозы военного характера, вопрос о защите общих интересов предстанет. Формат и масштабы военно-политического сотрудничества в этом случае будут определяться не только членами ГУУАМ, а всеми участниками отмеченных проектов, другими государствами региона.

<і>По сравнению с военно-политическим и военным сотрудничеством контакты стран ГУУАМ в военно-технической сфере активнее, однако они осуществляются на двустороннем уровне.

В то же время в позициях стран-участниц существуют существенные разногласия, в частности, относительно создания зоны свободной торговли, "глубины" институализации ГУУАМ, а также перспектив и субъектов возможного расширения объединения. Эти разногласия нуждаются в согласовании.

Ялтинская Хартия закладывает основы дальнейшего организационного становления ГУУАМ, закрепляет консультативный характер отношений, и подробно не регламентирует организационные и контрольные механизмы реализации принятых решений;

заседание министров иностранных дел ( исполнительный орган) и Комитет национальных координаторов ( рабочий орган) не имеют действенных рычагов для эффективной реализации экономических решений ГУУАМ; для этого необходима координация усилий экономических, пограничных, таможенных и других ведомств стран-участниц;

нынешняя организационная структура ГУУАМ вряд ли сможет эффективно и в полном объеме обеспечить скоординированную межгосударственную поддержку стержневых транспортно-энергетических проектов, реализация которых является важной составляющей сотрудничества в рамках "пятерки".

Главной задачей нынешнего этапа развития ГУУАМ является трансформация активного политического диалога в весомые практические результаты.

<і>Эксперты УЦЭПИ предлагают следующие средства по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ГУУАМ:
· в соответствии с определенными приоритетами сотрудничества образовать специализированные органы ГУУАМ, с привлечением бизнес-структур под конкретные проекты в энергетической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, финансовой, научной, информационной, туристической и других сферах;
· внедрить практику регулярных рабочих встреч руководителей министерств и ведомств (промышленности, энергетики, финансов, транспорта, телекоммуникаций, науки, образования, туризма, а также пограничных и таможенных служб) стран-участниц;
· первую из таких встреч провести в рамках запланированного на 2001 г. правительственного Экономического форума ГУУАМ в Узбекистане. Проанализировать состояние сотрудничества, согласовать предложения по решению существующих проблем, определить приоритеты сотрудничества и конкретные мероприятия для включения их в Перспективный план работы ГУУАМ;
· в рамках правительственного форума в Узбекистане провести встречу представителей финансово-промышленных кругов стран ГУУАМ;
· осуществить комплексную оценку двусторонних документов с учетом определенных в Ялтинской Хартии приоритетов многостороннего сотрудничества, в частности, пересмотреть долгосрочные программы экономического сотрудничества стран ГУУАМ в плане упрочения направлений, которые будут содействовать реализации совместных проектов в рамках объединения;
· инициировать проведение межпарламентской конференции стран ГУУАМ для выяснения позиций, гармонизации законодательной базы стран ГУУАМ, налаживания многосторонних межпарламентских контактов;
· более эффективно использовать возможности стран-участниц для дипломатической поддержки контактов с третьими странами. В частности, Азербайджан мог бы содействовать сотрудничеству с Турцией; Украина - на европейском направлении, Узбекистан - с азиатскими государствами, Грузией и Молдовой, с перспетивой привлечения других стран ГУУАМ к СОТ;
·включить в проект Положения об Информационном офисе ГУУАМ следующие позиции: информирование населения стран-участниц, мировой общественности о деятельности объединения, а также обеспечения информационного обмена в рамках ГУУАМ (путем подготовки материалов для СМИ, выпуска специальных бюллетеней, проведения пресс-конференций, информационной поддержки web-сайта ГУУАМ на двух рабочих языках объединения английский и русский).

Очевидно, что процесс организационного становления ГУУАМ будет носить длительный характер; его форсирование путем образования многих межгосударственных и сверхгосударственных органов (наподобие СНГ и ЕврАзЕС) вряд ли является целесообразным. Перспективным для ГУУАМ является использование опыта не постсоветской административно-бюрократической интеграции, а европейской модели, которая предусматривает поэтапное создание исполнительных институций на базе профильных экономических объединений, в зависимости от объема решаемых задач.

Возможные сценарии развития ГУУАМ

Сценарий 1 (стагнация). Имеющиеся разногласия стран-участниц по ключевым вопросам сохраняются. Декларируемые целые сотрудничества не достигаются. Общие документы принимаются, но не выполняются. Стороны не в состоянии реализовать крупные совместные проекты. Третьи стороны не проявляют интереса к ГУУАМ, не оказывают ему финансовой поддержки. Периодичность встреч руководителей падает, встречи носят формальный характер. Объединение остается маловлиятельной консультативной структурой.

Сценарий 2 (распад). Разногласия стран-участниц усиливаются, меняются внешнеполитические приоритеты одной-двух стран вследствие неэффективности объединения, или/и под воздействием третьих государств. После принятия Ялтинской Хартии ни один значительный документ не подписывается. Совместные проекты не осуществляются. Страны-участницы сворачивают координацию действий в международных организациях. Третьи стороны игнорируют ГУУАМ. Количество членов объединения уменьшается. Его превращение в международную организацию теряет смысл. ГУУАМ прекращает свое существование.

Сценарий 3 (стойкое развитие). Страны-участницы преодолевают разногласия, мобилизируют внутренние ресурсы и налаживают эффективные механизмы сотрудничества, все это убеждает третьи стороны в дееспособности ГУУАМ. Объединение привлекается к стратегически важным проектам, усиливает позиции на международной арене. Утверждаются уставные документы, которые предусматривают углубление интеграции. Растет экономический и научно-технологический потенциал ГУУАМ. Организация выявляет стойкость к внешним воздействиям.

Очевидно ни один из этих сценариев не будет реализован в чистом виде. Страны-участницы сейчас <і>вышли на этап его организационного оформления, а поэтому не заинтересованы в развитии ГУУАМ согласно первым двум сценариям.

Необходимой предпосылкой стойкого развития ГУУАМ является поиск политических компромиссов путем отказа от конфронтационной риторики и даже от отдельных направлений сотрудничества, вызывающих обеспокоенность третьих государств. "Пятерка" должна достичь конкретных практических результатов, показать себя в состоянии содействовать экономическому развитию, упрочению безопасности в регионе.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования