ГУУАМ - стагнация или развитие?
Среда, 4 июля 2001, 19:51
Эксперты Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова изучали ГУУАМ и пришли к выводу, что эта организация пока имеет перспективы. Даем сокращенный вывод экспертов, предложенный в специальном выпуске журнала "Национальная безопасность и оборона".
По мнению Центра, ГУУАМ находится на сложном этапе становления, и достигнутый уровень сотрудничества, несмотря на определенные положительные результаты, не может удовлетворять страны-участницы. Это отражается в оценках экспертов и населения Украины. По данным социологических исследований УЦЭПИ, подавляющее большинство экспертов и существенная часть населения не относят сотрудничество в рамках ГУУАМ к числу внешнеполитических приоритетов Украины. Почти половина украинского истеблишмента (47%) сориентирована на углубление европейской интеграции, а сотрудничество в рамках ГУУАМ считают "приоритетом" внешней политики Украины только 3% экспертов. В отличие от экспертов, население Украины предпочитает очевидное сотрудничество с Россией (41,2%), Однако, что касается приоритетности контактов в рамках ГУУАМ, позиции населения и элиты государства совпадают: лишь 1,8% опрошенных граждан предпочитают сотрудничество в рамках ГУУАМ.
У ГУУАМ нет достаточных внутренних ресурсов для осуществления стратегически важных проектов. Возможность их реализации в значительной, даже определяющей степени зависит от влиятельных зарубежных государств, в т.ч. США, стран-лидеров ЕС, а также ведущих ТНК. Страны ГУУАМ пока не проводят активную и скоординированную политику, направленную на продвижение конкретных совместных проектов, привлечение к их реализации международных финансовых институций и ведущих ТНК. Без превращения "внешнего фактора" в действительно благоприятный фактор развития ГУУАМ объединение имеет достаточно неопределенное будущее.
Такая общая характеристика ГУУАМ абсолютно соответствует характеру ожиданий населения, экспертов от многостороннего сотрудничества Украины в рамках этого объединения. Абсолютное большинство экспертов (73%) и значительная часть населения (31,1%) ставят на первое место обеспечение Украины энергоносителями. По мнению специалистов, ГУУАМ как международная структура должен укрепляться за счет участия в ней Польши (39%), Турции (34%), Румынии (21%), Болгарии (18%).
Сотрудничество в экономической сфере
<і>Нынешнее состояние экономического сотрудничества стран ГУУАМ нельзя считать удовлетворительнымі>, потому что уровень взаимозависимости экономик стран ГУУАМ является очень низким. Ни для одной из них торговые связи с другими членами объединения не являются значительными. Часть ГУУАМ в общем объеме внешней торговли Украины составляет только 2,16%, в т.ч. экспорт - 2,5%, импорт - 1,8%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах ГУУАМ.
<і>Сдерживает сотрудничество, в первую очередь, невысокий уровень социально-экономического развития стран "пятерки".
По среднему индексу развития человеческого потенциала ГУУАМ находится на уровне 89-й страны света - Мальдивских островов, а по уровню среднего ВНП на единицу населения - 145-й страны, после Гондураса и Гайяны.і> Все страны ГУУАМ отнесены Мировым банком к категории наибеднейших государств мира.
На пути взаимовыгодного сотрудничества остаются структурные барьеры. Всем странам ГУУАМ, в той или иной степени, присуща сырьевая модель развития, которая не способствует углублению процесса экономической интеграции. Новые экономические границы повлекли за собой появление разнообразных таможенных и платежных барьеров на пути традиционных и вновь образованных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ситуацию усложняет практическое отсутствие развитых транспортных коммуникаций.
Несовершенной является и нормативно-правовая база торговых отношений стран ГУУАМ, которая имеет под собой экономическую основу, различная глубина рыночных преобразований в странах-участницах.
Во всяком случае, в течение следующих 5-7 лет нет оснований рассчитывать на серьезные взаимные инвестиции стран-участниц или реализацию крупных совместных проектов за счет собственных ресурсов ГУУАМ. Общими усилиями "пятерки" необходимо создать благоприятные условия для привлечения внешних инвестиций, в первую очередь, под проекты, представляющие интерес как для стран ГУУАМ, так и для развитых западных государств (или крупных ТНК).
<і>Для углубления многостороннего экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ необходимо принять следующие меры:і>
осуществить тщательное технико-экономическое обоснование создания в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли без изъятий или с минимальными временными изъятиями (которые должны быть ликвидированы не позднее пятилетнего периода), преследуя заключение соответствующих соглашений на условиях, приближающих введение в действие полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ;
· заключить соглашения о проведении согласованной экономической политики в ряде отраслей, скоординированное развитие которых соответствует общим интересам стран ГУУАМ (прежде всего, в сфере энергообеспечения, транспорта, туристического и рекреационного бизнеса, пищевой промышленности);
· заключить соглашения об определении правил транспортировки через территорию Украины транзитных грузов стран-участниц;
· заключить многостороннее соглашение об условиях взаимной конвертации национальных валют стран ГУУАМ;
· осуществлять координацию позиций стран-участниц по ключевым вопросам переговорного процесса относительно вступления в СОТ членов ГУУАМ, имеющих пока статус наблюдателя (Азербайджан, Узбекистан, Украина);
· согласовывать позиции стран-участниц по ключевым вопросам создания нового международного экономического порядка, являющегося предметом обсуждения на форумах международных организаций, в первую очередь, ООН и СОТ.
Кроме того, при соответствующей инициативе деловых кругов стран-участниц, стоит рассмотреть вопрос о создании международной Торгово-промышленной палаты (ТПП) ГУУАМ для содействия взаимной торговле стран объединения, разрешению проблем инвестиционного сотрудничества, в частности, привлечения инвестиций для реализации совместных проектов.
При невозможности введения полной конвертации национальных валют стран-участниц, при ТПП целесообразно создать Клиринговый центр, занимающийся не только организацией взаиморасчетов между компаниями стран объединения, но и участвующий в проведении операций по межгосударственным задолженностям. Целесообразно также создать при ТПП Центр маркетинговых исследований и единый банк данных.
Основными направлениями деятельности ТПП ГУУАМ могли бы быть консультации по ходу отбора бизнес-планов для финансирования проектов и подбора инвестиционных проектов. Было бы целесообразно также организовать работу комиссий по наукоемким проектам, топливно-энергетическому комплексу, экспортно-импортным операциям и таможенному режиму.
В случае создания ТПП ГУУАМ необходимо наладить ее взаимодействие с национальными ТПП, в частности, по экспертизе качества товаров во взаимной торговле и выдаче сертификатов соответствия.
Промежуточным этапом к созданию ТПП ГУУАМ послужило бы образование Координационного комитета торговых палат стран ГУУАМ для обмена информацией и практическим опытом между национальными ТПП и выработки общих предложений по упрощению таможенных процедур, сертификационного процесса и гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы.
Сотрудничество в энергетической сфере
<і>Фундаментом и движущей силой развития ГУУАМ могла бы стать идея создания Евроазиатского нефтетранспортного корридора (ЄАНТК),і> поскольку все страны-участницы и другие государства Каспийского региона имеют весомые интересы в сфере добычи и транспортировки нефти в Европу.
Для реализации украинской части ЄАНТК необходимо распространить среди всех потенциально заинтересованных сторон (включая национальные бизнес-структуры, ТНК и международные финансовые институции) ТЭО проекта, а также исчерпывающую информацию о существующих транспортных и транзитных системах с учетом необходимости доказательств преимуществ проекта ЄАНТК, его пускового и расширенного (что касается связи с другими нефтетранспортными маршрутами) вариантов; высокой прибыльности, конкурентоспособности транспортных тарифов, гарантии сохранения качества каспийской нефти (путем внедрения бетчинга);
· Необходимо определить и разработать маршрут продолжения украинского участка ЄАНТК вне территории Украины, в первую очередь, для транспортировки каспийской нефти к порту Омишаль (Хорватия) по нефтепроводам "Дружба" и "Адрия", а также в Польшу (Плоцк-Гданьск). Чтобы стимулировать заинтересованность в проекте и привлечь к участию в нем компаний-производителей нефти следует ввести специальный льготный экономический режим (например, принять Закон Украины "Об особом режиме налогообложения и таможенных сборов при транспортировке нефти через украинский участок ЄАНТК");
Эксперты также предлагают продолжить переговорный процесс и заключить соответствующие контракты на услуги по перекачке нефти с ТНК, добывающими нефть на Каспии, потребителями нефти и ее транзитерами вне территории Украины (в частности, достичь договоренности о транспортировке нефти по маршруту Броды - НПЗ Чехии и Словакии через существующий трубопровод "Дружба");
достичь соответствующих договоренностей и привлечь ТНК (другие институции) для финансирования, необходимого для реализации проекта ЄАНТК в полном объеме транспортной системы: увеличение мощности нефтепровода Баку - Супса и участка нефтепровода Броды - Государственная граница; частичной реконструкции нефтепровода "Адрия" для создания системы нефтепроводов от Брод к Словакии, Венгрии, Чехии и Хорватии или - на Плоцк-Гданьск (Польша) со строительством соответствующего нефтепровода;
создать, в случае объединения украинского и польского участков ЄАНТК, международный консорциум по транспортировке каспийской нефти; в другом варианте создать международный консорциум по управлению украинским участком ЄАНТК (без передачи прав собственности; оператором может стать одна из западных компаний, добывающих каспийскую нефть, или потенциальный наибольший ее потребитель);
оценить экономическую целесообразность создания в Украине танкерного флота для транспортировки каспийской нефти через Черное море.
На нынешнем этапе особое значение приобретает политическая, дипломатическая, информационная и другая поддержка проекта ЄАНТК с целью привлечения внимания ведущих стран Запада и нефтяных ТНК к его преимуществам. Имеет реальные шансы на успех и активная внешняя политика ГУУАМ (в первую очередь, самой Украины), направленная на продвижение проекта.
Сотрудничество в военной сфере
В Ялтинской Хартии направлений сотрудничества стран ГУУАМ по определенным причинам внутреннего и внешнего характера отсутствует многостороннее сотрудничество в военной сфере. Этому способствовали, по крайней мере, три фактора.
<і>Во-первыхі>, до сих пор четко не определены объединяющие приоритеты ГУУАМ, а также общие для всех стран-участниц интересы и ценности, нуждающиеся в защите военными средствами.
<і>Во-вторых,і> при отсутствии общей угрозы военного характера не присутствует и фактор, побуждающий страны ГУУАМ к объединению усилий в оборонительной сфере.
<і>В-третьих,і> отношение России, позиции которой в двухсторонних отношениях с каждой страной объединения в последнее время существенно усилились, является резко негативным к сотрудничеству стран ГУУАМ в военной сфере. К окончательному прекращению даже символических попыток к многостороннему военному сотрудничеству между странами-участницами вынудила именно жесткая позиция России.
В настоящее время уровень взаимных обязательств стран ГУУАМ в военной сфере, закрепленный в официальных документах, не позволяет говорить о возможности предоставления военной помощи в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности одной из стран-участниц. <і>В случае угрозы агрессии Украина не может рассчитывать на военную помощь партнеров по ГУУАМ.і>
В случае образования на базе ГУУАМ военно-политического альянса, основная нагрузка легла бы на Украину, поскольку ее военный потенциал превышает совместный показатель остальных стран-участниц вместе взятых.
Эксперты достаточно сдержанно оценивают военный потенциал ГУУАМ, по сравнению с другими постсоветскими региональными объединениями: только 8% экспертов считают его высоким и 29% - средним. Население дает сопоставительные оценки - 8,3% и 15,3%, соответственно. И эксперты, и население намного выше оценивают военный потенциал Союза России и Беларуси (высоким его считают 65% опрошенных экспертов и 39,4% граждан) и ЕврАзЕС (соответственно - 49% и 29,5%).
Планировалось создание общего подразделения стран-участниц, которое могло бы участвовать в мероприятиях по безопасности нефтетранспортного корридора. Однако, в начале 2001 г. об идее создания общего подразделения ГУУАМ уже фактически не упоминалось, а во время июньского заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы в г. Салониках министр обороны Украины сообщил, что Украина не преследует военных интересов в рамках деятельности ГУУАМ.
Срыв планов создания общего военного подразделения ГУУАМ объясняется отсутствием четко сформулированных военных заданий в условиях нерешенного вопроса строительства нефтетранспортного корридора (который должен охраняться), нехваткой ресурсов для содержания общего подразделения, опять же, достаточно сильным противодействием со стороны России и практическим отсутствием поддержки со стороны США и НАТО.
<і>В среднесрочной перспективе объединение не превратится в военно-политический альянс как вследствие действия геополитических факторов, так и из-за ограниченных потенциальных возможностей его участников.
Однако, перспективой развития военной составляющей ГУУАМ пренебрегать нельзя.і> В случае реализации крупных совместных проектов в сфере экономики, энергетики, транспортных коммуникаций и возникновения угрозы военного характера, встанет и вопрос о защите общих интересов. Формат и масштабы военно-политического сотрудничества в этом случае будут определяться не только членами ГУУАМ, но и всеми участниками отмеченных проектов, другими государствами региона.
<і>По сравнению с военно-политическим и военным сотрудничеством контакты стран ГУУАМ в военно-технической сфере активнее, однако они осуществляются на двустороннем уровне.і>
В то же время в позициях стран-участниц существуют существенные разногласия, в частности, относительно создания зоны свободной торговли, "глубины" институализации ГУУАМ, а также перспектив и субъектов возможного расширения объединения. Эти разногласия нуждаются в согласовании.
Ялтинская Хартия закладывает основы дальнейшего организационного становления ГУУАМ, закрепляет консультативный характер отношений, и подробно не регламентирует организационные и контрольные механизмы реализации принятых решений;
заседание министров иностранных дел ( исполнительный орган) и Комитет национальных координаторов ( рабочий орган) не имеют действенных рычагов для эффективной реализации экономических решений ГУУАМ; для этого необходима координация усилий экономических, пограничных, таможенных и других ведомств стран-участниц;
нынешняя организационная структура ГУУАМ вряд ли сможет эффективно и в полном объеме обеспечить скоординированную межгосударственную поддержку стержневых транспортно-энергетических проектов, реализация которых является важной составляющей сотрудничества в рамках "пятерки".
Главной задачей нынешнего этапа развития ГУУАМ является трансформация активного политического диалога в весомые практические результаты.
<і>Эксперты УЦЭПИ предлагают следующие средства по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ГУУАМ:і>
· в соответствии с определенными приоритетами сотрудничества образовать специализированные органы ГУУАМ, с привлечением бизнес-структур под конкретные проекты в энергетической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, финансовой, научной, информационной, туристической и других сферах;
· внедрить практику регулярных рабочих встреч руководителей министерств и ведомств (промышленности, энергетики, финансов, транспорта, телекоммуникаций, науки, образования, туризма, а также пограничных и таможенных служб) стран-участниц;
· первую из таких встреч провести в рамках запланированного на 2001 г. правительственного Экономического форума ГУУАМ в Узбекистане. Проанализировать состояние сотрудничества, согласовать предложения по решению существующих проблем, определить приоритеты сотрудничества и конкретные мероприятия для включения их в Перспективный план работы ГУУАМ;
· в рамках правительственного форума в Узбекистане провести встречу представителей финансово-промышленных кругов стран ГУУАМ;
· осуществить комплексную оценку двусторонних документов с учетом определенных в Ялтинской Хартии приоритетов многостороннего сотрудничества, в частности, пересмотреть долгосрочные программы экономического сотрудничества стран ГУУАМ в плане упрочения направлений, которые будут содействовать реализации совместных проектов в рамках объединения;
· инициировать проведение межпарламентской конференции стран ГУУАМ для выяснения позиций, гармонизации законодательной базы стран ГУУАМ, налаживания многосторонних межпарламентских контактов;
· более эффективно использовать возможности стран-участниц для дипломатической поддержки контактов с третьими странами. В частности, Азербайджан мог бы содействовать сотрудничеству с Турцией; Украина - на европейском направлении, Узбекистан - с азиатскими государствами, Грузией и Молдовой, с перспективой привлечения в СОТ других стран ГУУАМ;
·включить в проект Положения об Информационном офисе ГУУАМ следующие позиции: информирование населения стран-участниц, мировой общественности о деятельности объединения, а также обеспечения информационного обмена в рамках ГУУАМ (путем подготовки материалов для СМИ, выпуска специальных бюллетеней, проведения пресс-конференций, информационной поддержки web-сайта ГУУАМ на двух рабочих языках объединения - английском и русском).
Очевидно, что процесс организационного становления ГУУАМ будет носить длительный характер; его форсирование - путем образования многих межгосударственных и сверхгосударственных органов (наподобие СНГ и ЕврАзЕС) - вряд ли является целесообразным. Перспективным для ГУУАМ является использование опыта не постсоветской административно-бюрократической интеграции, а европейской модели, которая предусматривает поэтапное создание исполнительных институций на базе профильных экономических объединений, в зависимости от объема решаемых задач.
Возможные сценарии развития ГУУАМ
Сценарий 1 (стагнация). Имеющиеся разногласия стран-участниц по ключевым вопросам сохраняются. Декларируемые цели сотрудничества не достигаются. Общие документы принимаются, но не выполняются. Стороны не в состоянии реализовать крупные совместные проекты. Третьи стороны не проявляют интереса к ГУУАМ, не оказывают ему финансовой поддержки. Периодичность встреч руководителей падает, встречи носят формальный характер. Объединение остается маловлиятельной консультативной структурой.
Сценарий 2 (распад). Разногласия стран-участниц усиливаются, меняются внешнеполитические приоритеты одной-двух стран вследствие неэффективности объединения, или/и под воздействием третьих государств. После принятия Ялтинской Хартии ни один значительный документ не подписывается. Совместные проекты не осуществляются. Страны-участницы сворачивают координацию действий в международных организациях. Третьи стороны игнорируют ГУУАМ. Количество членов объединения уменьшается. Его превращение в международную организацию теряет смысл. ГУУАМ прекращает свое существование.
Сценарий 3 (стойкое развитие). Страны-участницы преодолевают разногласия, мобилизируют внутренние ресурсы и налаживают эффективные механизмы сотрудничества, все это убеждает третьи стороны в дееспособности ГУУАМ. Объединение привлекается к стратегически важным проектам, усиливает позиции на международной арене. Утверждаются уставные документы, которые предусматривают углубление интеграции. Растет экономический и научно-технологический потенциал ГУУАМ. Организация выявляет стойкость к внешним воздействиям.
Очевидно ни один из этих сценариев не будет реализован в чистом виде. Страны-участницы сейчас <і>вышли на этап его организационного оформления, а поэтому не заинтересованы в развитии ГУУАМ согласно первым двум сценариям.і>
Необходимой предпосылкой стойкого развития ГУУАМ является поиск политических компромиссов путем отказа от конфронтационной риторики и даже от отдельных направлений сотрудничества, вызывающих обеспокоенность третьих государств. "Пятерка" должна достичь конкретных практических результатов, показать себя в состоянии содействовать экономическому развитию, упрочению безопасности в регионе.
По мнению Центра, ГУУАМ находится на сложном этапе становления, и достигнутый уровень сотрудничества, несмотря на определенные положительные результаты, не может удовлетворять страны-участницы. Это отражается в оценках экспертов и населения Украины. По данным социологических исследований УЦЭПИ, подавляющее большинство экспертов и существенная часть населения не относят сотрудничество в рамках ГУУАМ к числу внешнеполитических приоритетов Украины. Почти половина украинского истеблишмента (47%) сориентирована на углубление европейской интеграции, а сотрудничество в рамках ГУУАМ считают "приоритетом" внешней политики Украины только 3% экспертов. В отличие от экспертов, население Украины предпочитает очевидное сотрудничество с Россией (41,2%), Однако, что касается приоритетности контактов в рамках ГУУАМ, позиции населения и элиты государства совпадают: лишь 1,8% опрошенных граждан предпочитают сотрудничество в рамках ГУУАМ.
У ГУУАМ нет достаточных внутренних ресурсов для осуществления стратегически важных проектов. Возможность их реализации в значительной, даже определяющей степени зависит от влиятельных зарубежных государств, в т.ч. США, стран-лидеров ЕС, а также ведущих ТНК. Страны ГУУАМ пока не проводят активную и скоординированную политику, направленную на продвижение конкретных совместных проектов, привлечение к их реализации международных финансовых институций и ведущих ТНК. Без превращения "внешнего фактора" в действительно благоприятный фактор развития ГУУАМ объединение имеет достаточно неопределенное будущее.
Такая общая характеристика ГУУАМ абсолютно соответствует характеру ожиданий населения, экспертов от многостороннего сотрудничества Украины в рамках этого объединения. Абсолютное большинство экспертов (73%) и значительная часть населения (31,1%) ставят на первое место обеспечение Украины энергоносителями. По мнению специалистов, ГУУАМ как международная структура должен укрепляться за счет участия в ней Польши (39%), Турции (34%), Румынии (21%), Болгарии (18%).
Сотрудничество в экономической сфере
<і>Нынешнее состояние экономического сотрудничества стран ГУУАМ нельзя считать удовлетворительнымі>, потому что уровень взаимозависимости экономик стран ГУУАМ является очень низким. Ни для одной из них торговые связи с другими членами объединения не являются значительными. Часть ГУУАМ в общем объеме внешней торговли Украины составляет только 2,16%, в т.ч. экспорт - 2,5%, импорт - 1,8%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах ГУУАМ.
<і>Сдерживает сотрудничество, в первую очередь, невысокий уровень социально-экономического развития стран "пятерки".
По среднему индексу развития человеческого потенциала ГУУАМ находится на уровне 89-й страны света - Мальдивских островов, а по уровню среднего ВНП на единицу населения - 145-й страны, после Гондураса и Гайяны.і> Все страны ГУУАМ отнесены Мировым банком к категории наибеднейших государств мира.
На пути взаимовыгодного сотрудничества остаются структурные барьеры. Всем странам ГУУАМ, в той или иной степени, присуща сырьевая модель развития, которая не способствует углублению процесса экономической интеграции. Новые экономические границы повлекли за собой появление разнообразных таможенных и платежных барьеров на пути традиционных и вновь образованных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ситуацию усложняет практическое отсутствие развитых транспортных коммуникаций.
Несовершенной является и нормативно-правовая база торговых отношений стран ГУУАМ, которая имеет под собой экономическую основу, различная глубина рыночных преобразований в странах-участницах.
Во всяком случае, в течение следующих 5-7 лет нет оснований рассчитывать на серьезные взаимные инвестиции стран-участниц или реализацию крупных совместных проектов за счет собственных ресурсов ГУУАМ. Общими усилиями "пятерки" необходимо создать благоприятные условия для привлечения внешних инвестиций, в первую очередь, под проекты, представляющие интерес как для стран ГУУАМ, так и для развитых западных государств (или крупных ТНК).
<і>Для углубления многостороннего экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ необходимо принять следующие меры:і>
осуществить тщательное технико-экономическое обоснование создания в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли без изъятий или с минимальными временными изъятиями (которые должны быть ликвидированы не позднее пятилетнего периода), преследуя заключение соответствующих соглашений на условиях, приближающих введение в действие полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ;
· заключить соглашения о проведении согласованной экономической политики в ряде отраслей, скоординированное развитие которых соответствует общим интересам стран ГУУАМ (прежде всего, в сфере энергообеспечения, транспорта, туристического и рекреационного бизнеса, пищевой промышленности);
· заключить соглашения об определении правил транспортировки через территорию Украины транзитных грузов стран-участниц;
· заключить многостороннее соглашение об условиях взаимной конвертации национальных валют стран ГУУАМ;
· осуществлять координацию позиций стран-участниц по ключевым вопросам переговорного процесса относительно вступления в СОТ членов ГУУАМ, имеющих пока статус наблюдателя (Азербайджан, Узбекистан, Украина);
· согласовывать позиции стран-участниц по ключевым вопросам создания нового международного экономического порядка, являющегося предметом обсуждения на форумах международных организаций, в первую очередь, ООН и СОТ.
Кроме того, при соответствующей инициативе деловых кругов стран-участниц, стоит рассмотреть вопрос о создании международной Торгово-промышленной палаты (ТПП) ГУУАМ для содействия взаимной торговле стран объединения, разрешению проблем инвестиционного сотрудничества, в частности, привлечения инвестиций для реализации совместных проектов.
При невозможности введения полной конвертации национальных валют стран-участниц, при ТПП целесообразно создать Клиринговый центр, занимающийся не только организацией взаиморасчетов между компаниями стран объединения, но и участвующий в проведении операций по межгосударственным задолженностям. Целесообразно также создать при ТПП Центр маркетинговых исследований и единый банк данных.
Основными направлениями деятельности ТПП ГУУАМ могли бы быть консультации по ходу отбора бизнес-планов для финансирования проектов и подбора инвестиционных проектов. Было бы целесообразно также организовать работу комиссий по наукоемким проектам, топливно-энергетическому комплексу, экспортно-импортным операциям и таможенному режиму.
В случае создания ТПП ГУУАМ необходимо наладить ее взаимодействие с национальными ТПП, в частности, по экспертизе качества товаров во взаимной торговле и выдаче сертификатов соответствия.
Промежуточным этапом к созданию ТПП ГУУАМ послужило бы образование Координационного комитета торговых палат стран ГУУАМ для обмена информацией и практическим опытом между национальными ТПП и выработки общих предложений по упрощению таможенных процедур, сертификационного процесса и гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы.
Сотрудничество в энергетической сфере
<і>Фундаментом и движущей силой развития ГУУАМ могла бы стать идея создания Евроазиатского нефтетранспортного корридора (ЄАНТК),і> поскольку все страны-участницы и другие государства Каспийского региона имеют весомые интересы в сфере добычи и транспортировки нефти в Европу.
Для реализации украинской части ЄАНТК необходимо распространить среди всех потенциально заинтересованных сторон (включая национальные бизнес-структуры, ТНК и международные финансовые институции) ТЭО проекта, а также исчерпывающую информацию о существующих транспортных и транзитных системах с учетом необходимости доказательств преимуществ проекта ЄАНТК, его пускового и расширенного (что касается связи с другими нефтетранспортными маршрутами) вариантов; высокой прибыльности, конкурентоспособности транспортных тарифов, гарантии сохранения качества каспийской нефти (путем внедрения бетчинга);
· Необходимо определить и разработать маршрут продолжения украинского участка ЄАНТК вне территории Украины, в первую очередь, для транспортировки каспийской нефти к порту Омишаль (Хорватия) по нефтепроводам "Дружба" и "Адрия", а также в Польшу (Плоцк-Гданьск). Чтобы стимулировать заинтересованность в проекте и привлечь к участию в нем компаний-производителей нефти следует ввести специальный льготный экономический режим (например, принять Закон Украины "Об особом режиме налогообложения и таможенных сборов при транспортировке нефти через украинский участок ЄАНТК");
Эксперты также предлагают продолжить переговорный процесс и заключить соответствующие контракты на услуги по перекачке нефти с ТНК, добывающими нефть на Каспии, потребителями нефти и ее транзитерами вне территории Украины (в частности, достичь договоренности о транспортировке нефти по маршруту Броды - НПЗ Чехии и Словакии через существующий трубопровод "Дружба");
достичь соответствующих договоренностей и привлечь ТНК (другие институции) для финансирования, необходимого для реализации проекта ЄАНТК в полном объеме транспортной системы: увеличение мощности нефтепровода Баку - Супса и участка нефтепровода Броды - Государственная граница; частичной реконструкции нефтепровода "Адрия" для создания системы нефтепроводов от Брод к Словакии, Венгрии, Чехии и Хорватии или - на Плоцк-Гданьск (Польша) со строительством соответствующего нефтепровода;
создать, в случае объединения украинского и польского участков ЄАНТК, международный консорциум по транспортировке каспийской нефти; в другом варианте создать международный консорциум по управлению украинским участком ЄАНТК (без передачи прав собственности; оператором может стать одна из западных компаний, добывающих каспийскую нефть, или потенциальный наибольший ее потребитель);
оценить экономическую целесообразность создания в Украине танкерного флота для транспортировки каспийской нефти через Черное море.
На нынешнем этапе особое значение приобретает политическая, дипломатическая, информационная и другая поддержка проекта ЄАНТК с целью привлечения внимания ведущих стран Запада и нефтяных ТНК к его преимуществам. Имеет реальные шансы на успех и активная внешняя политика ГУУАМ (в первую очередь, самой Украины), направленная на продвижение проекта.
Сотрудничество в военной сфере
В Ялтинской Хартии направлений сотрудничества стран ГУУАМ по определенным причинам внутреннего и внешнего характера отсутствует многостороннее сотрудничество в военной сфере. Этому способствовали, по крайней мере, три фактора.
<і>Во-первыхі>, до сих пор четко не определены объединяющие приоритеты ГУУАМ, а также общие для всех стран-участниц интересы и ценности, нуждающиеся в защите военными средствами.
<і>Во-вторых,і> при отсутствии общей угрозы военного характера не присутствует и фактор, побуждающий страны ГУУАМ к объединению усилий в оборонительной сфере.
<і>В-третьих,і> отношение России, позиции которой в двухсторонних отношениях с каждой страной объединения в последнее время существенно усилились, является резко негативным к сотрудничеству стран ГУУАМ в военной сфере. К окончательному прекращению даже символических попыток к многостороннему военному сотрудничеству между странами-участницами вынудила именно жесткая позиция России.
В настоящее время уровень взаимных обязательств стран ГУУАМ в военной сфере, закрепленный в официальных документах, не позволяет говорить о возможности предоставления военной помощи в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности одной из стран-участниц. <і>В случае угрозы агрессии Украина не может рассчитывать на военную помощь партнеров по ГУУАМ.і>
В случае образования на базе ГУУАМ военно-политического альянса, основная нагрузка легла бы на Украину, поскольку ее военный потенциал превышает совместный показатель остальных стран-участниц вместе взятых.
Эксперты достаточно сдержанно оценивают военный потенциал ГУУАМ, по сравнению с другими постсоветскими региональными объединениями: только 8% экспертов считают его высоким и 29% - средним. Население дает сопоставительные оценки - 8,3% и 15,3%, соответственно. И эксперты, и население намного выше оценивают военный потенциал Союза России и Беларуси (высоким его считают 65% опрошенных экспертов и 39,4% граждан) и ЕврАзЕС (соответственно - 49% и 29,5%).
Планировалось создание общего подразделения стран-участниц, которое могло бы участвовать в мероприятиях по безопасности нефтетранспортного корридора. Однако, в начале 2001 г. об идее создания общего подразделения ГУУАМ уже фактически не упоминалось, а во время июньского заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы в г. Салониках министр обороны Украины сообщил, что Украина не преследует военных интересов в рамках деятельности ГУУАМ.
Срыв планов создания общего военного подразделения ГУУАМ объясняется отсутствием четко сформулированных военных заданий в условиях нерешенного вопроса строительства нефтетранспортного корридора (который должен охраняться), нехваткой ресурсов для содержания общего подразделения, опять же, достаточно сильным противодействием со стороны России и практическим отсутствием поддержки со стороны США и НАТО.
<і>В среднесрочной перспективе объединение не превратится в военно-политический альянс как вследствие действия геополитических факторов, так и из-за ограниченных потенциальных возможностей его участников.
Однако, перспективой развития военной составляющей ГУУАМ пренебрегать нельзя.і> В случае реализации крупных совместных проектов в сфере экономики, энергетики, транспортных коммуникаций и возникновения угрозы военного характера, встанет и вопрос о защите общих интересов. Формат и масштабы военно-политического сотрудничества в этом случае будут определяться не только членами ГУУАМ, но и всеми участниками отмеченных проектов, другими государствами региона.
<і>По сравнению с военно-политическим и военным сотрудничеством контакты стран ГУУАМ в военно-технической сфере активнее, однако они осуществляются на двустороннем уровне.і>
В то же время в позициях стран-участниц существуют существенные разногласия, в частности, относительно создания зоны свободной торговли, "глубины" институализации ГУУАМ, а также перспектив и субъектов возможного расширения объединения. Эти разногласия нуждаются в согласовании.
Ялтинская Хартия закладывает основы дальнейшего организационного становления ГУУАМ, закрепляет консультативный характер отношений, и подробно не регламентирует организационные и контрольные механизмы реализации принятых решений;
заседание министров иностранных дел ( исполнительный орган) и Комитет национальных координаторов ( рабочий орган) не имеют действенных рычагов для эффективной реализации экономических решений ГУУАМ; для этого необходима координация усилий экономических, пограничных, таможенных и других ведомств стран-участниц;
нынешняя организационная структура ГУУАМ вряд ли сможет эффективно и в полном объеме обеспечить скоординированную межгосударственную поддержку стержневых транспортно-энергетических проектов, реализация которых является важной составляющей сотрудничества в рамках "пятерки".
Главной задачей нынешнего этапа развития ГУУАМ является трансформация активного политического диалога в весомые практические результаты.
<і>Эксперты УЦЭПИ предлагают следующие средства по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ГУУАМ:і>
· в соответствии с определенными приоритетами сотрудничества образовать специализированные органы ГУУАМ, с привлечением бизнес-структур под конкретные проекты в энергетической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, финансовой, научной, информационной, туристической и других сферах;
· внедрить практику регулярных рабочих встреч руководителей министерств и ведомств (промышленности, энергетики, финансов, транспорта, телекоммуникаций, науки, образования, туризма, а также пограничных и таможенных служб) стран-участниц;
· первую из таких встреч провести в рамках запланированного на 2001 г. правительственного Экономического форума ГУУАМ в Узбекистане. Проанализировать состояние сотрудничества, согласовать предложения по решению существующих проблем, определить приоритеты сотрудничества и конкретные мероприятия для включения их в Перспективный план работы ГУУАМ;
· в рамках правительственного форума в Узбекистане провести встречу представителей финансово-промышленных кругов стран ГУУАМ;
· осуществить комплексную оценку двусторонних документов с учетом определенных в Ялтинской Хартии приоритетов многостороннего сотрудничества, в частности, пересмотреть долгосрочные программы экономического сотрудничества стран ГУУАМ в плане упрочения направлений, которые будут содействовать реализации совместных проектов в рамках объединения;
· инициировать проведение межпарламентской конференции стран ГУУАМ для выяснения позиций, гармонизации законодательной базы стран ГУУАМ, налаживания многосторонних межпарламентских контактов;
· более эффективно использовать возможности стран-участниц для дипломатической поддержки контактов с третьими странами. В частности, Азербайджан мог бы содействовать сотрудничеству с Турцией; Украина - на европейском направлении, Узбекистан - с азиатскими государствами, Грузией и Молдовой, с перспективой привлечения в СОТ других стран ГУУАМ;
·включить в проект Положения об Информационном офисе ГУУАМ следующие позиции: информирование населения стран-участниц, мировой общественности о деятельности объединения, а также обеспечения информационного обмена в рамках ГУУАМ (путем подготовки материалов для СМИ, выпуска специальных бюллетеней, проведения пресс-конференций, информационной поддержки web-сайта ГУУАМ на двух рабочих языках объединения - английском и русском).
Очевидно, что процесс организационного становления ГУУАМ будет носить длительный характер; его форсирование - путем образования многих межгосударственных и сверхгосударственных органов (наподобие СНГ и ЕврАзЕС) - вряд ли является целесообразным. Перспективным для ГУУАМ является использование опыта не постсоветской административно-бюрократической интеграции, а европейской модели, которая предусматривает поэтапное создание исполнительных институций на базе профильных экономических объединений, в зависимости от объема решаемых задач.
Возможные сценарии развития ГУУАМ
Сценарий 1 (стагнация). Имеющиеся разногласия стран-участниц по ключевым вопросам сохраняются. Декларируемые цели сотрудничества не достигаются. Общие документы принимаются, но не выполняются. Стороны не в состоянии реализовать крупные совместные проекты. Третьи стороны не проявляют интереса к ГУУАМ, не оказывают ему финансовой поддержки. Периодичность встреч руководителей падает, встречи носят формальный характер. Объединение остается маловлиятельной консультативной структурой.
Сценарий 2 (распад). Разногласия стран-участниц усиливаются, меняются внешнеполитические приоритеты одной-двух стран вследствие неэффективности объединения, или/и под воздействием третьих государств. После принятия Ялтинской Хартии ни один значительный документ не подписывается. Совместные проекты не осуществляются. Страны-участницы сворачивают координацию действий в международных организациях. Третьи стороны игнорируют ГУУАМ. Количество членов объединения уменьшается. Его превращение в международную организацию теряет смысл. ГУУАМ прекращает свое существование.
Сценарий 3 (стойкое развитие). Страны-участницы преодолевают разногласия, мобилизируют внутренние ресурсы и налаживают эффективные механизмы сотрудничества, все это убеждает третьи стороны в дееспособности ГУУАМ. Объединение привлекается к стратегически важным проектам, усиливает позиции на международной арене. Утверждаются уставные документы, которые предусматривают углубление интеграции. Растет экономический и научно-технологический потенциал ГУУАМ. Организация выявляет стойкость к внешним воздействиям.
Очевидно ни один из этих сценариев не будет реализован в чистом виде. Страны-участницы сейчас <і>вышли на этап его организационного оформления, а поэтому не заинтересованы в развитии ГУУАМ согласно первым двум сценариям.і>
Необходимой предпосылкой стойкого развития ГУУАМ является поиск политических компромиссов путем отказа от конфронтационной риторики и даже от отдельных направлений сотрудничества, вызывающих обеспокоенность третьих государств. "Пятерка" должна достичь конкретных практических результатов, показать себя в состоянии содействовать экономическому развитию, упрочению безопасности в регионе.