Годовщина беззакония ради справедливости

Среда, 25 июля 2001, 15:12
Двадцать девятый номер газеты "Информбюллетень" ИБ" (Кременчуг, Полтавской области) ярко продемонстрировал, почему эту газету так не любит наш приснопамятный "гарант" всего, что только можно гарантировать. А не любит потому, что газета доказала - глава государства может оказывать незаконное и грубое давление на СМИ и на журналистов, требовать от своих подчиненных, чтобы они брали с него пример и не гнушались ничем ради выполнения незаконных приказов и прихотей, но это еще ничего не значит, если у людей есть мужество противостоять этому натиску.

Газета доказала, что "гарант" может приказывать что угодно, но даже в этой полурабской, придавленной страхом стране хамов и холуев, в которую Кучма на удивление легко и почти при общем молчаливом согласии превратил Украину, он не может стопроцентно гарантировать, что его приказы выполнят все без исключения.

В конце прошлой недели в Полтаве на "круглом столе" на тему "Полтавская
журналистика: тест на зрелость", где обсуждали проблему свободы слова в
области, редактор "Информбюллетеня" Тамара Просяник раздала присутствующим свою газету. В ней была напечатана редакционная статья: "У "Информбюллетеня" - юбилей. Год нелегальной печати..." Т.е. в стране, где цензура и давление на СМИ запрещены Конституцией, а гарантом этого выступает Кучма, газета уже год издается нелегально.

Более того, чтобы не подвергать опасности тех, кто все-таки осмеливается печатать издание, редакция не публикует исходящих данных о газете. А это является нарушением действующего законодательства о печатных СМИ. Однако Тамара Просяник дает себе отчет в том, что она делает: "Мы издаем газету как умеем. Мы знаем, что нарушаем действующее законодательство, но мы делаем это не по нашей вине - нас силой вытолкнули в неправовое поле. Нам не хотят официально объяснять, почему типографии отказываются нас печатать легально".

А случилось с газетой так потому, что о ней, как свидетельствуют записи майора Мельниченко, наш велеречивый "гарант" говорил летом прошлого года: "В Полтавской области, в Кременчуге... выпускает газету такую, бля, просто безумную. С карикатурами на президента, бля, грязными публикациями. То шо он не может... Службе безопасности вместе с прокуратурой возбудить уголовное дело... А зачем во время не докладывают? Мне привозят эту газету... Газету сюда, бля, привозят, а Служба ни ху... вообщє не докладывает. Ну вот самое интересное..."

А параллельно Кучма домогался от подчиненных, чтобы те разобрались и с "бля, грузином". И, как известно, "орлы боевые" дело сделали - Гия Гонгадзе был убит, а газету отказались печатать все, рассказывает Просяник, все 27 полтавских и кременчугских типографий. Более того, типографию частного
предприятия "Мельница" в Кременчуге, которая выпускала "Информбюллетень", закрыли и, наверное, чтобы мало не показалось, опутали ее колючей проволокой. Так она до сих пор и стоит. Как будто ждет, что каким-то чудом пожалуют в Кременчуг все те западные сторонники нашего "стратегического партнера", которые сегодня снова видят в нем залог стабильности. И за колючей проволокой оно, по-видимому, стабильно. И для Папы Римского, и для лорда Робертсона из НАТО, и для Кондолиззы Райс. Даже, если бы она не приехала, ничего страшного для "стабильного государства не произойдет" - глава Украины в приступе какого-то славянского постбрежневизма поехал целоваться с Путиним и Лукашенко...

Однако не в этом дело. История "Информбюллетеня" - это своеобразный наглядный пример тотального уничтожения СМИ всеми возможными средствами. С тех пор, как он впервые попал в поле зрения власти. Свою историю "ИБ" ведет с самиздата, который с конца восьмидесятых на украинском языке повествовал в русскоязычном Кременчуге, что есть такое государство Украина, в истории которой были не только шаровары имени Шарварко на юбилейных концертах перед партийно-коммунистическими бонзами. Потом газета "выросла", выходила на 28 полосах, у нее появилось дополнение "Кременчуг вечерний".

Но с 1994 года "ИБ" поддержал народного депутата Украины Григория
Омельченко, которому, в свою очередь, не очень понравился новый президент Леонид Кучма. И началось: Омельченко рассказывал общественности, кто Украиной руководит, толкая ее в бездну новейшей стагнации, а газета это аккуратно доносила до читателей. И в 1996 году неизвестные похитили всю редакционную компьютерную базу. А в прошлом году, к 10-летнему официальному юбилею со дня ее учреждения, уничтожили весь компьютерный архив. И газету отказались печатать во всех типографиях. Если журналисты изыскивали возможности где-то ее печатать, с газетой не церемонились. Неизвестные с удостоверениями СБУ забирали и уничтожали отпечатанный тираж. Такие же неизвестные следили за сотрудниками, и в этом же году Тамара Просяник попала в "неожиданную" автокатастрофу.

Но более всего "доставали" суды. Как говорит редактор Просяник, были годы, когда приходилось отбиваться от пятнадцати исков. Решением суда арестована даже ее личная квартира. Но вот второй феномен газеты времен кучманоидальной Украины - "ИБ" выиграл все суды!!! За исключением одного: журналисты не смогли доказать, что Кучма... уничтожает прессу. Ну, не смогли журналисты показать, как Кучма лично рвет какие-то газеты или журналы, и суд присудил заплатить 600 гривен. Вот, по-видимому, "взвились" в президентской администрации!

А наиболее удивительным, по-видимому, нужно все-таки считать иск, когда газету требовали наказать за оскорбление чести и достоинства президента, которое якобы нанесли Кучме карикатуры в "ИБ". Тогда суд собрал представителей полтавской творческой интеллигенции - литераторов, языковедов, художников, чтобы они осуществили своеобразную экспертизу карикатур. И художники признали: факта оскорбления президента не было. Суд отказал в иске, а генпрокурор Потебенько вынужден был сообщить об этом парламентерам.В общем, вышло так, как об этом позже красноречиво скажет сам "обиженный": "подонки, бля, подонки висшей мєри..." И, слава Богу, такие, по определению, сыскались и в Полтаве - не так стыдно заезжать в родной город, не все "лягли и просять"...

В газете осталось только пять работников, которые работают порой на голом энтузиазме. Однако сегодня газета выходит и, как уверяет ее редактор, будет выходить и далее. Ибо, с одной стороны, напуганные чиновники и прихвостни боятся даже заходить в помещение редакции, и газета существует как бы в вакууме. А, с другой, газета не просто имеет своих постоянных читателей на региональном уровне. Она вынуждена "мигрировать" в поисках типографий по всей Украине и поневоле увеличивает свой ареал распространения, находит сторонников в других областях. Важно то, что Тамара Просяник с коллегами убеждена в том, о чем говорит откровенно: "Ответить этой власти мы можем только выходом газеты. И мы будем издаваться любой ценой!"

Сегодня Тамара Просяник поневоле как бы колеблется между приступами пессимизма и оптимизма. Она убеждена, что говорить о свободе слова в Украине не стоит, ибо "страной руководят бандиты, а во главе их стоит человек, которому трудно судиться за оскорбление чести и совести ввиду полного отсутствия этих качеств ". "Но проблема не только в президенте, а и в этом народе, который ничего не хочет понимать", - говорит она.

Однако минуту спустя она же рассказала, что газете не давали ни одной рекламы, невзирая на довольно большую популярность - предприниматели просто боятся, и их можно, к сожалению, понять. Но в "юбилейном" номере реклама появилась - ее дало ОАО "Кременчугский завод технического углерода". Это, конечно, мелочишка, если сравнить с тем, что дерут с бизнесменов пропрезидентские информхолуи. Но ведь не деньги в этой рекламе важны. Важно то, что Кучма, топая ножками на Литвина, Смирнова, Радченко, или какого-то Потебенько, опять может шуметь о "подонках висшей мєри". Их становится больше, и это высочайшая справедливость и наиболее дорогое признание, которые честно заслужили Тамара Просяник с коллегами.

С праздником вас, Журналисты!



Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования